Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Глава оператора электричек ЦППК — РБК: «Безбилетники — до 20% пассажиров»

Компания ЦППК — крупнейший оператор пригородных пассажирских перевозок в России. В интервью РБК гендиректор ЦППК Михаил Хромов рассказал о частных перевозках, критике Путина и новой кольцевой дороге вокруг Москвы
Гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Михаил Хромов
Гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Михаил Хромов (Фото: Алена Кондюрина для РБК)

«Мы восстановили все отмененные маршруты»

— В начале этого года остро встала проблема вза​имоотношений между пригородными операторами и регионами, которые отказались платить за перевозки...

— То, что произошло в начале года, — ситуация удивительная. Готовясь к новому году, мы проработали свои планы со всеми регионами, оптимизировав объемы перевозок пассажиров. Где-то электрички заменили автобусы. Мы отменили 1–2% маршрутов в некоторых регионах, это порядка 36 поездов в сутки, при том что мы ежесуточно обслуживаем более 1 тыс. поездов. А по Москве и области мы вообще ничего не отменяли. Но, ​ когда прозвучало президентское «вы с ума посходили», нас удивило, как некоторые регионы, не буду их называть, быстро встали в позицию, что ЦППК сама волюнтаристски отменила все электрички. Мы восстановили все отмененные маршруты, но позиция этих субъектов у нас до сих пор вызывает недоумение.

ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания»

Была создана в 2005 году. Крупнейший пакет — 50% минус две акции — принадлежит структурам совладельцев компании ООО «МпК» Андрея Бокарева и Искандера Махмудова, 25% плюс одна акция — у правительства Московской области, 25% плюс одна акция — у РЖД.

Ежедневно компания перевозит 1,6 млн человек в 11 регионах — в Москве, Московской, Тульской, Брянской, Смоленской, Калужской, Орловской, Курской, Рязанской, Владимирской и Тверской областях. В начале августа подписала соглашения со столичными и подмосковными властями о том, что будет выполнять пригородные перевозки в регионе до 2030 года.

Выручка по РСБУ в 2014-м увеличилась на 10%, до 32,4 млрд руб., чистая прибыль сократилась на 34,4%, до 2,1 млрд руб.

— Одна из претензий региональных властей была связана с непрозрачностью тарифов на перевозки — есть такая проблема?

— Есть вопросы, связанные с обоснованностью тех или иных затрат, с непрозрачностью затрат РЖД. Когда принимался тариф на услуги инфраструктуры для пригородных компаний, я еще не работал в ЦППК, но специально изучил историю. Так вот, тогда была ровно такая же дискуссия о непрозрачности затрат РЖД по аренде подвижного состава, по тарифам за пользование инфраструктурой. Теперь для того, чтобы подтвердить или опровергнуть доводы о непрозрачности тарифов, арбитрами стали Федеральная служба по тарифам (ФСТ) и Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Они должны перепроверить затраты, утвердить методики РЖД.

До недавнего момента 90% затрат ЦППК приходилось на оплату услуг РЖД. Сейчас эта доля снизилась, потому что у нас появился свой подвижной состав, свои машинисты, мы занимаемся обслуживанием пассажирских платформам. Мы считаем, что тарифы РЖД прозрачны и обоснованы.

— Но ваши юристы, по сути, утверждали другое, когда в 2013 году в суде оспаривали требование налоговиков. Налоговая тогда подсчитала, что ЦППК дважды оплачивает некоторые услуги, оказываемые РЖД, и должна доплатить 740 млн руб. налогов. Ваши юристы говорили, что при принятии тарифа на использование инфраструктуры РЖД не был подробно расшифрован перечень входящих в него услуг, не было понятно, из чего состоит тариф.

— У нас был суд с налоговой по затратам компании на электроэнергию в 2008 и 2009 годах, по-моему. Компания дважды заплатила за электроэнергию, но сейчас уже такого нет, все разложено по полочкам.

— В 2014-м ЦППК обратилась в Арбитражный суд Москвы с требованием взыскать с Министерства финансов 1,42 млрд руб. — неполученные доходы из-за перевозки льготников. Вы проиграли этот суд?

— У нас сегодня идут суды со всеми регионами, кроме Москвы и Московской области, в которых мы перевозим пассажиров — 13 судов одновременно. Мы вынуждены обращаться в судебные инстанции, потому что регионы не принимают те затраты, которые мы им показываем по пригородным перевозкам.​

— Вы заявили, что доля затрат ЦППК на оплату услуг РЖД снижается, потому что вы начали закупать собственные поезда. Как происходит обновление парка электричек?

— В 2014 году мы купили 26 поездов, потратив на это 10 млрд руб. Источником финансирования были накопленная за 2011–2013 годы прибыль компании. Но обновлять парк настолько каждые три года — это путь в никуда. Поэтому мы обратились к государству с просьбой помочь. На этот год у нас в программе обновления подвижного состава — от 10 до 20 поездов. Все зависит от того, насколько мы продвинемся по складыванию условий финансирования с мерами господдержки.

— Вы имеете в виду заявки от ЦППК в Фонд национального благосостояния (ФНБ)?

— Мы работаем с Российским фондом прямых инвестиций, у которых есть свой лимит в ФНБ. Параллельно идем по пути получения госгарантий под кредиты в коммерческих банках для обновления подвижного состава.

— Заявка в ФНБ подразумевала 404 состава электропоездов Демиховского машзавода и рельсовых автобусов, которые производит «Метровагонмаш», общей стоимостью 167 млрд руб., из которых 100,2 млрд руб. — заемные средства, а 66,8 млрд — средства ФНБ, так?

— Нет, мы разнесли заявку по периодам, каждые три года — новый этап. Согласитесь, если говорить о том, что нам нужно закупить за 15 лет 400 поездов и на это надо 170 млрд руб., это вызовет напряжение. А когда проблему бьешь на части и по частям начинаешь ее решать, дело движется. Просить 170 млрд руб. и 30 млрд руб. — две большие разницы. Сейчас у нас ежегодный план по обновлению подвижного состава — 10 млрд руб. Базовая схема обновления подвижного состава — лизинг. Но, учитывая специфику перевозки и социальную направленность, нам нужны эксклюзивные условия финансирования. Для нас важна длина денег. Пока у нас максимальный срок лизинга — 15 лет, а мы говорим, что нам необходимо 28 лет.

— Кто в России может предложить такой лизинг?

— Мы сейчас обсуждаем этот вопрос с негосударственными пенсионными фондами. Мы гарантируем им определенную доходность.

— На какой стадии находится вопрос с господдержкой?

— Мы отдали заявку в РФПИ на получение госгарантий по обновлению парка обычных электричек — 83 поезда Демиховского завода, по 11 вагонов — в стандартном исполнении. Динамика медленная, но, точно могу сказать, положительная. Если мы еще учтем текущую господдержку — инфраструктурную субсидию и обнуленный НДС, выйдет, что государство дает более 40 млрд руб. прямой поддержки.

— Мера господдержки по обнулению НДС для пригородных электричек, предложенная Путиным в начале года, помогла?

— Еще как! За первый квартал 2015 года мы, по сути, получили 1 млрд руб. А если бы не было инфраструктурной субсидии, то ЦППК платил бы за инфраструктуру РЖД 13 млрд руб. в год, а не 130 млн руб., как сейчас. Почувствуйте разницу.

Гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Михаил Хромов
Гендиректор Центральной пригородной пассажирской компании (ЦППК) Михаил Хромов

— Производители идут на уступки в кризис?

— Особого-то выбора у нас, как у перевозчиков, нет. Можно выбирать между поездами производства «Трансмашхолдинга» («Иволгами») и «Синары» («Ласточками»), есть еще Торжокский завод — вот и весь рынок для нас.

— Появилась информация, что вы планируете закупать двухэтажные поезда для электричек-экспрессов «Спутник»?

— Мы прорабатывали и продолжаем прорабатывать с производителями вопрос применения двухэтажных электропоездов на направлениях «Спутника», условно Москва — Мытищи, где нет промежуточных остановок. Но объем этих перевозок нельзя назвать большим, здесь возникает второй вопрос: насколько интересна производителю именно такая небольшая серия?

Кроме того, в пригородном сообщении скорость пассажирообмена — очень важная вещь, а то, как люди выходят из одноэтажного поезда и двухэтажного — две большие разницы. При нашем напряженном расписании, сделав обычные электрички двухэтажными, мы можем парализовать движение.

«Нам интересно использовать несколько видов транспорта»

— В конце прошлого года ЦППК выиграла тендер Москвы на перевозку по Малому кольцу железной дороги (МКЖД). Как выглядит экономика этого проекта?

— Мы заключили так называемый гросс-контракт: компания выполняет по заказу Москвы перевозку с определенными параметрами — количеством и комплектацией поездов, интервалами движения составов в час пик и в остальное время. Наша задача — возить пассажиров, собирать выручку, отдавать ее Москве и за это получать свое вознаграждение.

Базовый принцип гросс-контракта не нов, однако аналогичных Москве примеров нет. Мы считали бизнес-модель вручную; по нашим расчетам, все это подъемно и для нас доходно.

— Почему все считают, что МКЖД будет пользоваться популярностью?

— Мы подсчитали, что у пассажира, который сядет на Малое кольцо, появится более 400 новых возможностей для пересадок. Я считаю, что 200–250 млн пассажиров в год на этом кольце — более чем реальная цифра.

Посмотрите на планы развития метро. Строится вторая кольцевая линия, но она будет расположена очень близко к существующему кольцу. Все равно люди будут из Новогиреево пилить до самого центра, чтобы пересесть. Почему бы не сделать железнодорожный МКАД?

— Пригородные электрички смогут заезжать на МКЖД?

— При определенных дополнительных мероприятиях это возможно. Вы едете, условно говоря, по Курскому ходу, поезд выходит на Малое кольцо и уходит на Белорусский ход. Вот такие вещи могут быть очень интересны, но по отдельным маршрутам, их немного. Мы это всерьез считаем и разрабатываем.

Центральная пригородная пассажирская компания в 2014 году в цифрах

596 млн пассажиров, в том числе 134,6 млн льготников, перевезла ЦППК

22,8 млрд руб. выручила компания от перевозки пассажиров. Еще 7,7 млрд руб. было получено в качестве компенсации льготного проезда

2,18 млрд руб. составила чистая прибыль; рентабельность продаж — 20,7%

9,93 млн руб. составила выручка от продажи расписаний движения поездов

689,4 млн руб. ЦППК потратила на охрану поездов

28 руб. за одну тарифную зону — таков максимальный тариф на перевозку ЦППК по итогам года. Тариф установлен в Москве

Источник: отчетность компании

— Вы совмещали руководящие должности и в ЦППК и в МКЖД до прошлого года, но сейчас сосредоточились на перевозках — почему?

— Надо чем-то одним серьезно заниматься. Пока проект складывался, это было подъемно для меня, а когда МКЖД вышла в операционный цикл — на строительство 28 ТПУ [транспортно-пересадочных узлов] общей стоимостью 15 млрд руб. — это уже сложно. И в ЦППК работы полно.

— РЖД, владеющие 50% ОАО «Московская кольцевая железная дорога», заявляли, что собираются продать свою долю. Как это решение повлияет на судьбу проекта?

— Никак не повлияет. Вспомните, что из себя представлял проект МКЖД на старте. Это был девелоперско-транспортный проект, который предполагал не только создание железнодорожной инфраструктуры для пассажирских перевозок, но и развитие прилегающих территорий, на которых планировалось строительство около 4 млн кв. м коммерческих площадей. Для РЖД это была интересная инвестиция. Однако в силу ряда причин проект сузился до развития пассажирских перевозок. Зачем РЖД участвовать в строительстве и последующей эксплуатации транспортно-пересадочных узлов, в которых коммерции нет? Я считаю выход РЖД из проекта логичным решением.

— Помимо МКЖД у вас есть большая программа по строительству ТПУ на пригородных направлениях электричек. В 2014-м ЦППК объявила тендер на проектирование 40 ТПУ, в этом году — еще на 30 объектов.

— У нас заключено соглашение с правительством Московской области, по которому ЦППК взяла на себя работы по предпроектным и проектным работам по транспортно-пересадочным узлам. Сейчас это 120 потенциальных объектов. По предварительным расчетам, необходимы десятки миллиардов рублей. Вопрос: где их взять и как правильно структурировать, чтобы была максимальная инвестиционная нагрузка и минимальная бюджетная? ТПУ — это в первую очередь транспортная функция, во вторую — сопутствующая коммерция.

Также летом 2014-го мы взяли в аренду у РЖД 2,5 тыс. платформ и занимаемся их модернизацией. У платформ есть коммерческий потенциал — установка вендинговых автоматов, оказание экспресс-услуг. То есть мы начали более плотное взаимодействие с РЖД по освоению коммерческого потенциала в полосе отвода — территории вдоль железнодорожных путей. Смотрим, что мы можем предложить, чтобы это была не дикая торговля, а что-то более упорядоченное.

— ЦППК занимается созданием перехватывающих парковок у загородных железнодорожных станций?

— Мы готовим заделы на будущее. Хотя идет активное дорожное строительство, дороги становятся шире и лучше, но в части скорости доставки пассажира по большинству направлений мы точно вне конкуренции. Сейчас парковки бесплатные, но я не исключаю, что со временем мы начнем взимать плату. Хотя пока всерьез мы такую возможность не рассматриваем.

— Вы получили некоторое время назад лицензию на автобусные перевозки. Чем вам интересен этот бизнес?

— Мы смотрим мультимодальную логику. Нам интересно стать перевозчиком, который использует несколько видов транспорта, и для того, чтобы доставлять пассажира от дома до железнодорожной станции и везти его дальше на электричке. А также на отдельных участках в регионах заменить дорогостоящий вид железнодорожной пригородной перевозки на более дешевый — автобусный. Мы планируем сделать пилотный проект на Большом кольце Московской железной дороги в Подмосковье и сейчас обсуждаем этот вариант с властями Подмосковья.

— Правительство Москвы планирует объявлять конкурс для частных перевозчиков — отдать им часть маршрутов. Планируете участвовать?

— Сейчас и Москва, и Московская область меняют модель работы общественного транспорта. В Москве прошли первые конкурсы, часть городских маршрутов передали частным перевозчикам. В планах столичных властей — проведение еще ряда аналогичных конкурсов. Насколько я понимаю, Московская область этой осенью планирует проведение конкурсов для привлечения частных перевозчиков на маршруты общественного транспорта. Мы планируем принять участие в подобных конкурсах наравне с другими перевозчиками. Сейчас мы очень серьезно прорабатываем вопрос развития нашего автобусного бизнеса, взаимодействуем с различными производителями автобусов.

— Увеличилось ли количество безбилетников в последнее время?

— Мы получили право штрафовать пассажиров, выписывая им соответствующие документы по форме, утвержденной Минтрансом. Сейчас безбилетников — от 10 до 20% пассажиров в зависимости от направления. Парадокс в том, что безбилетников невозможно посчитать. Мы можем дать экспертную оценку по косвенным данным, по целевым замерам. Безбилетников мы можем увидеть только после внедрения турникетов, когда приходят свежие данные о продаже билетов на переоборудованной станции. После установки турникетов в отдельных случаях рост продаж билетов достигает 70%.

Но для кого-то проехать без билета — это вид спорта. Кто-то говорит, что предоставляемое качество не соответствует той цене, которую с них требуют. Но я не слышал встречной позиции от таких пассажиров, сколько они готовы платить. Хорошо, не 100 руб., а сколько? 50, 70, 30? ​

Михаил Борисович Хромов

Родился 14 мая 1967 года. С 2012 года — гендиректор и член совета директоров ОАО «Центральная пригородная пассажирская компания».

До этого занимал руководящие посты в ЗАО «Трансмашхолдинг»: с 2003 по 2006 годы «возглавлял компанию на этапе формирования», а с 2006-го, будучи членом совета директоров, «взял на себя задачу по выводу «Трансмашхолдинга» на зарубежные рынки», говорится на сайте ЦППК.

Также в 2012-2014 годах возглавлял ОАО «Московская кольцевая железная дорога», совместное предприятие правительства Москвы и РЖД, реконструирующее железнодорожное кольцо внутри столицы.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Транспорт"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Командир катапультировал штурманов и помощника с падающего ТУ-22М3 Общество, 14:41
Двух старшеклассников задержали за попытку поджечь Ми-8 на аэродроме Политика, 14:35
Лавров заявил о бессмысленности переговоров с Зеленским Политика, 14:34
Гладков сообщил о ранении двух женщин при обстреле села Ясные Зори Политика, 14:26
Лондон отказался от деклараций о нейтральности для российских спортсменов Спорт, 14:26
Книга заявок на IPO МТС Банка переподписана в два раза в первый же день Инвестиции, 14:11
Подозреваемого в убийстве из-за замечания о парковке в Москве задержали⁠ Общество, 14:09
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Уголовное дело Беркович и Петрийчук передали в военный суд Политика, 14:03
Старение из-за постоянного воспаления: как избежать проблемы Pro, 14:02
G7 пообещала вводить санкции против России и тех, кто ей помогает Политика, 14:01
Что известно об отмене обществознания в средней школе Life, 13:58
Песков ответил на вопрос, идет ли военная операция по плану Политика, 13:56
Сальдо рассказал о трех военных ВСУ, переплывших Днепр ради сдачи в плен Политика, 13:54
Цены на нефть Brent растеряли весь утренний прирост Инвестиции, 13:53