Лента новостей
Губернатор Севастополя сообщил о падении военного самолета 18:25, Статья Роскомнадзор заявил об отсутствии необходимости в блокировке Tеlegram 18:22, Статья Террориста из «Крокуса» привезли на следственные действия к жилому дому 18:20, Новость Товарно-сырьевая биржа запустит фьючерсы на бензин для частных инвесторов 18:20, Статья «Мосэнергосбыт» предупредил о предлагающих льготы мошенниках 18:18, Статья В каких квартирах будет больше света: на что обратить внимание при выборе 18:13 Хельсинки заявили о планах купить спортивную арену Тимченко и Ротенберга 18:12, Статья Каким был 2023 год для рынка недвижимости и как на него повлияла ипотека 18:07 Адвокат Заремы Мусаевой пожаловался на ухудшение ее здоровья 18:07, Новость Зеленский предупредил о неготовности ВСУ к крупному наступлению России 18:02, Статья ЦСКА отреагировал на информацию о планах продлить контракт с Федотовым 17:56, Статья СК сообщил о новом задержанном по делу о теракте в «Крокусе» 17:44, Статья В СК заявили о переводах с Украины для террористов из «Крокуса» 17:43, Статья СК наградил двух мужчин за спасение людей в «Крокусе» 17:40, Новость На Украине сообщили о повреждении двух ТЭС 17:39, Статья Лучший бомбардир сборной России на ЧМ-2018 покинет «Венецию» 17:28, Статья CNBC назвал Trump Media и Reddit новыми акциями-мемами 17:28, Статья В теракте в «Крокусе» погиб глава управления дорожного хозяйства Люберец 17:14, Новость
Журнал
Миллион для майора: можно ли заработать на российских супергероях
Журнал 04, Апрель 2017 Бизнес,
0

Миллион для майора: можно ли заработать на российских супергероях

«Комиксы — это кино для бедных. Для бедных производителей», — говорит Артем Габрелянов, основатель крупнейшего издательства оригинальных комиксов в РФ. Теперь с помощью супергероев он хочет попасть в кино «для богатых»
Артем Габрелянов
Артем Габрелянов (Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК)

Артем Габрелянов основал издательство комиксов Bubble в 2011 году. Истории про супергероев и боевики он любил с детства и даже хотел стать режиссером, но не поступил во ВГИК, а получил диплом журналиста. Не обязательно рассказывать истории в форме кино, решил Габрелянов. «Пришел к отцу, говорю: папа, дай денег», — с улыбкой вспоминает создатель Bubble.

Создатель портала Life и газеты «Жизнь» выделил сыну около $3 млн. «Я считаю, что это одно из самых крутых моих личных вложений», — говорит Арам Габрелянов. На запуск ушло полгода, и в сентябре 2011-го команда из пяти человек издала первый выпуск. Сначала это был юмористический журнал в картинках с отсылкой к реальным событиям и новостям, но такой формат оказался невостребованным, говорит Артем. Спустя год команда Bubble решила работать по модели крупнейших издателей комиксов (Marvel, DC Comics), придумала уникальных героев и в октябре 2012-го выпустила первые четыре номера — о борце с демонами Бесобое, путешествующем во времени Иноке, бывшей воровке Красной Фурии и полицейском Майоре Громе.

5–20 тыс. экземпляров комиксов выпускает Bubble ежемесячно

150–200 магазинов комиксов открылось в России за пять лет, более 60 — в городах-миллионниках

Источники: 2ГИС, «Чук и гик», Bubble

Появление Bubble по времени совпало с возникновением самого рынка комиксов в России. Еще шесть-семь лет назад в стране практически не было издательств и магазинов рисованных историй, появляться они стали в 2011–2012 годах, говорит сооснователь одного из первых московских магазинов «Чук и гик» Иван Чернявский. Тогда же, в 2012-м, запустился еще один крупный проект — онлайн-платформа для публикации интерактивных комиксов Narr8 с инвестициями $4 млн от фонда IMC.VC Игоря Мацанюка, но спустя три года она закрылась.
Сейчас Bubble — единственный издатель, который на постоянной основе выпускает оригинальные российские комиксы, говорит Чернявский. По его оценке, в сегменте ежемесячных выпусков Bubble занимает 80–90% рынка, потому что почти все производители переводных комиксов издают сборники (несколько серий в одной книге), которые выходят реже. В продажах сборников на Bubble приходится 20–30%, отмечает эксперт. В целом Bubble занимает около 14% рынка комиксов; 25% —«Азбука», 20% — АСТ, 16% — у издательства переводных комиксов «Комильфо», оценивает директор последнего Михаил Богданов.
«В России Bubble — единственный актер рынка [комиксов], столь массивно инвестирующий в эту область», — говорит коллекционер комиксов Донасьен де Рошамбо. Для сравнения: Богданов вложил в свое издательство 300 тыс. руб. в 2007 году. О сумме в $3 млн он говорит: «Я даже мыслить такими суммами не могу. Мне кажется, что мы за все время существования издательства не заработали даже трети этой суммы».

В 2016 году издательство Bubble вышло на самоокупаемость, выручка составила 27 млн руб. — на 50% больше, чем годом ранее. Компания впервые получила «небольшую» прибыль, хотя ее размер не разглашает (по данным «СПАРК-Интерфакс», в 2015-м убыток составил 14,6 млн руб.). С такой прибылью «фильм, конечно, не снимешь», признает Габрелянов. Экранизацией занялась его новая компания — Bubble Studios.

«Руки лодочкой!»

«Руки лодочкой!» — кричит грабитель мужчине, заставляя быстрее перекладывать деньги из банковской ячейки в сумку. Через несколько минут заложник, петербургский следователь с задатками акробата Майор Гром, вступает в игру: оставшуюся часть мини-фильма он дерется с грабителями.

Объявляя о создании Bubble Studios в 2015 году, Габрелянов обещал выпустить полнометражный фильм, о коротком метре речи не шло. Но планы изменились: это все же первая попытка экранизировать комикс в России, создатели решили подстраховаться и для разминки снять мини-фильм, говорит Артем. Его партнеры, авторы видеоканала «Шоу Гаффи Гафа», тоже до этого не снимали кино. Деньги на «Майора Грома», около $1 млн, снова дал отец; других инвесторов компания еще не нашла. Премьера прошла на сайте Life, а в самом фильме появился бренд издания. Кроме того, права на один показ Bubble продал «Первому каналу» (сумма контракта не раскрывается). Других доходов у картины нет.

Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК
Фото: Мария Ионова-Грибина для РБК

Окупить инвестиции должен выход полнометражного «Грома» в 2018 году. Съемки намечены на лето. Фильм обойдется «семейному бюджету» еще примерно в $5 млн. Переговоры о сотрудничестве с продюсерскими компаниями Art Pictures Vision и «Марс Медиа», факт которых подтвердили их представители, пока ни к чему не привели. Что же до вложенных в издательство $3 млн, точного срока возврата инвестиций нет, говорят отец и сын Габреляновы. «Пока не будет развитого рынка, процесс окупаемости будет очень долгим. Это не палатку с шаурмой открыть!» — заключает Артем.