Лента новостей
«Большей бестолковщины в сезоне не видел». Что говорят о дерби «Спартака» 02:10, Статья В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность 02:09, Статья По делу замглавы Минобороны Иванова провели обыски по нескольким адресам 01:45, Новость Шохин назвал темы закрытой встречи Путина с бизнесом в рамках съезда РСПП 01:36, Новость Число фигурантов по делу о хищении ₽2,8 млрд в Дагестане достигло 31 01:17, Статья МАГАТЭ назвало непредсказуемой ситуацию на Запорожской АЭС 01:16, Новость Рубен Варданян прекратил голодовку в СИЗО после уговоров семьи 00:56, Новость В Пентагоне назвали возможной целью переданных Киеву ATACMS Крым 00:44, Статья Число пострадавших при обстреле Токмака выросло до четырех 00:29, Новость Пентагон исключил отправку военных советников США к фронту на Украине 00:10, Новость Глава Минфина Украины заявил о «неопределенных перспективах» бюджета 00:06, Статья Эксперты предсказали серию перепродаж бизнесов ушедших иностранцев 00:00, Статья Тренер ЦСКА заявил о рухнувших на газон игроках «Спартака» после дерби 25 апр, 23:47, Статья Полицейские нашли убитых в Херсонской области в разных местах 25 апр, 23:35, Новость «Коммерсантъ» назвал причину задержки ареста фигуранта дела Иванова 25 апр, 23:24, Статья Маршрут «Бессмертного полка» в Кишиневе изменят из-за уступки ЕС 25 апр, 23:10, Новость «Газпром» сообщил о трех рекордах в России за одну зиму 25 апр, 22:55, Статья Мединский заявил о «трех начальниках» у Украины на переговорах с Россией 25 апр, 22:38, Новость
Газета
Экспорт без преград
Газета № 24 (1557) (1102) Общество,
0

Экспорт без преград

Нефтяники сегодня будут просить снизить вывозную пошлину на бензин
Фото: ИТАР-ТАСС
Фото: ИТАР-ТАСС

Все крупные нефтяные компании, кроме «Рос­нефти», предлагают правительственной комиссии по ТЭК, заседание которой состоится сегодня, снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, по их мнению, в перспективе на пять—семь лет возникнет дефицит топлива. Но Минфин выступает против: мало того что бюджет может потерять 1 млрд долл., цена бензина вырастет еще на 2,5 руб.

Действие заградительной пошлины на экспорт бензина в размере 90% от вывозной пошлины на нефть экономически нецелесообразно, считают руководители нефтяных компаний и предлагают вернуть прежние 66%. В своем письме (копия есть у РБК daily) на имя премьера Дмитрия Медведева они пишут, что повышенная пошлина в первую очередь влияет на экономику производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. В настоящее время из России экспортируются в основном прямогонный бензин, который используется в качестве сырья для нефтехимии, и бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013 года. Кроме того, отмечается в письме, в соответствии с четырехсторонним соглашением о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей за счет масштабных инвестиций увеличился выпуск высокооктановых автобензинов (+8% к 2011 году). А заградительная пошлина, как известно, была введена в 2011 году для борьбы с дефицитом топлива.

Главы нефтяных компаний предупреждают, что сохранение налогового режима «60-66-90» в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы. «В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в пер­спективе на пять—семь лет», — указано в письме.

Подписи под документом поставили руководители шести компаний: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Глава «Роснефти» Игорь Сечин письмо премьер-министру не подписал. В компании отметили, что свою позицию он озвучит сегодня на правкомиссии по ТЭК.

«Роснефть», безусловно, заинтересована в отмене пошлины, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. На долю прямогонного бензина приходится примерно 14% — 3,6 млн т — всего экспорта нефтепродуктов компании (данные 2011 года). По его мнению, Игорь Сечин решил оставаться в стороне, предвидя, что сейчас заградительная пошлина отменена не будет. Кроме того, его позиция может быть связана с решениями по другим льготам для «Роснефти», считает он.

Предложение нефтяников действительно не находит понимания у ведомств. Источник РБК daily в Минфине утверждает, что министерство не поддерживает эту идею. По его словам, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90-процентной пошлины составят более 1 млрд долл. в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 руб. По прогнозам Минэнерго, в этом году бензин и дизтопливо и так подорожают в среднем на 13—14%, то есть на 3—4 руб. за литр.

Отказываться от заградительной пошлины не готово и Минэнерго. Один из источников РБК daily знает, что министерство предлагает ориентироваться на ребалансировку вывозных пошлин в долгосрочной перспективе. Деталей он не уточнил. «В перспективе нескольких лет компаниям нужно иметь качественные экономические стимулы по инвестированию в мощности по производству бензинов, а не дизелей, которых на российском рынке производится в существенном избытке», — сказал РБК daily заместитель министра энергетики Павел Федоров.

Повышение вывозной пошлины на бензин с 66 до 90% в мае 2011 года было призвано ограничить экспорт топлива в условиях острой нехватки на внутреннем рынке. Впрочем, это не помешало нефтяным компаниям продавать свою продукцию за рубеж в прежних объемах. По итогам 2011 года на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т бензина, на экспорт — 4,1 млн, или 11% от произведенного объема. Годом ранее в России продали 32,3 млн т, а вывезли 3,2 млн т, или 10% (см. РБК daily от 28.02.12).

Управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков считает, что отмена заградительной пошлины стала бы противоречивым шагом со стороны правительства. Как известно, на фоне опасений дефицита нефте­продуктов в результате запрета Евро-2 около 2 млн т выпадающего объема планируется закупать у Белоруссии. «Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке», — говорит г-н Строков.

Кроме того, в первом квартале будут подведены итоги действия режима «60-66», предварительные результаты говорят о серьезном отставании по ряду заводов, говорит источник РБК daily, знакомый с ситуацией. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров полагает, что государство будет договариваться с компаниями о внедрении новых мощностей по производству бензина более высокого качества в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет.