Перейти к основному контенту
Технологии и медиа ,  
0 

Владимир Долгов – РБК: правила игры для Ebay меняются прямо по ходу игры

Международный торговый сервис eBay наконец-то допустил на свою площадку российских продавцов. Они будут платить меньшую комиссию, чем их зарубежные коллеги, утверждает гендиректор российского офиса eBay Владимир Долгов. В интервью корреспонденту РБК Дарье Луганской он также рассказал, чем eBay отличается от популярного в России китайского сервиса Aliexpress, как интернет-компании приходится сажать за стол переговоров почтовые службы разных стран и реально ли уже с 2015 года хранить все персональные данные о российских пользователях на локальных серверах.
Владимир Долгов
Владимир Долгов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

–  Как будет устроено сотрудничество c российскими продавцами?

– Как обычно: мы открываем площадку eBay, и продавцы смогут выставлять на ней свои товары с названием, описанием, фотографиями и пр. Кроме того, мы предоставляем возможность не только выставить товар, но и оплатить его. Для продавцов мы разработали четыре способа доставки. Во-первых, «Почтой России», которая покрывает большую часть территории страны. Во-вторых, будет курьерская доставка между регионами, в-третьих, курьерская доставка внутри регионов. В-четвертых, самовывоз, если у продавца есть возможность оказать такую услугу. Способ оплаты изначально будет один – через сервис Paypal, с которым давно работает eBay. Позже мы добавим еще кое-что.  

–  Какую комиссию будете брать с российских продавцов?

–   Она будет отличаться от комиссии, которую мы взимаем с продавцов за рубежом, но до конца сентября точную цифру мы сохраним в тайне.

–  На каких условиях вы работаете с зарубежными продавцами? Как сервис монетизируется?

– Мы берем деньги с продавца – он продает  определенный объем товара, и раз в месяц мы с него берем комиссию. В электронике комиссия маленькая, потому что в этом секторе наценки невелики, в сфере fashion наценка может быть любой, поэтому комиссия выше. Ее ставки отличаются и в разных странах.

– Сколько вы уже зарабатываете в России?

– Формально ноль, потому что у нас нет российских продавцов. Но российский офис до конца сентября работает только на увеличение объемом заказов из-за рубежа. Комиссия с продавцов, у которых купили зарегистрированные в России клиенты, передается компании eBay Inc.

– Какое количество пользователей к сегодняшнему дню зарегистрировались на eBay из России?

– ​ Мы не меряем аудиторию пользователями. У нас есть такое понятие, как активный покупатель. Это человек, который сделал хотя бы одну транзакцию за 365 дней. Эту цифру мы время от времени объявляем. В сентябре 2013 года в России был президент eBay Inc Джон Донахо: он сказал, что мы перешагнули планку в 1 млн активных покупателей в России. С тех пор их стало больше, но объявим их количество мы примерно через три месяца, когда закроем отчетность за 2014 год.

–  Вы говорили в одном из интервью, что ни Molotok.ru, ни «Яндекс.Маркет» не являются вашими конкурентами и вообще у eBay в России конкурентов нет. Не изменилась ли ситуация с «Яндексом» после того, как в июне 2014 года компания анонсировала, что «Яндекс.Маркет» откроется для прямых продаж интернет-магазинов? К тому же «Яндекс.Маркет» создает единую службу  доставки. Станет ли этот сервис вашим конкурентом?

–  До этого объявления «Яндекс.Маркет» был сервисом для сравнения цен. Пользователь сравнивал цены и искал лучшую, а транзакцию выполнял кто-то другой. Сейчас они дрейфуют в сторону нормального маркетплейса. Наверное, в будущем они будут нашими конкурентами, но не на 100%. Конкурента, который делает абсолютно то же самое, что и мы, в России нет. «Яндекс.Маркет», если все будет развиваться хорошо, начнет конкурировать с нами на внутреннем рынке. Но у нас все равно остается инструмент cross border – заказов из-за рубежа. Когда мы запустим работу с русскими продавцами, eBay будет работать в двух ипостасях – с продавцами из-за рубежа и с российскими продавцами.

 – Заказы из Китая в Россию отправляет Aliexpress. И в последнее время его популярность неуклонно растет:  в июле сайт, по данным TNS, вошел в десятку самых посещаемых российскими пользователями. Этот сервис вы своим конкурентом считаете? Чем принципиально отличается eBay от Aliexpress?

–  Под 100-процентного конкурента он не попадет, но это очень серьезный игрок.  Aliexpress  поставляет товары китайских продавцов, а eBay – из Китая, Юго-Восточной Азии, США и Европы.

–  Какая доля посылок через eBay приходит из Китая, а какая – из США?

–  Есть два способа оценить это: в деньгах и штуках. Пропорции в деньгах я помню хорошо: 50% приходится на Штаты, 31% – на Китай и оставшиеся 19% – на Европу. Точные данные по количеству посылок не помню, но из Китая приходит  больше, чем из  Америки: просто потому, что средний чек меньше.

– У вас есть понимание, пересекается ли ваша аудитория с аудиторией Aliexpress?

– Думаю, пересекаются. В России, по разным данным, есть около 30 млн людей, которые пробовали электронную коммерцию. Большая часть из них делали покупки у зарубежным продавцов и уже поняли, что это не больно и не страшно. Этот круг пользователей мигрирует по нескольким игрокам, будь то маркетплейсы или конкретные магазины. Это естественный процесс: ни одна площадка не способна удовлетворить потребности любого клиента на 100%. У одних есть товары только из конкретного региона. Но, например, книги составляют очень малую долю.  Поэтому нельзя сказать, что на eBay можно купить все, что хочешь.

–  Правильно ли я понимаю, что покупатели eBay – в основном жители Москвы и Петербурга, а на Aliexpress покупают часто жители регионов, и этим вы отличаетесь?

– Я не знаю, кто покупает на Aliexpress. Года три назад я бы сказал, что наши клиенты действительно живут в Москве и Петербурге. Но за последние годы произошла миграция: эти города теряют долю в числе наших заказов в пользу регионов. Сегодня на Москву и Петербург приходится 50%, а раньше – порядка 65%. Это естественно: в последние годы российский интернет прирастал за счет регионального трафика. Москва и Питер давно вышли на насыщение: все, кто хотят быть в интернете, уже в нем.

–  Как работает сервис ускоренной доставки посылок ePacket, который вы недавно запустили?

– Его запустили в начале сентября, и сейчас он только поднимается. Я недавно смотрел: у него хорошие цифры роста, только мы не раскрываем, какие. Этот сервис ускоряет доставку в Россию из Китая, во-первых, за счет предварительной обработки заказов: происходит электронное декларирование. Когда груз выходит из Китая, китайская почта отправляет его в Россию на основе сведений из магазина и предоставляет таможне электронную декларацию. Этот документ готов уже в момент, когда груз покидает территорию Китая. Во-вторых, ускорение происходит за счет предварительной сортировки: товары приходят сначала в точки международного почтового обмена, которые есть у «Почты России». Их сегодня несколько в разных городах России. Идея проста – если груз идет в Новосибирск, его незачем сначала везти в Москву, а потом отправлять в Новосибирск, как это работало до запуска проекта. Сейчас все организовано проще: посылка отправляется в точку обмена, которая находится в Новосибирске, а из нее пересылается адресатам. Раньше такого количества сортировочных пунктов не было. Мы помогли взять модели самых успешных стран, где несколько хабов по сортировке посылок, и «Почта России» начала внедрять эту систему здесь.

Фото: Олег Яковлев / РБК

–  Насколько быстрее приходят товары?

– Мы тестировали эту систему в июле–августе: по этому каналу приходили от 100 до 1000 заказов в день. До Москвы они доходили в среднем за неделю, до Новосибирска – примерно за десять дней с момента отправки до момента получения. Для сравнения: обычным путем заказ может идти месяц или полтора. Еще одно удобство ePacket – траектория груза отслеживается на 100% по специальному номеру.

– Как вы это организовали и есть ли план сделать ускоренную доставку из США?

–  У нас была технологическая платформа. Нам нужно было свести две почтовые организации разных стран, чтобы они между собой договорились. Впервые головной офис eBay наладил такую связь между Китаем и США. Три года назад в США была такая же проблема, как в России – посылки из Китая доходили за месяц-полтора. В какой-то момент eBay посадил за один стол почту Китая и США, и они договорились. Это решение работает не везде: только в странах с большой территорией, где нужно разбить потоки доставки. Эту же модель переложили на каналы между Россией и Китаем. Сейчас мы попытаемся сделать то же самое между Россией и США. Причем «Почта России» в этом плане все сделала достаточно быстро и готова работать и в этой области тоже: осталось договориться с почтовой службой США. Стоимость доставки мы не устанавливаем, это вопрос к почтовым службам.

– Когда появится ускоренная доставка из США?

–  Когда имеешь дело с государственной организацией, о сроках говорить нельзя. Про «Почту России»  я по опыту могу сказать, что с ней договоримся быстро, а как работать с США, пока непонятно. 

–  Каким образом на вас скажутся возможные изменения в регулировании электронной торговли? Предложение установить планку €150 за посылку пока не реализовано, но все еще обсуждается.

–  Эти обсуждения пока притихли. Планка остается прежняя – €1000 на человека. Сумму в €150 предлагало Минэкономразвития, а Минпромторг настаивал на €500. Дискуссия пока идет. Как скажется снижение этой планки на нас? Особенно никак. Посылок, стоимость которых превышает этот порог, у нас единицы. Новые рамки обернутся некоторым неудобством для клиента, но не массового. Само по себе предложение нам совершенно не нравится, но в любом случае нужно сделать так, чтобы для клиента это проходило незаметно и максимально удобным путем. eBay должен стать в этом случае таможенным агентом. Мы знаем, сколько стоит товар, следовательно, если она выше разрешенной законом, мы платим пошлину в тот момент, когда товар пересекает границу. Сейчас для того, чтобы уплатить пошлину, надо совершить несколько поездок: пошлина платится в одном месте, посылка забирается в другом. Полтора-два дня жизни,  серьезный километраж, очереди – это совсем неудобно.

В этом предложении мне не совсем понятно, почему ограничивать предлагают именно стоимость посылок. Если вы приезжаете из-за границы, вы можете взять с собой без уплаты пошлины товары на сумму €10 000. А посылкой – только тысячу. Но за прошлый год гражданами России было получено, по данным, которые мне попадались, 28 млн посылок, а поездок россияне совершили 48 млн. Если мы предполагаем, что в страну идет поток левого товара, возникает вопрос – большая часть его идет через пересылку или ввоз. Почему регуляторный подход к этому разный, мы не понимаем.

– Недавно был принят закон о хранении персональных данных в России. Как вы понимаете, касается ли он вас? Что собирается предпринять eBay к тому моменту, когда он вступит в силу в 2016 году: арендовать сервер в России, уйти с российского рынка… Вы понимаете, во сколько вам обойдется исполнение этого закона?

–  Мы понимаем, что это нас касается, и несколько раз это обсуждали. Под понятие персональных данных попадает широкий круг информации. eBay всегда работал легальным образом, значит, и в этом случае будем делать, что требует закон. Как это будет реализовано, пока непонятно – это решают технические службы.

– Сейчас обсуждается в Госдуме идея, перенести срок его вступления  в силу  на январь 2015 года. Успеете подготовиться?

–  Это классический случай, когда правила игры меняются во время футбольного матча. Неужели кто-то считает, что за три месяца можно провести все эти мероприятия? До 2016 года еще можно было, но не за три месяца. У каждой компании, которая работает с такого рода информацией – будь то поисковая система, социальная сеть, авиакомпании, e-commerce, сервисы онлайн-бронирования – у всех своя архитектура хранения этой информации, у кого-то информация распределенная, то есть хранится на разных серверах. Теперь нужно будет построить еще один дата-центр и перераспределить информацию или ставить отдельные стойки и думать, как связать с международной системой. Нельзя хранить и обрабатывать эту информацию только на серверах в России. В тот момент, когда я пересаживаюсь на самолет, принимающая сторона должна иметь мой номер паспорта – иначе меня в самолет не пустят.

– Что нужно сделать именно eBay в России, вы понимаете?

– Это решают наши технические и юридические службы. Пока непонятно, сколько это может стоить. Я две недели назад был в Штатах, где мы обсуждали, что пора запускать это в работу: чертить схему, решать, что делать дальше. Но тогда мы еще думали, что это будет в 2016 году. Но за неделю все поменялось.

Владимир Долгов
Родился в 1959 году. В 1982-м окончил МФТИ. Кандидат физико-математических наук. В 1992 году пришел на работу в мультимедиа-издательство CompactBook Publishing. Был руководителем проектов, связанных с исследованиями, разработками, продажами и технологиями, в нескольких компаниях. В 2000–2005 годах работал в интернет-магазине Ozon.ru в качестве гендиректора. С 2005 по 2012 год руководил российским офисом Google. В 2012 году возглавил российское подразделение eBay.

EBAY В ЦИФРАХ
$8,6 млрд – выручка в первом полугодии 2014 года
$1,7 млрд – операционная прибыль в первом полугодии 2014 года
$1,7 млрд – чистый убыток в первом полугодии 2014 года
$65,6 млрд – капитализация компании на 29 сентября
134,9 млн человек – количество активных покупателей в год в мире
1 млн человек – количество активных покупателей в год в России
0,74% – доля российских активных покупателей в мировой клиентской базе eBay
50% – доля заказов из Москвы и Санкт-Петербурга в российском eBay
8,2 млн человек – ежемесячная аудитория сайта eBay в России
Источники: данные компании, TNS Russia

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 16 апреля
EUR ЦБ: 99,79 (+0,07)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
Курс доллара на 16 апреля
USD ЦБ: 93,59 (+0,15)
Инвестиции, 15 апр, 16:28
В российских школах появятся гольф и городошный спорт Общество, 12:55
В Сингапуре разрешили работникам просить четырехдневную рабочую неделю Общество, 12:55
Кремль не увидел изменения позиции Украины по переговорам с Россией Политика, 12:48
Индонезийская рупия упала до минимума за 4 года Инвестиции, 12:47
В Греции зажгли огонь Олимпийских игр 2024 года Спорт, 12:42
Осужденного за взятку, уехавшего в зону спецоперации, освободили от срока Политика, 12:42
ФАС возбудила дело в отношении Альфа-Банка из-за рекламы ипотеки Недвижимость, 12:40
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
«Ашан» опроверг сообщения об уходе с российского рынка Бизнес, 12:39
Мосгорсуд утвердил приговор о восьми годах колонии для Максима Каца Политика, 12:34
Туроператоры не увидели снижения спроса на туры в ОАЭ и Египет Общество, 12:28
FA узнал, что Украина не посоветовалась с США о стамбульских соглашениях Политика, 12:26
Леброн Джеймс и Карри сыграют за сборную США на Олимпиаде Спорт, 12:23
СК завел дело после нападения охранников стройки на журналистов Общество, 12:22
Почему неэффективно урезать более 10% от нормы калорий при похудении РБК и Мистраль, 12:20