Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Вынужденные скидки: страховые компании снизили тарифы по каско

Потеряв за год треть клиентов по автострахованию, страховщики вынуждены снижать цены на полисы каско. Где сейчас дешевле страховать автомобиль?
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС
Фото: Сергей Савостьянов/ТАСС

После резкого роста цен на автострахование в конце 2014 года — начале 2015 года страховые компании начали снижать тарифы по каско: спрос на их услуги сильно упал. По данным исследования РБК, с марта 2015 года страховые компании уменьшили свои тарифы в среднем на 10,3%. Рынок страхования каско за последние восемь месяцев выровнялся, а разброс цен на полисы стал меньше.

Рынок стабилизируется после резкого роста тарифов, который начался еще в прошлом году. Тогда цены на каско в различных компаниях выросли на 5-50%. Страховщики ссылались на девальвацию рубля, рост цен на ремонт, запчасти и увеличение выплат по искам своих клиентов. В начале 2015 года страховая группа «Уралсиб» подсчитала, что в 2014 году рост тарифов составил 41%.

К чему привело резкое повышение цен, видно из статистики ЦБ. В четвертом квартале 2014 года средний платеж по страхованию средств наземного транспорта увеличился — но всего лишь на 11,2% — до 44,7 тыс. руб. А уже в первом квартале 2015 года число клиентов по этому виду страхования упало на 20% в годовом выражении.

Всего с 1 октября 2014 года по 1 октября 2015 года страховым компаниям удалось поднять среднюю стоимость полиса на 25% (до 50,4 тыс. руб.), потеряв при этом 30% клиентов и 13% сборов. Вернутся ли клиенты в страховые компании? Возможно, если снижение цен продолжится. Мы проанализировали 15 крупнейших компаний по сборам каско, чтобы понять, где сегодня дешевле всего страховать автомобиль.

Цены снизились

Для оценки стоимости полисов каско мы выбрали 10 самых популярных в Москве машин. По данным аналитического агентства «Автостат», на них приходится около 20% всего московского парка автомобилей 2004–2015 года выпуска (всего 2,6 млн штук). Стоимость полиса мы оценили в 15 крупнейших страховых компаниях по этому виду страхования (подробнее см. «Как мы считали»).

Вышло, что за восемь месяцев, прошедших с предыдущего исследования, цены на страхование довольно существенно снизились. В денежном выражении они упали на 21,4%. Отчасти это связано с падением стоимости подержанных автомобилей — с марта средние цены самых популярных в Москве машин упали на 12,3%, судя по данным auto.ru.

Но как минимум половину снижения цен на страховки обеспечили сами страховые компании. Их тарифы в относительном выражении (отношение платежа к страховой сумме) в среднем упали на 10,3%.

Заместитель генерального директора по внешним связям СПАО «Ингосстрах» Илья Соломатин говорит, что некоторое снижение тарифов может быть связано с падением продаж автомобилей. «Покупательная способность упала, автомобили продаются меньше, соответственно страховщики корректируют тариф», — объясняет он.

Руководитель управления андеррайтинга компании «АльфаСтрахование» Илья Григорьев говорит, что тарифы страховых компаний достигли психологического максимума, и людям тяжело отдать 100 тыс. руб. или больше за страхование недорогой машины. «Весь страховой рынок работает над тем, чтобы предложить тарифы, которые устраивали бы людей, но при этом дать им приемлемое страховое покрытие», — говорит он.

Заметила снижение тарифов и директор департамента автострахования компании «Эрго» Наталья Белякина. «Некоторые крупные игроки существенно cнизили тарифы. Иногда это выглядит как демпинг», — отметила она. По ее словам, «Эрго» корректировала тарифы вниз, но не больше чем на 5-10% по отдельным моделям машин.

Разброс тарифов уменьшился

В марте 2015 года разброс средних тарифов в 15 крупнейших компаниях достигал 50%. Максимальные средние тарифы по анализируемым автомобилям предлагала компания «Согласие» — 17,1%. Минимальные тарифы были у «Ресо-Гарантии» — 11,5%. За восемь месяцев расклад сил полностью изменился.

Теперь в Москве дешевле всего страховаться (исходя из тарифов по 10 самым популярным автомобилям 2012 года выпуска) в группе «Ренессанс Страхование»: средний тариф — 10% от стоимости автомобиля. Дороже всего полис на оцениваемые нами машины будет стоить в «Энергогаранте» — 13,8%. Разброс между средними максимальными и минимальными тарифами снизился до 37,5%. Это может говорить о стабилизации рынка.

Большой разброс цен в марте может объясняться тем, что не все страховые компании смогли правильно и оперативно изменить тарифы после резких колебаний курса доллара в конце 2014 года и роста стоимости ремонта, полагает директор департамента андеррайтинга и управления продуктами «Согласия» Дмитрий Кузнецов.

Соломатин говорит, что в начале года рынок еще не понимал, что будет с продажами. Теперь падение спроса очевидно, поэтому разброс цен уменьшается. «Мы очень сильно зависимы от курсов валют. Некая стабилизация, которую вы видите, это скорее стабилизация курсов валют летом и осенью, когда компании пересчитывали тарифы», — объясняет руководитель управления андеррайтинга «АльфаСтрахования» Илья Григорьев.

… но остался прежним

Если разброс средних тарифов в компаниях уменьшается, то для разных марок машин он остался прежним. То есть отличие в цене полиса для наших 10 автомобилей, как и в начале года, составляет 2,6 раза, хотя почти все автомобили находятся в одной ценовой категории. Разница не зависит от кризиса и объясняется аварийностью, вероятностью угона и стоимостью запчастей для конкретных марок машин.

Например, самый низкий тариф компании предлагают для Nissan Qashqai — 8,2% от стоимости автомобиля. Самый высокий — 21,5% от стоимости — традиционно для Mitsubishi Lancer. Небольшое утешение для поклонников этой модели: в некоторых компаниях можно найти вполне приемлемые цены. Например, группа «Ренессанс Страхование» предлагает полис для этого автомобиля за 88,4 тыс. руб. (16,2% от страховой суммы) без франшизы.

Дешевле всего в денежном выражении стоит полис для Renault Logan — в среднем за него придется заплатить 40,8 тыс. руб. Logan — самый дешевый автомобиль из самых популярных в Москве.

В результате стоимость самого дорогого полиса — на Mitsubishi Lancer в «Энергогаранте» (174,6 тыс. руб.) в 6,5 раза превышает цену самого дешевого — на Renault Logan в «Югории» (26,9 тыс. руб.). При этом Lancer дороже Logan лишь в два раза. Разница в ценах на страховку по-прежнему может влиять не выбор автомобиля.

Необязательная франшиза

В марте 2015 года многие страховые компании ограничили продажу полисов без франшизы (часть убытков, оплачиваемых автовладельцем). Обязательную франшизу тогда предлагали «АльфаСтрахование» (9-15 тыс. руб.), «Ингосстрах» (10 тыс. руб.) «Эрго» — (10-15 тыс. руб.) и СОГАЗ (3% от стоимости автомобиля). Страховщики заговорили об этом как о новой тенденции — введении обязательной франшизы в большинстве компаний в будущем. Этого не случилось.

Восемь месяцев назад застраховаться без франшизы можно было в восьми компаниях из 15, сегодня — в 11. В их число мы включили и ВСК — компания предлагает обязательную франшизу на 15 тыс. руб., но только для второго страхового события.

Обязательную франшизу оставили «АльфаСтрахование» и «Эрго». СОГАЗ вообще прекратил страховать автомобили сторонних клиентов в Москве, предлагая каско сотрудникам своих корпоративных клиентов. «На данный момент приостановлены продажи каско отдельным сегментам физических лиц в некоторых регионах. Это решение может быть пересмотрено, если ситуация с убыточностью изменится в лучшую сторону», — говорит зампред правления СОГАЗа Дамир Аксянов.

А «Ингосстрах» от обязательной франшизы отказался. «Наше решение связано с исследованием рынка и аналитическими данными, которые мы получили. Сегодня обязательная франшиза неперспективна», — сказал Соломатин. В попытках сэкономить на страховании клиенты сами выбирают страхование с франшизой.

«При франшизе в 15-30 тыс. руб. скидка может достигать и 20%, и 40% от стоимости полиса. Поэтому для тех людей, которые аккуратно ездят и нечасто попадают в аварии, это выгодно», — объясняет преимущества франшизы Григорьев из «АльфаСтрахования». По его словам, в компании около 65% новых договоров заключается с франшизой.

О том, как правильно выбрать франшизу, читайте здесь.

Как мы считали

Мы взяли 10 самых популярных моделей автомобилей 2004–2015 годов выпуска, зарегистрированных в Москве (данные аналитического агентства «Автостат»). Эта выборка — почти 20% из зарегистрированных в столице 2,6 млн автомобилей этого года выпуска, по данным на начало 2015 года.

Затем мы выбрали 15 крупнейших страховых компаний по каско (данные ЦБ по страхованию средств наземного транспорта за 9 месяцев 2015 года). Стоимость полисов была оценена на одном примере: автомобиль 2012 года выпуска, зарегистрирован в Москве, за рулем которого ездит женатый мужчина 35 лет со стажем вождения 15 лет. Получение страхового возмещения — ремонт на автосервисе по усмотрению страховщика.

Мы выбрали трехлетний автомобиль, потому что к этому времени обычно заканчиваются срок гарантии официального дилера и действие кредитных договоров, если автомобиль был куплен в кредит. Это сделано для того, чтобы избежать искажений тарифов из-за действия кредитных программ страхования.

Стоимость автомобилей была оценена с помощью сервиса auto.ru как среднее арифметическое предложений на продажу автомобилей данной модели и года выпуска. Тарифы на страхование были получены с помощью калькуляторов на сайтах и звонков в call-центры компаний.

В итоговый рейтинг не вошли четыре компании — «АльфаСтрахование» (обязательная франшиза — 9 тыс. руб.), «Эрго» (обязательная франшиза — 15–20 тыс. руб.), «Страховая группа МСК» (не страхует каско), СОГАЗ (страхует каско автомобилей сотрудников своих корпоративных клиентов).

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Автомобили"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 16:51
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 17:09
Зверев проиграл 106-й ракетке мира на турнире ATP в Мюнхене Спорт, 17:05
Польский премьер сообщил о задержании заказчика нападения на Волкова Политика, 17:04
Умер сыгравший в сериале «Слуга народа» актер Петр Никитин Общество, 17:02
Экс-кандидата на пост президента Украины внесли в реестр экстремистов Политика, 16:57
Почему карьера в IТ все больше зависит от умения разговаривать Pro, 16:55
Обладатель Кубка Стэнли и экс-игрок «Трактора» завершил карьеру в 33 года Спорт, 16:50
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Мужчина проник в школу в Люберцах, его задержали Общество, 16:48
Американские фигуристы получили шоколадные золотые медали за Олимпиаду Спорт, 16:31
Адвокат Стрелкова заявил о пропаже из дела «ключевого документа» Политика, 16:28
Одесские власти сообщили о повреждении припортовой инфраструктуры Политика, 16:27
Дуров анонсировал токенизацию стикеров в Telegram Технологии и медиа, 16:25
Путин обсудил с членами Совбеза состояние госрезервов Политика, 16:23
В МИДе заявили о большом объеме западных средств на случай конфискации Политика, 16:20