Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Глава «Симпл» — РБК: «Даже Абрамович присматривался к винным хозяйствам»

Diageo, Pernod Ricard и другие гиганты успели сделать запасы вина на складах в России, а вот российские импортеры едва выживают, рассказывает президент и совладелец компании «Симпл» Максим Каширин
Президент и совладелец компании «Симпл» Максим Каширин
Президент и совладелец компании «Симпл» Максим Каширин (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

​«Заложились на курс в 60 рублей за €1»

— Когда вечером 16 декабря прошлого года стоимость евро поднялась до 100 руб., у вас не было паники?

— Нет, курсовые скачки — не повод считать, что у бизнеса какие-то фатальные проблемы. Известно, на рынке бывают сиюминутные всплески, мы с этим уже сталкивались. Поэтому в тот вечер меня волновал не столько курс, сколько то, как ситуация будет развиваться дальше. К тому же то, что произошло в конце 2014 года, — не так катастрофично по сравнению с девальвацией 1998 года. Тогда я уже был в винном бизнесе и могу сказать, что это была настоящая жесть — курс доллара моментально увеличился в четыре раза. По сценарию того кризиса сейчас курс должен был бы уйти с 55 до 220 руб. за €1! Но этого, к счастью, не произошло. Мы взяли короткую паузу и на неделю приостановили отгрузки, чтобы принять взвешенное решение и потом провести действительно разумную корректировку цен. И уже через неделю мы вернулись к тем самым ценам, которые планировали поставить в середине декабря, а именно исходя из курса 65 руб. за €1. То есть мы подняли стоимость наших вин всего лишь где-то на 18%, с учетом того, что до этого у нас был курс примерно 55 руб. за €1.

— А на сколько выросли цены на ваши вина за год? Если взять соотношение год к году на середину апреля.

— Год назад мы рассчитывали цены с учетом курса 45 руб. за €1. Вот и считайте — начинали год с курсом 45, закончили с курсом 65. Соответственно, цены выросли на 44%.

— Серьезный рост. Как он отразился на продажах?

— Падением.

— Насколько глубоко?

— Трудно сказать. Январь закончили в сильном минусе, в феврале минус был меньше, в марте продажи еще немного улучшились. В апреле, думаем, ситуация стабилизируется и просадка будет уже совсем маленькая. То, что в январе будет бешеное падение на всех рынках, было ясно: в декабре население избавлялось от рублей с такой скоростью, что было очевидно — в начале года у людей уже не будет денег. Плюс такие длинные праздники были в первый раз — 12 дней реального отдыха. Люди потратились, кто-то уехал отдыхать, многие, думаю, пили и ели дома, а не в ресторанах. Поэтому падение в январе составило порядка минус 50%. Но для нас оно не было критичным — неприятно, конечно, но не более чем яма на дороге.

— А если сравнить итоги 2014 года по сравнению с 2013-м?

— Рост. Где-то 10–15% по выручке.

Мы компания очень мультикатегорийная — помимо вина и крепкого алкоголя в большом количестве продаем стекло [бокалы, декантеры и т. д.], воду и софт-дринки. Мы следим за нашей долей на рынке в стоимостном выражении по разным категориям, но не меряем объемы как принято — в миллионах 9-литровых кейсов, нам это не очень интересно.

— Но валютная выручка сильно просела? Она важна для вас?

— У нас финансовый год закончился 1 апреля — мы еще не успели подвести все итоги и посчитать выручку в евро досконально по курсам в динамике за год. Но я думаю, даже если мы просели в валюте, то не более чем на 5%. Год вышел очень сложным, неровным. Он начался для нас с Олимпиады, где мы были партнерами, у нас был большой бар в Сочи, а заканчивался на фоне девальвации рубля. Между этими точками была ситуация на Украине со своим тяжелым новостным фоном, санкции. В итоге год получился очень рваный, абсолютно не системный. Нам приходилось несколько раз менять тактику, подходы к каналам.

— Какие показатели по итогам финансового года?

— Не раскрываем. Мы большая компания. Мы давно считаем на сотни миллионов евро.

— А каков план на 2015-й?

— Мы поставили план по приросту где-то 20%, заложив в бюджет курс в 60 руб. за €1. Мы были вынуждены зафиксировать единый курс бюджетирования, понимая, конечно, что ситуация может меняться. Если курс пойдет вниз, мы сделаем корректировку цен в сторону понижения и полагаем, что спрос вырастет — таким образом, мы сможем компенсировать падение выручки из-за цены за счет увеличения физического объема продаж. Будем стараться — даже в кризис мы видим для себя новые рынки, новые каналы продаж, видим, где можно усилить и улучшить наши позиции.

Компания «Симпл»

Основана в 1994 году Максимом Кашириным и Анатолием Корнеевым. За 20 лет на рынке компания вошла в пятерку крупнейших российских импортеров и дистрибьюторов вина. Основной объем продукции ввозит из Италии. По данным ФТС, «Симпл» последние годы является самым крупным поставщиком итальянских вин, занимая долю около 14% в этой категории. Компания также входит в пятерку крупнейших поставщиков вина из Франции, Аргентины и ЮАР. По данным СПАРК, в 2013 году выручка основной компании группы — «Компания Симпл» — составила 5,896 млрд руб. Налогооблагаемая прибыль — 85,89 млн руб. Помимо дистрибьюторского бизнеса «Симпл» занимается побочными проектами: туристической компанией Simple Travel, изданием журнала о вине Simple Wine News, развитием сети винных магазинов Grand Cru и школы сомелье «Энотрия».

«Никита Сергеевич нас выбрал не случайно»

— Если говорить про новые рынки и каналы продаж, считается, что качественное вино, которым торгует «Симпл», — столичная история. Сколько у вас приходится в продажах на Москву?

— Около 70–75% продаж приходится на Москву и 25% — на Петербург и регионы. Но неправильно думать, что хорошие импортные вина — это московская история. Во всех городах-миллионниках люди путешествуют в Европу, Америку. Да, там, может быть, верхняя ценовая планка другая — если Москва немножко unlimited в плане цены, то там вверху отсечение происходит раньше. Я считаю, что наша задача на ближайшие года три — сделать пропорцию по продажам в Москве и регионах минимум 65 на 35, а может быть, даже 60 на 40. Я не вижу возможности, например, удвоиться в Москве. В регионах я могу удвоиться и утроиться, потому что там мы еще слабенькие. Мы там есть, «Симпл» занимается дистрибуцией практически по всей России, но перспективы и возможности намного масштабнее. Однако срок реализации такой цели — минимум 3–5 лет.

— У вас в портфеле есть очень дорогие вина, например Petrus, цены на который начинаются от 200 тыс. руб. В такой категории много за год продаете?

— Мы продаем много Petrus, мы одни из крупнейших продавцов этого вина в России. Но это специфические клиенты, я бы не хотел их раскрывать. Это специальные заказы. То есть люди не приходят в наши винотеки Grand Cru, чтобы купить Petrus. Мы такие дорогие вещи возим под конкретных клиентов, и, когда с этими клиентами возникает понимание, что будут системные закупки, мы именно для них делаем заказы. Вообще, сегодня многие богатые люди предпочитают делать покупки на Западе, потому что в Москве все очень дорого. В основном Pеtrus и такого рода вина в России продаются под специальные срочные ситуации — надо сделать особый подарок, под визит серьезной делегации.

— Но такие клиенты все-таки остались, несмотря на кризис?

— Все продается всегда.

— Полтора года назад «Симпл» получил эксклюзив на продажу линейки тосканских вин Никиты Михалкова...

— Это не так. Мы партнеры, но у нас нет соглашения, что мы единственный продавец этой линейки вин. Никита Сергеевич нас выбрал, конечно, не случайно — он знает «Симпл», у нас определенная репутация. И в данном случае мы скорее выступаем просто как импортер и дистрибьютор, который помогает своему соотечественнику. Так мы помогли ему «встать» в «Аэрофлот», с которым сотрудничаем, хотя у него там были и свои контакты. Во время Олимпиады его вино «летало» на рейсах в Сочи. Мы оказываем аналогичные тактические услуги и другим россиянам, тем, кто владеет хозяйствами в Европе и чьи вина мы помогаем продавать. Это скорее сервис, а не корневой наш бизнес.

— Говорят, что во Франции и Италии сейчас достаточно много хозяйств, которые были куплены российскими бизнесменами.

— Да. И не только бизнесменами.

— Знаете десятки таких примеров?

— Трудно сказать. Думаю, десятки точно. На счет сотен не могу сказать, но десятки однозначно.​

— Сколько стоит купить шато в Бордо?

— А сколько стоит купить часы? От рубля до бесконечности. Нет определенной цены. Россияне покупают хозяйства не только в Бордо, но и в других регионах Франции и Италии. Последний тренд Испания — сейчас там дешево. Многие покупают, не понимая этот бизнес. Потом несут убытки, вкладывают каждый год в хозяйство деньги, считая, что оно когда-то окупится. Но, чтобы приобретение в будущем стало приносить прибыль, в этом надо разбираться — пригласить опытных консультантов, построить правильную модель бизнеса, разработать стратегию. Абрамович какое-то время назад заходил и присматривался к винным хозяйствам. Вы понимаете, какой уровень цен его интересует?

— В Италии?

— Да. Такие люди покупают статусные вещи, где вопрос даже не в стоимости вина, а в стоимости владения. Такой человек, как Абрамович, не будет покупать безымянный виноградник на Сардинии, потому что он находится по соседству с его домом. Он по-другому рассуждает: ему нужно хозяйство, соответствующее высокому уровню владельца, являющееся настоящей легендой. Таких хозяйств, может быть, всего 100–200, но только они и заслуживают внимания. Вообще, цены на этом рынке варьируются от 200–300 тыс. до десятков и сотен миллионов евро. Вы можете купить в Бордо хозяйство за €3 млн, а можете — за миллиард и больше.

— Сейчас много говорят о новой эре российского виноделия. Все в восторге от Красностопа.

— Наши в восторге, потому что, по крайней мере, его пить стало можно.

— «Симпл» не рассматривает возможность добавить к портфелю что-нибудь российское?

— Да, мы рассматриваем такую возможность. Мы с интересом следим за российским виноделием и за Крымом с интересом следим. Но мы не готовы инвестировать. Как говорят англичане, если хочешь обанкротиться, есть два пути: если хочешь с удовольствием — играй в казино, если хочешь гарантированно—вложись в сельское хозяйство. Мы присматриваемся и ищем хозяйство, производителя, которое можно было бы взять на дистрибуцию, с кем можно было бы такой альянс заключить. Но это сложно, потому что у многих русских собственников хозяйств свои представления о рынке и свои устремления, которые не имеют ничего общего с реальностью. Сами хозяйства не смогут продавать свое вино без дистрибьютора — очень сложно и дорого содержать дистрибуторскую машину. Это могут позволить себе только такие серьезные производители с большими инвестициями и политическими возможностями, как «Абрау-Дюрсо». Нужно, чтобы у людей прошла эйфория, чтобы они немного опустились на землю и начали рассуждать реально. Чтобы заключить партнерское соглашение, нам нужен качественный продукт, люди со стратегией и пониманием рынка. Мы готовы работать в тандеме.

Фото: Алена Кондюрина для РБК

Максим Каширин

Родился в 1967 году в Москве. Выпускник Московского государственного авиационного технологического университета им. Циолковского. Бизнесом начал заниматься в 1991 году, открыв небольшой супермаркет, где начал продавать в том числе и вина. «Один постоянный покупатель познакомил меня с одним парнем — Анатолием Корнеевым, который работал на итальянскую компанию, поставлявшую вино в СССР для магазинов «Березка», — рассказывал Каширин в программе «Бизнес-секреты с Олегом Тиньковым». — Именно он предложил создать виноторговую компанию, а я за эту идею ухватился». В 1994 году вместе с Корнеевым Каширин основал виноторговую компанию Simple (ООО «Компания «Симпл»). Партнеры до сих пор ведут бизнес вместе, являясь совладельцами компании. «С партнером мы вместе 14 лет, — рассказывал Каширин «Секрету фирмы» в 2009 году. — Все потому, что взгляды и подходы к бизнесу у нас одинаковые. Различаются лишь сектора ответственности. Он чистый гуманитарий, я технарь. Я отвечаю за стратегию, финансы, администрирование, он — за продукт».

Сейчас Каширин — вице-президент «Опоры России», руководитель комитета по вопросам торговли, руководитель комиссии по алкогольной и винодельческой промышленности.

«Перестали открывать лимиты на Россию»

— Когда в августе было введено продовольственное эмбарго, вы не опасались, что под запрет попадет и импортный алкоголь? Крупные международные компании, работающие в России, от испуга забили все свои российские склады продукцией…

— Опасения, конечно, были, мы же нормальные люди. Но потом мне стало понятно, что санкции вводятся против товарных групп, где очень короткие стоки и очень быстрые закупки с высокой сезонностью. То есть эти санкции должны были сразу ударить по партнерам за рубежом. Вино и вообще алкоголь под эти критерии совершенно не подходят. Введение санкций на такие товары не даст моментального желаемого эффекта в ближайшее время. Рынок почувствует такие санкции только месяцев через девять. Поэтому государство, скорее всего, выбирало товары, эффект от санкций по которым будет мгновенным: свежие овощи, свежие фрукты, свежие салаты — и сразу удар по сельскому хозяйству, по фермерам, Европа сразу начинает кричать. Ну, а вино, если его тут же не продать, оно же не испортится! Эффекта нет.

— Но запас на всякий случай вы сделали?

— У российских компаний нет таких денег. А западные партнеры, с которыми мы работаем, не готовы столь мощно инвестировать в создание запасов на российском рынке. Мы посчитали, чтобы сделать запас, нам нужно заплатить порядка €15 млн дополнительных таможенных платежей. Такую большую финансовую нагрузку практически ни одна русская компания не потянет. А если говорить про большие международные компании — Diageo, Pernod Ricard, Bacardi, то они просто переместили большие объемы своего товара с одного собственного склада в Европе на собственный же склад в России. Для них не было никакого риска. Поначалу казалось, что они зря это сделали — им объективно не были нужны такие запасы. Но в итоге они оказались в выигрыше: ввезли товар по очень разумным курсам — 50–55 руб. за €1, полностью заполнили стоки и получили хорошую себестоимость. Курсы пошли вверх, а у них остался товар по старой цене. И на этой цене они стали в определенном смысле демпинговать против нас на рынке. Мы не могли себе этого позволить — у нас товары приходили каждый день, и каждый день мы таможили их по новым курсам. Так получилось, что их, с одной стороны, неверный шаг оказался, с другой стороны, очень верным.

— В связи с нашей финансовой ситуацией в России западные партнеры не стали ли требовать предоплату?

— Нет. Плохие новости в том, что западные страховые агентства, которые страховали долги русских компаний-импортеров, перестали открывать лимиты на Россию. То есть, если раньше я брал товар в кредит, западная компания страховала мой долг поставщику. Мой партнер знал, что, если я не заплачу, он в любом случае застрахован от потерь. Сейчас эти страховые компании закрывают лимиты либо на отдельных игроков, причем довольно крупных, я воздержусь от конкретных имен, либо вообще на страну. Говорят: ребята, вопрос не в вас лично, вы хорошие, у нас с вами нет проблем, все четко, но мы на страну ставим стоп. И все, у нас возникает ситуация, когда нужно брать товары с отсрочкой, а гарантировать нечем. Работать в предоплату многим не хватит денег.

— Еще одной громкой историей на рынке стало банкротство «Русьимпорта» — одного из старейших винных импортеров страны. Многим ли торговцам вином придется уйти с рынка?

— Что касается «Русьимпорта», это не банкротство, а попытка спастись от кредиторов, и очень некрасивая попытка, которая бросила тень на всю нашу отрасль. Александр Мамедов [основной владелец «Русьимпорта»] поставил всех нас, российских импортеров, в очень некрасивое положение. Не выполнив обязательства перед Альфа-банком и другими банками, он показал, что компания-импортер может так поступить. На нашу отрасль стали закрывать лимиты. Я общался со многими банкирами, они говорят: теперь боимся вам всем верить, потому что мы берем в залог ваши товары, приходим, а товаров нет. Как? Это же мошенничество. Куда вы их дели? При этом «Русьимпорт» продолжает отгрузки контрагентам. Я думаю, что им в определенном смысле конец в любом случае. Такие вещи не прощаются, особенно «Альфой». Возможно, у них есть какие-то козыри в рукаве, но глобально, полагаю, прежнего «Русьимпорта» больше не будет — рынок этого не простит.

Что касается других, то видимые последствия от сложившейся ситуации проявятся позднее. Будут очень показательными май, июнь, июль. Мы посмотрим, кто переживет и выдержит настоящие условия. У всех тех, кто занимается импортом с отсрочкой платежа, пик заказов приходится с сентября по декабрь — под новогоднюю продажу. И в минувшем году все заказали, как обычно, много, но в декабре из-за известной ситуации продажи были не очень хорошими. Потом последовало плохое начало 2015 года. При отсрочке оплачивать закупленное вино надо в период с апреля по июль, то есть уже сейчас. Банки денег особо не дают, в том числе из-за истории с «Русьимпортом». А собственные денежные запасы у многих компаний уже исчерпаны.

«Качество вина для ресторана не имеет значения»

— Всех волнует вопрос ценообразования вина в России. Все люди, которые ездят в Европу, знают, что там вино стоит не очень дорого — например €10 за бутылку, а на полке в российском магазине оно продается втрое дороже. Кто забирает себе разницу?

— Я вам объясню. Во-первых, мы платим порядка 43% от закупочной цены в виде транспортных расходов и таможенных сборов. Далее возникает другая проблема. В России так устроен ретейл, что он претендует на бэк-выплаты в размере 35–40% от цены поставки.

— При разрешенных законом 10%?

— Разрешенные 10% — это официальный ретробонус, премия сети за объем. Остальные суммы они оформляют как маркетинговые, логистические выплаты. Если я должен выплатить «бэк» сети в размере 30–40% от цены поставки, соответственно, я должен заложить эту сумму в саму цену поставки. Нет смысла продавать ниже себестоимости. Дальше сеть просит весомую скидку с прайс-листа — значит, нужно и ее вбить в цену поставки. В итоге получается достаточно высокая стоимость. После этого я уже не могу поставить вино в «хореку» [от английского сокращения HoReCa — отели, рестораны, кафе] с ценой без всех этих накруток. Если я буду отдавать ресторанам вино дешевле, мне позвонят закупщики сетей, а они мониторят весь рынок, и скажут: почему ты предлагаешь маленькому ресторану цену меньше, чем большой сети? . И никого не будет интересовать, что там я не плачу «бэки» — цена должна быть одинаковая.

В ресторанах тоже идет борьба скидок. Никто не хочет думать о финальной цене для гостя, сравнивать качество вина. Доходит до абсурда, когда качество вина для ресторана не имеет значения по большому счету. Мы постоянно поднимаем эту историю с бэк-выплатами в надежде изменить ситуацию на рынке — из-за нее все товары очень дорогие. Кроме того, многие сети делают очень неплохую фронт-маржу. Ладно, Metro C&C — в районе 12–16%, Auchan — 8%, но остальные сети поднимают до 30, 40, 50, 60%. Мы им пытаемся объяснить, что такие высокие цены абсолютно неэффективны. Если снизить прайс — продавать будем в два раза больше.

— Есть ли обратная реакция?

— Они в этом совершенно не заинтересованы. Ретейл может выбросить с полки любую алкогольную компанию. Просто есть товары, без которых действительно никак. Большие корпорации — Nestle, Coca-Cola, Danone, PepsiCo, Mars и другие — создали целый пул брендов, сделали огромные концептуальные ассортиментные портфели, без которых ретейл не может обойтись. Эти бренды нечем заменить. В нашем случае кого угодно можно выбросить из ретейла — поставят другое вино, и вы даже не заметите.

Глава «Симпл» — РБК: «Даже Абрамович присматривался к винным хозяйствам»

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Краснов назвал очевидным украинский след в теракте в «Крокусе» Политика, 02:15
Киев объяснил идею отправлять на передовую осужденных за убийство Политика, 02:12
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Определились все полуфинальные пары Лиги Европы Спорт, 01:50
Губернатор сообщил о последствиях воздушной атаки ВСУ на Белгород Политика, 01:42
Тбилиси объяснил закон об иноагентах желанием «не повторить путь Украины» Политика, 01:37
США заблокировали резолюцию о членстве Палестины в ООН Политика, 01:20
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
«Байер» установил рекорд лучших лиг по количеству матчей без поражений Спорт, 01:09
Оператор подтвердил повреждение газопровода в Харьковской области Политика, 00:45
Чистая прибыль Netflix достигла $2,3 млрд. за квартал Бизнес, 00:43
Украина проигнорировала просьбу США об атаках дронов Политика, 00:28
Глава МАГАТЭ обвинил в игнорировании призыва не атаковать Запорожскую АЭС Политика, 00:20
Что нужно знать про выборы в Индии — «крупнейшей демократии мира» Политика, 00:00
МИД предложил разрешить подтверждать аккаунт «Госуслуг» из-за рубежа Технологии и медиа, 00:00