Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 10:40 МСК
Россия потратит 72 млн руб. на систему слежения за испытаниями ракет США Политика, 10:22 На Кубани трое мужчин погибли в колодце частного дома Общество, 10:19 От пастбища до кафе: сколько можно заработать на элитных пельменях Свое дело, 10:03 Лучшие предложения рынка наличной валюты  10:00   USD НАЛ. Покупка 66,09 Продажа 65,93 EUR НАЛ. 72,75 72,66 Гражданская жена Шеремета рассказала о последнем разговоре с ним Политика, 09:59 Прибыль «МегаФона» во втором квартале упала на 44,4% Технологии и медиа, 09:47 Казус Бельянинова: почему одним можно быть богатыми, а другим нельзя Андрей Колесников руководитель программы Московского центра Карнеги Мнение, 09:38 ЦБ отозвал лицензию у банка из топ-100 Финансы, 09:01 Московская мэрия выкупила 55 тыс. кв. м в «Москва-Сити» Бизнес, 08:43 Экс-главу Минстроя Хабаровского края обвинили в превышении полномочий Общество, 08:02 Спецслужбы США обвинили российские власти в атаке на почту демократов Политика, 07:59 Врио министра финансов Забайкалья стал фигурантом уголовного дела Общество, 06:57 Акционеры ЮКОСа отказались добиваться ареста имущества России в Германии Экономика, 06:53 СМИ узнали о сохранении за главой ФТС статуса свидетеля после допроса Политика, 06:10 В результате пожара на западе Москвы погибли два человека Общество, 06:02 С тонущего у берегов Аляски рыболовецкого судна эвакуировали 46 человек Общество, 05:44 В Минфине Украины назвали «политическим» выданный РФ кредит в $3 млрд Политика, 05:20 «Эльдорадо» займется продажей сантехники Бизнес, 04:59 Двое подростков погибли в результате ДТП на Сахалине Общество, 04:01 Apple вновь столкнулась с падением продаж iPhone Бизнес, 03:25 Обама допустил возможное влияние России на выборы президента США Политика, 03:14 Президент Абхазии внес в парламент представление об отставке генпрокурора Политика, 02:24 Демократы утвердили Хиллари Клинтон кандидатом в президенты США Политика, 02:11 Двое из захвативших полицейский участок в Ереване сдались властям Политика, 01:39 В Абхазии во время туристического похода погиб житель Санкт-Петербурга Общество, 01:16 В США обнародовали первые данные расследования смертельной аварии Tesla Технологии и медиа, 00:54 Федерер отказался от выступления на Олимпиаде Теннис, 00:48 За сутки к режиму перемирия в Сирии присоединились более 40 поселений Политика, 00:20 Власти установили личность одного из напавших на церковь в Нормандии Общество, Вчера, 23:58 СМИ назвали причину обысков у главы ФТС Политика, Вчера, 23:42 Участники «Всеукраинского крестного хода» добрались до Киева Общество, Вчера, 23:15 Схема «Трех китов»: чем новый конфликт силовиков напомнил дело 2000-х Политика, Вчера, 22:42 Более 40% россиян заявили о нехватке денег на еду и одежду Экономика, Вчера, 22:38 Число жертв взрыва на заводе в Азербайджане выросло до двух человек Общество, Вчера, 22:07 Отстранение именем федерации: кто не едет на Олимпиаду в Рио Общество, Вчера, 22:07 При перестрелке в столице Ингушетии погиб капитан полиции Общество, Вчера, 21:50 На Ставрополье убили замначальника регионального управления ФСБ Политика, Вчера, 21:42 «Роснефть» вне запретов: почему госкомпания подала заявку на «Башнефть» Бизнес, Вчера, 21:30 22 российских гребца отстранены от участия в Олимпиаде Рио-2016, Вчера, 21:26 Пассажирский автобус упал в овраг на западе Азербайджана Общество, Вчера, 21:21 В городах России прошли митинги против «пакета Яровой» Политика, Вчера, 21:11 Кто такой Андрей Бельянинов Общество, Вчера, 21:10 HSBC назвал четыре сценария для инвесторов после выборов в США Экономика, Вчера, 21:04 Порошенко обсудил с Меркель и Олландом эскалацию ситуации в Донбассе Политика, Вчера, 20:55 Глава ФТС объяснил происхождение 66 млн руб. Политика, Вчера, 20:53 Растаможка в верхах: почему пришли с обыском к главе ФТС Политика, Вчера, 20:52 Алиева заподозрили в попытке установить «монархию» через референдум Политика, Вчера, 20:36 Фигурант дела о контрабанде алкоголя покинул СИЗО под залог 10 млн руб. Политика, Вчера, 20:34 Евтушенков заинтересовался активом «Россетей» Бизнес, Вчера, 20:23 Спрос на Hennessy помог владельцу Louis Vuitton нарастить выручку Бизнес, Вчера, 20:13 «ВИМ-Авиа» потеряла часть чартерных рейсов Бизнес, Вчера, 20:02 Минобороны России и Пентагон обсудили безопасность полетов в Сирии Политика, Вчера, 20:02 Президент Абхазии принял отставку премьер-министра Политика, Вчера, 19:58 Всемирный банк повысил прогноз по цене на нефть на $2 Экономика, Вчера, 19:45 Участник мятежа в Турции рассказал о приказе взять Эрдогана живым Политика, Вчера, 19:44 В торговом центре шведского Мальмё произошла стрельба Общество, Вчера, 19:41 Рука «Феликса»: почему в США обвиняют Россию во взломе почты демократов Политика, Вчера, 19:35 Правительство подтвердило запрет на изображение покойников в агитации Политика, Вчера, 19:23 Захватившие церковь во Франции сняли на видео убийство на фоне алтаря Общество, Вчера, 19:22 Михаил Гуцериев заложил треть «РуссНефти» для выплаты долга перед ВТБ Бизнес, Вчера, 19:10 Полиция Украины пообещала 200 тыс. гривен за данные об убийстве Шеремета Политика, Вчера, 19:09 Как ввозят контрабанду: пять главных фактов из расследования РБК Бизнес, Вчера, 19:00 Премьер Абхазии написал заявление об отставке Политика, Вчера, 18:51 Посол США заявил об уничтожении Киевом «энергетического оружия Москвы» Политика, Вчера, 18:49 СМИ сообщили об обнаруженных в доме главы ФТС 58 млн руб. Политика, Вчера, 18:32 В киевский аэропорт Борисполь пришли с обысками Общество, Вчера, 18:31 Прокуратура потребовала от «Эха» расшифровки Шендеровича и Радзиховского Политика, Вчера, 18:18 Медведев анонсировал создание IT-ресурса с информацией обо всех россиянах Технологии и медиа, Вчера, 18:15 В Анкаре допустили повторное расследование по сбитому российскому Су-24 Политика, Вчера, 17:53 СК завершил расследование дела против «гонщиков на Gelandewagen» Общество, Вчера, 17:46 Суд отклонил жалобу защиты Навального на возбуждение дела о клевете Политика, Вчера, 17:41 МВД Дагестана опровергло требование к «неблагонадежным» сообщать о выезде Политика, Вчера, 17:26 СМИ опубликовали фотографии обысков у главы ФТС Политика, Вчера, 17:21 Во Франции арестовали подозреваемого в причастности к атаке на церковь Политика, Вчера, 17:02 США решили использовать санкции в ответ на кибератаки Политика, Вчера, 16:57 Газпромбанк спрогнозировал доллар по 75 руб. во втором полугодии Финансы, Вчера, 16:56 СМИ опубликовали видео с места взрыва на заводе в Азербайджане Общество, Вчера, 16:46 Раненый в берлинской больнице врач скончался Общество, Вчера, 16:41 РПЦ запустит собственный мессенджер Общество, Вчера, 16:24 Биржевой курс евро превысил отметку 73 руб. Финансы, Вчера, 16:22 Глава Эрмитажа увидел угрозу Майдана в выпускном в центре Петербурга Общество, Вчера, 16:16 СКР объяснил обыски в кабинете главы Федеральной таможенной службы Общество, Вчера, 16:05 При столкновении семи машин на МКАД погиб человек Общество, Вчера, 15:53 Организаторы митинга против «пакета Яровой» подали заявку на новую акцию Политика, Вчера, 15:52 Власти Петербурга запретили останавливать строительство «Зенит Арены» Бизнес, Вчера, 15:50 Улюкаев исключил снятие эмбарго для Турции до встречи Путина и Эрдогана Политика, Вчера, 15:29 СМИ сообщили о «большом числе» раненых при взрыве в Азербайджане Общество, Вчера, 15:27 Пенсионная формула: правила Андрея Лобанова из группы УК «Регион» Деньги, Вчера, 15:25 ИГИЛ взяла ответственность за атаку на церковь во Франции Политика, Вчера, 15:24 Смольный назвал сроки заключения контракта с генподрядчиком «Зенит Арены» Бизнес, Вчера, 15:23 Неизвестный открыл стрельбу в берлинской больнице Общество, Вчера, 15:12 Олланд заявил о причастности ИГИЛ к атаке на церковь в Нормандии Политика, Вчера, 14:51 Путин обсудил с Совбезом решение МОК по российским спортсменам Политика, Вчера, 14:29 Ватикан назвал «варварским» убийство священника в церкви во Франции Общество, Вчера, 14:27 Нацгвардия Украины заблокировала проход крестного хода в Киеве Общество, Вчера, 14:05 Москвич потребовал с «Макдоналдс» почти 1 млн руб. после отравления Общество, Вчера, 13:57 «Роснефть» подала заявку на покупку «Башнефти» Бизнес, Вчера, 13:29 Биржевой курс доллара впервые более чем за месяц поднялся выше 66 руб. Финансы, Вчера, 13:27 СМИ сообщили о гибели двух человек в результате захвата церкви во Франции Общество, Вчера, 13:25 Суд назначил дату отбора присяжных по «делу Немцова» Политика, Вчера, 13:20 Курс евро на сегодня  вчера, 13:16 EUR ЦБ 72.3478 +1.1388 Курс доллара на сегодня  вчера, 13:16 USD ЦБ 65.7408 +0.8224 ИГ опубликовало видео взорвавшего себя в Германии беженца из Сирии Общество, Вчера, 12:57 Суд отказался разрешить митинг против «закона Яровой» Политика, Вчера, 12:49 Песков назвал «Роснефть» «с формальной точки зрения» не госкомпанией Экономика, Вчера, 12:45 Улетные цены: авиабилеты в какие страны стоят сегодня дешевле всего Деньги, Вчера, 12:43 Кремль увидел «маниакальные попытки» использовать Россию на выборах в США Политика, Вчера, 12:37 Дворкович заявил о готовности Турции возобновить проект «Турецкий поток» Бизнес, Вчера, 12:33 Ставки по вкладам упали до минимума с середины июня 2014 года Финансы, Вчера, 12:29 Полицейские застрелили захвативших заложников в церкви во Франции Общество, Вчера, 12:14 Кремль подтвердил встречу Путина и Эрдогана 9 августа Политика, Вчера, 12:13 Власти США одобрили освобождение последнего россиянина из Гуантанамо Политика, Вчера, 12:06 Как это сделать: выявить фирму-однодневку среди контрагентов Игорь Носков управляющий партнер юридической корпорации АМТ Мнение, Вчера, 12:05 Во Франции вооруженные ножами мужчины захватили заложников в церкви Общество, Вчера, 12:00 Sberbank CIB назвал выход Tele2 в Москву ошибкой Технологии и медиа, Вчера, 12:00 Гидрометцентр связал появление дымки над Москвой с сибирскими пожарами Общество, Вчера, 11:54 СМИ сообщили об обысках в кабинете главы Федеральной таможенной службы Политика, Вчера, 11:49 В Белоруссии вступила в силу новая военная доктрина Политика, Вчера, 11:44 Выручка группы «Детский мир» выросла на треть Бизнес, Вчера, 11:40 Путин выразил соболезнования после убийства в доме инвалидов в Японии Политика, Вчера, 11:27 Киев рассказал о встрече Шеремета с министром времен Януковича в Москве Политика, Вчера, 11:04 Стоимость сделки по слиянию InBev и SABMiller выросла после Brexit Бизнес, Вчера, 11:03 Страх и ненависть в Германии: как террор повлияет на политику страны Ольга Гулина эксперт Института миграционной политики (Берлин) Мнение, Вчера, 11:00 Биржевой курс евро впервые за месяц поднялся выше 72 руб. Финансы, Вчера, 10:39 Правительство решило смягчить миграционное законодательство Политика, Вчера, 10:24 Саакашвили рассказал о планах построить в Одессе круглосуточный ЗАГС Политика, Вчера, 10:10 Турция объявила о визите Эрдогана в Петербург 9 августа Политика, Вчера, 10:01 США отложили ввод в эксплуатацию самого дорогого авианосца в мире Политика, Вчера, 09:52 Лавров назвал главную тему переговоров с Керри Политика, Вчера, 09:43 Минтранс направил Турции дополнительные задачи по авиабезопасности Политика, Вчера, 09:39 Сандерс поддержал выдвижение Клинтон после утечки переписки демократов Политика, Вчера, 09:18 Эрдоган обвинил европейских лидеров в неискренности Политика, Вчера, 08:16 Лавров ответил на заявления о следе России во взломе почты Демпартии США Политика, Вчера, 07:56 В Хабаровске за долги отключили генподрядчика космодрома Восточный Экономика, Вчера, 07:05 СМИ сообщили о похищении в Бразилии тещи Берни Экклстоуна Общество, Вчера, 05:58 Volkswagen начал поставки собранных в России Polo в Мексику Бизнес, Вчера, 05:26 К аресту губернатора Сахалина привела попытка избавиться от генерала ФСБ Политика, Вчера, 05:20 СМИ сообщили о штрафах Роскомнадзора за использование глушилок на ЕГЭ Политика, Вчера, 05:19 Устроивший резню в Японии признался в желании избавить мир от инвалидов Общество, Вчера, 04:14 Солнцелет Solar Impulse 2 завершил кругосветное путешествие Технологии и медиа, Вчера, 03:57 Ассанж опроверг причастность России к сливу переписки верхушки демократов Политика, Вчера, 03:34 Генпрокуратура предложила поставить под контроль доходы бывших чиновников Политика, Вчера, 03:07 Правительство Турции начало разработку новой конституции Политика, Вчера, 01:48 Глава Тверской области останется без главного оппонента на выборах Политика, Вчера, 01:24 СМИ узнали о возможном сокращении сборной России до 40 человек Общество, Вчера, 01:21 Пентагон опроверг информацию о сбитом в Ираке самолете американских ВВС Политика, Вчера, 00:39 Израильская авиация нанесла удар по Сирии Политика, Вчера, 00:23 В Японии преступник с ножом убил 15 человек в доме инвалидов Общество, Вчера, 00:10 СМИ опубликовали видео двойного убийства на парковке в Москве Общество, 25 июл, 23:33 Боевики ИГИЛ заявили о сбитом в Ираке американском военном самолете Политика, 25 июл, 23:26 Расследование РБК: как ввозили контрабанду через петербургскую таможню Бизнес, 25 июл, 23:21 Бомба, мачете, топор: чем обернется для Меркель всплеск насилия в ФРГ Политика, 25 июл, 23:06 На контрольный пакет «Башнефти» появился новый претендент Бизнес, 25 июл, 22:39 Улюкаев опроверг подготовку альтернативы программе Кудрина Экономика, 25 июл, 22:08 Информатор WADA Юлия Степанова попросила МОК пустить ее на Олимпиаду Политика, 25 июл, 22:00 Пятеро за стеклом: чего ждать от стартовавшего процесса по «делу Немцова» Политика, 25 июл, 21:49 Захватившие полицейский участок в Ереване сожгли автобус Политика, 25 июл, 21:34 Минобороны опровергло нарушение воздушного пространства Болгарии Политика, 25 июл, 21:11 Правообладатели собрались подать в суд на Российское авторское общество Бизнес, 25 июл, 21:07 После нападения на сотрудника полиции на юге Москвы возбудили дело Общество, 25 июл, 20:43 Акционеры ЮКОСа отказались от борьбы за «православный» участок в Париже Экономика, 25 июл, 20:16 Биржевой курс евро вырос до 72 руб. впервые с 27 июня Финансы, 25 июл, 20:15 Минтранс подготовил предложения по возвращению чартеров в Турцию Общество, 25 июл, 20:13 В Милане закрыли центральную станцию метро из-за подозрительного пакета Общество, 25 июл, 19:44 Мутко попросил главу IAAF допустить «чистых» легкоатлетов до Олимпиады Общество, 25 июл, 19:44 Розничная сеть «Магнит» проведет редизайн своих магазинов Бизнес, 25 июл, 19:34 МИД Украины направил ноту протеста после поездки Медведева в Крым Политика, 25 июл, 19:29 Трамп высмеял заявления о российском следе в утечке документов демократов Политика, 25 июл, 19:25 ФСБ отвела приближенному Бастрыкина ключевую роль в «деле Шакро» Политика, 25 июл, 19:22 СМИ назвали версию убийства пары на парковке в Москве Общество, 25 июл, 19:10 Рынок нефти вступил в новый цикл спекулятивных продаж Экономика, 25 июл, 19:00 На МКАД загорелся ТЦ «Вэйпарк» Общество, 25 июл, 18:59 Китайский производитель солнечных батарей подал иск к «Роснано» Бизнес, 25 июл, 18:57 Лаврову оказалась мала рубашка для торжественного приема на саммите АСЕАН Политика, 25 июл, 18:53 Главу Калининской АЭС уволили после гибели сотрудника при ЧП на станции Общество, 25 июл, 18:38 UCP заявил о праве заблокировать допэмиссию «Транснефти» на 50 млрд руб. Бизнес, 25 июл, 18:26 Экс-офицеры ФСБ получили до 6 лет за вымогательство у главы Росалкоголя Общество, 25 июл, 18:16 Россия сделала 17 замечаний о безопасности аэропортов Египта Политика, 25 июл, 18:10 Решение о митинге против «закона Яровой» в Москве примет суд Политика, 25 июл, 18:06 «Голос» рассказал о подпольном штабе «Единой России» в Подмосковье Политика, 25 июл, 18:02 Полиция проверит запись с диктофона активиста в Раменском ОВД Политика, 25 июл, 17:58 Глава ОКР обвинил сенаторов США в «сильном давлении» на МОК Политика, 25 июл, 17:56 ИГИЛ взяла на себя ответственность за взрыв в Баварии Политика, 25 июл, 17:44 Власти Швейцарии арестовали активы Сергея Пугачева Бизнес, 25 июл, 17:42 Reuters рассказал о черном рынке оружия на востоке Украины Политика, 25 июл, 17:36 МЧС предупредило москвичей о сильном дожде и шквалистом ветре Общество, 25 июл, 17:35 Кремль исключил личное участие Путина в переговорах о допуске к ОИ в Рио Политика, 25 июл, 17:18 В телефоне взорвавшего себя в Баварии сирийца нашли видео с присягой ИГИЛ Политика, 25 июл, 17:04 «Магнит» предупредил о турбулентности цен в магазинах после Нового года Бизнес, 25 июл, 16:55 Глава независимой комиссии по допингу пообещал сотрудничать с WADA Политика, 25 июл, 16:49 Цена барреля Brent впервые с начала мая упала ниже $45 Экономика, 25 июл, 16:43 Полиция Германии заявила о 410 потенциальных террористах среди беженцев Политика, 25 июл, 16:16 Власти нашли 100 млрд руб. на разозлившую Путина дорогу в Крыму Политика, 25 июл, 16:04 Медведев попросил предотвратить воровство при строительстве дорог в Крыму Экономика, 25 июл, 15:58 Turkish Airlines уволила больше 200 сотрудников после мятежа Политика, 25 июл, 15:52 Неистовые из Сасуна: кто захватил отделение полиции в Ереване Фотогалерея, 25 июл, 15:45 NYT рассказала о «российском следе» в утечке документов Демпартии США Политика, 25 июл, 15:38 Около ноля: когда лопнет пузырь суверенных долгов Максим Васин главный экономист, директор методического департамента Национального рейтингового агентства Мнение, 25 июл, 15:05
20 июл 2015, 00:23
Александра Галактионова, Петр Кирьян
Гендиректор «Автобана» — РБК: «Во всех странах есть трещины на дорогах»
Гендиректор компании «Автобан» Алексей Андреев  Фото: Алена Кондюрина для РБК
Прогрессивные страны используют дорожное покрытие, которое пока недоступно российским строителям; трещины там тоже есть, но они вовремя санируются, рассказал РБК гендиректор компании «Автобан» Алексей Андреев

​«Сегодня объективно дорожной науки нет»

— Когда строительство дорог обсуждалось на Госсовете, вы заявили, что нужно не уменьшать, а увеличивать стоимость километра. Можете объяснить? Ведь принято считать, что трассы у нас и так слишком дорогие...

— Смысл моего выступления был в том, что ценообразование на дорожно-строительные работы не отражает реального положения дел. Сейчас стоимость дорожно-строительных материалов определяется федеральными единичными расценками (ФЕР) и территориальными единичными расценками (ТЕР) в ценах 2001 года и индексируется в текущие цены с учетом коэффициента, устанавливаемого Минэкономразвития. За 14 лет такой индексации стоимость материалов и работ объективно разошлась с реальной ценой, которую нам предлагают поставщики. На Госсовете я говорил о необходимости перехода от базисно-индексного к ресурсному методу определения цены на дорожно-строительные материалы и работы, потому что он отражает реальность.

— На что уходит большая часть денег при строительстве дорог?

— На дорожно-строительные материалы.

— И они обходятся вам дороже нормативов?

— Да. Бывает так, что стоимость, рассчитанная по базисно-индексному методу, на 30–40% ниже, чем у поставщиков. Цены должны отражать реальность вплоть до каждого конструктивного элемента. В противном случае рентабельность может быть минусовой или близкой к нулю.

Чтобы подойти к тарифам и ценам по ресурсному методу, нужно говорить о нормативах на дорожно-строительные работы, которыми мы пользуемся с 1960-х годов — СНиПы [строительные нормы и правила], ГОСТы и так далее. Исходя из них ведется проектирование и определение цен. Что можно с этим сделать? Раньше научно-исследовательские институты занимались разработкой нормативов: скажем, повышается нагрузка на ось — НИИ пересматривают норматив, проводят испытания и т.д. Существовала определенная научная база, накапливалась статистика, работали полигоны для испытаний. Сегодня объективно дорожной науки нет.

— А куда все делось?

— Когда-то, на одной из встреч, нам дали понять, что финансировать науку, как в Советском Союзе, никто не будет. А потом Минтрансу говорят: «Мы еще восемь лет назад просили вас переработать эти нормы». А как чиновники переработают нормы? Можно, конечно, использовать нормы, принятые, например, в Германии. Так извините, в Германии другие климатические условия. Нам нужны свои нормы с учетом большого количества климатических зон, территория у нас огромная, и климат везде разный.

Проектные организации и дорожно-строительный комплекс не могут достоверно определить стоимость материалов и работ, а отсутствие реальных нормативов влияет на качество проектов и автомобильных дорог в целом.

— То есть через какое-то время нормативы устареют настолько, что подрядчикам будет невыгодно идти на конкурсы?

— Пока мы еще добиваемся положительной рентабельности за счет изменения конструктивных элементов и сокращения затрат, когда это возможно. Но система построена ненадежно. Для развития в любом случае нужна прибыль. Если прибыль будет приближаться к нулю, тогда конец — строить будет невозможно. Мы не работаем на рынке жилищного строительства, там застройщик построил и предъявляет цену. Хочешь — покупай, хочешь — нет. У нас фиксированная цена контракта, и она не регулируется. Мы должны справиться. Раньше контрактная цена хотя бы на 10% могла повышаться.

— Сейчас не так?

— Нет, ты выиграл контракт с этой ценой — ты согласился. В реальности возникает много моментов на стадии реализации проекта, подрядчик не может видеть скрытые работы, неучтенные проектом.

— Почему Минтранс и Федеральное дорожное агентство, Росавтодор, видя проблемы, не меняют механизмы оценки?

— Это я и пытался донести на Госсовете. Есть цена строительства и есть стоимость последующей эксплуатации — то, что называется «приведенная цена». Должны разыгрываться контракты жизненного цикла: столько-то времени объект должен существовать, на столько-то ты его берешься содержать, и государство готово платить за это. Ты делаешь проект силами проектных институтов, с которыми заключаются договоры, и предъявляешь его на конкурс: только в этом случае проект будет конкурентным, а ты за проект и за его цену сможешь отвечать и будешь знать все, что в нем заложено.

Если же проект делался в интересах заказчика, подрядчик должен согласиться со всеми проектными решениями, он не уполномочен вести консультации с проектировщиками. Получив исходные данные, подрядчик должен посчитать и предложить цену. К примеру, у нас сейчас в работе есть объект, в проекте которого не учтены нитки магистрального газопровода. Таких случаев достаточно много, а предъявить претензии некому.

— Проектировщикам — нельзя?

— Чем проектная организация будет отвечать? Какими такими деньгами? Нет, ответственность ляжет на подрядчика в виде дополнительных финансовых и трудовых затрат. Другое дело, если бы существовал механизм финансирования стоимости дополнительных работ, неучтенных в утвержденном заказчиком проекте и существенно влияющих на стоимость исполнения контракта.

Алексей Андреев

Родился 13 августа 1959 года в Москве в семье военного летчика. Окончив в 1981 году Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), начал работать инженером дорожного отдела государственного проектного института «Союздорпроект». Прошел путь от мастера колонны в тресте «Нижневартовскдорстрой» (с 1983 года) до гендиректора СУ-920, крупнейшего в Западно-Сибирском регионе (с 1989-го, был назначен в результате открытых выборов). В 1998-м стал гендиректором «Ханты-Мансийскдорстроя», которое сейчас выполняет более 50% дорожно-строительных работ в Ханты-Мансийском автономном округе. Год спустя, в 1999-м, возглавил компанию «Автобан», которая объединила несколько строительных компаний в округе, и стал ее основным владельцем.

С 2001 года — депутат Думы Ханты-Мансийского автономного округа и Югры, состоит во фракции «Единая Россия».

Только единожды, в 2011-м, журнал Forbes включил Андреева в список богатейших россиян: состояние в $500 млн тогда обеспечило ему 178-е место. Зато позже бизнесмен вошел в рейтинг «Короли госзаказа-2014»; как сообщал журнал, контролируемая Андреевым группа компаний в 2013 году выиграла 15 госзаказов на общую сумму около 28 млрд руб. (в списке «королей» в 2015-м отсутствовал).

«Мы готовы работать на любых объектах»

— Какой у вас портфель заказов?

— Это порядка 18 млрд руб. на этот год, на будущий — 9–10 млрд руб. Имеются в виду заказы Росавтодора, госкомпании «Автодор», а также региональные и муниципальные заказчики.

— Вы как оцениваете, хороший это в нынешней ситуации портфель? Можно было бы больше, или, наоборот, сейчас это нормальные объемы, которые можно на существующем рынке получить?

— Он недостаточный для нас, чтобы сказать: «Все, портфелем заказов можно не заниматься». А на его формирование уходит как раз очень много времени.

— Что будет определять ваш портфель заказов на ближайшие четыре-пять лет? Какие-то большие магистрали? Платные участки дорог? Какие-то реконструкции, которые явно еще будут?

— Хотелось бы, чтобы были большие магистрали, долгосрочные контракты, в том числе платные участки дорог, предусматривающие реконструкцию. Мы готовы работать на любых объектах — от капитального ремонта на один год до крупномасштабных строек в любом регионе России. Но сказать, что мы получим то, что хотим, я не могу. В этом году практически ни одного крупного конкурса, например, «Автодор» не проводил.

— За счет чего вы будете восполнять дыру в портфеле заказов?

— За счет субподряда.

— Он на рынке есть?

— Пока да. Что следующие годы покажут, непонятно.

Дорожное строительство в цифрах

1,4 млн км составляет общая протяженность дорог в России

984 тыс. км составляет протяженность дорог с твердым покрытием

399,6 млрд руб. составил объем финансирования автодорог из федерального бюджета в 2014 году

Из них 171,9 млрд руб. были направлены на ремонт дорог, 9 млрд руб. — на строительство новых дорог

До 1,5 тыс. км приходится преодолеть при поставке песка, гравия и других материалов для строительства дорог в России 

41 млн руб. составляет средняя стоимость 1 км четырехполосной дороги с разделительной полосой

Источники: Росавтодор, Минтранс, Росстат

— «Автодор» и Росавтодор сейчас готовят какие-то крупные тендеры, которые можно будет выиграть?

— У госкомпании был ряд направлений — дорога М-4 «Дон», М-11 «Москва — Санкт-Петербург», ЦКАД и М-3 «Украина». По этим направлениям немного осталось: по М-11 — так называемый второй этап, участок от Солнечногорска до Твери, который еще не разыгран, все остальное разыграно. На трассе М-4 «Дон» тоже очень незначительные объемы остались. Что касается ЦКАД, конкурсы перенесены, потому что все же недостаточно денежных средств, несмотря на выделенные 150 млрд руб. из ФНБ. Когда будет определенность по третьему и четвертому концессионным участкам, наверное, какие-то объемы у нас там будут.

— На третьем и четвертом участках ЦКАД вы с испанской компанией Sacyr Concessiones S.L., насколько я понимаю, хотите вместе работать. Можно подробнее — что это за компания, как вы ее нашли?

— Эта компания ведет строительство по всему миру, она занимает 11-е место в мире по количеству концессий. Выходили мы на нее сами, то есть мы им внесли предложение, они заинтересовались, так возник консорциум.

— Зачем вы эту компанию искали?

— Концессия — не совсем строительная область. Концессионер — это тот, кто инвестирует и зарабатывает на инвестициях. То, что он привлекает строителей — вторично. В России концессионный рынок слабо развит. Финансовые институты, которые вышли на него, для победы в конкурсах снижали цену контрактов в основном за счет стоимости стройки, а строители вынуждены укладываться в установленные ими рамки. Но для подрядчика это понижение не за счет добровольной оптимизации, а от безысходности, потому что строительный комплекс хочет загрузиться — взять большой объем, где можно три или четыре года работать. И подсчитав планируемые 3–4% рентабельности, подрядчик предполагает: может быть, в процессе сможем еще что-то сэкономить. Мы вышли на конкурсы, чтобы как-то противостоять финансовым институтам, которые устанавливают свои правила. У Sacyr Concessiones S.L. есть все необходимые компетенции — опыт управления концессиями, организация эксплуатации платных дорог, плюс строительная часть, и значительный собственный капитал. А тем требованиям, которые «Автодор» предъявляет к концессиям, ни одна российская компания сегодня не соответствует.

— То есть испанцы помогут вам привлекать финансирование как опытные концессионеры?

— Помогут. Иностранные компании при наличии определенного кредитного рейтинга с большой готовностью финансируют.

— Вы весной получали рейтинг Moody’s — с этой целью?

— Мы получали рейтинг, чтобы выйти на рынок облигаций и привлекать финансовые средства на долгосрочные инвестиционные контракты. Потому что, когда требуется финансирование, его можно привлечь просто с рынка, а не ставить себя в глубокую зависимость от финансовых институтов. В сентябре мы будем, скорей всего, размещать облигации.

— А на какие цели? На ЦКАД?

— Не могу сейчас делать прогнозы, ближе к осени станет понятно намерение госкомпании [«Автодора»] по отношению к ЦКАД.

ОАО «Дорожно-строительная компания «Автобан»

Головная компания группы, специализирующейся на строительстве, ремонте и реконструкции автомобильных дорог. Всего возвела около 3,3 тыс. км дорог с капитальным типом покрытия, говорится на ее сайте. Работает на строительстве и ремонте как федеральных трасс (М-4 «Дон», М-3 «Украина» и М-7 «Волга»), так и региональных дорог (Нижневартовск — Сургут, Сургут — Ханты-Мансийск), строила подходы к мостовым переходам через реки Обь и Иртыш и другие объекты в ХМАО-Югре и сопредельных округах.

Выручка за 2014 год — 24,9 млрд руб., чистая прибыль — 1,3 млрд руб.

Фото: Алена Кондюрина для РБК

«Инфраструктура — серьезный параметр оценки губернатора»

— У нас есть сегмент инфраструктурных компаний, которые в основном работали в нефтегазовом строительстве, но сейчас идут в дорожное строительство. Они создают дополнительную конкуренцию?

— Да.

— Вы когда это почувствовали? На каких объектах?

— Первый объект — это концессионный участок М-1 «Беларусь» на обходе Одинцово, там работал «Стройгазконсалтинг», который всю свою историю строил объекты «Газпрома» и никогда не занимался дорожным строительством. Есть еще «Стройтрансгаз», который в свое время получил контроль над АРКС, есть «Стройновация» группы «Сумма». Это дополнительные мощности, которые вышли на рынок.

— А как они приходят на рынок? Скупают ваших людей?

— «Стройгазконсалтинг», и правда, очень много людей с рынка забрал. От нас тоже уходили. У них были высокие заработные платы — с газпромовским размахом. АРКС — не совсем наш профиль, они все-таки больше занимаются мостостроением. А «Сумма» — это в основном инжиниринг. То есть им отдельные специалисты не нужны, они нанимают компании.

— После громких банкротств стройкомпаний не было такого, что вам много техники стали предлагать или специалисты из того же «Мостовика» стали искать работу?

— Мы не почувствовали. «Мостовик» мосты возводил, а мы дорожники. Если говорить про дорожные компании, то, наверное, из «Инжтрансстроя», который прекратил существование, к нам часть людей пришла.

— Вы, глядя на эти компании, радуетесь, что не брались, например, за олимпийские подряды или не стали работать на каких-то мегапроектах?

— Что не пошли на олимпийские объекты — конечно. Я не знаю глубоко, но что оттуда многие вышли с определенными потерями — факт.

— Еще вопрос о конкурентах: Арас Агаларов в интервью «Ведомостям» говорил по поводу ЦКАД, что у него есть субподрядчики и он может собрать такую, условно, дорожно-строительную компанию на проект. Это действительно возможно?

— Не дорожно-строительную компанию, условно — это инжиниринг. В принципе инжиниринг существует. Можно привлекать строительные компании под флаги того, кто будет генподрядчиком. Другой вопрос, сможет ли он вообще реализовать этот проект за эту цену.

— Как это выглядит с точки зрения процесса? В какой момент приходят профессионалы, которые строят?

— Как работает инжиниринг: кто-то взял генеральный подряд и начинает переговоры с компаниями. Принципы могут быть совершенно разными, могут быть какие-то сложившиеся взаимоотношения. Ведутся переговоры: «Будете готовы? » — «Да». — «Готовы за эту цену? ». — «Нет, за эту цену не готовы, готовы за эту цену». К какому-то завершению в конечном итоге это приходит, появляются субподрядчики.

— Вам такие предложения приходят?

— Да.

— Они интересны?

— В этом году не было интересных.

— Насколько сложно компании выйти в новый регион? Каждый раз это новая история — губернаторы, контролеры и так далее...

— Если говорить о региональных объектах — да, безусловно. Это практически невозможно. Для мостовиков проще, дорожникам сложнее — везде уже сложившаяся дорожная инфраструктура. Можно выйти в другой регион, но следует понимать, что придется передислоцироваться, а это накладные расходы, командировки и т.д. То есть конкурировать с местными предприятиями будет сложно. Есть сложности и другого характера.

— Административные?

— Конечно.

— А региональные конкуренты не умирают? Сейчас времена не самые тучные. Не говорят губернаторы, что нужны новые подрядчики?

— Пока нет.

— А ждете, что это может наступить?

— Губернатор — лицо избираемое, а транспортная инфраструктура — один из очень серьезных параметров оценки работы губернатора. Поэтому в регионах будут поддерживать и воспитывать своих подрядчиков, которые готовы работать с минимальным финансированием. Это вопрос независимости. Новые компании придут и начнут выдвигать свои условия по ценам, например. Губернатору, с моей точки зрения, нужно в режиме онлайн решать вопросы транспортного строительства. Это напрямую связано с экономикой региона.

В этом смысле конструктивно работает калужский губернатор Анатолий Артамонов: мы только приступили к реконструкции участка на М-3 «Украина», так он собрал все задействованные организации и службы, провел совещание, заверил в содействии. Этого не скажешь про другие регионы.

— Они не вмешиваются, что ли?

— Нет. Сам разбирайся со сносом зданий, с землей, с лесами. Вы же сами понимаете, что оказать содействие в этом — это одно, а не обращать внимания проще: «Это же ваша федеральная дорога, вот и разбирайтесь».

— А есть еще регионы, которые содействуют?

— В Краснодарском крае шли навстречу, в Чувашии, в Пермском крае.

«Наш битум — это отход производства нефтяной отрасли»

— Несколько совсем обывательских вопросов. Вы работаете с поставщиками дорожно-строительных материалов. Качество этого сырья в России нормальное? Оно вас устраивает?

— За исключением битума.

— Плохой?

— Не удовлетворяет требованиям. Мир давно пришел к выводу, что работать на обычном, даже качественном битуме, экономически нецелесообразно. К примеру, высокомодифицированный битум с содержанием СБС полимера около 7,5% выдерживает до 100 раз больше нагрузки, чем обычный битум. И живет он гораздо дольше. Надо понимать, что наш битум — это отход производства нефтяной отрасли, а дорога — это не помойная яма, куда можно сваливать все подряд, это инженерное сооружение с конкретными функциональными свойствами.

— То есть колея на МКАД — из-за битума?

— В том числе. Еще это качество и прочностные характеристики щебня, чрезмерные нагрузки, превышающие проектные, абразивный износ от шипованной резины. Кроме того, все усталостные деформации накапливаются в нижнем слое покрытия. Что бы мы ни делали со слоем износа асфальтобетонного покрытия, проблемы в нижних слоях проявятся все равно.

— И что делать? Заменять нижние слои?

— Да. Все имеет предел эксплуатации. МКАД у нас стоит почти 20 лет, и нагрузки увеличились многократно. Мы на всех площадках заявляем, что выходом может послужить модификация битума во всех асфальтобетонных слоях, однако наши проектировщики не могут это внести в проект из-за устаревшей нормативной базы. Наша нормативная база пока далека от прогрессивного подхода, мы только делаем попытки копировать систему, внедренную 25 лет назад американцами и на сегодняшний день уже отживающую свой век.

— У нас люди очень любят дискутировать, где какие дороги, не вдаваясь в расчеты. Например, вот в Швеции и Финляндии трещин нет, а у нас трещины. Вы же по роду деятельности регионы, по климату близкие к нам, изучали? Неужели мы не делаем чего-то, что делают они?

— Еще раз говорю — битум. Потому что трещины возникают за счет температурного расширения — сжатия. С этим ничего не сделаешь. Поэтому чем эластичней битум, тем выше трещиностойкость асфальтобетона. К тому же во всех странах есть трещины, просто они заранее прогнозируют их появление и принимают соответствующие меры. А уже проявившиеся трещины вовремя заливаются мастиками, санируются, это предотвращает их дальнейшее разрушение.

— А неужели поставщики битума в России не готовы делать премиум-продукцию? Чуть дороже, но лучше?

— У нас нефтеперерабатывающие заводы работают на отжим светлых нефтепродуктов и масел, а то, что остается, используется для битума. В процессе переработки идет перегрев, чего не допускает сырье для производства качественного битума. Если говорить о будущем — есть такой процесс, как старение битума, когда асфальтобетон покрывается трещинами и превращается в крошку. Поэтому, если бы битум не производился по остаточному принципу, он мог бы быть надлежащего качества. Прогрессивные страны перешли на модифицированное вяжущее покрытие.

Например, в Китае битум в чистом виде уже давно не используют ни в одном слое асфальтобетонного покрытия, люди считают деньги, учитывая весь жизненный цикл материала, а не только затраты на стадии строительства. Вспомните, как входило в нашу жизнь сначала полусинтетическое моторное масло, а затем синтетическое. Сегодня уже мало кто заливает в двигатель минеральное масло, потому, что каждый считает эффективность по приведенным затратам, сопоставляя количество замен с пробегом, и никому в голову не приходит покупать масло по принципу наиболее низкой цены. Модификация всех асфальтобетонных слоев — это как переход на синтетическое моторное масло — один раз залил и эксплуатируй объект втрое дольше.