Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Жив курилка
Лента новостей 22:59 МСК
«Роснефть» попросила Путина изменить закон о «дочках» иностранных банков Бизнес, 22:13 Лучшие предложения рынка наличной валюты  22:00   USD НАЛ. Покупка 58,23 Продажа 58,25 EUR НАЛ. 61,58 61,55 Глава МИД Великобритании призвал усилить давление на Россию из-за Крыма Политика, 21:57 Французские центристы приостановили поддержку Фийона Политика, 21:53 Опра Уинфри рассказала о президентских амбициях Общество, 21:44 Донбасский передел: как меняют управление на украинских предприятиях Политика, 21:36 CNN назвала имя предполагаемого нового посла США в России Политика, 21:32 В Кургане группа нетрезвых мужчин напала на водителя скорой Общество, 21:22 Ford заявил о сокращении двух третей сотрудников завода в Великобритании Бизнес, 21:14 Гуманитарный кризис в Йемене: как страна оказалась на грани выживания Фотогалерея, 21:13 Костин подтвердил информацию о продаже ННК Худайнатова Бизнес, 21:12 Американский генерал сообщил о налете ВКС на отряды оппозиции в Эль-Бабе Политика, 21:11 Глава Еврокомиссии назвал пять сценариев развития ЕС после Brexit Политика, 21:02 Самыми высокооплачиваемыми служащими Росстат назвал аппарат правительства Общество, 20:52 МИД России назвал неожиданным решение об отзыве посла Молдавии Политика, 20:51 США рассказали об обсуждении с Турцией освобождения Ракки Политика, 20:46 СМИ сообщили о гибели 13 собак из-за пожара в приюте Общество, 20:33 Игорь Чайка — РБК: «Отец мне помогает подзатыльниками» Интервью, 20:19 «Нафтогаз» решил присоединиться к иску против увеличения поставок по OPAL Экономика, 20:10 «МегаФон» купил трех сотовых операторов в Поволжье Технологии и медиа, 20:06 Бинбанк устранил проблемы с повторным списанием средств с карт Финансы, 20:04 В Петербурге перегородивший дорогу скорой водитель лишился прав Общество, 20:02 «Роснефть» отложила поставки нефти на Кубу до получения фингарантий Бизнес, 19:56 Больше половины россиян заявили о недоверии к новостям по телевизору Общество, 19:56 Украинский завод обратился за углем к России из-за блокады Донбасса Общество, 19:25 Evraz подтвердил планы продать «дочку» в порту Находка Бизнес, 19:21 Замглавы Минобороны обсудил с послом Франции военное сотрудничество Политика, 19:14 Правительство Молдавии отозвало посла из России Политика, 19:10
Газета № 162 (1695) (0509) 5 сен 2013, 00:05
Денис Пузырев, Сергей Колобков
Жив курилка
У аэропортов есть шанс вернуть комнаты для курения
Фото: ИТАР-ТАСС

Профессор Высшей школы экономики Михаил Блинкин не курит, поэтому никогда не испытывал неудобств, оказавшись в аэропортах, где курение запрещено. Тем не менее он может помочь миллионам российских курильщиков, путешествующих воздушным транспортом. На этой неделе экспертная группа, возглавляемая г-ном Блинкиным, представила доклад с предложением отменить запрет на организацию курительных комнат в транзитных зонах российских аэропортов. По мнению экспертов, возвращение курилок может увеличить транзитный пассажиропоток через Россию между Европой и Азией.

Запрет на курение в российских аэропортах начал действовать с 1 июня этого года после вступления в силу антитабачного закона. Правда, как выяснила РБК daily, не все столичные аэропорты поспешили демонтировать свои курилки — в Шереметьево они до сих пор открыты. По иронии судьбы, курит как раз гендиректор Шереметьево Михаил Василенко, тогда как его коллеги из Домодедово Игорь Борисов и Виталий Ванцев из Внуково пропагандируют здоровый образ жизни.

По словам представителя Шереметьево Анны Захаренковой, большинство курилок в аэропорту в соответствии с законодательством были демонтированы. Между тем по одной курилке осталось в терминалах D, E и С. Г-жа Захаренкова утверждает, что в них остро нуждаются транзитные пассажиры, которые могут находиться в международной зоне от двух до десяти часов в ожидании стыковочного рейса. Источник, знакомый с ситуацией во Внуково, где нет курилок, отмечает, что пассажиры как курили, так и курят, но уже в туалетах. «Мы же не можем их арестовывать», — сетует он.

По мнению экспертов Высшей школы экономики (ВШЭ), запрет курительных комнат в транзитных зонах аэропортов будет тормозить их развитие. Такой вывод содержится в объемном докладе по оптимизации бюджетных расходов, подготовленном для Минфина. Одна из глав посвящена транспортной инфраструктуре. «Эти меры (запрет курилок — РБК daily) могут негативно сказаться на трансферном пассажиропотоке между Европой и Азией, поскольку для определенной части пассажиров невозможность покурить в пункте остановки, с учетом длительности транзитного перелета, может стать решающим при выборе маршрута», — говорится в тексте доклада.

«Такие выводы сделали наши авиационные эксперты», — рассказал РБК daily руководитель экспертной группы, директор Института экономики транспорта и транспортной политики ВШЭ Михаил Блинкин.

«Они опирались на данные социологических исследований, которые показали, что существует огромное количество людей, подверженных этой привычке и страдающих при пересадках, если они лишены возможности покурить, — продолжил эксперт. — Пассажиры зачастую выбирают маршрут перелета исходя из наличия или отсутствия курительных комнат в том или ином аэропорту». По словам г-на Блинкина, сам он к числу таких пассажиров не относится. «Сам я, к счастью, не курю», — порадовался он.

Социологические наработки экспертов ВШЭ подтверждают менеджеры европейских аэропортов. «Принимая решение о сохранении курительных комнат, мы руководствовались тем, что значительное число наших клиентов являются курильщиками, — рассказал РБК daily директор департамента развития международного аэропорта Мюнхена Александр Шроль. — Мы не поддерживаем курение, но и не считаем борьбу с этой вредной привычкой задачей, которую должны выполнять аэропорты». По словам г-на Шроля, запрет курения в ряде крупных европейских аэропортов, в частности в лондонском Хитроу, обеспечил мюнхенскому аэроузлу дополнительный приток транзитных пассажиров.

«Мы исходили из того, что запрет курительных комнат не только создаст неудобства значительному числу наших клиентов, но и негативно скажется на нашем бизнесе, — рассказал РБК daily директор по маркетингу международного аэропорта Цюриха Патрик Граф. — Если бы запрет был введен, мы бы вынуждены были увеличить число секьюрити, дежурящих в транзитных зонах, которые бы следили за его соблюдением, например в туалетах, а это дополнительные расходы. К тому же практика аэропортов, запретивших курение, показала, что это ведет к сокращению доходов от неавиационной коммерции — магазинов duty free и кафе: курящие пассажиры до последнего оттягивают проход в зону вылета, где у них уже не будет возможности покурить, и у них не остается времени перед посадкой, чтобы потратить там свои деньги».

Особый статус транзитных зон международных аэропортов позволяет их руководству самостоятельно принимать решения о возможности организации курительных комнат. По данным агентства АвиаПорт, курилки не подпали под запрет в 14 странах ЕС.

По мнению экспертов ВШЭ, демонтировав курительные комнаты, российские аэропорты оказались в проигрышном положении по сравнению с конкурентами, в частности с аэропортом Дубай, также крупным пересадочным узлом между Европой и Азией, где расположена одна из крупнейших в мире авиакурилок площадью 250 кв. м.

К тому же Внуково, закрыв курилки, уже потеряло дополнительные рекламные доходы. «На курительных станциях располагалась дорогая реклама. И это приносило дополнительные доходы аэро­порту», — пояснила представитель Внуково Елена Крылова. В Домодедово курительные комнаты не были брендированными, поэтому прибыль аэропорту не приносили.

В Минздраве затруднились предоставить оперативный комментарий по предложениям экспертов ВШЭ.