Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Путин ответил анекдотом на вопрос о своем будущем 20:36, Политика Audi представила A7 нового поколения 20:30, Авто Суд в Киеве вернул «Укртелеком» Ахметова государству 20:24, Бизнес Суд Германии осудил россиянина за участие в беспорядках во время G20 20:23, Общество Британское издательство скорректирует учебник после жалоб на расизм 20:18, Общество 11 советов, как купить выгодные авиабилеты 20:05, Спецпроект РБК PINK ЦБ списал средства со счетов Шишханова и Гуцериева в Бинбанке 20:03, Финансы Лига Европы по футболу. «Зенит» — «Русенборг». Онлайн 20:00, Спорт Геннадий Тимченко купит долю в кубанском производителе яблок 19:45, Бизнес Супруга Джигарханяна уволилась с поста директора театра 19:41, Общество Глава Alibaba Group предсказал появление этикеток «Сделано в интернете» 19:37, Бизнес Страх дедлайна, публичного выступления, критики: как побороть стресс 19:32, РБК и Philips Глава МИД Польши заявил о недовольстве частыми визитами Путина в Венгрию 19:32, Политика Золото цифровой пробы: чего ждать от Bitcoin Gold 19:28, Деньги Путин рассказал о демократическом способе бороться со СМИ 19:24, Политика Путин назвал сверхзадачи для будущего президента России 19:16, Политика Комитет Думы отказался поддержать законопроект о выводе абортов из ОМС 19:07, Общество Психиатры предсказали депрессии 1-е место среди причин нетрудоспособности 19:04, Общество Хлопонин предложил Минфину подумать о повышении цены на коньяк 18:57, Бизнес Путин нашел работу для бывшего главы Дагестана Абдулатипова 18:53, Политика Путин заявил о более 620 визитах США в «святая святых» ядерных сил России 18:51, Политика Внука Юрия Визбора вызвали на допрос по делу Серебренникова 18:46, Общество Путин процитировал Тору и назвал грехом отказ от территорий 18:43, Политика Собчак сохранит работу в женском журнале на время президентской кампании 18:37, Политика Сечин ответил на жалобу конкурентов Медведеву 18:32, Бизнес X5 Retail Group начнет торговаться на Московской бирже до конца года 18:16, Бизнес Реновацию и программу «Моя улица» объявили драйверами экономики Москвы 18:16, Экономика Адвокат займется защитой Януковича в суде без личных встреч с ним 18:06, Политика
Сведение счетов: зачем менять биржевого брокера и как это сделать
Деньги, 10 авг, 19:38
0
Сведение счетов: зачем менять биржевого брокера и как это сделать
Чаще всего клиенты меняют брокеров из-за личных предпочтений, технических сбоев, высоких комиссий и негативных отзывов в прессе, рассказали РБК в крупных брокерских компаниях. Как подобрать нового брокера и перенести счет к нему?
Фото: Алексей Куденко / РИА Новости

Чтобы выяснить, что обычно не устраивает клиентов в услугах брокеров, корреспондент РБК поговорил с представителями пяти крупнейших брокерских компаний с самым большим оборотом по итогам июля 2017 года. По данным Московской биржи, таковыми являются ФГ «БКС», «Открытие Брокер», «Финам», «Ренессанс Брокер» и Сбербанк. На основании этого опроса РБК выявил наиболее частые причины смены финансового партнера для работы на фондовом рынке, а также выяснил, как клиенту поменять брокера с минимальными неудобствами и затратами для себя.

Почему меняют брокера

Все опрошенные РБК участники рынка из топ-5 сходятся во мнении, что в большинстве случаев клиенты меняют брокера, когда качество обслуживания перестает отвечать их ожиданиям. Впрочем, детальную статистику о переходе клиентов к конкурентам не предоставил никто.

Стандартный набор ожиданий — это удобный сервис, небольшая комиссия за обслуживание счета и проведение торговых операций и надежность брокера, поясняет эксперт ФГ «БКС» Иван Копейкин. Причин ухода клиентов из ФГ «БКС» в ответе на запрос РБК он не указал.

Руководитель управления по работе с физическими лицами ФГ «Финам» Дмитрий Леснов отметил, что​, поскольку у лидеров на фондовом рынке в целом схожая тарифная политика и набор услуг, причины смены одного брокера на другого чаще всего связаны с качеством обслуживания, например его скоростью и технологичностью. По его словам, есть и клиенты-перебежчики, желающие протестировать нового брокера, но они обычно возвращаются. «Уходит где-то 0,5% клиентской базы. Но потом они возвращаются. Плюс к нам, как правило, переходят клиенты от более мелких брокеров», — добавляет Леснов.

Вывод средств клиента с брокерского счета, как правило, происходит в случае достижения клиентом поставленных финансовых целей, говорит заместитель генерального директора «Открытие Брокера» Владимир Крекотень. Впрочем, отмечает финансист, в его компании появление негативных публикаций о банке «Открытие» (входят в одноименный холдинг) в начале августа привело к некоторому увеличению вывода средств относительно обычного показателя. При этом частота открытия новых счетов и объемы их пополнения не уменьшились, заверяют в «Открытие Брокер». «Это говорит о том, что панике в основном подвержены старые клиенты, которые, как мы полагаем, могли получить негативные комментарии от наших конкурентов», — объясняет поведение клиентов вокруг последних событий Крекотень.

Запуск новых сервисов для инвестиций и появление новых предложений у конкурентов также могут стать причиной перетока клиентов к ним, говорит вице-президент, руководитель департамента глобальных рынков Sberbank CIB Андрей Шеметов. Он утверждает, что в последние месяцы Сбербанк наблюдает приток клиентов из других брокерских компаний и связывает это с появлением нового приложения для управления инвестициями «Сбербанк Инвестор». Впрочем, подобные мобильные платформы есть и у других брокеров. Причины ухода клиентов из самого Сбербанка пресс-служба финансовой организации раскрывать не стала.

Генеральный директор «Ренессанс Брокера» Василий Фроловичев утверждает, что его компания не изучала причины ухода клиентов. Однако, по его словам, чаще всего инвесторы меняют брокерские компании, если они находят более выгодные комиссии за проведение операций на бирже либо имеют претензии к технологической инфраструктуре брокера — к торговым платформам или приложениям.

Найти с первого раза и навсегда идеального для своих финансовых целей и требований финансового брокера невозможно, считают все опрошенные эксперты. «То, что кажется подходящим сейчас, может не быть таковым спустя время. Тем более каждый брокер работает над развитием своих услуг и может предложить более качественный и удобный сервис», — объясняет Василий Фроловичев.

Как перенести счет

Процедура переноса средств с брокерского счета в другую компанию у всех опрошенных практически одна и та же. Закрывать старый счет при этом не обязательно, так как для инвесторов нет ограничений по количеству открытых счетов на бирже, за исключением индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС) — он может быть только один. «В таком случае для перевода к другому брокеру необходимо открыть новый ИИС и закрыть старый в течение 30 дней, уведомив налоговую», — объясняет Шеметов.

Закрывать старый счет (не ИИС) целесообразно, только если брокер взимает комиссию за его ведение, добавляет Иван Копейкин. Так, в любом случае (даже если нет сделок) раз в месяц БКС спишет от 177 до 354 руб. в зависимости от тарифа, «Финам» — 177 руб., а «Открытие Брокер» и Сбербанк не берут плату за ведение счета. «Ренессанс Брокер» взимает 5 тыс. руб. Впрочем, даже за плату старый счет может пригодитьcя, говорят представители брокеров. Для активных инвесторов важно, чтобы был запасной канал торгов на бирже, если у основного брокера торговая платформа работает с перебоями», — объясняет Фроловичев.

Выводить активы с одного счета на другой можно в виде денежных средств, а можно в виде ценных бумаг, продолжает Дмитрий Леснов. «Первое проще: не надо предоставлять никаких справок от предыдущего брокера новому», — рассказывает он.

Фото: Олег Харсеев / «Коммерсантъ»

Инвестору, который выберет первый вариант, нужно будет сперва продать бумаги, а затем через свой личный кабинет отправить эти деньги переводом на другой счет. За вывод средств в рублях из топ-5 брокеров не придется платить только ФГ «БКС» и «Финаму» за рублевый перевод, в иностранной валюте же комиссия составит 0,07% от суммы. «Открытие Брокер» возьмет за эту операцию 10 руб. за вывод суммы в национальной валюте и 0,15% — за вывод в иностранной валюте. «Ренессанс Брокер» и Сбербанк эти данные на своих сайтах не разместили, а консультанты на горячей линии, куда обратился РБК за разъяснениями, не смогли предоставить такую информацию.

Кроме того, клиент, который решил вывести средства в деньгах, может потерять часть своего капитала, поскольку при продаже ценных бумаг он лишается потенциального дохода от них, напоминает эксперт.

Если же инвестор решил перевести на новый счет ценные бумаги — ему нужно будет получить поручение на вывод и ввод как у старого, так и у нового брокера. Сделать это придется непосредственно в офисах брокеров или удаленно — с помощью электронной подписи. Кроме того, инвестору придется запросить у старого брокера отчеты по ценам, за которые были изначально приобретены ценные бумаги. «Это для того чтобы новый брокер правильно рассчитал налог по ним. В противном случае, если клиент решит продать бумаги с нового счета, ему придется платить 13% (НДФЛ) со всей продажи, а не с разницы между куплей и продажей этих бумаг», — объясняет Дмитрий Леснов.

Говорить, что выгоднее — просто перевести ценные бумаги или же продать их и перевести деньги, не берутся ни крупные, ни мелкие брокеры. «Например, следует учитывать брокерскую комиссию за вывод средств в зависимости от валюты, в которой это происходит, — рассуждает руководитель клиентского отдела ИК «Русс-Инвест» Алексей Кондрашов​. — Если комиссия фиксированная, то с этим можно работать. Если в процентах от суммы, то расход будет значительнее. Одно дело заплатить 10 руб. за выведенный миллион, другое — 0,1% от него, это уже 1 тыс. руб.».

Также при выборе перевода в деньгах или в бумагах необходимо учитывать движение инвестиционного портфеля. «Например, если одна акция была куплена условно за 100 руб., а к моменту перехода к другому брокеру стоила уже 200 руб., то налог с разницы при переводе в ценных бумагах составит 13 руб., а если продавать их, чтобы вывести в деньгах, то налог будет рассчитываться с суммы продажи в 200 руб., и получится уже 26 руб.», — приводит пример Кондрашов.

Какой брокер лучше

Три главных критерия, которыми нужно руководствоваться при выборе нового брокера, — это его надежность, тарифная политика и качество обслуживания, говорит Копейкин.

На надежность структуры следует обращать внимание в первую очередь, поскольку страховка АСВ (до 1,4 млн руб.) не распространяется на брокерские счета, добавляет Шеметов. Уровень надежности и рыночную позицию, в частности, можно проверить в регулярно публикуемых рейтингах ведущих операторов Московской биржи и в соответствующем рейтинге Национального рейтингового агентства, подсказывает Крекотень. Дополнительно можно следить за форумами трейдеров, где отзывы, особенно негативные, появляются очень быстро. Однако не стоит забывать о субъективности любых отзывов, указывают участники рынка. В качестве основных источников информации эксперты предлагают мониторить форум рейтингового агрегатора про брокерскую деятельность, сайт для трейдеров Тимофея Мартынова и портал «Банки.ру».

Комиссии, взимаемые брокерами, зачастую варьируются в зависимости от объема сделки, поэтому инвестору, который обращает внимание на этот критерий, нужно исходить из своих инвестиционных возможностей, говорят эксперты. Например, у «Ренессанс Брокера» и Сбербанка брокерская комиссия за сделки на различных рынках составляет 0,01–0,1% от суммы сделки, у ФГ «БКС» — от 0,01 до 0,05%, у «Финама» еще меньше — от 0,01 до 0,04%. А в «Открытие Брокере» комиссия от 0,01 до 0,2%. Все зависит от тарифного плана, который учитывает активность инвестора, объемы торгового оборота (чем больше — тем меньше комиссия), площадку (биржа, московская, петербургская или американская) и финансовый инструмент.

На внебиржевом рынке, где сделка осуществляется без посредничества биржи, самые маленькие комиссии от суммы сделки у «Финама» — 0,118% (не менее 1450 руб.), у Сбербанка и «Открытие Брокера» — по 0,17% (не менее 1475 руб.), а самые большие — у ФГ «БКС» — 0,236% (не менее 1770 руб.)

Исключение из топ-5 брокеров составляет «Ренессанс Брокер». Его сотрудник сообщил, что здесь тарифы будут менее конкурентными по сравнению с тарифами брокеров, которые специализируются на работе с частными клиентами и физическими лицами, так как они специализируются только на профессиональных клиентах.​ Гендиректор Василий Фроловичев пояснил, что речь идет о высокообеспеченных клиентах, совершающих сделки на большие суммы ежедневно. Это подтверждают данные Московской биржи: по количеству зарегистрированных и активных участников рынка «Ренессанс Брокер» не вошел и в топ-25 за июль и предыдущие месяцы. А вот по торговому обороту занял четвертую позицию, совершив сделок на 99,4 млрд руб. в июле 2017 года.

Также плата может взиматься за обслуживание счета и в счет вознаграждения брокера в зависимости от объема совершенных сделок за отчетный период. «Сравнивать тарифную политику можно по этим параметрам, а данные брать с сайта брокера, но не стоит забывать и про скрытые платежи», — говорит Владимир Крекотень. По мнению Фроловичева, мониторинг цен проводить нужно не только при выборе брокера, но и уже в процессе обслуживания, чтобы вовремя принять решение о переходе к брокеру с более лояльным отношением — так как расценки могут меняться.

Важнейшим фактором при выборе брокера является качество обслуживания и сервиса, убежден Крекотень. При этом каждый инвестор, как правило, понимает этот критерий по-своему, добавляет Андрей Шеметов. «Каждый клиент ценит своего брокера, исходя из качеств, которые лично ему кажутся критичными. К примеру, удобство быстрого зачисления и вывода средств с банковского на брокерский счет и обратно, а также возможность проверки состояния своего инвестиционного портфеля с мобильного устройства и совершения сделки», — приводит пример финансист.

Иван Копейкин советует заранее поинтересоваться разнообразием предоставляемых услуг. Например, есть ли возможность работать с зарубежными активами, опционами, а также биржевым тренером или пер​сональным консультантом, объясняет финансист. Как правило, крупные игроки стараются предоставлять все эти сервисы, чтобы у клиента не было необходимости обращаться за специальными сервисами в другие компании, подытоживает он.