Лента новостей
Клуб РПЛ решил не увольнять Юрана после пяти поражений подряд 20:53, Статья Курс биткоина снизился до $64 тыс. 20:43, Статья В США запустили в продажу мечущего пламя робопса 20:34, Новость ФСИН разработала новые модели формы для заключенных 20:25, Статья Глава МИД Венгрии поддержал мирный план Китая по Украине 20:24, Новость «Локомотив» в концовке вырвал победу в матче с «Пари НН», уступая 0:2 20:15, Статья Пентагон раскрыл содержание новых поставок помощи Украине 20:12, Статья Суд на Украине конфисковал у Балицкого пять самолетов и три квартиры 20:10, Новость Тарасова назвала личным мнением жесткую критику в адрес Талалайкиной 20:09, Статья Украина применила тайно полученные от США ATACMS 19:58, Статья «Цифра брокер» обновил портфели для инвесторов с разным уровнем риска 19:49, Статья В офисе Зеленского заявили, что помощь США была нужна Киеву «еще вчера» 19:48, Статья Лукашенко избрали главой Всебелорусского народного собрания 19:45, Новость Сложность майнинга биткоина обновила рекорд после халвинга 19:34, Статья На востоке Москвы загорелось двухэтажное здание 19:29, Новость В Новороссийске парад Победы пройдет без зрителей 19:28, Новость Не игравший четыре месяца Карацев уступил в первом матче после травмы 19:27, Статья Ferrari изменила название команды в «Формуле-1» из-за спонсора 19:21, Статья
Журнал
Здоровье на связи
Журнал Март 2014 Общество,
0

Здоровье на связи

Основатель и генеральный директор компании Dacadoo Питер Онимус – о специфике инвестиций в биотехнологии и IT, а также о том, как заработать на стремлении людей к здоровому образу жизни
Фото: Архивы пресс-служб
Фото: Архивы пресс-служб

Онлайн-поиск, социальные сети, электронная коммерция – каких-то два десятилетия назад трудно было представить, что эти сегменты способны приносить миллиарды долларов. А сегодня бал в мировой IT-индустрии правят интернет-гиганты – Google, Facebook и Amazon. Швейцарский предприниматель Питер Онимус, много лет инвестировавший в биотехнологии, также надеется, что Интернет поможет ему заработать, и рассчитывает создать новый сегмент – управление здоровьем онлайн. Для этих целей он запустил проект Dacadoo, который называет «социальной сетью здорового образа жизни». О различии проектов в сфере биотехнологий и IT, серьезных и «игровых» деньгах, о том, как здравоохранение переходит в онлайн, и перспективах своего проекта бизнесмен рассказал в интервью журналу «РБК».

Биология в «цифре»

По какому принципу вы выбираете проекты для инвестиций?

Есть два главных критерия: идея должна быть массовой или революционной, способной кардинально изменить положение дел в отрасли. Серьезные деньги, то есть основной капитал, я использую для проектов, удовлетворяющих первому критерию. Для инвестиций в высокорисковые инициативы существуют средства, которые я называю «игровыми». К примеру, мировая отрасль здравоохранения с оборотом в 6 трлн долларов постепенно переходит в онлайн, это массовый рынок, поэтому я решил вложить довольно большую сумму в платформу Dacadoo. Из революционного: недавно мы инвестировали в разработку первого в мире сердечного клапана, созданного из собственных клеток тела. В Научном центре сердечно-сосудистой хирургии им. А.Н. Бакулева успешно провели операцию по его пересадке. Благодаря этой технологии «сердечникам» не нужно переносить в течение жизни до пяти операций, как раньше, хватит одной. Но окупаются подобные вложения значительно сложнее и дольше, ведь операции на сердце редкие и дорогие – от 100 тыс. до 300 тыс. долларов.

У вас есть проекты в сфере биотехнологий и IT. Какие перспективнее?

По сравнению с IT биотехнологии требуют большего объема вложений – 70–250 млн долларов против 20–50 млн, при этом на начальной стадии такие проекты финансируют в основном частные инвесторы, готовые инвестировать с высокой долей риска. На более поздних этапах, когда уже имеется действующий прототип, деньги привлекать проще. Кроме того, развитие биотехнологического бизнеса занимает больше времени. Два года назад я продал американской Alcon свою технологию производства лекарства от катаракты за 700 млн долларов, но к этому я шел с 1998 года. Компания, делающая клапаны, работает девять лет, и, думаю, нам понадобится еще три-четыре года, чтобы подготовить ее к продаже. Что касается IT, то здесь время выхода из бизнеса, как правило, пять лет после запуска.

Вы упомянули, что здравоохранение постепенно переходит в онлайн. Что имеется в виду?

Биосенсоры, мобильные приложения и различные программы для тех, кто хочет следить за здоровьем и вести правильный образ жизни. Объем этого рынка в мире составляет порядка 3,5 млрд долларов, но аналитики обещают быстрый рост в ближайшие годы. Так, американская компания IMS, которая как раз занимается информационными технологиями в здравоохранении, прогнозирует увеличение оборотов в отрасли как минимум на 65% ежегодно, а в отдельных сегментах – до 250%.

Насколько высок уровень конкуренции?

Все зависит от сегмента. Скажем, в области создания биосенсоров около 30 заметных игроков, среди которых три ярко выраженных лидера: компания Polar, специализирующаяся на пульсометрах и мониторах сердечного ритма, а также Fitbit и Jawbone, которые делают фитнес-браслеты, измеряющие количество пройденных шагов, затраченных калорий и качество сна.

Расскажите про главные тренды на рынке.

Происходит сближение технологических платформ и IT-решений. В последнее время производители устройств стали добавлять к продукту сервис в виде приложений, а телекоммуникационные компании, которые начинали с программного обеспечения, пробуют выпускать продукцию под собственным брендом. Deutsche Telekom предложила линейку товаров для мониторинга здоровья Medisana: с их помощью можно измерить давление, температуру, уровень сахара в крови и т.п., потом экспортировать полученную информацию на мобильное устройство при помощи специального приложения. Подобные вещи делают и американцы, например AT&T, Verizon. Этот тренд лег в основу концепции нашего «Индекса здоровья», который интегрирует данные с различных устройств и приложений и добавляет элемент социальных медиа.

Новый формат соцсети

Как родилась идея Dacadoo?

Сегодня многие категории в нашей жизни принято переводить в цифры. Почему бы не начать измерять здоровье? А заботу о нем превратить в игру и перенести в социальную сеть. Так и появилась концепция платформы, где можно следить за состоянием своего организма в числовом выражении, получать советы по правильному образу жизни, ставить цели и соревноваться с друзьями.

Сколько времени ушло на разработку?

От возникновения идеи до запуска платформы прошло более трех лет. В создании «Индекса здоровья» участвовало 35 человек семи национальностей, среди них четыре доктора медицинских наук и три бизнес-консультанта. Мы проанализировали огромный объем медицинской статистики, в итоге удалось выработать единый показатель – число от 1 до 1000, учитывающее параметры тела, качество и образ жизни.

Каков объем инвестиций?

На «Индекс здоровья» и различные приложения для него потратили около 20 млн долларов. В следующие 12 месяцев планируем инвестировать еще 10 млн в новые сервисы, в частности в один из важнейших проектов 2014 года – разработку технологии мгновенной оценки самочувствия человека.

Кто является целевой аудиторией проекта?

Люди, которые беспокоятся о своем здоровье, крупные корпорации, фитнес-центры, страховые компании.

По каким каналам идут продажи?

Каждый желающий может зарегистрироваться на сайте, попробовать бесплатную версию в течение 60 дней, а потом оформить подписку за 5 долларов в месяц. Люди либо платят за аккаунт самостоятельно, либо это делает их работодатель. Для крупных компаний есть система скидок: если организация покупает большое количество лицензий для всех сотрудников, то в расчете на одного человека стоимость будет меньше 5 долларов. Я считаю, что в перспективе наличие у работника индекса здоровья станет для корпораций таким же необходимым, как антивирус для компьютера. Когда ты платишь кому-то тысячи долларов ежемесячно, очень печально, если не можешь потратить еще несколько долларов на его здоровье. В конце концов, компаниям выгодно, чтобы сотрудники меньше болели: они будут реже пропускать работу, да и страховые выплаты снизятся.

Что насчет первых результатов?

Платформа была запущена в 2011 году, оборот Dacadoo растет примерно на 200% в год. Мы работаем в Германии, Великобритании, США, Бразилии и Австралии, а теперь и в России. Интерес к продукту также проявили ЮАР и Китай. Думаю, потребуется еще года два, чтобы сделать сервис массовым. Мы сотрудничаем с американской аптечной сетью Walgreens, у которой 130 млн клиентов, из них 71 млн присутствуют онлайн. Наша совместная программа лояльности будет завязана на «Индексе здоровья» – за счет этого рассчитываем получить миллионы новых подписчиков. В России тоже надеемся заключить договоры с несколькими крупными корпорациями, что даст толчок развитию рынка в стране.

Сколько подписчиков вы намерены привлечь в ближайшие 5–10 лет?

Мы ожидаем, что к 2020 году аудитория так называемых систем мониторинга образа жизни достигнет 500 млн человек. Эта цифра включает и пользователей различных приложений для смартфонов. Подобных приложений сегодня около 40 тыс., и мы не будем с ними конкурировать – напротив, предлагаем платформу, которая в состоянии интегрировать эти данные и использовать их при расчете индекса. Я надеюсь, что в течение пяти лет аудитория Dacadoo в мире вырастет до 20–50 млн человек. Что касается России, в ближайшие годы планируем заполучить 1–2 млн подписчиков, а вообще потенциальная аудитория составляет 5–10% населения, то есть до 15 млн человек.

Dacadoo вы тоже собираетесь продать?

Да. В инвестиционном плане Dacadoo ближе к IT-компании, нежели к биотехнологическому стартапу. Мы на рынке уже три с половиной года, так что, полагаю, через пару лет я смогу совершить выгодную сделку.