Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Экспорт без преград
Лента новостей 21:45 МСК
В Вене кричавший «Аллах акбар» водитель пытался задавить пешеходов Общество, 21:14 Лучшие предложения рынка наличной валюты  21:00   USD НАЛ. Покупка 63,54 Продажа 63,51 EUR НАЛ. 71,04 71,06 Таксисты договорились с властями Москвы обсуждать тарифы на перевозки Бизнес, 20:41 Постпред США в ООН назвала действия России в Сирии подарком террористам Политика, 20:37 На зеленой ветке московского метро произошел сбой Общество, 20:30 СКР отказался проверять деятельность заместителя Мединского Политика, 20:26 В Москве впервые за год повысили размер минимальной зарплаты Финансы, 20:15 Путин подписал указ об осеннем призыве в армию Политика, 19:54 Путин и Меркель согласовали график контактов в «нормандском формате» Политика, 19:38 Пятерочка «Билайну»: как сотовый оператор пытается догнать конкурентов Технологии и медиа, 19:38 Bloomberg назвал пробелы в плане Илона Маска по колонизации Марса Технологии и медиа, 19:32 СМИ узнали о скором прекращении США отношений с Россией по Сирии Политика, 19:24 Обама попросил подготовить новые варианты действий США в Сирии Политика, 19:17 Цена на нефть превысила $50 второй раз за сентябрь Финансы, 19:05 «Роснефть» потребовала от РБК компенсацию в 3 млрд руб. Бизнес, 19:03 На Кутузовском проспекте BMW столкнулся с рейсовым автобусом Общество, 18:50 Пределы прочности: почему члены ОПЕК решили договориться Александр Лосев генеральный директор УК «Спутник — Управление капиталом» Мнение, 18:44 Один из лидеров орехово-медведковской ОПГ получил 25 лет колонии Общество, 18:41 Райффайзенбанк предсказал рекордный обвал рубля при рисковом сценарии ЦБ Финансы, 18:39 Снижение на словах: как решение ОПЕК скажется на нефтяных ценах и рубле Экономика, 18:30 Неизвестные пытались снести постамент мемориальной доски Сахарова Общество, 18:17 Турция пообещала построить на границе с Сирией 900-километровую стену Политика, 18:02 Минфин ответил на предложение снизить акцизы на водку Бизнес, 18:00 МИД рекомендовал россиянам быть осторожными в годовщину операции в Сирии Политика, 17:59 МВД внесло в «черный список» 54 болельщика Общество, 17:53 Сеть магазинов «Я Любимый» уволила охранников после избиения клиента Общество, 17:36 На Украине запретили трансляцию российского телеканала «Карусель» Общество, 17:30
Газета № 24 (1557) (1102) 11 фев 2013, 00:05
Галина Старинская
Экспорт без преград
Нефтяники сегодня будут просить снизить вывозную пошлину на бензин
Фото: ИТАР-ТАСС

Все крупные нефтяные компании, кроме «Рос­нефти», предлагают правительственной комиссии по ТЭК, заседание которой состоится сегодня, снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, по их мнению, в перспективе на пять—семь лет возникнет дефицит топлива. Но Минфин выступает против: мало того что бюджет может потерять 1 млрд долл., цена бензина вырастет еще на 2,5 руб.

Действие заградительной пошлины на экспорт бензина в размере 90% от вывозной пошлины на нефть экономически нецелесообразно, считают руководители нефтяных компаний и предлагают вернуть прежние 66%. В своем письме (копия есть у РБК daily) на имя премьера Дмитрия Медведева они пишут, что повышенная пошлина в первую очередь влияет на экономику производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. В настоящее время из России экспортируются в основном прямогонный бензин, который используется в качестве сырья для нефтехимии, и бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013 года. Кроме того, отмечается в письме, в соответствии с четырехсторонним соглашением о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей за счет масштабных инвестиций увеличился выпуск высокооктановых автобензинов (+8% к 2011 году). А заградительная пошлина, как известно, была введена в 2011 году для борьбы с дефицитом топлива.

Главы нефтяных компаний предупреждают, что сохранение налогового режима «60-66-90» в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы. «В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в пер­спективе на пять—семь лет», — указано в письме.

Подписи под документом поставили руководители шести компаний: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Глава «Роснефти» Игорь Сечин письмо премьер-министру не подписал. В компании отметили, что свою позицию он озвучит сегодня на правкомиссии по ТЭК.

«Роснефть», безусловно, заинтересована в отмене пошлины, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. На долю прямогонного бензина приходится примерно 14% — 3,6 млн т — всего экспорта нефтепродуктов компании (данные 2011 года). По его мнению, Игорь Сечин решил оставаться в стороне, предвидя, что сейчас заградительная пошлина отменена не будет. Кроме того, его позиция может быть связана с решениями по другим льготам для «Роснефти», считает он.

Предложение нефтяников действительно не находит понимания у ведомств. Источник РБК daily в Минфине утверждает, что министерство не поддерживает эту идею. По его словам, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90-процентной пошлины составят более 1 млрд долл. в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 руб. По прогнозам Минэнерго, в этом году бензин и дизтопливо и так подорожают в среднем на 13—14%, то есть на 3—4 руб. за литр.

Отказываться от заградительной пошлины не готово и Минэнерго. Один из источников РБК daily знает, что министерство предлагает ориентироваться на ребалансировку вывозных пошлин в долгосрочной перспективе. Деталей он не уточнил. «В перспективе нескольких лет компаниям нужно иметь качественные экономические стимулы по инвестированию в мощности по производству бензинов, а не дизелей, которых на российском рынке производится в существенном избытке», — сказал РБК daily заместитель министра энергетики Павел Федоров.

Повышение вывозной пошлины на бензин с 66 до 90% в мае 2011 года было призвано ограничить экспорт топлива в условиях острой нехватки на внутреннем рынке. Впрочем, это не помешало нефтяным компаниям продавать свою продукцию за рубеж в прежних объемах. По итогам 2011 года на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т бензина, на экспорт — 4,1 млн, или 11% от произведенного объема. Годом ранее в России продали 32,3 млн т, а вывезли 3,2 млн т, или 10% (см. РБК daily от 28.02.12).

Управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков считает, что отмена заградительной пошлины стала бы противоречивым шагом со стороны правительства. Как известно, на фоне опасений дефицита нефте­продуктов в результате запрета Евро-2 около 2 млн т выпадающего объема планируется закупать у Белоруссии. «Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке», — говорит г-н Строков.

Кроме того, в первом квартале будут подведены итоги действия режима «60-66», предварительные результаты говорят о серьезном отставании по ряду заводов, говорит источник РБК daily, знакомый с ситуацией. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров полагает, что государство будет договариваться с компаниями о внедрении новых мощностей по производству бензина более высокого качества в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет.