Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Жив курилка
Лента новостей 0:57 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  00:00   USD НАЛ. Покупка 65,48 Продажа 65,41 EUR НАЛ. 71,89 71,81 СМИ опубликовали видео двойного убийства на парковке в Москве Общество, Вчера, 23:33 Боевики ИГ заявили о сбитом в Ираке американском военном самолете Политика, Вчера, 23:26 Расследование РБК: как ввозили контрабанду через петербургскую таможню Бизнес, Вчера, 23:21 Бомба, мачете, топор: чем обернется для Меркель всплеск насилия в ФРГ Политика, Вчера, 23:06 На контрольный пакет «Башнефти» появился новый претендент Бизнес, Вчера, 22:39 Улюкаев опроверг подготовку альтернативы программе Кудрина Экономика, Вчера, 22:08 Информатор WADA Юлия Степанова попросила МОК пустить ее на Олимпиаду Политика, Вчера, 22:00 Пятеро за стеклом: чего ждать от стартовавшего процесса по «делу Немцова» Политика, Вчера, 21:49 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автобус Политика, Вчера, 21:34 Минобороны опровергло нарушение воздушного пространства Болгарии Политика, Вчера, 21:11 Правообладатели собрались подать в суд на Российское авторское общество Бизнес, Вчера, 21:07 После нападения на сотрудника полиции на юге Москвы возбудили дело Общество, Вчера, 20:43 Акционеры ЮКОСа отказались от борьбы за «православный» участок в Париже Экономика, Вчера, 20:16 Биржевой курс евро вырос до 72 руб. впервые с 27 июня Финансы, Вчера, 20:15 Минтранс подготовил предложения по возвращению чартеров в Турцию Общество, Вчера, 20:13 В Милане закрыли центральную станцию метро из-за подозрительного пакета Общество, Вчера, 19:44 Мутко попросил главу IAAF допустить «чистых» легкоатлетов до Олимпиады Общество, Вчера, 19:44 Розничная сеть «Магнит» проведет редизайн своих магазинов Бизнес, Вчера, 19:34 МИД Украины направил ноту протеста после поездки Медведева в Крым Политика, Вчера, 19:29 Трамп высмеял заявления о российском следе в утечке документов демократов Политика, Вчера, 19:25 ФСБ отвела приближенному Бастрыкина ключевую роль в «деле Шакро» Политика, Вчера, 19:22 СМИ назвали версию убийства пары на парковке в Москве Общество, Вчера, 19:10 Рынок нефти вступил в новый цикл спекулятивных продаж Экономика, Вчера, 19:00 На МКАД загорелся ТЦ «Вэйпарк» Общество, Вчера, 18:59 Китайский производитель солнечных батарей подал иск к «Роснано» Бизнес, Вчера, 18:57 Лаврову оказалась мала рубашка для торжественного приема на саммите АСЕАН Политика, Вчера, 18:53
Газета № 162 (1695) (0509) 5 сен 2013, 00:05
Денис Пузырев, Сергей Колобков
Жив курилка
У аэропортов есть шанс вернуть комнаты для курения
Фото: ИТАР-ТАСС

Профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин не курит, поэтому никогда не испытывал неудобств, оказавшись в аэропортах, где курение запрещено. Тем не менее он может помочь миллионам российских курильщиков, путешествующих воздушным транспортом. На этой неделе экспертная группа, возглавляемая г-ном Блинкиным, представила доклад с предложением отменить запрет на организацию курительных комнат в транзитных зонах российских аэропортов. По мнению экспертов, возвращение курилок может увеличить транзитный пассажиропоток через Россию между Европой и Азией.

Запрет на курение в российских аэропортах начал действовать с 1 июня этого года после вступления в силу антитабачного закона. Правда, как выяснила РБК daily, не все столичные аэропорты поспешили демонтировать свои курилки — в Шереметьево они до сих пор открыты. По иронии судьбы, курит как раз гендиректор Шереметьево Михаил Василенко, тогда как его коллеги из Домодедово Игорь Борисов и Виталий Ванцев из Внуково пропагандируют здоровый образ жизни.

По словам представителя Шереметьево Анны Захаренковой, большинство курилок в аэропорту в соответствии с законодательством были демонтированы. Между тем по одной курилке осталось в терминалах D, E и С. Г-жа Захаренкова утверждает, что в них остро нуждаются транзитные пассажиры, которые могут находиться в международной зоне от двух до десяти часов в ожидании стыковочного рейса. Источник, знакомый с ситуацией во Внуково, где нет курилок, отмечает, что пассажиры как курили, так и курят, но уже в туалетах. «Мы же не можем их арестовывать», — сетует он.

По мнению экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), запрет курительных комнат в транзитных зонах аэропортов будет тормозить их развитие. Такой вывод содержится в объемном докладе по оптимизации бюджетных расходов, подготовленном для Минфина. Одна из глав посвящена транспортной инфраструктуре. «Эти меры (запрет курилок — РБК daily) могут негативно сказаться на трансферном пассажиропотоке между Европой и Азией, поскольку для определенной части пассажиров невозможность покурить в пункте остановки, с учетом длительности транзитного перелета, может стать решающим при выборе маршрута», — говорится в тексте доклада.

«Такие выводы сделали наши авиационные эксперты», — рассказал РБК daily руководитель экспертной группы, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«Они опирались на данные социологических исследований, которые показали, что существует огромное количество людей, подверженных этой привычке и страдающих при пересадках, если они лишены возможности покурить, — продолжил эксперт. — Пассажиры зачастую выбирают маршрут перелета исходя из наличия или отсутствия курительных комнат в том или ином аэропорту». По словам г-на Блинкина, сам он к числу таких пассажиров не относится. «Сам я, к счастью, не курю», — порадовался он.

Социологические наработки экспертов ВШЭ подтверждают менеджеры европейских аэропортов. «Принимая решение о сохранении курительных комнат, мы руководствовались тем, что значительное число наших клиентов являются курильщиками, — рассказал РБК daily директор департамента развития международного аэропорта Мюнхена Александр Шроль. — Мы не поддерживаем курение, но и не считаем борьбу с этой вредной привычкой задачей, которую должны выполнять аэропорты». По словам г-на Шроля, запрет курения в ряде крупных европейских аэропортов, в частности в лондонском Хитроу, обеспечил мюнхенскому аэроузлу дополнительный приток транзитных пассажиров.

«Мы исходили из того, что запрет курительных комнат не только создаст неудобства значительному числу наших клиентов, но и негативно скажется на нашем бизнесе, — рассказал РБК daily директор по маркетингу международного аэропорта Цюриха Патрик Граф. — Если бы запрет был введен, мы бы вынуждены были увеличить число секьюрити, дежурящих в транзитных зонах, которые бы следили за его соблюдением, например в туалетах, а это дополнительные расходы. К тому же практика аэропортов, запретивших курение, показала, что это ведет к сокращению доходов от неавиационной коммерции — магазинов duty free и кафе: курящие пассажиры до последнего оттягивают проход в зону вылета, где у них уже не будет возможности покурить, и у них не остается времени перед посадкой, чтобы потратить там свои деньги».

Особый статус транзитных зон международных аэропортов позволяет их руководству самостоятельно принимать решения о возможности организации курительных комнат. По данным агентства АвиаПорт, курилки не подпали под запрет в 14 странах ЕС.

По мнению экспертов ВШЭ, демонтировав курительные комнаты, российские аэропорты оказались в проигрышном положении по сравнению с конкурентами, в частности с аэропортом Дубай, также крупным пересадочным узлом между Европой и Азией, где расположена одна из крупнейших в мире авиакурилок площадью 250 кв. м.

К тому же Внуково, закрыв курилки, уже потеряло дополнительные рекламные доходы. «На курительных станциях располагалась дорогая реклама. И это приносило дополнительные доходы аэро­порту», — пояснила представитель Внуково Елена Крылова. В Домодедово курительные комнаты не были брендированными, поэтому прибыль аэропорту не приносили.

В Минздраве затруднились предоставить оперативный комментарий по предложениям экспертов ВШЭ.