Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Жив курилка
Лента новостей 5:51 МСК
Сирия направила в ООН протест против авиаударов коалиции во главе с США Политика, 05:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  05:00   USD НАЛ. Покупка 56,62 Продажа 56,60 EUR НАЛ. 63,40 63,31 В США на аукционе продали самолет Элвиса Пресли Общество, 04:38 Террористическая группировка «Ансар аш-Шариа» заявила о самороспуске Общество, 03:49 СМИ узнали о плане Трампа по борьбе с политическим кризисом Политика, 03:28 Омбудсмен призвала не спекулировать на теме задержания ребенка в Москве Общество, 03:24 В Белграде произошел мощный взрыв Общество, 02:26 В США погибла мать основателя Uber Общество, 02:05 Полиция опубликовала фото устроившего теракт в Манчестере смертника Общество, 02:02 СМИ узнали об отправке третьего авианосца США к берегам Северной Кореи Политика, 01:37 AP узнало детали предложения США создать секретный канал связи с Россией Политика, 01:02 Число жертв взрыва на нефтебазе в Ленинградской области возросло до трех Общество, 00:45 Макрон заявил о намерении вести «требовательный диалог» с Россией Политика, 00:18 Глава British Airways назвал причину масштабного компьютерного сбоя Общество, 00:04 В США скончался основатель группы The Allman Brothers Band Грегг Оллман Общество, Вчера, 23:58 Полиция применила слезоточивый газ против протестующих на саммите G7 Общество, Вчера, 23:32 Во Франции вандалы осквернили могилу Шарля де Голля Общество, Вчера, 23:17 Дональд Трамп завершил первую зарубежную поездку в статусе президента Политика, Вчера, 23:02 Зюганова переизбрали председателем КПРФ Политика, Вчера, 22:11 В Австрии оползень заблокировал 17 человек в ущелье Общество, Вчера, 21:30 Российский режиссер получил награду на кинофестивале в Каннах Общество, Вчера, 20:57 ВВС Британии подняли истребители по тревоге из-за российских самолетов Политика, Вчера, 20:53 Умерла старейшая актриса России Общество, Вчера, 20:31 В Севастополе состоялся митинг против проекта генплана города Общество, Вчера, 20:12 British Airways отменила все рейсы в аэропортах Хитроу и Гатвик Общество, Вчера, 20:06 Китайские инвесторы заинтересовались строительством тоннеля в Крым Финансы, Вчера, 19:47 Успех изгнанника: как Збигнев Бжезинский создавал облик современного мира Максим Артемьев историк, журналист Мнение, Вчера, 19:23 Google предупредил Дурова о попытках взлома «правительственными» хакерами Технологии и медиа, Вчера, 19:20
Газета № 162 (1695) (0509) 5 сен 2013, 00:05
Денис Пузырев, Сергей Колобков
Жив курилка
У аэропортов есть шанс вернуть комнаты для курения
Фото: ИТАР-ТАСС

Профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин не курит, поэтому никогда не испытывал неудобств, оказавшись в аэропортах, где курение запрещено. Тем не менее он может помочь миллионам российских курильщиков, путешествующих воздушным транспортом. На этой неделе экспертная группа, возглавляемая г-ном Блинкиным, представила доклад с предложением отменить запрет на организацию курительных комнат в транзитных зонах российских аэропортов. По мнению экспертов, возвращение курилок может увеличить транзитный пассажиропоток через Россию между Европой и Азией.

Запрет на курение в российских аэропортах начал действовать с 1 июня этого года после вступления в силу антитабачного закона. Правда, как выяснила РБК daily, не все столичные аэропорты поспешили демонтировать свои курилки — в Шереметьево они до сих пор открыты. По иронии судьбы, курит как раз гендиректор Шереметьево Михаил Василенко, тогда как его коллеги из Домодедово Игорь Борисов и Виталий Ванцев из Внуково пропагандируют здоровый образ жизни.

По словам представителя Шереметьево Анны Захаренковой, большинство курилок в аэропорту в соответствии с законодательством были демонтированы. Между тем по одной курилке осталось в терминалах D, E и С. Г-жа Захаренкова утверждает, что в них остро нуждаются транзитные пассажиры, которые могут находиться в международной зоне от двух до десяти часов в ожидании стыковочного рейса. Источник, знакомый с ситуацией во Внуково, где нет курилок, отмечает, что пассажиры как курили, так и курят, но уже в туалетах. «Мы же не можем их арестовывать», — сетует он.

По мнению экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), запрет курительных комнат в транзитных зонах аэропортов будет тормозить их развитие. Такой вывод содержится в объемном докладе по оптимизации бюджетных расходов, подготовленном для Минфина. Одна из глав посвящена транспортной инфраструктуре. «Эти меры (запрет курилок — РБК daily) могут негативно сказаться на трансферном пассажиропотоке между Европой и Азией, поскольку для определенной части пассажиров невозможность покурить в пункте остановки, с учетом длительности транзитного перелета, может стать решающим при выборе маршрута», — говорится в тексте доклада.

«Такие выводы сделали наши авиационные эксперты», — рассказал РБК daily руководитель экспертной группы, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«Они опирались на данные социологических исследований, которые показали, что существует огромное количество людей, подверженных этой привычке и страдающих при пересадках, если они лишены возможности покурить, — продолжил эксперт. — Пассажиры зачастую выбирают маршрут перелета исходя из наличия или отсутствия курительных комнат в том или ином аэропорту». По словам г-на Блинкина, сам он к числу таких пассажиров не относится. «Сам я, к счастью, не курю», — порадовался он.

Социологические наработки экспертов ВШЭ подтверждают менеджеры европейских аэропортов. «Принимая решение о сохранении курительных комнат, мы руководствовались тем, что значительное число наших клиентов являются курильщиками, — рассказал РБК daily директор департамента развития международного аэропорта Мюнхена Александр Шроль. — Мы не поддерживаем курение, но и не считаем борьбу с этой вредной привычкой задачей, которую должны выполнять аэропорты». По словам г-на Шроля, запрет курения в ряде крупных европейских аэропортов, в частности в лондонском Хитроу, обеспечил мюнхенскому аэроузлу дополнительный приток транзитных пассажиров.

«Мы исходили из того, что запрет курительных комнат не только создаст неудобства значительному числу наших клиентов, но и негативно скажется на нашем бизнесе, — рассказал РБК daily директор по маркетингу международного аэропорта Цюриха Патрик Граф. — Если бы запрет был введен, мы бы вынуждены были увеличить число секьюрити, дежурящих в транзитных зонах, которые бы следили за его соблюдением, например в туалетах, а это дополнительные расходы. К тому же практика аэропортов, запретивших курение, показала, что это ведет к сокращению доходов от неавиационной коммерции — магазинов duty free и кафе: курящие пассажиры до последнего оттягивают проход в зону вылета, где у них уже не будет возможности покурить, и у них не остается времени перед посадкой, чтобы потратить там свои деньги».

Особый статус транзитных зон международных аэропортов позволяет их руководству самостоятельно принимать решения о возможности организации курительных комнат. По данным агентства АвиаПорт, курилки не подпали под запрет в 14 странах ЕС.

По мнению экспертов ВШЭ, демонтировав курительные комнаты, российские аэропорты оказались в проигрышном положении по сравнению с конкурентами, в частности с аэропортом Дубай, также крупным пересадочным узлом между Европой и Азией, где расположена одна из крупнейших в мире авиакурилок площадью 250 кв. м.

К тому же Внуково, закрыв курилки, уже потеряло дополнительные рекламные доходы. «На курительных станциях располагалась дорогая реклама. И это приносило дополнительные доходы аэро­порту», — пояснила представитель Внуково Елена Крылова. В Домодедово курительные комнаты не были брендированными, поэтому прибыль аэропорту не приносили.

В Минздраве затруднились предоставить оперативный комментарий по предложениям экспертов ВШЭ.