Лента новостей
ЦБ Турции сохранил ставку на максимуме с 2002 года 14:13, Статья Unisender запустил конструктор писем с искусственным интеллектом 14:12 Украинская бригада отвергла обвинения в сдаче позиций 14:11, Статья Белоруссия заявила о попытке удара дронами по Минску с территории Литвы 13:59, Статья В ЦСКА ответили на обвинения в подкупе арбитров в Кубке УЕФА 13:58, Статья КХЛ назвала лучших игроков финала Кубка Гагарина 13:57, Статья Названы популярные в Москве цифровые госуслуги в сфере градостроительства 13:55, Новость В Кривом Роге второй раз за день прогремели взрывы 13:52, Новость В Петербурге водитель врезался в разводившийся мост 13:47, Новость Сенатор назвал решение Байдена по Афганистану «зеленым светом» Путину 13:43, Новость Силуанов заявил, что в России назрела «донастройка» налогов 13:41, Статья Гладков снял с должности главу Алексеевского округа 13:39, Новость Кремль отнесся к решению Канады по российскому титану с пониманием 13:38, Статья В КАМАЗе заявили, что не ищут партнера по «Москвичу», кроме китайской JAC 13:29, Статья Мошенники на удаленке: как не потерять деньги при работе с внештатником 13:27, Статья Макрон предупредил о смерти Европы 13:23, Статья Российские фехтовальщики пропустят Олимпиаду в Париже 13:20, Статья Россиянин Петров отреагировал на решение экстрадировать его с Кипра в США 13:14, Новость
Газета
Миллиарды уходят в небо
Газета № 20 (1553) (0502) Общество,
0

Миллиарды уходят в небо

Нефтяные компании не хотят расплачиваться за смог над Пекином
Фото: ЕРА
Фото: ЕРА

Загрязнение воздуха в Пекине и окрестностях обходится городу почти в 40 млрд долл. в год. Основными виновниками смога, который с начала этого года почти непрерывно висит над столицей, признаны крупнейшие в стране нефтяные компании China National Petroleum Corp (CNPC) и Sinopec, которые отказываются улучшить качество дизельного топлива.

Пекин ежегодно теряет от 19 млрд до 39 млрд долл. из-за загрязнения воздуха, говорится в отчете Accenture Sustainability Services APAC, который цитирует MarketWatch (в эту сумму, в частности, входят медицин­ские и транспортные расходы). О том, что уровень загрязнения воздуха в Пекине и окрест­ностях достиг критической отметки, стало известно в январе. По официальной статистике, как минимум 21 день показатель загрязнения в городе был выше нормы. Власти Пекина заявили, что содержание дисперсных частиц диаметром до 2,5 микрона, способных проникать глубоко в легкие, достигало отметки 1000 микрограммов на кубический метр, что в 40 раз превышает безопасный лимит, обозначенный Всемирной организацией здравоохранения.

Власти до последнего отказывались публиковать данные экологического мониторинга, но возмущение жителей и подробное освещение проблемы даже в лояльных правительству СМИ все же дали результаты. Чиновники закрыли 103 промышленных предприятия и снизили на 30% число выездов государственных автомобилей. Однако эти временные меры заметного влияния на качество пекинского воздуха не оказали — основным источником загрязнения являются частные автомобили.

Во вредных выбросах автомашин власти винят CNPC и Sinopec. Те, несмотря на директивы Министерства охраны окружающей среды, нарушили нормы выбросов для дизельных грузовых автомобилей и автобусов, пишет Reuters. В 2012 году вступили в силу нормы, предусматривающие снижение содержания серы в топливе. Однако проверка выявила, что компании не перешли на новый стандарт, говорится в сообщении Центра по контролю за выбросами выхлопных газов.

Эксперты отмечают, что такое неповиновение связано с тем, что власти до последнего шли на поводу у крупных корпораций. В вопросах политики предприятий решающее слово оставалось за влиятельными Государ­ственным комитетом по развитию и реформам (NDRC) и Министерством промышленности и информационных технологий. Те на нарушения компаниями экологических норм закрывали глаза.

Сейчас Министерство окружающей среды готовит новую директиву — ужесточение стандарта, которое снизит выбросы твердых примесей и оксида азота на 80 и 30% соответственно. CNPC и Sinopec отказываются нести в одиночку расходы, связанные с изменениями. Аналитики подчеркивают, что власти должны пойти навстречу компаниям, предложив им льготное налогообложение и согласившись на рост цен на их продукцию (сейчас литр дизеля стоит в КНР 1,38 долл.). «Придется сказать населению: цены на топливо значительно вырастут. Нельзя иметь сразу и чистый воздух, и низкие цены», — сказал профессор Энергетического исследовательского института при NDRC. Аналитики считают, что, если в дело не вмешается высшее руководство страны, война между министерствами и нефтегигантами затянется на долгие годы.

Пока же отчаявшиеся пекинцы скупают пластиковые банки с чистым воздухом — за десять дней было продано более 8 млн банок. Производство воздуха запустил китайский миллионер-филантроп Чэнь Гуанбяо. За 80 центов можно купить банку воздуха размером с пивную с различными ароматами вроде «нетронутый Тибет» и «постиндустриальный Тайвань». «Если мы не предпримем решительные меры, то через десять лет наши потомки вынуждены будут постоянно носить защитные маски и баллоны с кислородом», — цитирует The Guardian миллионера. В прошлом году из-за смога скончались 8,5 тыс. человек, по данным совместного исследования Greenpeace и Школы национального здравоохранения при Пекинском университете.