Олимпийского чемпиона задержали в Новосибирске по делу о мошенничестве 11:31, Статья Какие услуги банка действительно нужны предпринимателям 11:30 В «Крокусе» погиб полковник ГРУ 11:28, Статья Разработчик уволился и забрал ПО с собой: как избежать такой ситуации 11:16, Статья Во Львове сообщили о повреждении объекта критической инфраструктуры 11:09, Новость УАЗ возобновил выпуск «экспедиционных буханок» 11:02, Новость Mango Office выяснил, как изменятся коммуникации сотрудников в 2024 году 11:00 АвтоВАЗ начал производство Lada в Азербайджане 11:00, Статья Провалы в памяти: когда забывчивость становится тревожным сигналом 10:57, Статья ЦБ продлил ограничения на перевод средств за границу 10:53, Статья Простор и логика: какая квартира подойдет большой семье 10:50 Над Белгородской областью сбили дрон 10:49, Новость Первый квартал стал рекордным для индекса S&P 500 за 5 лет 10:43, Статья С памятного мемориала у «Крокуса» начали убирать свечи 10:43, Новость Дефицит людей рождает роботов: как ИИ трудится в российских компаниях 10:41, Статья Вторая ракетка мира Алькарас сенсационно проиграл в 1/4 финала в Майами 10:40, Статья Третий фигурант дела о теракте в «Крокусе» обжаловал арест 10:40, Новость Глава «Росгеологии» — о новых подходах к разведке полезных ископаемых 10:38
Газета
В озере Восток найден новый тип бактерий
Газета № 45 (1578) (1303) Общество,

В озере Восток найден новый тип бактерий

Российские ученые обнаружили уникальную форму жизни
Фото: Арктический и Антарктический научно-исследовательский институт

Российские исследователи проанализировали первые образцы воды из поверхностного слоя озера Восток и обнаружили там бактерию, которую нельзя отнести ни к одному известному типу микроорганизмов. Действительно ли это новая форма жизни, станет известно в конце мая после повторного анализа образцов.

Задачей российских ученых было проникнуть в крупнейшее в Антарктиде подледное озеро Восток, что удалось сделать 5 февраля 2012 года. При том что озеро находится под ледяным щитом 4000 м, буровая система, с помощью которой велись работы, представляет собой трубу длиной 8 м. На конце этой трубы находится буровая коронка, на которой замерзла вода из озера. Отколотый кусок замерзшей воды и попал к российским исследователям.

«Это грязная вода, смешанная с жидкостью для бурения, но нам удалось отобрать ее часть без керосина, — рассказал РБК daily сотрудник лаборатории генетики эукариот Петербургского института ядерной физики Сергей Булат. — Так как мы работаем со льдом озера Восток с 1999 года, у нас была собрана библиотека контаминантов — примесей или организмов, которые не имеют отношения к изучаемой воде. Там 235 видов бактерий, которые не связаны со льдом озера Восток. Идея была простая: посмотреть, какие в пробах есть фенотипы и виды бактерий, и сравнить их с библиотекой контаминантов».

Воду специалисты получили 30 мая прошлого года, а первые результаты — лишь в конце сентября, так как анализ проб — очень кропотливая и длительная работа. Самые последние анализы были доделаны всего полторы недели назад.

«В результате мы нашли нечто, что напоминает популяцию бактерий, которую мы сравнили с базой данных, но идентифицировать находку не удалось. Оказалось, что обнаруженные бактерии надежно ни с каким извест­ным организмом из разных отделов не группируются. Естественно, вида у бактерии нет. Вероятность, что эта находка именно из озера, составляет 99%», — отметил г-н Булат.

Другими словами, исследователи предполагают существование неизвест­ной жизни в самом верхнем слое озера Восток, вода из которого замерзла на буровой установке. Подтверждение этой теории может появиться в конце мая, когда в лабораторию будет доставлена чистая проба воды с поверхности озера.

По словам специалистов, проблема данной находки состоит в том, что она, скорее всего, относится к некультивируемым бактериям. То есть эти бактерии невозможно вырастить, в том числе потому, что невозможно смоделировать экстремальные условия озера Восток: давление 400 атмосфер, бедная органикой, а также перенасыщенная азотом и кислородом вода. А если организм нельзя культивировать, то его нельзя и описать, дать ему название и т.д. На него можно будет только посмотреть под микроскопом и, если позволит биомасса, полностью секвенировать геном.

«Мы верим в то, что наша находка является специальным и уникальным организмом, потому что озеро Восток по свойствам воды и физико-химиче­ским параметрам не имеет аналогов. Оно более сходно с подледными океанами на спутниках Юпитера и Сатурна. То, что мы сможем найти в озере, пригодится нашим потомкам при поисках жизни вне Земли», — считает Сергей Булат.