Лента новостей
РАН подготовила лунную программу России до 2050 года 14:27, Статья Cookies в России. Что важно знать владельцу сайта на 2024 год 14:26, Статья В Симферополе на путях загорелись цистерны 14:22, Статья НКР повысило рейтинг «Капитал Life» с AA-.ru до AA.ru 14:19 В Госдуме предложили сажать за диверсии на 35 лет 14:18, Статья Bloomberg рассказал о подготовке Швеции к войне 14:18, Статья ЦСКА в ролике к дерби со «Спартаком» высмеял отсутствие Промеса и Джикии 14:12, Статья В правительстве одобрили продажу активов Hugo Boss в России 14:12, Статья Россияне стали чаще оформлять брачные договоры и делить имущество 14:06, Статья Песков заявил о неприемлемости ситуации с Turkish Airlines 14:06, Статья Четыре документа, без которых ООО не сможет уменьшить уставный капитал 14:05, Статья Как бизнесу помогают электронные торговые площадки 14:00 НКР повысило рейтинг ТГК-14 до A-.ru 13:59 Tether будет блокировать USDT на подсанкционных кошельках 13:54, Статья Ямайка признала Палестину суверенным государством 13:53, Новость Агент подтвердил интерес «Локомотива» к экс-форварду «Реала» 13:52, Статья Акции владельца брендов Gucci и Balenciaga рухнули на 10% 13:47, Статья Кремль назвал «камуфляжем» перевод заводов Британии на военные рельсы 13:44, Новость
Газета
Курсом древних галер
Газета № 091 (1624) (2805) Общество,
0

Курсом древних галер

Продолжение путешествия на яхте по Эгейскому морю
Фото: Владимир Гаврилов
Фото: Владимир Гаврилов

Геликарнас, ныне турецкий Бодрум, в стародавние времена считался воротами на ионийское побережье Малой Азии. И если одни ворота представляли собою крепость у входа в бухту, то противоположная часть пролива запиралась аналогичной крепостью на острове Кос. Когда во время осады войска Александра Македонского пробили брешь в стене Геликарнаса и вступили в город, его защитники переправились на противоположный остров. Нам предстояло пройти путем этих героических воинов. Армада яхт Volvo двинулась от Геликарнаса к острову Кос.

КТО НА МОРЕ ВСЕХ ГЛАВНЕЙ?

Море — штука опасная, и не удивительно, что законы здесь тоже суровые. Даже небольшая лодка подчиняется регламентам морского права, и, вступая на палубу, надо помнить, что вот этот хороший человек, с которым мило беседовал вчера за чашкой чая, здесь капитан, наделенный колоссальными полномочиями. Хороший капитан — это и отец родной, и унтер, и судья.

Бывает, что капитан приходит в незнакомый «сырой» коллектив с нерасписанными социальными ролями и в его обязанности входит сложная задача сформировать из кружка незнакомых людей экипаж. Бывает, что этот кружок представлен очень авторитетными в миру людьми и нередко «уважаемые боссы» в тесном замкнутом пространстве начинают «меряться брендами». Процесс притирки начинается с чисто армейских воплей: «Хватай, не стой! Принеси, быстрей!»

Соседи по стоянке так принялись орать с самого утра на тренировке и продолжили при выходе с пирса. При этом каждый старался перекричать друг друга. Дело не шло, якорная цепь не вытягивалась, кормовые не отдавались, яхта вертелась как волчок.

Вообще, капитан имеет право применить силу и изолировать буянов. Он — единственный пред­ставитель власти на борту, воплощающий в своем лице все ипостаси огромного государства.

Наш прославленный капитан, участник многих регат, чемпион и отличный товарищ Дмитрий Самойлов полушутя, полусерьезно перечислял свои заслуги: «Одного матроса я бил ногами. Двоих генеральных директоров высек ремнем за драку в кают-компании и еще сбросил за борт корреспондентку, которая попыталась сфотографировать нечто нежелательное». Со всеми из перечисленных персонажей у капитана сохранились отличные отношения.

Первый переход регаты выдался на удивление благополучным. Солнце застилалось небольшой дымкой, ветерок весело дул в паруса, но качки не было, и лодка струилась по ровной глади воды, как уточка по пруду, со скоростью примерно 3—4 узла. То здесь, то там попадались небольшие острова, солнце покрывало Эгейское море миллионами отблесков своих лучей, а волны нежно шлепали по борту лодки.

ОТВАЖНЫЕ «КОСАТИКИ»

Каждый участок моря здесь пропитан историей. Например, пролив между Геликарнасом и островом Кос — свидетель того, как жители этого острова собрали 30 галер и отправили их в составе объединенного греческого флота покорять Трою. Вернулись далеко не все. Много позже, во время завоевательного похода Александра Македонского, геликарнасский гарнизон совершил здесь отчаянный переход под носом у македонской эскадры.

Затем, в 258 году до н.э., в ходе войны эллинистических Македонии и Египта, отколовшихся от империи Александра, в сражении у острова Кос македонский флот разгромил египетские корабли с десантом, направлявшиеся на греческое побережье.

Отметились в этом уголке Средиземного моря и крестоносцы. После взятия Константинополя остров и крепость на нем превратились в опорный пункт венецианцев. Власть западных рыцарских орденов продлилась почти 200 лет.

Самым же знаменитым морским сражением, которым греки гордятся до сих пор, является битва 1824 года между греческим флотом и объединенными силами из Турции, Алжира, Египта и Туниса. Победа осталась за греками, остатки турецких кораблей укрылись в Бодруме, а дно пролива до сих пор усеяно останками погибших судов, привлекающих внимание дайверов.

Столь бурная военная история наложила свой отпечаток на жизнь острова Кос. Еще со времен Троянской войны здесь возник культ бога врачевания Асклепия. Здесь родился и учился знаменитый доктор Гиппократ.

В античные времена на острове находилась знаменитая клиника Асклепион, куда съезжались лечиться представители высшей элиты Греции и Рима. Асклепион выполнял роль и учебного заведения. Кстати говоря, в городе есть дерево, которое посадил сам Гиппократ в саду своей медицинской школы.

При подходе к городу первой открывается мощная крепость, которая была возведена в XIII веке рыцарями. Ее стены сложены из крепких блоков известняка. Крепость и сейчас имеет свой греческий гарнизон, который с недоверием посматривает на открывающееся на горизонте турецкое побережье.

После швартовки к пирсу тут же начало смеркаться. С непривычки экипаж валился с ног. Пришло время разбредаться по каютам. На нашей яхте их всего четыре, а членов экипажа восемь. Поэтому на тесных койках умещаемся вдвоем. Не выдерживающие тесноты, храпа и духоты уходят спать в кают-компанию на лавки.

В ночной темноте наши беспокойные соседи по пирсу стали вновь выяснять отношения. Их говор разлетался раскатистым эхом по спокойной марине (лодочной стоянке): «Кто тебе сказал, то я хочу спать со шкипером?.. (крепкое дворовое ругательство). — Я с ним спать не буду!»

Луна вышла из-за горизонта. С бухты потянуло свежим ветерком, волны забились о борта пришвартованных лодок. Что же будет дальше?