Минсельхоз взял на особый контроль ситуацию с подорожанием хлеба 13:01, Статья Кремль назвал спекуляцией сообщения о подозрении Иванова в госизмене 12:58, Новость CryptoQuant заметила фиксацию прибыли долгосрочными держателями биткоина 12:58, Статья Боец UFC заявила, что рада выдворению преследовавшего ее мигранта 12:57, Статья Генпрокурор предложил устранить дисбаланс денежного довольствия военных 12:55, Новость Какой отечественной BI-системой заменить Microsoft Power BI: три варианта 12:52, Статья Дело режиссера Беркович и драматурга Петрийчук поступило в суд 12:49, Новость Эксперты обсудили стимулирование повторного использования промотходов 12:48 Как изменилось образование за последние пять лет 12:47, Статья Генпрокурор назвал число чиновников, наказанных за взятки 12:46, Статья Кремль отказался вмешиваться в ситуацию с задержанием главы МЧС Чечни 12:43, Статья Суд в Новосибирске оштрафовал бар по делу о пропаганде ЛГБТ 12:33, Новость Путин назвал целью терактов дестабилизацию суверенных государств 12:32, Новость Смоленский губернатор заявил о локализации пожаров после атак дронов 12:29, Статья В РПЛ не увидели смысла расширять число участников чемпионата 12:29, Статья Бобровский объяснил отчаянием свой суперсейв в матче плей-офф НХЛ 12:28, Статья Как оспорить или отменить дарственную на квартиру или дом 12:27 Краснов заявил, что провокаторы призывают отнимать оружие у полицейских 12:21, Новость
Журнал
Взломщик ДНК: микробиолог поставил генетический эксперимент над собой
Журнал 03, Март 2017 Технологии и медиа,

Взломщик ДНК: микробиолог поставил генетический эксперимент над собой

Генная терапия еще не перешагнула стадию клинических испытаний, но энтузиасты все чаще решаются на «взлом» собственной ДНК. 60-летний американский микробиолог Брайан Хенли, решившийся на рискованную операцию, рассказал журналу РБК о своем эксперименте
Фото: Sergey Nivens / Лори

До

Идеей испытать на человеке генную терапию я загорелся шесть лет назад, после защиты диссертации в Калифорнийском университете в Дейвисе. Зарегистрировал компанию Butterfly Sciences (и остаюсь единственным ее сотрудником) и начал разрабатывать уникальную плазмиду — маленькую кольцевую молекулу ДНК, отдельную от геномных хромосом и способную реплицироваться автономно. За основу взял ген гормона, высвобождающего гормон роста (GHRH). Эта молекула, попадая в организм, «приказывает» ему производить больше гормона роста, делает сильнее наш иммунитет. Десять лет назад ряд успешных экспериментов с вводом GHRH животным поставила компания VGX Animal Health — база их исследований стала для меня хорошим подспорьем.

Я мечтал изобрести лекарство от СПИДа, но инвесторов найти не удалось. Я потратил почти $500 тыс. своих накоплений, перебрал 15 «кандидатов» в «итоговую» молекулу, остановился на комбинации, которую решил испытать на себе. Я во многом вынужден был стать «чудовищем Франкенштейна» ради экономии ресурсов и времени: я не стал дожидаться разрешения регулятора и проводить доклинические опыты на животных. Рисковал ли я? Да, но ровно в той степени, что и пятеро ученых, за эксперименты на себе в итоге получивших Нобелевскую премию. Я хотел доказать всем свою правоту.

Микробиолог Брайан Хенли «хакнул» собственный геном, пытаясь изобрести лекарство от СПИДа (Фото: Antonio Regalado / MIT Technology Review)

Во время

Для генной инъекции я выбрал метод электропорации. Суть его в том, что с помощью электрического разряда в клеточной мембране временно пробиваются «дыры», через которые в клетки проникают молекулы. Оперировать согласился пластический хирург, с которым мы как-то познакомились в тренажерном зале. Первый эксперимент мы провели в 2015 году. Доктор «вскрыл» мне бедро и вколол плазмиды в заранее обозначенное место, куда одновременно через зажим, на котором размещались два электрода, был подан разряд. Колено затряслось (клетки впустили молекулы ДНК), и все закончилось. Первую операцию я провел без наркоза и сильно об этом пожалел: было очень больно. Когда мы повторили эксперимент в июне 2016-го и ввели уже большее количество плазмид, я подготовился: выпил 6 мг​ «Ксанакса» и попросил доктора ввести местную анестезию.

После

Повышенные тестостерон, уровень лейкоцитов и липидов в крови — так можно описать основные итоги эксперимента спустя полгода. Чувствую себя отлично, много двигаюсь, веду активный образ жизни. За состоянием моего здоровья следят коллеги из лаборатории профессора Джорджа Черча в Гарвардском университете — там работают лучшие эксперты по GHRH. Претензий от властей я не получал. Мечта остается прежней — вывести генную терапию на новый уровень, сделать доступной. Пока я хочу, чтобы Butterfly Sciences стала для отрасли чем-то вроде SpaceX для частного космоса. Сейчас для этого не хватает $6,5 млн инвестиций. Через несколько лет я планирую довести оценку бизнеса до $50 млн и вывести компанию на IPO. Коммерческие перспективы генной терапии безграничны.