Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Президент «Балтики» – РБК: «Чиновники не вполне понимают, что такое пиво»

Закрытие пивоваренных заводов в России за последний год приобрело лавинообразный характер. В общей сложности были остановлены конвейеры на восьми крупных предприятиях от Москвы до Красноярска. Лидер российского пивного рынка, компания «Балтика», до последнего пыталась сохранить свои площадки, однако в сентябре и она заявила об остановке двух заводов. Президент «Балтики» Исаак Шепс рассказал РБК, что в ближайшее время ситуация для некогда процветающей отрасли может только ухудшиться
Президент "Балтики" Исаак Шепс
Президент "Балтики" Исаак Шепс (Фото: Евгений Дудин для РБК)

Напрасный оптимизм

– Год назад вы, комментируя слухи о возможности закрытия заводов «Балтики», говорили о том, что стараетесь быть оптимистом и надеетесь, что такого не произойдет. Однако недавно было объявлено о приостановке двух предприятий в компании в Красноярске и Челябинске. Получается, ваш оптимизм был необоснованным?

– За год многое изменилось, причем не в лучшую сторону, к сожалению. Объемы продаж пива продолжают снижаться – я говорю о рынке в целом, не только о нас. Экономическая ситуация в целом неблагоприятна для отрасли, а сейчас, когда высокий летний сезон позади, загрузка наших предприятий еще снизилась, и мы приняли решение приостановить производство пива на двух заводах. Сотрудникам производства и розлива в этот период будет предложено использовать свои ежегодные отпуска, накопленные отгулы, принять участие в обучениях или быть занятыми на непрофильных работах.

– Речь идет именно о приостановке, а не о закрытии? По данным на вашем корпоративном сайте, на этих двух заводах работают около тысячи человек, чем они будут заниматься?

– Производство пива – это лишь часть той работы, которую выполняют сотрудники на предприятиях в регионах. Помимо обслуживания производственных линий на наших региональных предприятиях много людей заняты в логистических, сервисных операциях, поэтому речь об увольнении сотрудников не идет, работы хватает.

– Но все же вы не исключаете того, что заводы будут закрыты?

– Как вы, наверное, знаете, еще в августе руководство Carlsberg, комментируя наши результаты в России, заявляло, что в случае, если пивоваренная отрасль не восстановится, компании придется, возможно, закрыть заводы. Пока не принято никаких решений относительно того, могут ли быть закрыты предприятия и какие именно. Совсем не обязательно, что это будут заводы в Красноярске и Челябинске, где сейчас приостановлен выпуск пива. Мы анализируем ситуацию и примем решение с учетом итогов этого года.

– Какова сейчас загрузка заводов «Балтики»?

– Все зависит от региона – цифры очень разные. Могу сказать, что наш пивоваренный завод в Санкт-Петербурге – крупнейшее пивоваренное предприятие в Европе – сейчас работает с загрузкой менее 50%.


«Балтика» в цифрах

100% компании принадлежит Carlsberg Group (Дания)

10 заводов «Балтики» расположены в России (в Санкт-Петербурге, Воронеже, Красноярске, Самаре, Челябинске, Новосибирске, Ростове-на-Дону, Туле, Хабаровске и Ярославле), один завод – в Азербайджане (Баку)

2 завода были остановлены в сентябре 2014 года (в Челябинске и Красноярске)

Более 3,3 млрд литров – годовой объем производства «Балтики» в 2013 году

В 75 странах мира представлена продукция «Балтики»

67% всех экспортных поставок российского пива приходится на долю компании

30 брендов пива и девять марок непивных напитков экспортирует пивоваренная компания «Балтика»

7,9% от общего объема продаж компании в 2013 году составили продажи за рубежом

37,4% – по данным Nielsen, доля компании на российском пивном рынке в первом полугодии 2014 года


– А вы не рассматривали возможность увеличить загрузку заводов за счет выпуска для торговых сетей пива под их собственными лейблами? В Европе, насколько я знаю, такая практика существует…

– Такой вариант мы не рассматриваем. Дело в том, что пиво в этом отношении – особенный продукт, и потребители, приходящие в магазины, в первую очередь ориентируются на сильные бренды. Как показывает мировой опыт, частные марки торговых сетей, эффективно работающие в других категориях товаров, в категории пива неэффективны – потребители выбирают большие бренды, даже если рядом стоят менее дорогие собственные марки ретейлеров. 

– У вас уже есть прогноз, на сколько сократятся ваши объемы производства по итогам года?

– Мы не можем давать никаких прогнозов по итогам года, так как находимся сейчас в «периоде молчания». По оценкам компании, падение рынка пива в I полугодии составило 6,6% по сравнению с аналогичным периодом 2013 года. На рынок повлияли погодные условия, ограничения по месту и времени продаж пива и общая макроэкономическая ситуация, которая оказывает негативный эффект на потребительское поведение.

– И какова ваша стратегия работы в этой ситуации – повышать цену, рискуя потерять часть объемов, или держать цену на нынешнем уровне, сокращая маржу?

– Мы будем использовать комплексный подход к работе в сложившихся условиях: нам придется повысить цены, при этом мы, в силу высокой конкуренции на рынке, не можем поднять их значительно. Плюс к этому мы займемся сокращением издержек.

Катастрофа для отрасли

– Введенные Россией продовольственные контрсанкции как-нибудь отразились на бизнесе «Балтики»?

– Если говорить о прямом влиянии принятых российским правительством мер, то ответ будет отрицательным. Весь объем солода, который мы используем в пивоваренном производстве, российского происхождения. Мы вынуждены импортировать из Европы хмель, так как в России нет достаточного количества хмеля нужного нам качества, однако хмель не попал в список запрещенных к ввозу товаров. Но если говорить в целом, то негативные явления в российской экономике, безусловно, отражаются и на нашем бизнесе.

– Летом Госдума приняла в первом чтении законопроект, предусматривающий запрет продажи пива крепче 4 процентов в ПЭТ-таре свыше 0,5 л. Насколько такое решение повредит бизнесу пивоваров?

– Повредит – это неправильное слово. Это настоящая катастрофа для отрасли, учитывая то, что в России около половины всего пива реализуется в ПЭТ-бутылках. То, что проект предусматривает возможность выпускать пиво с содержанием алкоголя менее 4% в полулитровых бутылках, не имеет никакого значения – в этом нет никакого смысла. Потребители выбирали пиво в ПЭТ-таре – потому что это экономичная упаковка, что позволяло снижать его стоимость. Если законопроект будет принят, это станет настоящим ударом для всей отрасли – не только для крупных компаний. Например, большинство небольших региональных игроков выпускает свою продукцию исключительно в ПЭТ. Если его запретят – для них это будет означать конец. Но и для лидеров рынка потерять половину объема производства – это очень серьезный удар.

– Но, наверное, говорить о потере половины объема не вполне корректно – часть продукции, которая сейчас продается в ПЭТ, будет замещена продажами пива в стекле и алюминиевой банке…

– Какая-то часть, конечно, заместится, но, безусловно, не вся – большие объемы мы все равно потеряем. Но тут есть и принципиальный момент, касающийся инвестклимата в России в целом. Для того, чтобы рынок был привлекательным для инвестиций, правила работы на нем должны быть понятны и стабильны. Carlsberg со времени начала работы в России инвестировал $13 млрд, включая модернизацию заводов, создание рабочих мест и т.д. Мы заплатили в бюджет Российской Федерации с 1993 года 419,9 млрд руб. в виде налогов, включая 233,9 млрд руб. акцизов. И вот теперь, без каких-либо серьезных оснований, нам говорят, что мы должны будем убрать построенные линии для розлива пива в ПЭТ-бутылки и дополнительно инвестировать в новые технологические линии взамен этих. Вряд ли подобная политика способствует увеличению инвестиционной привлекательности российского рынка. Причем не только для пивоваренного производства.


Исаак Шепс,президент пивоваренной компании «Балтика»

Родился в Румынии в 1949 году.

Получил образование в области промышленного инжиниринга и менеджмента.

Работал на топ-менеджерских позициях в компаниях электрооптической индустрии.

В 1998 году стал президентом компании United Romanian Breweries (Tuborg Romania).

С 2004 года – в компании Carlsberg, где отвечал за бизнес компании в странах Юго-Восточной Европы. С октября 2008 года возглавил лондонский офис Carlsberg.

В декабре 2011 года назначен президентом компании «Балтика» – крупнейшего регионального подразделения компании Carlsberg.

В сентябре 2012 года был избран председателем совета Союза российских пивоваров.


– Куратором алкогольной отрасли в российском правительстве стал вице-премьер Александр Хлопонин. Вы уже познакомились с ним или хотя бы попытались донести до него позицию отрасли?

– Мы подготовили наши предложения относительно ситуации вокруг запрета производства в ПЭТ-таре. Мы понимаем обеспокоенность правительства ростом алкоголизации, особенно среди молодежи, однако при этом мы уверены, что основной проблемой является рост потребления крепкого алкоголя, а не пива. Цены на пиво растут быстрее цен на водку, что вызывает переток части потребителей от пива к крепким напиткам. И вот это – действительно серьезная тенденция. Пивовары со своей стороны готовы ограничить производство пива в ПЭТ-таре полут​оралитровой бутылкой, и знаем, что целый ряд министерств нас поддерживает.

– Какие, например?

– Во-первых, ФАС, и это естественно: ведь введение подобных запретов и ограничений можно рассматривать как идущее в противоречие с принципами честной конкуренции. Также нас поддерживают в Минпромторге и Минэкономразвития. Мы направили наши предложения г-ну Хлопонину и ждем его заключения.

–  Недавно Росалкогольрегулирование предложило ввести лицензирование пивных напитков, ссылаясь на то, что в этой категории присутствует большое количество фальсификата. Вы не опасаетесь, что, продавив эту норму, проверяющие регулятора смогут доставить немало проблем вам, как производителю?

– Проблема заключается в том, что иногда чиновники не вполне понимают, что такое пиво. И ситуация с так называемыми пивными напитками – тому наглядное подтверждение. То, что в России называют пивными напитками, во всем мире называют пивом. Нет такого термина, как пивной напиток, ни в одной стране. В результате того, что в закон «О госрегулировании алкогольного рынка» было внесено такое понятие, часть нашей продукции была автоматически выведена из пивной категории, превратившись в «пивные напитки». И получается поразительная вещь – мы импортируем из Бельгии пиво Grimbergen, которое бельгийские монахи варили многие сотни лет. Но в Росалкогольрегулировании считают, что это – «пивной напиток». Видимо, они думают, что понимают в пиве лучше, чем многие поколения пивоваров во всем мире. В РАР говорят, что они обнаружили в ходе проверок у каких-то оптовиков непонятные жидкости, сделанные с добавлением этилового спирта и маркированные как «пивные напитки». Но это просто фальсификат – это не вопрос лицензирования производств. Если называть вещи своими именами, в России есть преступники, которые маркируют продукцию как «пивные напитки», чтобы уйти от более высокой налоговой нагрузки. Так выявите эти случаи, докажите и накажите по закону. Во всем мире определение пива одно – это продукт брожения зерновых. Любых зерновых. И не стоит тут изобретать велосипед.

Крым пока не наш

– Не могу не спросить по поводу вашего бизнеса в Украине. До начала драматических событий в соседней стране «Балтика» являлась одним из крупнейших пивных брендов на украинском рынке. Не столкнулись ли вы с бойкотом вашего пива в Украине из-за его российского происхождения?

– Мы, конечно, видели такого рода ролики на youtube, где украинцев призывают бойкотировать российские товары. Но мы не почувствовали какого-то спада продаж «Балтики». Возможно, потому, что «Балтика» – это уже международный бренд, который многие годы производится на заводах Carlsberg Group в Украине.

– А как вы возите пиво в Крым? В середине лета Carlsberg Украина заявляла, что продолжает поставки в Крым, несмотря на непростую ситуацию, в том числе и с логистикой…

– Мы продолжаем силами дистрибьюторов возить в Крым пиво, выпущенное нашими украинскими заводами. И будем продолжать это делать, пока работает пропуск через границу. Надеемся, что скоро ситуация станет более определенной. Переход на поставки пива из России сопряжен с логистическими проблемами, к тому же в России пиво стоит дороже, и мы бы оказались в проигрышной ситуации по сравнению с конкурентами, если бы сделали сейчас именно так: наше пиво на полке было бы на 20% дороже, чем у тех, кто продолжал бы возить его из Украины. 

– Пивоваренным компаниям частично вернули возможность рекламировать свою продукцию; вероятно, снимут запрет и на продажу пива во время спортивных мероприятий. Участвуете ли вы в тендере на контракт с российской футбольной премьер-лигой, которая анонсировала подписание большого спонсорского контракта с одной из пивоваренных компаний?

– Мы всегда поддерживали спортивные события. Даже когда возможности для размещения рекламы у нас почти не было, мы выступали спонсорами сочинской Олимпиады, Континентальной хоккейной лиги и оказывали поддержку футбольным и хоккейным клубам в городах, где расположены наши заводы. Теперь, после снятия части запретов, такое сотрудничество становится для нас еще привлекательнее, и мы обсуждаем, с кем мы будем работать. Во многом подписание таких договоров будет зависеть от того, во сколько это нам обойдется. У Carlsberg есть большой опыт спонсорства спортивных состязаний, поэтому мы знаем, сколько стоят спонсорские контракты, мы можем сравнивать и не собираемся платить любую цену.

– Говорят, РФПЛ хотела получить сумму, сопоставимую с размером спонсорского контракта с английской премьер-лигой?

– Я не могу разглашать конкретные цифры – это конфиденциальная коммерческая информация. Сейчас мы не ведем никаких переговоров о спонсорском контракте с РФПЛ. Но хотел бы отметить, что очевидно, что экономический эффект от сотрудничества с английской премьер-лигой, спонсором которой является Carlsberg, значительно выше, чем от контракта с РФПЛ. Я ни в коем случае не хочу сказать о том, что в Англии в футбол играют лучше, чем в России. Я о другом – для  любого спонсора важен размер аудитории соревнований. Английскую премьер-лигу смотрят во всем мире, особенно большая аудитория у этих матчей в Азии – стратегически важном для нас рынке. К сожалению, российская лига пока не достигла такого уровня популярности.

История пивоваренной компании «Балтика»

1990 г. - Завершено строительство пивоваренного завода «Балтика» в Санкт-Петербурге. Выпущена первая партия пива.

1992 г. - Начата приватизация предприятия. Крупнейшим акционером и инвестором «Балтики» стал скандинавский холдинг Baltic Beverages Holding AВ.

1996 г. - «Балтика» стала лидером российского рынка пива, которым является и по сей день.

2008 г. - В апреле Carlsberg Group стала владельцем 85% акций «Балтики», 15% акций остались в распоряжении миноритарных акционеров.

2012 г. - Carlsberg Group выкупила у миноритарных акционеров остававшиеся в их владении акции, став владельцем 100% акций ОАО «Пивоваренная компания «Балтика».

2014 г. - В январе «Балтика» была преобразована в общество с ограниченной ответственностью.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 17 апреля
EUR ЦБ: 99,93 (+0,14)
Инвестиции, 16:41
Курс доллара на 17 апреля
USD ЦБ: 94,07 (+0,49)
Инвестиции, 16:41
В Тбилиси второй день подряд начался митинг против закона об иноагентах Политика, 20:05
Больше половины граждан Молдавии выступили за вступление в ЕС Политика, 20:04
Токаев призвал не нагнетать истерию с языками в Казахстане Политика, 19:56
Россиянин возглавил международный рейтинг драфта НХЛ 2024 года Спорт, 19:48
В Липецкой области обезвредили обломки метеозонда с Украины Политика, 19:48
«Инвестпалата» призвала инвесторов не тянуть с подачей заявок на обмен Инвестиции, 19:39
Глава Минфина США назвала варианты использования российских активов Политика, 19:38
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Лукашенко пригрозил жестокими репрессиями за провалы в сельском хозяйстве Политика, 19:28
«Аэрофлот» перенес рейсы из Дубая в Москву из-за ливней в ОАЭ Общество, 19:27
МИД заявил, что у Ирана нет претензий к россиянину на захваченном судне Политика, 19:22
Надаль выиграл первый с января матч на турнире ATP Спорт, 19:21
Матч клуба Малкома в азиатской ЛЧ перенесли из-за сильных дождей в ОАЭ Спорт, 19:13
Организатор выкупа активов пообещал «не сталкивать лбами» нерезидентов Финансы, 18:56
Сможет ли конгресс США выйти из тупика в споре о помощи Киеву Политика, 18:52