Лента новостей
Военная операция на Украине. Онлайн 15:41, Онлайн Путин объяснил необходимость донастройки налоговой системы 15:41, Статья Курс доллара упал ниже ₽92 впервые с 3 апреля 15:37, Статья Минфин в мае обсудит предложения по налоговой системе 15:37, Новость Выступление Путина на съезде РСПП. Трансляция 15:33, Статья Путин назвал условие, когда оправдано изъятие бизнеса государством 15:33, Статья Суд в Польше приговорил российского реконструктора к 2,5 годам тюрьмы 15:31, Статья Эксперты назвали «город-ключ» к дальнейшему наступлению России в Донбассе 15:27, Статья Военные продезинфицировали школы и дома в Оренбургской области 15:25, Новость Что вместо секса: как создавать рекламу в мире гендерного равенства 15:25, Статья МИД назвал условие понижения статуса дипотношений с США 15:21, Статья Адвокат рассказал о необходимости госпитализации Заремы Мусаевой 15:21, Новость Литва назвала 100% дезинформацией слова об атаке дронов на Минск 15:11, Новость Полуфиналист Кубка Гагарина объявил об уходе 38-летнего капитана 15:10, Статья Генпрокуратура сообщила о 10-летнем расследовании дела о землях «Барвихи» 15:08, Статья Эксперты представили индекс стоимости элитной недвижимости в Москве 15:04, Статья Почему все больше инвесторов не пугаются трех букв — ГЧП 14:59 OTP Bank не получал от ЕЦБ требований по сокращению бизнеса в России 14:59, Статья
Журнал
Бриллианты подорожают
Журнал Март 2014 Общество,
0

Бриллианты подорожают

Сокращение предложения алмазного сырья сильно изменит всю картину отрасли в ближайшие пять-семь лет
Фото: FOTOLIA/PHOTOXPRESS
Фото: FOTOLIA/PHOTOXPRESS

В 2018 году, как мы ожидаем, начнется спад добычи алмазного сырья. Компании не смогут наращивать производство в необходимом объеме, поскольку на действующих рудниках ресурс вырабатывается, а новые проекты значительных объемов не добавят. В то же время сохраняются фундаментальные основы для роста спроса на алмазы. В частности увеличивается потребление в США, повышенный интерес к этим драгоценным камням проявляется в Китае и Индии. Дисбаланс между спросом и предложением окажет существенное влияние на всех игроков – от добывающих компаний до ритейлеров – и вызовет резкий рост цен на сырье. Вместе с тем ситуация в отрасли привлечет внимание к ней фондов прямых инвестиций и других инвесторов.

В аналитическом отчете Bain & Company The Global Diamond Report 2013: Journey through the Value Chain прогнозируется, что результатом этой тенденции станет разрыв между предложением и спросом уже в 2018 году. С 2012-го по 2018-й добыча будет расти в среднем на 5% и достигнет пика в 170 млн карат, или 20 млрд долларов в стоимостном выражении. С 2019-го начнется фактическое сокращение производства примерно на 2% в год, и в 2023-м добыча стабилизируется на уровне около 150 млн карат (18 млрд долларов).

Что касается спроса, то финансовый кризис и последующий экономический спад привели к уменьшению продаж алмазов в США и Европе: снижение потребления наблюдалось несколько лет. Однако с 2011 года состояние рынков улучшилось. А в Китае и Индии продолжается рост численности среднего класса и все больше относящихся к нему семей перенимают западные традиции, в соответствии с которыми ювелирные изделия с бриллиантами дарятся при помолвке, на свадьбу или юбилей.

Китайский рынок бриллиантов характеризуется самыми высокими темпами роста с 2005 года. Традиционные там золото и нефрит, символизирующие удачу, вытесняются под воздействием западной культуры. Кроме того, изменению вкусов способствуют более низкие налоги и тарифы на алмазное сырье. По результатам проведенного Bain & Company онлайн-опроса, в котором приняли участие 13 тыс. женщин и 1 тыс. мужчин из семи стран, включая Китай, Индию, европейские государства, Россию и США, было установлено, что при наличии свободных денежных средств покупка именно ювелирных изделий с бриллиантами является наиболее предпочтительной. Соответственно, можно ожидать, что этот сегмент продолжит динамично расти.

Еще больший интерес к бриллиантам наблюдается в Индии. Относящиеся к среднему классу домохозяйства тратят на ювелирные изделия с бриллиантами вдвое больше, чем в Китае, несмотря на то что средний доход там ниже. Это стало причиной бурного роста индийского рынка, который опередил Японию, Европейский союз и страны Персидского залива по объему потребления. В 2012-м и 2013-м на алмазном рынке Индии наблюдались некоторые сложности (девальвация национальной валюты привела к снижению спроса), тем не менее его долгосрочные перспективы остаются впечатляющими.

Мы полагаем, что до 2023-го мировой спрос на алмазное сырье будет увеличиваться в среднем на 5–6% в год. Поскольку эти прогнозные показатели почти вдвое превосходят ожидаемые темпы роста предложения, поднимутся цены и на алмазы, и на бриллианты.

Напряженная ситуация на алмазном рынке в течение четырех лет и последующий разрыв между предложением и спросом заставят всех игроков пересмотреть стратегии развития. Горнодобывающие компании, вероятнее всего, сосредоточатся на повышении производительности труда и оптимизации деятельности, чтобы сохранить уровень прибыльности. Они должны тщательно проанализировать свои инвестиции и выявить те проекты, которые обещают наибольшую доходность.

Гранильный и шлифовальный сегменты отрасли сильно фрагментированы, хотя в ближайшие годы эта ситуация может измениться. Маржинальность крупных интегрированных компаний, занимающихся шлифовкой и огранкой алмазов, в 2–3 раза выше, чем у мелких фирм. Уже идущие процессы консолидации таких предприятий могут усилиться.

Те, кто работает в секторе розничной торговли ювелирными изделиями с бриллиантами, вынуждены будут искать способы гарантированного доступа к драгоценным камням необходимого качества и размера. Для этого уже сейчас некоторые инвестируют в месторождения алмазов и ведут переговоры с добывающими компаниями, чтобы заключить долгосрочные контракты.

В результате изменений в отрасли здесь возникают новые инвестиционные возможности. Например, продажа компанией BHP Billiton рудника Ekati конкуренту – Harry Winston, который, в свою очередь, продал розничный бизнес группе Swatch, вызвала значительный интерес к этой индустрии. А небольшие добывающие предприятия Petra Diamonds и Gem Diamonds купили у De Beers несколько старых и мелких месторождений и продемонстрировали, что их можно оздоровить, проведя реинжиниринг и повысив их производительность и прибыльность. Все эти перемены привлекли внимание фондов прямых инвестиций.

Заинтересовались также индивидуальные инвесторы. В алмазной отрасли исторически существуют сложности, связанные с проведением оценки активов, отсутствием спотового рынка и недоступностью информации о деятельности компаний в прошлом. Тем не менее возникают инвестфонды, готовые рискнуть и сделать ставку на ожидаемую высокую доходность. Так, фирма Pink Iguana создала в Великобритании фонд для желающих вложить от 10 тыс. до 1 млн фунтов стерлингов в бриллианты с правом на дополнительные налоговые льготы. Алмазный фонд фирмы Swiss Asset Advisors предлагает клиентам возможность гибкого инвестирования с правом изъятия вложений в любое время. Эти новые игроки присоединятся к существующим фондам, таким как Singapore Diamond Investment Exchange (частная биржа, специализирующаяся на среднесрочном и долгосрочном инвестировании) и Diamond Asset Advisors (фонд, работающий в партнерстве с Harry Winston).

Нехватка точной и надежной публичной информации об алмазах и в особенности о стоимости сделок остается серьезным препятствием для инвестиционных фондов. От того, насколько отрасль будет готова повысить прозрачность, зависит, насколько быстро она сможет привлечь новых инвесторов, вкладывающих средства в акционерный капитал компаний.

Рыночный расклад

В 2012 году объем мировой добычи алмазного сырья составил 128 млн карат. Около 78% всей выручки в секторе пришлось на пять крупнейших компаний – АК «АЛРОСА», BHP Billiton, De Beers, Harry Winston Diamond и Rio Tinto. Самыми значительными доказанными запасами сырья располагает Россия. Лидером по объемам добычи с 2009 года является контролируемая государством АЛРОСА: ее производство в 2012-м достигло 34,4 млн карат – 27% глобального рынка. В отличие от других крупных игроков АЛРОСА не сокращала добычу в период финансового кризиса, поскольку могла продавать излишки Гохрану – госагентству, задачей которого является поддержание стратегического запаса драгоценных камней. Мы ожидаем, что до 2023-го российское предприятие будет опережать остальные по объемам добычи.