Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Якунин vs угольщики
Лента новостей 4:12 МСК
СМИ назвали возможного виновника ДТП с участием Караченцова Общество, 03:36 SpaceX отправит двух космических туристов на Луну в 2018 году Технологии и медиа, 02:08 Mozilla приобрела сервис для откладывания чтения Pocket Общество, 01:57 СБУ допросила Савченко после ее визита в ДНР Политика, 01:33 Трамп заявил об отсутствии своих звонков в России за «последние 10 лет» Политика, 00:59 Антон Силуанов — РБК: «Не хочется наступать на старые грабли» Интервью, 00:43 В Киеве обрушился мост над проспектом Победы Общество, 00:07 Совладелец «Азбуки вкуса» снизит долю в АТБ из-за требований Банка России Финансы, 00:06 Максим Топилин — РБК: «Неверно считать пенсионную систему дефицитной» Интервью, 00:03 Министр труда предложил вернуть в России страхование от безработицы Экономика, 00:02 1 марта пройдет апелляция РБК — «Роснефть» Бизнес, 00:00 Самолет США провел трехчасовую разведку у российских границ на Балтике Политика, Вчера, 23:32 Бизнесмены на форуме в Сочи рассказали Медведеву о своих проблемах Бизнес, Вчера, 22:23 Клинцевич заявил об отсутствии у России планов о гонке вооружений с США Политика, Вчера, 22:19 АСВ обнаружило в Евроситибанке дыру в 9 млрд руб. Экономика, Вчера, 22:07 О чем спорят участники женевских переговоров по Сирии Политика, Вчера, 21:59 О чем говорили чиновники в первый день сочинского форума Экономика, Вчера, 21:58 В Австрии чеченца приговорили к 2,5 года тюрьмы за участие в боях в Сирии Общество, Вчера, 21:52 Почти две трети американцев осудили манеру ведения Twitter Трампа Общество, Вчера, 21:32 Актер Николай Караченцов госпитализирован после ДТП в Подмосковье Общество, Вчера, 21:15 Никифоров предложил главе «Ростелекома» Калугину стать его заместителем Общество, Вчера, 21:12 В Филадельфии вандалы повредили порядка 500 могил на еврейском кладбище Общество, Вчера, 21:09 «Роснефть» отложит решение о будущем своих НПЗ в ожидании льгот Бизнес, Вчера, 21:07 Орешкин решил не искать замену уволенному замминистра по макроэкономике Экономика, Вчера, 21:02 Водителю Porsche предъявили обвинение из-за ДТП со смертельным исходом Общество, Вчера, 21:00 ЛУКОЙЛ увеличит количество заправок в Турции Бизнес, Вчера, 20:57 Хлопонин рассказал о последствиях введения акциза на лосьоны Бизнес, Вчера, 20:45 Ольга Голодец — РБК: «Людям нужно хорошо платить и думать об инвестициях» Интервью, Вчера, 20:44
Газета № 155 (1688) (2708) 27 авг 2013, 00:05
Инга Воробьева, Кемерово
Якунин vs угольщики
Глава РЖД не согласен решать проблемы одной отрасли за счет другой
Фото: ИТАР-ТАСС

Главы угольных компаний вместе с министром энергетики Александром Новаком пытались убедить президента: тарифы ОАО «РЖД» велики, а, учитывая падающие цены на уголь, могут стать и неподъемными. «РЖД и без того возят уголь себе в убыток», — ответил им Владимир Якунин, сославшись на 79 млрд руб. убытка, и согласился давать скидку инвесторам в инфраструктуру, только если они сами будут ее обслуживать.

Цены на уголь продолжают падать второй год подряд, прибыль российских компаний сведена к нулю, а некоторые ушли в минус, рассказали Владимиру Путину на президентской комиссии по развитию ТЭКа. В Кемерово было приглашено около 60 человек (все ключевые министры, помощники президента, бизнесмены и профсоюзные лидеры).

«Объем добычи и производительность лучше, чем в советские времена», — с удовлетворением отметил президент. Проблемы в сбыте — экспорт растет (плюс 17%), но внутренний рынок проседает (на 7% за последние пять лет). «Ситуация если и не критическая, то тревожная как минимум», — отметил Путин. И призвал экспортеров, несмотря на падающие цены, крепко стоять на завоеванных позициях: «Вернуться будет сложно, если вообще возможно».

При сбыте угля как на внутренний, так и на внешний рынок проблемы одни: не хватает железных дорог, средняя скорость движения поездов чрезвычайно низкая, а тарифы высокие. «Почему угольщики построили участок дороги, а потом должны платить как все? Где стимул для инвестиций?» — удивился Путин.

Рентабельность угольных активов вызывает опасение, заявил министр энергетики Александр Новак. «В 2013 году прибыль компаний к нулю сведена, ранее они от 70 млрд до 130 млрд руб. в год получали прибыль до уплаты налогов, — подсчитал министр. — Доля транспортных расходов при экспорте составляет 50—55%. Необходимо наконец перейти на долгосрочное тарифное регулирование».

По прогнозам экспертов, доля угля в мировом энергопотреблении упадет с 24 до 18%, но с ростом спроса продажи все равно будут расти на 0,8% год. «Конкуренция обостряется, — продолжил Новак. — Необходимо повышать конкурентоспособность и стимулировать внутренний рынок потребления, модернизировать железнодорожную и портовую инфраструктуру, давать преференции для новых месторождений».

Уголь — пятый по выручке при экспорте 13 млрд долл. в год, напомнил гендиректор Сибирской угольной энергетической компании Владимир Рашевский. Но цены только в 2012 году упали на 20%, а если взять в расчет предыдущий год, то это минус 40—60%. Убыток компаний от экспорта — 3,5 млрд руб. При этом Россия не уникальна: 30% экспортно-ориентированных отраслей мира работает в убыток. Спасает запас прочности, заложенный в тучные годы. «Но цены падают второй год подряд, и просвета не видно», — вздохнул Рашевский. «Железнодорожный тариф в перспективе будет иметь определяющее значение, — информировал он президента. — Скачок, и нас это немедленно выбивает с рынка». Из рецептов он предложил долгосрочный тариф и скидку, если компания инвестирует в железнодорожную инфраструктуру. Согласился с ним и глава совета директоров угольной компании «Кузбассразрезуголь» Андрей Бокарев.

Глава РЖД Владимир Якунин ответил на это, что доходная ставка на перевозку каменного угля на 68% ниже других, даже ниже себестоимости. «Убытки от перевозки каменного угля составили 79 млрд руб.», — доложил он президенту, отметив, что проблемы угольной отрасли за счет РЖД не решить. Скидку компаниям, инвестирующим в железную дорогу, Якунин согласился дать, только если они будут обслуживать построенную инфраструктуру. «Иначе мы все равно будем в убытке», — сокрушался он.

Путин согласился, что решать проблемы одной отрасли за счет другой — себе в убыток. И предложил правительству найти баланс. А насчет уже построенных за счет угольных компаний участков железной дороги усомнился. «Как в анекдоте: что, конвертики уже ничего не стоят? — недоумевал президент. — Деньги-то компании уже вложили!». А самим угольным компаниям предложил «прописаться» в России, а не где-то в офшорах. «Во всем мире во­прос ставится именно так, — продолжил Путин. — Цивилизованный подход: налоги платятся по месту ведения бизнеса, тем более если речь идет о недрах».