Лента новостей
Украина единоразово получит от США оружие на $1 млрд 18:37, Статья Ураган с градом и ливнем обрушился на Татарстан. Видео 18:29, Новость Премьер Британии пообещал перевести заводы на военные рельсы 18:21, Статья В прокуратуре Нидерландов ответили на вопрос об экстрадиции Промеса 18:18, Статья Премьер Австралии назвал Маска «чванливым миллиардером» 18:12, Новость Главреда театрального журнала оштрафовали по делу о дискредитации армии 18:01, Статья Аксенов предложил возложить ответственность за мигрантов на работодателей 17:52, Новость Дома снова покосились: новые кадры землетрясения на Тайване 17:51, Новость Названы города, где для ипотеки нужно получать две-три средних зарплаты 17:46, Статья Бывший тренер «Спартака» продлил контракт с «Астон Виллой» 17:42, Статья Путин предложил Подносовой «как следует поработать» над разгрузкой судов 17:41, Новость В Минздраве заявили, что ошибочно внесли йод в список лекарств для учета 17:33, Новость Эксперты на форуме РБК обсудили поддержку молодых предпринимателей 17:31 Как банки будут привлекать клиентов: от новых офисов до длинных вкладов 17:31 Греция дала категоричный ответ на вопрос о поставках С-300 на Украину 17:31, Новость Президент Германии раздал в Стамбуле 60 кг шаурмы. Видео 17:25, Новость Алиев ответил фразой «нет таких планов» насчет ЕАЭС 17:21, Новость Россия назвала четыре страны для возможного русского порта в Африке 17:18, Статья
Журнал
Тридесятое государство
Журнал Август 2014 Общество,
0

Тридесятое государство

Российские чиновники владеют недвижимостью и землей более чем в 30 странах и не спешат расставаться с «непатриотичной» собственностью

В мае прошлого года началась реализация готовившегося несколько лет плана, который пресса с подачи сотрудников администрации президента назвала «национализацией элит». Владимир Путин подписал закон, запретивший госчиновникам иметь иностранные счета и ценные бумаги в зарубежных банках, а также «иностранные финансовые инструменты».

Запрет коснулся очень широкого круга госслужащих: в течение трех месяцев члены правительства, депутаты, сенаторы, судьи, прокуроры, сотрудники МВД, военнослужащие, таможенники и налоговики, губернаторы, главы городских округов и муниципальных районов, ряд других чиновников должны были избавиться от запрещенных активов или покинуть занимаемые должности. Активами в иностранных банках не должны владеть их супруги и несовершеннолетние дети.

На самом деле это было сравнительно мягкое начало «национализации». Более жесткий вариант закона предполагал также запрет на владение зарубежной недвижимостью и землей и быструю – в течение полугода – ликвидацию всего заграничного имущества. Нарушителям грозил бы штраф до 10 млн рублей или лишение свободы на срок до пяти лет. Но этот вариант вызвал возмущение целого ряда чиновников высшего и среднего уровня, пришедших в правительство из бизнеса и владевших таким имуществом многие годы.

Как рассказал «РБК» высокопоставленный источник в правительстве, введение этого запрета стало бы нарушением джентльменского соглашения, заключенного при их поступлении на госслужбу: теперь мы честно работаем на государство, но сохраняем все, что накопили. Если договор будет нарушен, многие члены правительства предпочтут покинуть госслужбу, а не расстаться с собственностью. В итоге радикальный вариант не прошел: владеть недвижимостью и землей за рубежом чиновникам пока разрешили при условии обязательного декларирования и раскрытия источников приобретения.

Исследование «РБК» показало, что чиновники не только не спешат продавать, а продолжают покупать квартиры, дома и землю за пределами России. Из почти 500 госслужащих, задекларировавших такое имущество по итогам 2013 года, список покинули единицы, зато три десятка впервые стали обладателями земли и жилья за границей.

«Национализация элит» началась, но встречает ярко выраженное сопротивление», – констатирует президент независимого фонда «Центр политических технологий» Игорь Бунин. Он полагает, что значительная часть чиновников сохранили свои счета в иностранных банках, создав более длинную цепочку собственности. Скорее всего, счета просто перестали быть персональными, появилась какая-то другая система, более сложная и тонкая.

«Если бы наших чиновников хоть изредка серьезно наказывали за вранье в декларациях, они бы с большей готовностью соблюдали закон, – убеждена Елена Панфилова, председатель правления Центра антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International Russia. – Пока же у них есть ощущение особенности, неприкосновенности и вседозволенности». Второй момент – фактическая сторона вопроса, подчеркивает она: ничто не мешает чиновникам переписать собственность на близких родственников, оформить ее на трасты и фонды, в том числе зарегистрированные на территории РФ.

Впрочем, международные санкции против России, смена вектора во внешней политике, кампания по деофшоризации могут привести к ужесточению плана «национализации элит» и, как результат, к массовой распродаже «непатриотичного» имущества. Сейчас картина зарубежной собственности российских госслужащих обширна и разнородна: в сфере интересов чиновников более 30 стран – от Южной Кореи до Египта.

Занимательная география

Самая популярная страна – Болгария, где недвижимостью владеют 173 госслужащих. «Мне надо возить на море маленьких детей, – объясняет предназначение своей квартиры площадью 84 кв. м депутат заксобрания Карелии Александр Федичев. – У нас север, а им необходимо поддерживать иммунитет». Земля здесь не пользуется спросом, а вот одно- и двухкомнатные квартиры – самые ходовые объекты (всего 182 квартиры). Причем многие владеют даже не квартирой, а небольшой долей в ней.

Например, у начальника отдела департамента медпомощи детям Минздрава Валентины Садовниковой и начальника отдела обеспечения международной деятельности Роскосмоса Юлии Якушкиной – по 1/20 в двухкомнатных болгарских квартирах, а у руководителя аппарата комитета по труду, социальной политике и делам ветеранов Госдумы Вячеслава Синяева – 1/10 в квартире площадью 82 кв. м. Лидер по количеству квартир и квадратных метров – замминистра финансов Алексей Моисеев, которому принадлежат три квартиры (две полностью, одна наполовину) общей площадью 386 кв. м. Физические лица не могут купить землю в Болгарии напрямую, объясняет отсутствие земельных участков в декларациях председатель совета директоров Kalinka Real Estate Consulting Group Екатерина Румянцева. Стать владельцем земельного участка можно только через местную фирму.

Другое дело – Испания, второе по популярности направление инвестиций (60 госслужащих). Здесь в ходу не только квартиры (36 общей площадью 3310 кв. м), но и дома (29 площадью 6216 кв. м) с прилегающей территорией (20 участков общей площадью более 277 соток). Самый крупный квартировладелец – депутат Госдумы Аркадий Пономарев (три квартиры общей площадью 485 кв. м), а вот самая просторная квартира (260 кв. м) – у супруги начальника Главного управления военной полиции Минобороны Игоря Сидоркевича. У сенатора от Ингушетии Ахмета Паланкоева и его супруги – самый вместительный дом (927 кв. м), у советника министра культуры Романа Скорого – больше всего земли (47 соток).

В пятерке популярных стран также Черногория, Латвия и Германия: там земли, квартиры и дома есть у 90 российских госслужащих, которые вместе владеют 117 объектами недвижимости (совокупная площадь – 35 171 кв. м) и более 1,7 га земли. Крупнейшие владельцы жилья в этих странах – заместитель гендиректора «Росатома» Кирилл Комаров и сенатор от Пензенской области Любовь Глебова: у семейной пары дом площадью 541 кв. м в Германии. По земле лидирует директор рижского филиала МЭСИ Ирина Трояновская: у ее мужа два участка на 1,3 га в Латвии. Наряду с Трояновской недвижимостью или землей в Латвии владеет 31 госслужащий. Прибалтика интересна россиянам в том числе из-за возможности получения вида на жительство в Евросоюзе, уверен гендиректор компании Vesper Борис Азаренко, и Латвия – одна из самых благоприятных для этого стран. По его данным, сейчас для получения вида на жительство необходимо приобрести недвижимость стоимостью от 143,3 тыс. евро в таких городах, как Рига и Юрмала, и от 72 тыс. евро в регионах. Правда, с 1 сентября 2014 года цена «входного билета» возрастет до 250 тыс. К тому же придется отчислять 5% от суммы сделки в фонд программы покупки первого жилья для латвийцев.

У российских госслужащих больше всего недвижимости (27 353 кв. м) в Германии, а земельных участков – в Финляндии: на 15 россиян там приходится свыше 3 га, 1,2 из которых принадлежит гендиректору ФГУП «Пресса» Управделами президента РФ Андрею Рыскину. Самый крупный землевладелец – замминистра регионального развития Михаил Крук: у него и его жены около 2,6 га в Эстонии.

Некоторые чиновники облюбовали не одну страну, а две. Так, директор департамента статистики Центробанка Екатерина Прокунина владеет 25 сотками в Финляндии с жилым домом (115 кв. м), хозблоком и баней, а ее супруг – квартирой в Черногории площадью 84 кв. м. Заместитель гендиректора по развитию бизнеса ФГУП «Космическая связь» Ксения Дроздова и депутат Тюменской областной думы Владимир Пискайкин – поклонники Германии и Болгарии. У Дроздовой с супругом по полквартиры в обеих странах, у Пискайкина, помимо собственности в Болгарии, 8 соток земли и половина отеля площадью 5 тыс. кв. м в Германии. Сенатор от Рязанской области Олег Еремеев предпочитает Литву и Италию, сенатор от Амурской области Павел Масловский – Италию и Швейцарию, а сенатор от ХМАО Виктор Пичугов – Великобританию и Монако.

Самый диверсифицированный портфель недвижимости – у супруги гендиректора оздоровительного комплекса «Рублево-Успенский» управделами президента Александра Урюпина: по полквартиры в Германии и Люксембурге и четыре квартиры во Франции (одна из них в долевой собственности) общей площадью 438 кв. м. «Квартиру на Лазурном Берегу я купил для отдыха своей семьи, квартиру в Германии – для отдыха в Баден-Бадене, – объясняет Урюпин такое многообразие. – В Люксембурге дочь изучает языки и пользуется квартирой, зарегистрированной на имя супруги». Сам себя он госслужащим не считает, а декларацию заполнил по приказу управделами, курирующего работу «Рублево-Успенского».

Дебютанты

Зарубежная недвижимость, которой раньше не было в декларациях, появилась сразу у трех десятков чиновников. Почти треть объектов – в Болгарии. Там, например, приобрела квартиру в 70 кв. м семейная пара – Алексей и Татьяна Рожковы, замдиректора управления по обеспечению мероприятий гражданской защиты правительства Москвы и замначальника департамента Пенсионного фонда.

Трое дебютантов предпочли Испанию. Среди них директор департамента металлургии и тяжелого машиностроения Минпромторга Алексей Михеев (16 соток), ректор Казанского федерального университета Ильшат Гафуров (его жена приобрела треть в квартире площадью 129 кв. м) и директор московской школы № 1253 Наталья Акулова (вместе с мужем купила квартиру в 68 кв. м, дом на 167 кв. м и машино-место). Испанская недвижимость сейчас самая привлекательная в Европе, считает Екатерина Румянцева. Цены на минимальном уровне: жилье на 7–15% ниже своей реальной стоимости, говорит она. К тому же с прошлого года при покупке недвижимости на сумму от 500 тыс. евро иностранцы могут оформить вид на жительство.

«Это личное решение жены, – уверяет зампред думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Александр Ремезков, в семейной декларации которого появилась квартира в Австрии площадью 76 кв. м. – Когда-нибудь я, может, тоже туда съезжу, но сейчас скорее поеду в Краснодарский край или Крым».

Супруга экс-губернатора Приморского края, а сейчас замминистра регионального развития Сергея Дарькина, актриса Лариса Белоброва в 2012 году арендовала квартиру в Монако, теперь же владеет собственной – в Монте-Карло – площадью 447 кв. м в придачу с двойным машино-местом и погребом. У сенатора от ХМАО Виктора Пичугова к имевшейся в этой стране квартире площадью 470 «квадратов» добавилось нежилое помещение в 531 кв. м. Представитель Пичугова не стал уточнять, какое это помещение, ограничившись репликой о том, что проблем с иностранными счетами у сенатора нет. На какие средства супруга замминистра и сенатор приобрели дорогую недвижимость, в декларациях не сказано, но по своим годовым доходам они оба вот уже несколько лет на голову обходят остальных госслужащих и членов их семей. В 2013-м доход Белобровой составил около 825 млн рублей, Пичугова – 434 млн.

«У меня серьезно болен муж, в Венгрии есть горячий источник, который нам нужен как воздух, – аргументирует покупку дома в Венгрии председатель постоянного комитета по социальной политике Калининградской областной думы Галина Янковская. – Если бы его болезнь лечили в России, я бы с удовольствием никуда не уезжала».

Преодолимые препятствия

Запрет на счета в иностранных банках стал серьезным препятствием для владельцев заграничной недвижимости. В некоторых популярных у российских чиновников странах для приобретения или обслуживания недвижимости необходимо открытие счета в местном банке. К их числу, по данным риэлторских агентств, относятся Франция, Греция, Испания, Португалия, Финляндия, Австрия.

После введения запрета жене пришлось закрыть все счета в финском банке, говорит заместитель руководителя Росфиннадзора Денис Бриль (в прошлом году его супруга стала владелицей 20 соток земли, дома площадью 153 кв. м, бани и двух машино-мест). Оплачивать услуги стало сложнее: если раньше можно было переводить деньги даже из Москвы, управляя счетом по Интернету, то теперь для совершения платежей надо приехать в финский банк самому. «Ситуация осложнена необходимостью оплаты части расходов наличными, а также необходимостью периодически бывать в Финляндии, – сетует Бриль. – Спасает то, что многое можно оплатить непосредственно в магазинах карточкой российского банка». Проблемы с безналичной оплатой коммунальных услуг в Финляндии возникли у многих чиновников, подтверждают в Tranio.ru.

Депутат Госдумы Владимир Поцяпун успел приобрести квартиру в Испании до введения запрета. Покупал он ее, как сам рассказал, в кредит и расплачивался по ипотеке со счета в местном банке. После вступления закона в силу пришлось взять кредит в России, погасить долг перед иностранным банком и, соответственно, закрыть там счет.

Владеть до последнего

Избавляться от зарубежной недвижимости чиновники пока не спешат. Сенатору Андрею Клишасу, владельцу земли и дома в Швейцарии, не страшны даже санкции со стороны США, ЕС и Канады, под которые он попал в марте этого года в разгар крымского кризиса. Ранее Клишас говорил «РБК», что власти Швейцарии, присоединившиеся к санкциям, не налагали на его недвижимость ограничений.

В прошлом году сотрудник управления информационных технологий Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Лев Малышев вместе с супругой купил небольшую квартиру в Болгарии.В случае, если будет введен запрет на владение недвижимостью за границей для госслужащих, как законопослушный гражданин он будет готов ее продать, уверяют в ФАС. Так же намерена поступить и Галина Янковская из Калининградской областной думы: «Я незамедлительно расстанусь с приобретенным домом и буду пытаться решить проблемы со здоровьем супруга другими способами».

Правда, есть и более предусмотрительные. К примеру, заместитель министра МВД Игорь Зубов заранее подготовился к возможному запрету на владение зарубежной недвижимостью. По словам помощника, Зубов знал о вероятности его введения и попросил жену продать квартиру площадью 166 кв. м в Болгарии, что она и сделала. У супруги губернатора Ульяновской области Сергея Морозова больше нет квартиры в 104 кв. м в Швейцарии. Она отчуждена в порядке, предусмотренном законодательством, ее продажа не связана с какими-либо запретами, сообщила «РБК» представитель Морозова. Продал квартиру площадью 94 кв. м в Болгарии и замдиректора Федеральной службы исполнения наказаний Олег Коршунов.

О масштабных продажах зарубежной недвижимости чиновниками речь пока не идет, утверждает Елена Юргенева, директор департамента элитной недвижимости Knight Frank, 10–15% клиентов которого – госслужащие, заработавшие свои капиталы ранее, занимаясь бизнесом. Екатерина Румянцева отмечает другую тенденцию: чиновники начали активно покупать отечественную недвижимость, причем открыто, чтобы показать: деньги потрачены в России. «Всех очень напугали санкции, никто не ожидал, что такое может произойти, никто не понимает, как сильно они будут углублены, – делится наблюдениями Румянцева. – Всему составу внутренних войск и МВД запретили выезжать за границу, а у нас половина чиновников – это или силовики, или военные. Люди, находящиеся под санкциями, и их приближенные оценили плюсы нашего налогообложения. Они говорят, будем на своих джетах в Крым, а не в Кап-Ферра летать».

«На самом деле все будет по-российски: будут запреты, но никто не будет обращать на них внимание, за исключением тех ситуаций, когда надо с чиновником покончить. Тогда выяснится, что у него и счет, и дача, и еще что-нибудь, и его смешают с грязью. А те, кто будут вести себя прилично и не будут мешать власти, сохранят и свои счета, и имущество», – резюмирует Игорь Бунин, добавляя, что жизнь чиновников в любом случае осложнится.

Кто в выборке и как мы считали

«РБК» проанализировал несколько тысяч деклараций за 2013 год. В выборку попали все федеральные министерства, ведомства, включая их территориальные органы и подведомственные организации, федеральные судебные и законодательные органы, правительства и руководители регионов, законодательные собрания субъектов Федерации, правительство и префектуры Москвы. По результатам исследования в списке госслужащих, официально указавших в собственности зарубежную недвижимость, оказалось 469 человек, в том числе пять семейных пар, где каждый из супругов отчитывался персонально. При расчетах мы учитывали долю владельца в каждом объекте недвижимости и земельном участке, а также недвижимость и землю, принадлежащие членам его семьи.