Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Экспорт без преград
Лента новостей 11:51 МСК
РЖД опровергли данные о курсирующих между Россией и Донецком электричках Политика, 11:33 Совладелец «Таксовичкоф» решил запустить две продовольственные сети Бизнес, 11:21 Украина опровергла намерение прекратить ж/д-сообщение с Россией Политика, 11:07 Лучшие предложения рынка наличной валюты  11:00   USD НАЛ. Покупка 56,10 Продажа 56,25 EUR НАЛ. 63,10 63,20 Власти разрешат продажу пива в пластиковой таре на Кубке конфедераций Общество, 10:57 Зерновой союз попросил РЖД разрешить перевозку зерна через Латвию Экономика, 10:56 В Татарстане создадут опытную зону мобильной связи 5G Технологии и медиа, 10:55 В Ленинградской области из-за взрыва на нефтебазе погибли два человека Общество, 10:54 Голосовавших против передачи Исаакия депутатов предложили лишить мандатов Политика, 10:53 В Перми задержали подозреваемого после обрушения сцены на людей Общество, 10:50 Турция опровергла информацию об ограничении импорта из России Экономика, 10:37 Число противников анонимности в Сети выросло в два раза за четыре года Общество, 10:29 Выручка «МегаФона» увеличилась на 14,8% благодаря покупке Mail.Ru Group Технологии и медиа, 10:22 МИД назвал чушью данные о вмешательстве России в выборы по всей Европе Политика, 10:07 ABC узнал о цехе по изготовлению бомб в доме смертника из Манчестера Политика, 10:07 «Росатом» подключился к госпрограмме Чили по переработке лития Бизнес, 10:00 С космодрома Плесецк запустили ракету «Союз-2.1б» со спутником Минобороны Технологии и медиа, 09:55 Минфин назвал возможную сумму доплат по акцизам для импортеров вин Экономика, 09:47 СМИ узнали о предложении финансировать выплату к пенсии из бюджета Экономика, 09:45 СК возбудил три новых уголовных дела из-за обстрелов в Донбассе Политика, 09:38 В Якутии около 96 тыс. человек остались без света из-за аварии Общество, 09:31 СК возбудил дело после гибели двух человек при пожаре в Красноярском крае Общество, 09:06 Захарова ответила на совет Керри учить русский язык словами Маяковского Политика, 09:00 СМИ узнали о возможном увеличении расходов на выборы на 2 млрд руб. Политика, 08:55 В Думе предложили проверять чиновников после нарушения закона их родными Политика, 08:21 Mail.ru Group запустила новый мессенджер Технологии и медиа, 07:58 В Красноярском крае застрелили главного редактора местной газеты Общество, 07:22 Доля десяти крупнейших девелоперов на рынке продолжила сокращаться Бизнес, 07:10
Газета № 24 (1557) (1102) 11 фев 2013, 00:05
Галина Старинская
Экспорт без преград
Нефтяники сегодня будут просить снизить вывозную пошлину на бензин
Фото: ИТАР-ТАСС

Все крупные нефтяные компании, кроме «Рос­нефти», предлагают правительственной комиссии по ТЭК, заседание которой состоится сегодня, снизить заградительную пошлину на бензин. В противном случае, по их мнению, в перспективе на пять—семь лет возникнет дефицит топлива. Но Минфин выступает против: мало того что бюджет может потерять 1 млрд долл., цена бензина вырастет еще на 2,5 руб.

Действие заградительной пошлины на экспорт бензина в размере 90% от вывозной пошлины на нефть экономически нецелесообразно, считают руководители нефтяных компаний и предлагают вернуть прежние 66%. В своем письме (копия есть у РБК daily) на имя премьера Дмитрия Медведева они пишут, что повышенная пошлина в первую очередь влияет на экономику производства нефтепродуктов, не реализуемых на внутреннем рынке. В настоящее время из России экспортируются в основном прямогонный бензин, который используется в качестве сырья для нефтехимии, и бензин класса 2, запрещенный к обороту в России с 1 января 2013 года. Кроме того, отмечается в письме, в соответствии с четырехсторонним соглашением о строительстве и реконструкции нефтеперерабатывающих мощностей за счет масштабных инвестиций увеличился выпуск высокооктановых автобензинов (+8% к 2011 году). А заградительная пошлина, как известно, была введена в 2011 году для борьбы с дефицитом топлива.

Главы нефтяных компаний предупреждают, что сохранение налогового режима «60-66-90» в долгосрочной перспективе заставит их перенести основные инвестиции с мощностей по производству бензинов на иные процессы. «В этом случае может возникнуть дисбаланс спроса и предложения на рынке автобензинов и, как следствие, дефицит этой продукции в пер­спективе на пять—семь лет», — указано в письме.

Подписи под документом поставили руководители шести компаний: президент ЛУКОЙЛа Вагит Алекперов, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов, глава «Газпром нефти» Александр Дюков, президент «Башнефти» Александр Корсик, гендиректор «Татнефти» Шафагат Тахаутдинов и исполнительный директор ТНК-ВР Герман Хан. Глава «Роснефти» Игорь Сечин письмо премьер-министру не подписал. В компании отметили, что свою позицию он озвучит сегодня на правкомиссии по ТЭК.

«Роснефть», безусловно, заинтересована в отмене пошлины, считает начальник аналитического отдела ИК «Универ Капитал» Дмитрий Александров. На долю прямогонного бензина приходится примерно 14% — 3,6 млн т — всего экспорта нефтепродуктов компании (данные 2011 года). По его мнению, Игорь Сечин решил оставаться в стороне, предвидя, что сейчас заградительная пошлина отменена не будет. Кроме того, его позиция может быть связана с решениями по другим льготам для «Роснефти», считает он.

Предложение нефтяников действительно не находит понимания у ведомств. Источник РБК daily в Минфине утверждает, что министерство не поддерживает эту идею. По его словам, выпадающие доходы бюджета в случае отмены 90-процентной пошлины составят более 1 млрд долл. в год, а цены на бензин на внутреннем рынке дополнительно вырастут на 2,5 руб. По прогнозам Минэнерго, в этом году бензин и дизтопливо и так подорожают в среднем на 13—14%, то есть на 3—4 руб. за литр.

Отказываться от заградительной пошлины не готово и Минэнерго. Один из источников РБК daily знает, что министерство предлагает ориентироваться на ребалансировку вывозных пошлин в долгосрочной перспективе. Деталей он не уточнил. «В перспективе нескольких лет компаниям нужно иметь качественные экономические стимулы по инвестированию в мощности по производству бензинов, а не дизелей, которых на российском рынке производится в существенном избытке», — сказал РБК daily заместитель министра энергетики Павел Федоров.

Повышение вывозной пошлины на бензин с 66 до 90% в мае 2011 года было призвано ограничить экспорт топлива в условиях острой нехватки на внутреннем рынке. Впрочем, это не помешало нефтяным компаниям продавать свою продукцию за рубеж в прежних объемах. По итогам 2011 года на внутренний рынок было отгружено 32,3 млн т бензина, на экспорт — 4,1 млн, или 11% от произведенного объема. Годом ранее в России продали 32,3 млн т, а вывезли 3,2 млн т, или 10% (см. РБК daily от 28.02.12).

Управляющий директор Санкт-Петербургской товарно-сырьевой биржи Павел Строков считает, что отмена заградительной пошлины стала бы противоречивым шагом со стороны правительства. Как известно, на фоне опасений дефицита нефте­продуктов в результате запрета Евро-2 около 2 млн т выпадающего объема планируется закупать у Белоруссии. «Отказ от заградительной пошлины возможен только при сбалансированном спросе и предложении на рынке», — говорит г-н Строков.

Кроме того, в первом квартале будут подведены итоги действия режима «60-66», предварительные результаты говорят о серьезном отставании по ряду заводов, говорит источник РБК daily, знакомый с ситуацией. Аналитик Газпромбанка Александр Назаров полагает, что государство будет договариваться с компаниями о внедрении новых мощностей по производству бензина более высокого качества в обмен на обещание отменить повышенную пошлину в перспективе ближайших трех-четырех лет.