Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Создатели «Игры престолов» снимут сериал о катастрофе в Чернобыле 09:21, Общество Жертвами крушения самолета Як-12 в Казахстане стали два человека 08:55, Общество В США предъявили обвинение россиянину в отмывании денег через биткоины 08:52, Общество ФРГ отклонило 5 проектов по «Северному потоку-2» из-за «неопределенности» 08:13, Политика Саакашвили пообещал бороться за право вернуться на Украину 08:10, Политика Техмафия: зачем ФРИИ возил российских предпринимателей в Калифорнию 08:00, Бизнес Google откажется от моментального показа результатов поиска 07:24, Технологии и медиа Роспотребнадзор опубликовал рекомендации посетителям барбершопов 07:11, Общество Авиакомпания Delta извинилась перед снятым с рейса россиянином 06:54, Общество МЧС предупредило об ухудшении погоды в Москве 06:02, Общество Сенат США договорился о новых санкциях против России 05:52, Политика Путин запретил уклонившимся от армии 10 лет работать на госслужбе 05:17, Общество СМИ узнали о новых попытках авиакомпаний России остановить утечку кадров 04:48, Бизнес «Коммерсантъ» узнал детали возможного ответа России на новые санкции США 04:24, Политика Мадуро наградил попавших под санкции США венесуэльских чиновников 03:28, Политика Белый дом рассказал о возможном изменении пакета санкций против России 03:09, Политика Легкомоторный самолет упал на шоссе в штате Юта 02:38, Общество Ford отзовет около 117 тыс. машин из-за дефектов ремней безопасности 01:50, Технологии и медиа В здании грузинского телеканала «Рустави-2» возник пожар 01:38, Общество ФНС отложила публикацию переставших быть налоговой тайной данных компаний 01:14, Экономика Медведев назвал «трагикомедией» лишение Саакашвили украинского паспорта 01:00, Политика Парламент Израиля поддержал празднование Дня Победы 9 мая 00:57, Общество Путин ратифицировал конвенцию СЕ о борьбе с финансированием терроризма 00:13, Политика Credit Suisse оценил долю слившихся «Яндекс.Такси» и Uber на рынке России 00:01, Технологии и медиа Экономика свадьбы: сколько стоит праздник и где найти на него деньги 26 июл, 23:35, Деньги СМИ узнали о лишении Саакашвили украинского гражданства из-за судимости 26 июл, 23:12, Общество Бизнес назвал главное препятствие для инвестиций в туризм 26 июл, 23:08, Экономика «Почти наверняка»: как в Европе и России готовятся к новым санкциям США 26 июл, 23:00, Политика
Неподъемные подъемные
Газета № 60 (1593) (0304) Общество, 03 апр, 2013 06:20
0
Неподъемные подъемные
Бюджет не потянет развитие Дальнего Востока
Фото: ИТАР-ТАСС

Мощное развитие Дальнего Востока, о котором в правительстве активно говорят последний год, похоже, так и останется мечтой. Из всех громких и озвученных ранее амбициозных планов остается, по сути, три — развитие транспорта, энергетики и привлечение инвестиций. На эти цели в ближайшие четыре года по­требуется 526 млрд руб., самый большой бюджетный «кусок» (260 млрд руб.) должны получить РЖД Владимира Якунина — на реконструкцию Транссибирской магистрали и БАМа. Однако правительству все равно не хватает порядка 120—200 млрд руб. Минфин предлагает искать допсред­ства в «переоцененных» гос­программах, средствах ФНБ и за счет государственно-частного партнерства.

С госпрограммой по развитию Дальнего Востока и байкальского региона (до 2025 года) в правительстве мучаются уже не один месяц. Сначала ответственное за реализацию документа ведом­ство Минвостокразвития получило выговор от Владимира Путина за то, что тормозит работу. Затем министерство Виктора Ишаева ругали за завышенные бюджетные требования (5,7 трлн руб. из госказны). В конце марта программа была утверждена, одна из ее версий предполагает общее финансирование в размере около 11 трлн руб., из бюджета — 3 трлн руб.

Однако правительство никак не может найти деньги в первую очередь на самую базовую строку — социально-экономическое развитие макрорегиона. Оно требует как минимум 100 млрд руб. в год, а всего с 2013 по 2017 год — 526 млрд руб. В этом году предусмотрено только 47 млрд руб., дополнительные 476 млрд необходимо искать. Основной источник — доходы от управления средствами Фонда национального благосостояния (ФНБ). Но этой суммы не хватит. «Это порядка 50—70 млрд руб. в год, а нужно 100 млрд руб. Поэтому порядка 30 млрд руб. нам надо найти», — заявил на выездном заседании госкомиссии по социально-экономическому развитию Дальнего Востока, Республики Бурятия, Забайкальского края и Иркутской области глава Минэкономразвития Андрей Белоусов.
 
Чуть менее половины от казенной суммы (260 млрд руб.) планируется отдать РЖД Владимира Якунина на реализацию двух крупных инфраструктурных проектов общей стоимостью 980 млрд руб. — расшивку узких мест Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей. Данную сумму намерены внести в уставный капитал железнодорожного монополиста. Оставшиеся 266 млрд руб. хотят использовать для развития авиасообщения (101 млрд — строительство двух крупных аэропортов в Улан-Удэ, Петропавловске-Камчатском, модернизация 61 аэропорта), сети автодорог (60 млрд), портов (около 25 млрд), электроэнергетики (объекты ТЭЦ в Советской гавани, Якутске, Благовещенске и др.).
 
То, что бюджет может не осилить такие планы, подтвердил и министр финансов Антон Силуанов. «526 млрд руб. — сумма амбициозная, 100 млрд руб. в год примерно. Это при том, что у нас, по предварительным расчетам, возможности на предстоящую пятилетку составляют примерно 40 млрд руб. в год», — добавил он. Доходы ФНБ за 2012 год — 80 млрд руб. Допсредства Силуанов предлагает искать несколькими способами.
 
Во-первых, путем перерас­пределения средств действующих госпрограмм. Такие возможности, по его словам, есть — например, в программе по развитию транспортной системы. Во-вторых, необходимо использовать возможности институтов развития, постоянно наполняемых бюджетными день­гами, — РФПИ, Фонд развития Дальнего Востока, возможности государственно-частного партнерства. В-третьих, для решения одной из основных потребностей — расширения БАМа и Транссиба — помимо своих средств РЖД может изыскать дополнительные средства за счет привлечения облигационных займов, средств пенсионных накоплений. Можно рассмотреть и вопрос тарифных источников — включение инвестиционной части в тариф, использование механизма «инфляция плюс».
 
По словам г-на Белоусова, вопросы по социально-экономическому развитию макрорегиона должны быть доработаны до 1 июля 2013 года. В противном случае правильно освоить деньги будет невозможно, так как, если речь идет, к примеру, о 2014 годе, то деньги должны были быть выделены «еще вчера», добавил глава РЖД Владимир Якунин. Всего в 2011—2013 годах железнодорожный монополист выделит на свои проекты 134 млрд руб. из собственных доходов. При этом 302 млрд— это доходы, которые генерирует сама компания, а 260 млрд — дефицит, который не может быть покрыт иначе как за счет бюджета, считает г-н Якунин.