Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Деньги на льду
Лента новостей 4:42 МСК
Лондонский офис Apple переедет на электростанцию Баттерси Бизнес, 03:31 Обама назвал ошибкой принятие конгрессом закона об исках к Эр-Рияду Политика, 02:38 Кремль отказался считать «окончательной правдой» расследование по MH17 Политика, 02:08 В Сахаровском центре облили краской фотографии войны на Украине Общество, 01:49 Forbes понизил оценку состояния Трампа на $800 млн Бизнес, 01:08 Как сбили Boeing: четыре главных вопроса по расследованию гибели MH17 Политика, 00:20 Правительство опровергло планы ввести платную медпомощь для безработных Общество, 00:18 ОПЕК снизит добычу нефти впервые с 2008 года Экономика, 00:07 Владелец Stockmann в России запустит первый девелоперский проект в Москве Бизнес, 00:07 Минобороны заявило о причастности оппозиции к обстрелу гумконвоя в Сирии Политика, Вчера, 23:26 США задумались о «недипломатических ответах» на срыв перемирия в Сирии Политика, Вчера, 23:20 Доллар и евро обновили минимумы к рублю с июля на новости о решении ОПЕК Финансы, Вчера, 22:57 СМИ сообщили о возможном возобновлении полетов в Египет в октябре Политика, Вчера, 22:20 И ты, брют: кто инвестирует в крымские виноградники Фотогалерея, Вчера, 22:12 Конгресс США преодолел вето Обамы на закон об исках к Саудовской Аравии Политика, Вчера, 22:11 Эксперты «Валдая» оценили влияние миграционного кризиса в ЕС на Россию Политика, Вчера, 22:01 Бывший акционер банка «Россия» займется виноделием в Крыму Бизнес, Вчера, 21:58 Минфин предложил повысить единый налог для малого бизнеса Экономика, Вчера, 21:56 В Одесской области перезахоронят останки Котовского Общество, Вчера, 21:54 СМИ сообщили о решении ОПЕК ограничить добычу нефти Экономика, Вчера, 21:19 Почти половина россиян поддержали введение «налога на тунеядцев» Общество, Вчера, 21:18 Минфин предложил компромиссный вариант изъятия у нефтяников 232 млрд руб. Бизнес, Вчера, 21:14 В Швеции предложили вернуть военную службу по призыву в 2018 году Общество, Вчера, 21:10 КС отказался рассматривать запрос о сносе павильонов в Москве Общество, Вчера, 20:49 В Подмосковье стоматолога отстранили от работы из-за смерти ребенка Общество, Вчера, 20:33 Суд пересмотрит решение в пользу союза правообладателей Михалкова Технологии и медиа, Вчера, 20:29 Папа римский предрек участникам бомбардировок Алеппо «ответ перед богом» Общество, Вчера, 20:15
Журнал Апрель 2014 2 апр 2014, 14:01
Дарья Шипачева
Деньги на льду
Илья Авербух первым в России научился зарабатывать на экс-фигуристах и уступать эту нишу не намерен
Фото: Олег Грицаенко/РБК daily

Весна 2006 года. Только что отгремела победоносная для российских фигуристов Олимпиада в Турине. «Как приятно, когда за одними олимпийскими чемпионами выходят другие!» – организатор и продюсер ледового шоу «Россия ждет» Илья Авербух, в прошлом чемпион мира и неоднократный победитель первенства страны в парном катании, объявляет выступление Татьяны Тотьмяниной и Максима Маринина. А уж как прибыльно – лучшей приманки для зрителей не найти... В том же спектакле катался и обладатель туринского золота Евгений Плющенко. Правда, вскоре две звезды поссорились – как раз из-за пары Тотьмянина – Маринин, денег и представлений. Знаменитый фигурист-одиночник решил запустить свое шоу и пригласил туда Татьяну и Максима, однако те в последний момент выбрали Авербуха. Дело едва не дошло до суда. Соперничество экс-спортсменов продолжается до сих пор, но если Евгений Плющенко добился звания самого титулованного российского фигуриста, то Илья Авербух со своей компанией «Ледовая симфония» стал номером один в «фигурном» бизнесе.

Дебютное шоу Илья Авербух поставил еще до окончания спортивной карьеры, в мае 2002-го в Новосибирске. В России организация гастрольных туров тогда являлась прерогативой в основном спортивных федераций и не рассматривалась как серьезный бизнес, хотя на Западе продюсерские компании зарабатывали на этом уже более полувека. «Была свободная рыночная ниша, и я ее занял, увидев возможность реализовать как финансовые, так и творческие амбиции», – рассказывает г-н Авербух. Однако на практике оказалось, что собрать ведущих спортсменов и найти зал недостаточно для успеха. Люди, особенно в регионах, не были готовы отдавать свои кровные за спектакль на льду. «Они не верили, что к ним и правда приедут олимпийские чемпионы и другие звезды фигурного катания, несмотря на рекламу и афиши. Спортсмены поначалу тоже относились к нашей компании с недоверием, сомневались в получении гонорара, ведь в прежние времена гастрольные туры обычно инициировались федерацией и не оплачивались», – вспоминает создатель «Ледовой симфонии».

Пришлось заманивать зрителей единственным доступным способом – низкой ценой билетов, из-за чего первый тур по Сибири оказался убыточным. Но Илья Авербух не отчаялся: привлек заемные средства и начал подготовку следующего шоу. С финансами помог бизнесмен и банкир Андрей Бекарев, возглавлявший Сибакадембанк, ныне не существующий. В 2004-м «Ледовая симфония» дебютировала на столичном рынке: в Москве состоялась премьера спектакля «Вместе и навсегда», с которым компания наконец смогла выйти в ноль. С тех пор организовано более 500 выступлений, которые посетило около 4 млн зрителей. Кроме того, по окончании представления «Россия ждет», транслировавшегося по Первому каналу и получившего высокие рейтинги, Илью Авербуха и его команду пригласили участвовать в создании телешоу «Звезды на льду», которое эволюционировало в проект «Ледниковый период».

В структуре доходов «Ледовой симфонии» доминируют спектакли и гастрольные туры, их доля – порядка 60%, остальное приходится на телепроекты. Подготовительный этап – самая затратная часть: рекламная кампания, которая может проводиться одновременно в 10 и более городах, пошив костюмов, аренда залов, оплата услуг хореографов. На гастролях все это должно окупиться за два-три месяца, а потому график плотный – 50–60 выступлений, выручка от которых в совокупности выливается в сумму от 200 млн до 350 млн рублей. Со спектаклями сложнее: они запускаются в разное время в Москве, Санкт-Петербурге, других крупных городах и могут идти не один год. Есть программы взрослые и детские, новогодние шоу и мюзиклы, и все они демонстрируются параллельно. Большие спектакли иногда окупаются за несколько лет, скажем, «Огни большого города» принесли прибыль только спустя два года после премьеры. В этом смысле телевизионные шоу надежнее: голубой экран дает Илье Авербуху фиксированный доход.

Безусловно, у «Ледовой симфонии» появлялись конкуренты, но это были в основном небольшие компании, довольно быстро покидавшие рынок. Козырь г-на Авербуха – фактическая монополия на звездных фигуристов, которые и делают шоу успешными. «Думаю, никто не будет спорить с тем, что мы сегодня номер один в своей области», – говорит он. Обороты компании Илья Авербух раскрывать не стал, отметив лишь, что они ежегодно растут. По оценкам журнала «РБК», ледовые программы и телевизионная деятельность приносят от 850 млн до 1,5 млрд рублей в год. Также у «Ледовой симфонии» постоянно возникают новые сферы интересов и источники доходов: например, некоторое время назад компания занялась обучением детей фигурному катанию, начала предоставлять техническое ледовое оборудование и вести балетный проект «Болеро». Впрочем, в бюджете промоутера доля всего этого и в части доходов, и в части расходов пока незначительна.