Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Экспорт без преград
Лента новостей 19:47 МСК
Лучшие предложения рынка наличной валюты  19:00   USD НАЛ. Покупка 58,49 Продажа 58,57 EUR НАЛ. 62,29 62,35 SpaceX отправила космический грузовик Dragon к МКС Технологии и медиа, 18:41 Нетаньяху заявил о начале «нового хорошего дня» в отношениях с США Политика, 18:25 Крестный ход в поддержку передачи Исаакиевского собора РПЦ. Фотогалерея Фотогалерея, 17:41 Крупнейшую в мире парусную яхту Мельниченко арестовали в Гибралтаре Бизнес, 17:28 Сенатор Грэм предупредил Францию и ФРГ о вмешательстве России в выборы Политика, 17:24 Площадь пожара на складе на «Мытищинской ярмарке» возросла до 4000 кв. м Общество, 16:55 18 человек погибли при взрыве на рынке в столице Сомали Общество, 16:40 В Германии заявили о планах депортировать рекордное число мигрантов Политика, 16:21 Вашингтон заявил о сложностях во взаимодействии России и США по Сирии Политика, 16:20 Иракская армия наступает на западные районы Мосула. Фотогалерея Фотогалерея, 16:07 Три человека пострадали при ДТП с участием скорой в центре Москвы Общество, 15:29 На крестный ход в поддержку передачи Исаакия РПЦ пришли 8 тыс. человек Общество, 15:00 Посольство США в Киеве назвало признание паспортов ЛНР и ДНР «тревожным» Политика, 14:39 Турция назвала Женеву единственным местом разрешения сирийского конфликта Политика, 14:15 Маккейн вступился за критиковавшую Трампа прессу Политика, 13:33 В Минобороны назвали сроки первого выпуска образцов новой системы С-500 Технологии и медиа, 13:29 Кара-Мурзу-младшего выписали из больницы после отравления Общество, 12:53 В Сети появилось видео аварии с Porsche на юго-западе Москвы Общество, 11:51 Пекин увидел в создании американо-корейской ПРО «ножевое ранение друзьям» Политика, 11:43 В Малайзии начали розыск четырех причастных к убийству брата Ким Чен Ына Общество, 11:17 Клинцевич увидел в политике Трампа откат к игре «по старым правилам» Политика, 10:44 «Ростех» заявил о планах поставки четырех Ми-17 в Таиланд Общество, 09:58 МИД Франции осудил кибератаки против кандидата в президенты Макрона Политика, 09:26 СМИ узнали о новой директиве по предоставлению убежища в США Политика, 09:12 Ирак объявил о начале операции по освобождению западного Мосула Политика, 08:18 Минобороны начало арктический марш для испытания новой техники Политика, 08:11 Лавров обсудил с Могерини ситуацию на востоке Украины Политика, 07:17
Газета № 24 (1557) (1102) 11 фев 2013, 00:05
Галина Старинская
Экспорт без преград
Нефтяники сегодня будут просить снизить вывозную пошлину на бензин
Фото: ИТАР-ТАСС

Все крупные нефтяные компании, кроме «Рос­нефти», предлагают правительственной комиссии по ТЭК, заседание которой состоится сегодня, снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, по их мнению, в перспективе на пять—семь лет возникнет дефицит топлива. Но Минфин выступает против: мало того что бюджет может потерять 1 млрд долл., цена бензина вырастет еще на 2,5 руб.

Действие заградительной пошлины на экспорт бензина в размере 90% от вывозной пошлины на нефть экономически нецелесообразно, считают руководители нефтяных компаний и предлагают вернуть прежние 66%. В своем письме (копия есть у РБК daily) на имя премьера Дмитрия Медведева они пишут, что повышенная пошлина в первую очередь влияет на экономику производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. В настоящее время из России экспортируются в основном прямогонный бензин, который используется в качестве сырья для нефтехимии, и бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013 года. Кроме того, отмечается в письме, в соответствии с четырехсторонним соглашением о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей за счет масштабных инвестиций увеличился выпуск высокооктановых автобензинов (+8% к 2011 году). А заградительная пошлина, как известно, была введена в 2011 году для борьбы с дефицитом топлива.

Главы нефтяных компаний предупреждают, что сохранение налогового режима «60-66-90» в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы. «В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в пер­спективе на пять—семь лет», — указано в письме.

Подписи под документом поставили руководители шести компаний: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Глава «Роснефти» Игорь Сечин письмо премьер-министру не подписал. В компании отметили, что свою позицию он озвучит сегодня на правкомиссии по ТЭК.

«Роснефть», безусловно, заинтересована в отмене пошлины, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. На долю прямогонного бензина приходится примерно 14% — 3,6 млн т — всего экспорта нефтепродуктов компании (данные 2011 года). По его мнению, Игорь Сечин решил оставаться в стороне, предвидя, что сейчас заградительная пошлина отменена не будет. Кроме того, его позиция может быть связана с решениями по другим льготам для «Роснефти», считает он.

Предложение нефтяников действительно не находит понимания у ведомств. Источник РБК daily в Минфине утверждает, что министерство не поддерживает эту идею. По его словам, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90-процентной пошлины составят более 1 млрд долл. в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 руб. По прогнозам Минэнерго, в этом году бензин и дизтопливо и так подорожают в среднем на 13—14%, то есть на 3—4 руб. за литр.

Отказываться от заградительной пошлины не готово и Минэнерго. Один из источников РБК daily знает, что министерство предлагает ориентироваться на ребалансировку вывозных пошлин в долгосрочной перспективе. Деталей он не уточнил. «В перспективе нескольких лет компаниям нужно иметь качественные экономические стимулы по инвестированию в мощности по производству бензинов, а не дизелей, которых на российском рынке производится в существенном избытке», — сказал РБК daily заместитель министра энергетики Павел Федоров.

Повышение вывозной пошлины на бензин с 66 до 90% в мае 2011 года было призвано ограничить экспорт топлива в условиях острой нехватки на внутреннем рынке. Впрочем, это не помешало нефтяным компаниям продавать свою продукцию за рубеж в прежних объемах. По итогам 2011 года на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т бензина, на экспорт — 4,1 млн, или 11% от произведенного объема. Годом ранее в России продали 32,3 млн т, а вывезли 3,2 млн т, или 10% (см. РБК daily от 28.02.12).

Управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков считает, что отмена заградительной пошлины стала бы противоречивым шагом со стороны правительства. Как известно, на фоне опасений дефицита нефте­продуктов в результате запрета Евро-2 около 2 млн т выпадающего объема планируется закупать у Белоруссии. «Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке», — говорит г-н Строков.

Кроме того, в первом квартале будут подведены итоги действия режима «60-66», предварительные результаты говорят о серьезном отставании по ряду заводов, говорит источник РБК daily, знакомый с ситуацией. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров полагает, что государство будет договариваться с компаниями о внедрении новых мощностей по производству бензина более высокого качества в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет.