Лента новостей
Угрожавшему устроить взрыв в посольстве Ирана в Париже дали условный срок 10:40, Новость КХЛ вернула СКА ₽500 тыс. за штраф Романа Ротенберга 10:35, Статья В Химках произошел пожар на территории склада с материалами из карбоната 10:35, Статья Как выглядит захваченный российскими военными танк Leopard ВСУ 10:32, Новость Пятиборка сообщила об увольнении из сборной из-за нейтрального статуса 10:30, Статья Журналистка «Фонтанки» Клочкова уехала в отпуск после обысков 10:23, Новость В Москве резко вырос спрос на квартиры в новостройках бизнес-класса 10:18, Статья В ЛНР задержали украинца по подозрению в шпионаже 10:15, Новость Правительство отказалось смягчать наказание за утечку персональных данных 10:11, Статья Криптовалютные вымогатели: как они действуют и есть ли на них управа 10:06, Статья ФСБ задержала в Луганске участника покушения на экс-полковника СБУ 09:57, Статья WSJ узнала о планах США ввести санкции против банков Китая из-за России 09:55, Статья Матвиенко объяснила, почему Украину нельзя признать страной-террористом 09:52, Статья «Может стать историей роста». Стоит ли участвовать в IPO МТС-банка 09:38, Статья Матвиенко заявила о заготовленном ответе на изъятие замороженных активов 09:38, Новость Почему наличие спортивных площадок рядом с домом стало популярно 09:34 В число главных страхов россиян вошли теракты, аварии и нашествие мышей 09:31, Статья В Тюменской области сообщили о повышении уровня рек Тобол и Ишим 09:20, Новость
Газета
Трудовые резервы
Газета № 47 (1580) (1503) Общество,
0

Трудовые резервы

Фото: из личного архива
Фото: из личного архива

С 2014 года мониторинг эффективности деятельности вузов должен стать ежегодным. Новый порядок проведения мониторинга должен быть утвержден до 1 августа, и, согласно президентскому поручению, критерии оценки теперь должны будут учитывать специфику образовательных программ и востребованность выпускников. Таким образом, оценка качества работы вузов будет поставлена в зависимость от показателей трудоустройства выпускников, что приведет к необходимости решения ряда проблем как самими вузами, так и регулятором.

Сразу после получения дипломов большинство вчерашних студентов отправляются на «вольные хлеба», и отслеживание судьбы молодых специалистов на рынке труда в этой ситуации является нетривиальной задачей. Основной источник информации — это по-прежнему данные, собранные самими вузами путем анкетирования тех выпускников, с которыми не утеряна связь. Когда показатели трудоустройства будут влиять на оценку качества работы университетов, регулятор будет вынужден перестать верить вузам «на слово», и на федеральном уровне решить задачу верификации предоставленной вузами информации с помощью независимого мониторинга, а также сопоставления с данными, владельцами которых являются Росстат, Роструд, ПФР, ФСС, Минобороны.

С 2011 года в Центре бюджетного мониторинга Петрозаводского государственного университета совместно с МГТУ им. Баумана по заказу Минобрнауки реализуется трехлетний проект по проведению и аналитическому сопровождению мониторинга трудоустройства выпускников. Исходные данные для мониторинга предоставляют сами образовательные учреждения, несколько раз в год заполняя веб-формы на сайте созданного при МГТУ координационно-аналитического центра содействия трудоустройству выпускников. Ежемесячную обработку данных проводит ЦБМ ПетрГУ. Результаты мониторинга и методические материалы публикуются на сайте Системы интерактивного мониторинга трудоустройства.

По результатам апробации разработанной комплексной методики мониторинга эксперты ЦБМ ПетрГУ сформулировали предложения по совершенствованию системы сбора информации о трудоустройстве, и если эти предложения будут приняты правительством, то изменений стоит ждать не только вузам. В частности, работодатели будут обязаны сообщать в вузы о приеме на работу молодых специалистов, а выпускникам придется отчитываться о своем трудоустройстве в течение одного-трех лет после окончания университета. Вузы должны будут передавать в федеральный реестр не только информацию о выданных дипломах, но и сведения о местах работы выпускников вместе с их персональными данными. Подобные государственные реестры ведутся в некоторых зарубежных странах, в частности в США и Финляндии. Также предлагается ввести нормативы численности персонала вузовских отделов содействия трудоустройству в зависимости от числа обучающихся.

Показатели трудоустройства выпускников будут браться в расчет не только при оценке эффективности работы вузов, но и при распределении между ними бюджетных мест, причем уже в этом году. Мин­обрнауки уже объявило конкурс на распределение контрольных цифр приема на бюджетные места в 2013 году, и в состав своих конкурсных заявок вузы должны включить сведения о выпускниках, обратившихся в службы занятости.

Зависимость важнейших показателей от востребованности выпускников на рынке труда потребует от ректоров вузов принятия решений, направленных на развитие внутривузовских программ содействия трудоустройству. Центры и отделы трудоустройства получат дополнительное финансирование и организационную поддержку. Будут совершенствоваться способы отслеживания занятости выпускников, будут внедряться внутривузовские информационные системы для сбора и анализа параметров мониторинга, для учета нынешних и будущих выпускников, для работы с заявками работодателей. Улучшится поддержка этих задач в программных продуктах для вузовской автоматизации. Вместе с развитием федеральных информационных систем возникнет спрос на интеграцию с ними.

Прямая заинтересованность в карьерном старте выпускников подтолкнет вузы к более тесному сотрудничеству с предприятиями, службами занятости и даже кадровыми агентствами, и в конечном счете это пойдет на пользу и вузам, и выпускникам, и работодателям.