Лента новостей
Гладков сообщил о ранении двух женщин при обстреле села Ясные Зори 14:26, Новость Лондон отказался от деклараций о нейтральности для российских спортсменов 14:26, Статья Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день 14:11, Статья Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали 14:09, Статья Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд 14:03, Новость Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы 14:02, Статья G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает 14:01, Статья Что известно об отмене обществознания в средней школе 13:58, Статья Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану 13:56, Статья Сальдо рассказал о трех военных ВСУ, переплывших Днепр ради сдачи в плен 13:54, Новость Цены на нефть Brent растеряли весь утренний прирост 13:53, Статья Министерство объяснило увольнение ректора Института русского языка 13:52, Статья Путин назвал приоритетом государства активное долголетие граждан 13:51, Новость Россияне стали меньше пить в пересчете на чистый спирт 13:49, Новость Стейблкоин USDT будет работать на блокчейне TON 13:38, Статья В Институте Пушкина назвали смену ректора попыткой взять вуз под контроль 13:36, Новость Приведет ли массовое внедрение роботов и ИИ к появлению новых луддитов 13:36, Статья Шестикратный чемпион России Ширко возглавил академию «Торпедо» 13:33, Статья
Газета
Кремль уполномочен выбирать
Газета № 44 (1577) (1203) Общество,
0

Кремль уполномочен выбирать

Прямые выборы губернаторов смогут отменять в любых регионах
Фото: PhotoXPress.ru
Фото: PhotoXPress.ru

Действие законопроекта, предусматривающего назначение губернаторов в некоторых регионах как альтернативу прямым выборам, может быть распространено не только на кавказ­ские республики, как считалось ранее. Это следует из поправок в президентский документ, подготовленный ко второму чтению. Сами губернаторы предпочли бы волеизъявление народа поддержке Кремля, считают эксперты.

Сразу после внесения в Госдуму инициативы, предусматривающей для некоторых субъектов Федерации не выборы, а назначение глав регионов, появились косвенные разъяснения, что она предназначена для кавказских республик. В некоторых из них проживают представители более 50 национальностей, и процесс выборов в подобных регионах действительно может быть чреват обострением обстановки.

Идею поддержали представители всех думских фракций. Даже вносились поправки, которые могли бы привязать законопроект к национальному составу регионов. Например, лидер «Справедливой России» Сергей Миронов предложил прописать в законе, что право назначать главу субъекта должно распространяться только на те регионы, где население составляют две или более нации, каждая из которых составляет не менее 17% от общего числа жителей области.

Однако к сегодняшнему заседанию комитета Госдумы по законодательству, где должны рассматривать как раз поправки ко второму чтению, уточнения, привязывающие законопроект к национальной тематике, в плане к принятию не фигурировали. Это оставляет Кремлю широкий спектр возможностей — например, принимать решение о назначении губернатора в случае заведомо проигрышной ситуации, сложившейся накануне выборов для кандидата от партии власти.

Так, например, основанием для принятия решения о назначении, а не выборах главы того или иного региона могут стать социологические данные, говорящие о низком рейтинге кандидата, удобного власти. Самый поздний срок, когда регион сможет определиться, каким образом он хочет получить нового главу, — 90 дней до дня выборов, а трех месяцев вполне достаточно, чтобы оценить положение и попробовать его изменить путем назначения «своего» человека.

Существующий сейчас закон о выборах, пусть и с почти непроходимым муниципальным фильтром, справедливее, чем вносимые в него в настоящее время поправки, говорит директор НИИ политической социологии Вячеслав Смирнов. Замеры, проведенные им в регионах, говорят, что действующие губернаторы не рады вносимым поправкам, предполагающим именно назначение главы.

При наличии фильтра у действующего губернатора, если он достаточно популярен, велики шансы быть избранным. К тому же у руководителей региона обычно имеется возможность влиять на членов избиркомов. Для того же, чтобы быть назначенным, надо быть популярным у группы людей, приближенной к руковод­ству страны. «К тому же влиять на местный парламент, который проводит назначение, у глав республик получается гораздо хуже, чем на членов избиркомов», — рассуждает г-н Смирнов.

Политолог Михаил Ремизов признает, что угроза использования законопроекта в целях, не связанных с желанием избежать межнациональных конфликтов, существует. «Сказывается недостаток законодательства, не позволяющего провести этническую дифференциацию и на федеральном, и на региональном уровнях. Власть боится идти на то, чтобы каким-то образом официально обозначать особый регламент для национальных республик», — указывает политолог.

Если закон будет принят в существующем виде, нет гарантий, что его применят только для Чечни и других кавказских регионов, категоричен глава юридической службы КПРФ Вадим Соловьев. «Давайте в тех регионах, где нормальная ситуация с бандитизмом, сразу после окончания полномочий переходить к прямым выборам, а на Кав­казе — с 2023 года. Это два срока по пять лет. За это время можно навести порядок», — рассуждает депутат. Он внес соответствующие поправки, хоть и не ждет их одобрения со стороны «Единой России».

Причину напряженности на Кавказе Вадим Соловьев видит в отсутствии политической воли навести там порядок, а не в национальных особенностях местного населения — например, в Азербайджане, Грузии и Армении выборы проходят в нормальном режиме.

Второго чтения законопроекта на этой неделе ждать не стоит, дали понять РБК daily в думском комитете. В том виде, в каком он принят в первом чтении, документ предполагает, что главы российских регионов могут избираться депутатами региональных парламентов с подачи президента России, если на местном уровне будут приняты соответствующие законы. Списки кандидатов президенту будут представлять партии, имеющие фракции в Госдуме и парламенте субъекта. В них депутаты предлагают включать не менее трех человек. Это могут быть как члены партий, так и беспартийные.