Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
«Фабрика троллей» потратила на работу в США около $2,3 млн 10:04, Технологии и медиа Конкуренты «Роснефти» пожаловались Медведеву на налоговую дискриминацию 10:00, Бизнес Правительство выделило Севастополю 500 млн руб. на социальные объекты 09:51, Общество АФК «Система» пообещала пожаловаться на арест активов в Верховный суд 09:27, Бизнес Северная Корея заявила об угрозе ядерной войны «в любой момент» 09:09, Политика 7 главных фактов из расследования РБК о работе «Фабрики троллей» в США 09:02, Технологии и медиа Владельца производившего пайки для Минобороны комбината арестовали 09:00, Политика Американец убил жену ради женитьбы на россиянке 08:56, Общество Олег Газманов попал в ДТП по пути на гастроли в Пермь 08:42, Общество Поклонская заявила о проверке финансирования «Матильды» в Фонде кино 08:09, Общество Расследование РБК: как «фабрика троллей» поработала на выборах в США 08:00, Технологии и медиа В Москве при наезде автомобиля на дорожных рабочих погибли два человека 07:21, Общество СМИ узнали об отказе Любляны выдать подозреваемого в хищении у «Роснефти» 06:36, Бизнес В «Открытии» заметили продолжающийся отток средств вопреки действиям ЦБ 05:45, Финансы Губернатор Флориды ввел чрезвычайное положение из-за речи националиста 05:29, Политика В Белоруссии заподозрили трех россиян в организации незаконной миграции 04:48, Общество КНДР призвала страны ООН не поддерживать США для собственной безопасности 04:38, Политика «Известия» сообщили о поддержке властями запрета на курение у подъездов 04:12, Политика Правительство объявило о начале подготовки к выборам президента 03:45, Политика В Кузбассе произошло землетрясение магнитудой 2,9 03:42, Общество Защита Винника подала жалобу на «неквалифицированного переводчика» 03:21, Общество Оппоненты Мединского опровергли участие в защите диссертации министра 02:37, Политика Организатор баттла с Oxxxymiron ответил на планы ТВ3 подать в суд 02:14, Общество Ассанж пообещал €20 тыс. за информацию об «убийцах» журналистки на Мальте 01:44, Политика Члены «спящей ячейки ИГ» планировали атаку на концерте Киркорова 01:13, Политика В Лондоне в результате нападения с ножом около метро погиб один человек 01:06, Общество В Испании арестовали глав каталонских организаций за призывы к мятежу 00:26, Политика Телеканал ТВ3 пригрозил судом организаторам баттла Oxxxymiron и Dizaster 00:06, Общество
Деньги из воздуха: как получить компенсацию за задержку рейса
Деньги, 02 мар, 19:14
0
Деньги из воздуха: как получить компенсацию за задержку рейса
За отмену или задержку рейса пассажиры, которые путешествуют европейскими авиалиниями или просто летят из ЕС, могут получить до €600 компенсации. Как добиться этой выплаты и какие сервисы помогут ускорить процесс?
Фото: Донат Сорокин/ТАСС

Согласно постановлению Европарламента и Совета EC №261, пассажиры, чей рейс был отменен или задержан более чем на три часа, могут получить от авиаперевозчика от €200 до €600. Эта норма касается рейсов европейских авиакомпаний по всему миру и рейсов любых компаний из европейских стран. Таким образом, клиенты российских авиакомпаний, которые улетают из Европы, тоже могут претендовать на эти деньги — в отличие от тех, кто летает ими же по России, в США или Азию. Дело в том, что Россия пока не присоединилась к Монреальской конвенции, которая унифицирует обязательства авиаперевозчиков перед пассажирами.

Ключевой фактор, позволяющий получить компенсацию, — причина отмены или задержки рейса. «Это должна быть вина авиакомпании — например, проблемы с самолетом или какие-то технические причины, — объясняет Евгений Лонский, региональный директор международного сервиса для получения компенсаций AirHelp в Восточной Европе. — Другие случаи, такие как теракты, забастовки и непогода, компенсации не подлежат».

Сумма компенсации, согласно постановлению ЕС, зависит от двух факторов: дальности перелета и времени задержки. Так, если вылет задержан более чем на три часа, а его дальность составляет менее 1500 км, авиакомпания должна выплатить пассажиру €250. Если задержка составляет более четырех часов, а перелет — более 3500 км, сумма возрастает до €600. Евгений Лонский отмечает, что при длительных задержках авиакомпания также должна обеспечить пассажиров водой, питанием и предоставить отель. Но это не освобождает перевозчика от необходимости заплатить компенсацию. «В законе четко сказано, что, если самолет прилетел с опозданием более трех часов, за это полагается компенсация», — говорит Лонский.

Претендовать на компенсацию можно в течение нескольких лет. «Это зависит от страны, в которой зарегистрирована авиакомпания, или от страны вылета — если речь идет не о европейской компании. Обычно это срок от двух лет, как в Испании, до шести, как в Англии», — рассказывает Роман Гильманов, генеральный директор российской компании Compensair, оператора сервиса для получения компенсаций от авиакомпаний.

Как требовать компенсацию

Тривиальный путь — обратиться в авиакомпанию самостоятельно. Самое главное — сохранять посадочные талоны, так как некоторые компании без них не рассматривают обращения, поясняет Лонский. Гильманов также советует взять у сотрудников авиакомпании или аэропорта справку о том, что рейс задержан. В крайнем случае можно сфотографировать табло рейсов (чартерные перелеты, по словам эксперта, иногда плохо отслеживаются базами данных). Если клиенту придется обращаться в суд, такая фотография также может быть доказательством задержки рейса, рассказывает Гильманов.

Далее нужно составить на английском онлайн-заявку или письменную претензию к авиакомпании (в зависимости от ее правил). Для этого нужно разобраться, на какую компенсацию можно претендовать, описать в претензии обстоятельства, а также указать, на основании каких пунктов закона полагается компенсация, говорит Гильманов. Ответ авиакомпании можно ожидать в среднем 1–3 месяца, добавляет Лонский.

При этом компании часто игнорируют первичные обращения клиентов или автоматически присылают отказ, рассказывают эксперты. «Задача пассажира — следующим шагом доказать, что его случай произошел именно по вине авиакомпании. Поэтому далее важно изучить прецеденты, когда компания была признана виновной, и составить юридически грамотный ответ на полученное возражение», — говорит Гильманов из Compensair. Если и на этом этапе компания отказывает в выплате, нужно обращаться в суд европейского города, где находится главный офис перевозчика.

Если же речь идет не о европейских компаниях, то иск надо подавать в стране вылета, но только в случае, если у авиаперевозчика есть там представительство, говорит Лонский из AirHelp.

Фото: Andrew Parsons / Zuma / ТАСС

Какие сервисы могут помочь

В мире существует множество компаний, которые занимаются общением с перевозчиками и могут по заявке пассажира обратиться в суд. Помимо уже упомянутых AirHelp и Compensair это сервисы Refund.me, Flightright и Flight Delays. В марте подобную услугу запускает сайт Kupibilet.ru.

Россияне обращаются за компенсациями довольно редко, говорит Лонский из AirHelp. «Многие считают, что европейское законодательство распространяется только на граждан Европы. Но это не так, у опоздания нет национальности», — рассказывает он. В системе AirHelp, по словам Лонского, сейчас около 256 тыс. заявок, российских — только 488. Гильманов из Compensair утверждает, что сейчас его компания работает примерно с тысячей российских обращений. Около 80% клиентов сервиса — русскоговорящие, и половина этих людей живет в России.

Чаще всего — примерно в 60% случаев — авиакомпании соглашаются выплатить компенсацию на раннем этапе, то есть во время переписки с менеджерами сервиса, рассказывает Гильманов. Если же авиакомпания отклоняет заявление о компенсации, то оно передается в юридический отдел сервиса и 80–90% подобных дел решается на уровне переписки юристов с авиакомпанией, говорят эксперты. В остальных случаях приходится обращаться в органы защиты прав потребителей в европейских странах, а затем — в суд, и 98% судебных дел сервисы выигрывают, говорит Лонский.

Комиссия сервисов составляет стандартную величину — 25% от суммы полученной компенсации. Kupibilet.ru будет дополнительно удерживать еще 10%. Оплату все сервисы берут только после получения согласия в выплате от авиакомпании. Если же не удается получить компенсацию, то клиент ничего не платит.

Сколько ждать компенсации

Гильманов отмечает, что получение компенсации через посредника занимает от нескольких недель до полугода. «В режиме общения с авиакомпанией, то есть без суда, мы обычно получаем деньги за два месяца. Если идем в суд, то дело может тянуться долго. Например, недавно мы выиграли суд в Нидерландах, и общий цикл составил больше шести месяцев», — рассказывает он. Примерно такие же сроки называет и Лонский из AirHelp.

Впрочем, в сложных случаях ожидание может быть и большим. Россиянин Ян Костин в июле прошлого года подал Compensair заявку на получение компенсации от компании Air France. Причиной стало не опоздание, а нечеткая работа билетной службы авиакомпании. В июне Костин должен был лететь из Марселя в Москву с пересадкой в Париже. Однако началась забастовка пилотов Air France, из-за чего за несколько дней до вылета ему поменяли билеты. Во втором варианте оба рейса — из Марселя в Париж и из Парижа в Москву — выполнялись в одно время. Костин потребовал поменять билеты еще раз. Новый маршрут проходил через Рим, при этом в билетах была опечатка. «Авиакомпания ошиблась в одной букве: вместо июня («JUN») был указан январь («JAN»). Поэтому в Риме пришлось снова общаться с авиакомпанией и опять менять билеты», — рассказал РБК Костин.

Юристы Compensair, проверив заявку, решили, что авиакомпания должна заплатить компенсацию. Деньги пришли Костину в начале марта.

Как пояснил Гильманов, Air France достаточно давно согласилась выплатить компенсацию, однако долго не переводила деньги сервису. «Только после того, как мы начали работу с органами по защите прав потребителей в стране вылета и только когда мы отправили письмо, предупреждающее о начале судебного разбирательства, авиакомпания перевела деньги», — рассказывает он.

Стоит ли пользоваться услугами посредников

Заместитель председателя общественного совета при Ростуризме Дмитрий Давыденко считает «компенсационные» сервисы удобными. «Это обычные юридические услуги, поставленные на конвейер. Если, например, у вас сумма претензий 5–10 тыс. руб., то ради этого тратить время на поход в юридическую компанию, наверное, бессмысленно. Заполнить форму на сайте гораздо проще», — поясняет он.

Комиссию в 25% он считает оправданной, особенно учитывая то, что сервисы берут ее только в случае удовлетворения претензии. В принципе, пассажир может заняться возвратом и самостоятельно, если есть время и желание. Если нет — вполне можно доверить это другим людям, говорит Давыденко.

Впрочем, эксперт по гражданской авиации и руководитель портала Aviator.ru Сергей Мартиросян советует тщательно подумать, прежде чем обращаться к посредникам. «Если человек принципиально хочет получить от авиакомпании деньги, но не хочет разбираться в юридических тонкостях, то есть смысл обратиться к сервисам. Однако с перевозчиками часто можно договориться на месте», — рассказывает он.

По мнению Мартиросяна, многие авиакомпании дорожат репутацией и соглашаются возместить потерю времени какими-либо бонусами — например, подарить пассажиру мили или повысить класс обслуживания на следующем рейсе. Поэтому эксперт все же рекомендует сначала написать перевозчику и попробовать договориться о форме компенсации. Если же авиакомпания не идет на уступки, то стоит составлять претензию, резюмирует он.

Председатель комиссии по гражданской авиации общественного совета Ространснадзора Олег Смирнов более категоричен. Он считает, что авиапассажиры должны защищать свои права самостоятельно. «Вместо того чтобы доверять всю работу подобным сервисам, которые зарабатывают на незнании, лучше разобраться в законах, причем начиная с Конституции, и, основываясь на этих законах, обращаться в суд. А суд будет на стороне потребителя», — заключает эксперт.