Лента новостей
Ефимов рассказал о запуске производства двигателей для БПЛА в «Руднево» 09:05, Новость Банки выдают кредиты под 20% годовых. Где взять дешевые деньги 09:04, Статья Росстат назвал отрасли с наибольшим ростом инвестиций в 2023 году 09:00, Статья Овечкин оформил дубль и cтал первой звездой матча НХЛ 09:00, Статья Смерть собственника не конец бизнеса: как личные фонды защищают капитал 08:48, Статья FT сообщила о планах ЕК ввести пошлину на зерно из России в €95 за тонну 08:32, Статья АСВ запустило прием заявок на страховку по вкладам через «Госуслуги» 08:30, Статья Куба обяжет все свои заведения принимать карты «Мир» 08:23, Новость Запрет или продажа: чем закончится новая атака США на TikTok 08:14, Статья SANA сообщило об отражении ракетной атаки над Дамаском 08:04, Новость Военная операция на Украине. Онлайн 08:00, Онлайн Рейтинг партии Шольца вырос на фоне отказа от поставок Taurus ВСУ 08:00, Статья Сырский назвал приоритетную задачу на посту главкома ВСУ 07:35, Статья Над Белгородской и Воронежской областями сбили два беспилотника 07:33, Новость Росрыболовство поддержало идею пересмотреть рыболовные соглашения России 07:28, Статья Десять жилых кварталов со школами и детскими садами рядом с домом 07:00 Аэропорт Сочи запросил для себя режим «открытого неба» на три года 07:00, Статья Из-за чего Генпрокуратура потребовала вернуть 13 участков в Барвихе 07:00, Статья
Газета
«На наших маршрутах безбилетников не более 5%»
Газета № 71 (1604) (1804) Общество,
0

«На наших маршрутах безбилетников не более 5%»

Гендиректор «Регионального экспресса» Юрий Дегтярев о пригородном сообщении
Фото: РБК
Фото: РБК

С недавних пор помимо привычных зеленых электричек из Москвы в ближайшие города Подмосковья стало возможным добраться в комфортабельных поездах голубого цвета с фирменным логотипом собаки. Новые экспрессы под названием РЭКС сейчас курсируют на пяти направлениях, но уже в ближайшие два года компания рассчитывает освоить свыше 40 новых маршрутов. О том, зачем был создан новый бренд, почему этот проект не следует считать коммерческим, какие новые услуги будут предложены пассажирам и чего ожидать, если государство откажется финансировать пригородные перевозки, в интервью корреспонденту РБК daily ЮЛИИ ГАЛЛЯМОВОЙ рассказал генеральный директор компании «Региональный экспресс» ЮРИЙ ДЕГТЯРЕВ.

«Мы не перевозчики, а только агенты»

— Расскажите о текущей ситуации в компании. Если я не ошибаюсь, сейчас РЭКС присут­ствует на пяти направлениях. Планируете ли вы развивать новые маршруты и какие именно?

— Сначала несколько слов о том, что такое РЭКС. Это совместный проект с Центральной пригородной пассажирской компанией (ЦППК) и «Аэроэкспрессом». РЭКС не является перевозчиком, мы выступаем в роли агента, в задачу которого входит обслуживание пассажиров. На сегодняшний день наши услуги предлагаются на Павелецком, Белорусском и Савеловском направлениях. С начала года мы также стали присут­ствовать на Казанском и Ярославском направлениях, а в апреле открываем Горьковское. В прошлом году мы обслуживали пригородные экспрессы на Савеловском, Павелецком и Белорусском направлениях. С начала этого года мы также запустили первые РЭКСы на Казанском и Ярославском направлениях, в планах запустить «Региональный экспресс» на Горьковском направлении.

— А межрегиональные сообщения вас интересуют?

— В течение 2013 года мы планируем расширять услугу на маршрутах областных экспрессов и спутников. Спутники — это скорые поезда, которые связывают головные вокзалы с крупнейшими городами-спутниками в Московской области. На данный момент это Москва — Мытищи, Москва — Пушкино, Москва — Железнодорожный и Москва — Раменское. К августу мы планируем запустить новый маршрут Новопеределкино — Сколково — Киевский вокзал. Мы также рассматриваем возможность запуска региональных экспрессов в начале 2014 года по маршрутам Москва — Рязань и Москва — Калуга.

— Раз вы являетесь только агентом, то кто перевозчик?

— ЦППК и «Аэроэкспресс».

— Но ведь это вполне известные операторы, какой был смысл создавать новый бренд, когда они могли просто развивать интересующие их маршруты пусть в отдельной линейке, но на базе собственных компаний?

— Наша задача — привести все существующие экспрессы на пригородном транспорте в надлежащий вид. Проект был создан «Аэроэкспрессом» для организации движения на маршруте Москва — Лобня и показал очень хорошие результаты. Услуга оказалась востребована пассажирами, рост составил около 40% в первый год. Поэтому было принято решение внедрить подобную схему и на маршрутах ЦППК. Результаты превзошли наши ожидания — по итогам 2012 года пассажиропоток увеличился на 27%, что почти в два раза превышает аналогичные показатели роста по остальным экспрессам. При этом на таких направлениях, как Москва — Можайск и Москва — Звенигород, рост составил около 200%. Это говорит о том, что пассажиры готовы приобретать качественную услугу в пригородном железнодорожном сообщении, если мы такую услугу предложим. Опросы, которые мы проводим в поездах РЭКС, показывают, что 25% наших пассажиров обладают личным автомобилем, но предпочитают пользоваться услугами «Регионального экспресса». Кроме того, не стоит забывать, что ЦППК специализируется в первую очередь на массовых перевозках, в пиковые дни компания перевозит более 2 млн человек в день, и говорить об индивидуальном отношении к каждому пассажиру достаточно сложно.

— Как происходило распределение направлений между перевозчиками?

— Проводился совместный конкурс города Москвы и Московской области, по результатам которого были привлечены три компании-перевозчика — Центральная ППК, «Аэроэкспресс» и Московско-Тверская ППК.

— А чем помимо продажи билетов занимается непосред­ственно РЭКС?

— Мы выполняем весь перечень услуг по обслуживанию пассажиров. Занимаемся переоборудованием и антивандальным ремонтом поездов, обеспечиваем удобную навигацию на вокзалах, продаем билеты в специализированных кассах, обучаем персонал новым стандартам качества, внедряем дополнительные каналы общения с пассажирами через горячую линию и проведение опросов, проводим акции, направленные на популяризацию пригородного железнодорожного сообщения.

— У вас отдельные билетные кассы?

— Да, кассы нам предоставляют перевозчики. На данный момент кассы РЭКС присутствуют практически на всех центральных вокалах Москвы и конечных станциях маршрутов. Наши кассы оформлены в фирменном стиле компании, их сложно не узнать.

— Ну, раз мы уж заговорили о продажах, насколько я понимаю, вы не ведете электронную торговлю билетами?

— Вместе с перевозчиками мы готовимся к внедрению электронных билетов в пригороде. В настоящее время ведется разработка необходимого программного обеспечения.

О поездах, безбилетных пассажирах и новых услугах

— Поезда принадлежат перевозчикам или находятся в вашей собственности?

— Поезда принадлежат РЖД и сдаются в аренду перевозчикам.

— Сколько их всего и не планируете ли обзавестись собственным подвижным составом?

— Сейчас РЭКС обслуживает 14 поездов. До конца 2013 года мы планируем переоборудовать еще 28 поездов. Все поезда РЭКС оснащаются системами климат-контроля, импортными кресельными блоками, экологически чистыми туалетными комплексами. Новые поезда РЭКС оборудованы так называемыми беззазорными сцепными устройствами между вагонами и вакуумными гермопереходами, что существенно повышает комфорт при перемещении по составу и снижает шум.

— «Аэроэкспресс», например, собирается закупать двухэтажные поезда, вы случайно не интересуетесь двухэтажками?

— Пожалуй, нет. Двухэтажные поезда эффективны лишь на маршрутах, где количество остановок невелико, а интервалы движения между остановками большие.

— С какой частотой сейчас курсируют поезда РЭКС?

— Все зависит от маршрута. Например, на маршруте Москва — Лобня РЭКС ходит один раз в час, а на маршруте Ожерелье — Москва четыре раза в день.

— Сколько пассажиров РЭКС обслужил в прошлом году?

— Около 6 млн человек, в этом году планируем увеличить пассажиропоток более чем в два раза.

— А проблема безбилетных пассажиров вам знакома?

— Конечно. Вообще в пригороде это очень острая проблема. По нашим оценкам, порядка 20—25% пассажиров тем или иным образом не оплачивают проезд, то есть ежегодно пригород недополучает несколько миллиардов рублей. Но в нашем случае этот во­прос почти решен, на маршрутах «Регионального экспресса» на долю безбилетников приходится не более 5%.

— А как боретесь?

— Все поезда сопровождаются бригадами сотрудников безопасности от четырех до шести человек. На некоторых маршрутах привлекаются сотрудники полиции.

— Сейчас в поездах РЭКС отсутствует разделение на классы обслуживания, а вы не задумывались о том, чтобы ввести такую услугу?

— Мы рассматриваем это как одну из возможностей повышения качества обслуживания в будущем. Нами проведены переговоры с ведущими европейскими производителями кресельных блоков, в апреле получим первые образцы кресел первого и второго классов, выполненных по нашим техническим требованиям.

— И в этом действительно есть смысл, если говорить о пригородных перевозках?

— Все зависит от маршрута. Если время движения от станции Мытищи до Ярославского вокзала 17 минут, то скорее всего нет. Ведь это формат городской электрички, где такие вещи, как чашка кофе, наличие санузла и подобные услуги, не очень востребованы. Но если мы рассматриваем маршрут, например, Москва — Можайск со временем в пути около двух часов, то наличие салона первого класса должно быть обязательным.

— Из чего складывается нежелезнодорожный доход РЭКС? Вы предлагаете пассажирам какие-нибудь дополнительные услуги?

— На сегодняшний день мы концентрируемся только на обеспечении услуг, связанных с перевозками. Но помимо этого на всех наших маршрутах пассажир при желании может купить небольшие снэки, закуски, напитки. Вообще наряду с безбилетниками проблема несанкционированной торговли в поездах одна из наиболее острых, и по сути нам ее удалось решить.

— Помимо этого вы собираетесь предлагать пассажирам что-то новое? ФПК, к примеру, ввела различные бонусные программы, услугу микрокредитования, выпустила совместную кобрендинговую карту с банком.

— В первую очередь мы собираемся менять тарифную систему. Сейчас «Региональный экспресс» полностью сохраняет тарифы перевозчиков, и внедрение дополнительного качества не приводит к удорожанию стоимости проезда для пассажиров, то есть билеты на экспрессы в кассах РЭКС и ЦППК не отличаются. Эту политику мы планируем сохранять и в дальнейшем, но будем предлагать пассажирам разнообразные абонементные, бонусные системы, скидочные и мильные программы. Кроме того, как и все перевозчики Москвы, будем участвовать в программе департамента транспорта Москвы по участию в развитии интермодальных билетов. Билет можно будет приобрести через электронный кошелек, причем он будет также действовать на все другие виды общественного транспорта Москвы.

«РЭКС не является коммерческим проектом, наша первая функция — социальная»

— Раз уж мы заговорили о тарифах. Вы говорите о том, что возите пассажиров по той же цене, что и экспрессы «Спутник». Мне казалось, что РЭКС — это в первую очередь коммерческий проект.

— «Региональный экспресс» не является центром прибыли. Задачей компании является исключительно обеспечение качества обслуживания пассажиров. Мы не создаем дополнительных затрат для пассажиров и перевозчиков, а только приводим электрички в порядок и в тот вид, в котором они должны быть по состоянию в XXI веке.

— Понятно, тогда получается, что стоимость проезда так же, как и везде, утверждается мест­ными властями?

— Да, перевозка осуществляется по тарифам, установленным правительствами Москвы и Московской области. На сегодняшний день в Москве действует тариф 26 руб., а в Московской области — 16,5 руб. за одну зону. На ускоренных поездах повышенной комфортности действует предельный повышающий коэффициент 2 к установленному тарифу. Это значит, что перевозчик имеет право по своему усмотрению на основании анализа пассажиропотоков устанавливать тариф на экспрессы в диапазоне от базового тарифа до двойного. На коротких маршрутах, таких как Москва — Одинцово или Москва — Мытищи, действует предельный коэффициент, на длинных дистанциях, таких как Москва — Сергиев Посад, он почти не отличается от базового тарифа.

— Как часто меняется стоимость проезда?

— На территории Москвы и области индексация не проводилась с 2011 года. И это привело к очень хорошим показателям по росту пассажиропотока в пригороде.

— А как же индексация?

— Безусловно, вопрос индексации будет стоять, поскольку существуют инфляционные процессы и очень остро стоит вопрос о восполнении подвижного состава. Какие-то меры должны приниматься, но так, чтобы не снизить востребованность услуги.

— Но пригородные перевозки зачастую убыточны. Вы тоже сталкиваетесь с такой проблемой?

— Некоторые маршруты рентабельны, некоторые нет. Все маршруты разные. Нельзя сравнить маршрут Москва — Домодедово и Москва — Ногинск.

— Может, есть смысл сосредоточиться лишь на рентабельных направлениях, с вашими-то электричками?

— В Московском транспортном узле пригородные перевозки не имеют альтернативы. Здесь высочайший уровень плотности потоков, и усилия всех участников перевозочного процесса направлены на увеличение размеров движения и увеличение количества предложенных мест. Кроме того, все зависит от заказа субъекта. Если Москва решит увеличить размеры движения поездов повышенной комфортности, они будут заказаны перевозчикам. Но с учетом ограниченности пропускных способностей приоритет, конечно, отдается социальным поездам.

— Раз вы говорите о том, что задача РЭКС привести электрички Москвы в надлежащий вид, нет ли цели полностью заменить старые зеленые ­поезда?

— Нет. Это, наверное, невозможно, поскольку обслуживание экспрессов дело все-таки затратное и требует больших финансовых ресурсов.

— Тогда для вас наверняка очень актуальна проблема, что государство может отказаться от субсидирования пригорода, а РЖД в свою очередь придется отказаться от так называемого «нулевого» тарифа за пользование инфраструктурой.

— Да, эта проблема действительно стоит очень остро, и мы прикладываем все усилия к тому, чтобы обеспечить понимание важности этого вопроса на всех уровнях. В случае отмены федерального субсидирования пригородный комплекс будет полностью лишен возможности развития. Для понимания, даже накопленной прибыли перевозчиков с трудом хватает для реализации инвестиционных программ и не хватает в достаточной степени для обеспечения восполнения выбывающего парка подвижного состава. Лишившись госпомощи, убытки даже самой рентабельной среди пригорода компании ЦППК составят около 7 млрд руб.

— И вы также перевозите льготных пассажиров?

— Конечно. Мы выполняем все правила, которые предусмотрены для перевозчиков, и сохраняем все льготы, установленные федеральным и региональным законодательством.

— У РЭКС не возникает проблем с возвратом денег из бюджета за перевозку льготников?

— Это вопросы перевозчиков. Такие вопросы возникают, но они решаются в рабочем порядке.

— Приходится ли РЭКС сталкиваться с инфраструктурными ограничениями? В свое время многие жаловались на «Сапсаны».

— На сегодняшний день пропускные способности железнодорожной инфраструктуры в Московском транспортном узле полностью исчерпаны. Это значит, что поезда в пиковые часы следуют с минимальными интервалами. Также в Москве и МО в пиковые часы полностью выведены нитки графика грузовых поездов, дальних поездов и за редкими исключениями поездов, имеющих высокое международное или высокое государственное значение. Все приоритеты отдаются пригороду. Ну и не стоит забывать, что РЖД совместно с правитель­ством Москвы реализуют программу по строительству дополнительных главных путей по пяти направлениям МЖД, а также реализуется проект запуска пассажирского сообщения на Малом кольце МЖД.

— Какие у компании планы на будущее?

— В первую очередь мы хотим предоставить жителям Москвы и Московской области услугу, соответствующую лучшим европейским образцам как в части комфортного подвижного состава, так и в части сервиса. С этой целью мы планируем в 2013—2014 годах предложить пассажирам услугу «Региональный экспресс» на всех направлениях Московского транспортного узла.