Лента новостей
В Финляндии закроют музей Ленина, который проработал 78 лет 19:35, Статья Суд вынес приговор вылившему зеленку в урну с бюллетенями пенсионеру 19:31, Статья В Шебекино трое мужчин пострадали из-за взрыва дрона-камикадзе 19:29, Новость Суд решил выдворить преследовавшего девушек в Челябинске мигранта 19:25, Новость В Москве врачи скорой не смогли вынести из дома 300-килограммовую женщину 19:09, Новость Arkham обнаружила забытые в блокчейн-мостах активы на миллионы долларов 19:08, Статья В Харькове вновь прозвучал взрыв 18:45, Новость В Волгоградской области отменили праздничные мероприятия 1 и 9 мая 18:37, Новость Украина единоразово получит от США оружие на $1 млрд 18:37, Статья Ураган с градом и ливнем обрушился на Татарстан. Видео 18:29, Новость Премьер Британии пообещал перевести заводы на военные рельсы 18:21, Статья В прокуратуре Нидерландов ответили на вопрос об экстрадиции Промеса 18:18, Статья Премьер Австралии назвал Маска «чванливым миллиардером» 18:12, Новость Главреда театрального журнала оштрафовали по делу о дискредитации армии 18:01, Статья Аксенов предложил возложить ответственность за мигрантов на работодателей 17:52, Новость Дома снова покосились: новые кадры землетрясения на Тайване 17:51, Новость Названы города, где для ипотеки нужно получать две-три средних зарплаты 17:46, Статья Бывший тренер «Спартака» продлил контракт с «Астон Виллой» 17:42, Статья
Газета
Москва замедляет ход
Газета № 090 (1623) (2705) Общество,
0

Москва замедляет ход

Правительству предлагают отказаться от финансирования ВСМ в пользу МТУ
Фото: РБК
Фото: РБК

Московские власти не преминули воспользоваться туманными перспективами проекта высокоскоростных железнодорожных магистралей (ВСМ). Как стало известно РБК daily, мэр столицы Сергей Собянин предложил премьер-министру Дмитрию Медведеву перенаправить деньги, предназначенные для ВСМ, на развитие Московского транспортного узла (МТУ). По подсчетам мэрии, такое вложение принесет государ­ству гораздо больший экономический эффект. Впрочем, последнее слово остается за президентом: как раз сегодня Владимир Путин проведет совещание, на котором должен оценить финансовые возможности бюджета для ВСМ.

Все три года, прошедшие с момента подписания президентом указа об организации в России высокоскоростного движения, проект существует только на бумаге. Государство до сих пор не решило, стоит ли ВСМ миллиардов бюджетных средств или их лучше направить на другие проекты. В прошлом году переговоры РЖД с чиновниками зашли в тупик. Монополия предлагала запустить пилотный проект с направления Москва — Санкт-Петербург (строительство оценивалось в более 1 трлн руб.), а затем проложить магистраль из Москвы в Екатеринбург через Нижний Новгород и Казань (около 2 трлн руб). Профильные ведомства — Минтранс, Минэкономразвития и Минфин — не смогли выработать согласованную позицию.

В этом году проект ВСМ был реанимирован. Более того, для продвижения проекта РЖД пригласили на работу бывшего губернатора Свердловской области Александра Мишарина (первый вице-президент РЖД, глава «Скоростных магистралей»). В апреле он сообщил, что теперь в качестве первого участка ВСМ рассматривается направление Москва — Казань, а ближе к осени правительству будут представлены все расчеты.

Между тем конкуренцию РЖД за бюджетные деньги может составить мэрия Москвы. Столичные власти пытаются убедить правительство в том, что государству будет гораздо выгоднее вложить деньги в развитие МТУ, нежели потратить их на создание системы высокоскоростных магистралей. В мэрии подсчитали, что только эффект экономии времени в пути в МТУ на 50% превышает социально-экономические эффекты от проекта ВСМ-2 (имеется в виду участок Москва — Екатеринбург, который должен был стать вторым по счету). Количество поездок «от двери к двери» в проекте ВСМ-2 к 2020 году составит 10 млн, тогда как в Москве (при условии реализации всех мероприятий) — 4 млрд, а внутри МТУ — 6,8 млрд.

Кроме того, в расчетах московских чиновников указывается, что при реализации проекта скоростных магистралей эффект от экономии времени в пути составит всего-навсего 265 млрд руб., тогда как при развитии транспортных коридоров Москвы и области — 1,9 трлн руб. для Москвы и 3,4 трлн руб. — для всего МТУ. «Еще более значительным будет влияние на ВРП регионов и ВВП страны», — утверждает представитель горадминистрации. Увеличение пропуск­ной способности транзитных коридоров МТУ на 30%, среднесуточной скорости железнодорожных грузоперевозок с 10 км/ч до 15—20 км/ч, снятие транспортных ограничений на экспорт в западном, южном и северном направлениях, а также сокращение издержек при межрегиональной кооперации производства дадут повышение ВРП других регионов на 2,2 трлн руб. В ЦФО рост ВРП прогнозируется в размере 3,5 трлн руб. за счет сокращения времени в пути на 20% и увеличения в связи с этим производительного времени жителей московской агломерации. В итоге ежегодный эффект на ВРП достигнет 5,7 трлн руб., что в пересчете на ВВП страны составляет 8,5%.

Авторы концепции ВСМ-2 обещают прирост ВРП в городах — остановочных пунктах на 511 млрд руб., отмечают в мэрии. Представитель мэрии говорит, что эти расчеты и выводы уже были продемонстрированы Сергеем Собяниным главе правительства Дмитрию Медведеву. По его словам, программа развития МТУ до 2020 года объемом 7,1 трлн руб. сверстана с дефицитом. Не хватает 2,2 трлн руб., в том числе 1,2 трлн до 2016 года, в первую очередь — на развитие пригородных железнодорожных сообщений, а также строительство и реконструкцию дорог на территории Москов­ской области. «Нам нужно 200—250 млрд руб. в год дополнительно. Это как раз бюджет ВСМ»,— указывает собеседник РБК daily.

Источник в правительстве подтвердил РБК daily, что ему известно о желании столичных властей. «Недавно было обращение в правительство, но вряд ли мэрии стоит ожидать положительного результата, на этот раз есть ощущение, что проект ВСМ действительно утвердят», — говорит он.

«Невозможно, чтобы деньги для ВСМ достались одной Москве, в которую и без того уходят огромные бюджетные средства, и государство дало четко это понять», — говорит собеседник РБК daily в РЖД. По его словам, в том числе и по этой причине монополии пришлось отказаться от строительства магистрали между двумя столицами.

Другой собеседник РБК daily в транспортной отрасли парирует, что 60% грузопотока, проходящего через Москву, является транзитным, и потому в проект МТУ окажутся вовлеченными многие регионы.

Предполагается, что сегодня президент Владимир Путин проведет совещание по ВСМ. Основной вопрос этой встречи: будет ли бюджетное финансирование и в каком размере, подсказывает источник в РЖД.