Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Совладелец TEZ Tour — РБК: «Выезд из страны можно закрыть в два счета»

После запрета на продажу туров в Египет и Турцию холдинг TEZ Tour потерял больше половины бизнеса. О том, что ждет туроператора и туристов в ближайшее время, совладелец TEZ Tour Александр Буртин рассказал в интервью РБК
Совладелец TEZ Tour Александр Буртин
Совладелец TEZ Tour Александр Буртин (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Десяткам тысяч людей сказали: ребята, вы никуда не летите»

— В ноябре 2015-го для российских туроператоров был закрыт​ Египет, в декабре — Турция, обе страны были главными направлениями, по которым работал TEZ Tour. Как вы это пережили?

— Мы не комментируем размер убытков, но это значительная для нас сумма. Она могла бы быть более значительной, если бы мы не предвидели заранее того, что произошло.

— На эти две страны в обороте TEZ Tour приходилось больше 50%?

— Больше.

— То есть для вас рынок схлопнулся вдвое?

— Да, даже больше чем вдвое.

— Как вы узнали, что Египет закрыли?

— В интернете прочитал.

— Что вы предприняли?

— После того, как стали высказываться предположения о возможном теракте на борту самолета, мы уже понимали, что такая ситуация может возникнуть. Когда это все-таки произошло, мы пошли в Ростуризм, и нам там сказали: решение окончательное, всех вывезти — никого не завозить.

— Вы надеялись, что Ростуризм поможет? Чем?

— Мы ходим в Ростуризм, потому что это наш отраслевой регулирующий орган, который нам дает дополнительные разъяснения — что к чему. В принципе, надо отдать им должное, они ведут достаточно понятную политику по отражению интересов госорганов. Ростуризм не влияет на принятие решений, а выступает скорее как проводник информации.

— Что сейчас отвечает Ростуризм: когда возобновятся продажи туров?

— Сейчас мы ждем любого развития событий. Однозначной трактовки высказываний, в том числе [председателя Госдумы Сергея] Нарышкина, что Египет будет в скором времени открыт, у нас нет.

— Но вам же нужно что-то говорить клиентам?

— Мы говорим честно, что если в течение года ситуация не решится, то уж точно мы вам деньги обратно отдадим, потому что ждать так долго никто не будет.

— То есть ориентируете их на год?

— Да, мы установили такой максимальный срок ожидания. В любой момент в течение этого года клиент может выбрать любую другую поездку из нашей линейки стран.

— Если клиенты непременно хотят уехать в Египет или Турцию прямо сейчас, вы объясняете им, что есть альтернативные пути туда, например через Белоруссию?

— Мы предлагать такие услуги не можем, это запрещено — под угрозой приостановки действия лицензии туроператора. Мы такие туры не предлагаем. Но отвечать за то, что делает конкретный человек, не можем. Хочешь лететь в Ирак? Пожалуйста. Хочешь лететь туда, где бушует Эбола? Лети. Мало ли какие интересы у человека.

— Если говорить не про недополученную выручку, а про чистый убыток — велики потери TEZ Tour?

— Мы все-таки рассматриваем деньги, которые были уплачены за неосуществленные туры, не как потерянные, а как замороженные. Нам удалось договориться с партнерами — перевозчиками и отелями, что они запишут эти деньги в счет будущих поездок. Кто-то из клиентов перебросил оплату на другие направления, хотя остались и те, кто ждет отложенных поездок. В целом, ситуация по Египту такая: около 80% туристов воспользовались другими предложениями, а 20% ждут открытия направления.

— В суд на вас кто-то подавал, чтобы просто вернуть свои деньги?

— Если и подавал, то это были единичные случаи, мы стараемся договориться. Если человек говорил: «Я не хочу ничего другого, кроме Египта», то в основном возвращали деньги.

Нам важно обсудить с властями другое: мы клиентов экстренно вывезли, потратили на это определенное количество денег. Можем ли мы рассчитывать хотя бы на возмещение этих убытков? Нам изначально сказали: мы, конечно, посмотрим, подумаем. Но понятно: как только мы всех вывезли, тут же со всех радаров все чиновники исчезли. Теперь, получается, побейтесь о наши пороги, мы ничем вам не обязаны — это риски бизнеса.

— Сколько всего россиян обычно ездили в Турцию и Египет?

— Еженедельно в Египет из России в сезон, то есть с осени по весну, выезжали примерно 50 тыс. человек. В Турции зимой объемы значительно меньше, но летом, в сезон, думаю, где-то 100 тыс. человек в неделю выезжали. В общем, для рынка это были десятки тысяч людей, которым сказали: ребята, вы никуда не летите.

— Сколько возил именно TEZ Tour?

— Порядка 10 тыс. человек в неделю. Многие, как я уже говорил, готовы рассмотреть другие направления. Самое популярное — оно же самое недорогое. Греция, наверное, одна из самых популярных стран, Таиланд и Италия — в какой-то степени. Испания — да, но она достаточно сильно просела в прошлом году. Болгария и Кипр. Все остальное продается уже в гораздо меньших объемах.

— Какой процент от оборота TEZ Tour совокупно приходится на эти страны?

— Где-то 30%. Сейчас — в отсутствие Турции и Египта — в теории должен начаться рост по другим направлениям. С другой стороны, есть вероятность, что Египет не сегодня, так в марте, не в марте, так в апреле, не в апреле, так когда-нибудь в августе все-таки откроют — такая вероятность есть.

К тому же в этом году, наверное, будет смещение — где-то с майских праздников до октября мы получим 70–80% годовой выручки.

— Почему вы не раскрываете свою выручку и прибыль?

— В туризме так общепринято. Мы в свое время участвовали в ежегодных опросах, декларировали примерные цифры, которые соответствовали нашим объемам. Потом посмотрели, что другие дают какие-то странные показатели — и перестали раскрываться.

Могу сказать, что падение выручки по итогам 2015 года составит 30–35%. По прибыли, думаю, будет легкий минус, небольшой.

— Ваш оборот можно оценить исходя из размера страховки, который указан в государственном реестре туроператоров — он ведь должен составлять 12% от оборота. Правда, в реестре могут учитываться несколько дочерних компаний одного холдинга. Сколько компаний у вас оформили страховку?

— Шесть или семь.

— У одной из них, одноименной, есть страховка на 100 млн руб. То есть оборот вашей группы может превышать 4 млрд руб. Это близко к правде?

— Мы не даем комментариев на эту тему. Это сильно меньше, чем то, что есть на самом деле.

— Кто из туроператоров сейчас лидирует по обороту или выручке?

— «Пегас Туристик» и Coral Travel — это такие долгожители. Номер три — «Библио Глобус». Ну и мы где-то здесь рядом, в главной пятерке.

— У TEZ Tour большая агентская сеть?

— У нас есть порядка 300 франчайзинговых агентств — тех, которые работают под вывеской TEZ Tour. А еще есть тысячи туристических агентств, которые работают под собственными вывесками, но продают наш продукт.

— Сколько всего контрагентов?

— Заключено порядка 8 тыс. договоров. У нас в каждом городе есть свои партнеры.

— А собственных агентств у вас сколько?

— Их нет. Мы только по франчайзингу работаем.

— Сколько у вас людей в штате?

— Чуть больше двухсот.

— Вы начали резать расходы после закрытия Турции и Египта?

— Не особенно. Идет естественная оптимизация бизнес-процессов. Например, если кто-то из персонала увольняется, мы не берем на их место новых людей. Сейчас как раз смотрим, думаем, пытаемся осознать, насколько мы дальше будем падать вниз. В первую очередь я имею в виду страну.

Совладелец TEZ Tour Александр Буртин
Совладелец TEZ Tour Александр Буртин

«У нас нет серьезных лоббистов, и госденег никогда не было»

— Еще до закрытия двух популярных направлений россияне вроде бы стали меньше путешествовать. По вашим оценкам, насколько сократился выездной турпоток в целом?

— С моей точки зрения — на 35%, может быть, на 40%. Мы только учимся жить с новым курсом доллара. Думаю, что падение рынка в 2016-м продолжится и в сумме за два года составит 60%. Это, конечно, очень много.

— Насколько в рублях подорожали поездки за рубеж за эти два года?

— Два года назад средняя поездка в Европу обходилась в €1 тыс., что составляло примерно 36 тыс. руб. За это время путевка в евро даже подешевела, потому что перевозка немного снизилась в цене: она уже стоит не €1 тыс., а только €900. Но курс евро теперь 80 руб., поэтому нужно заплатить 72 тыс. руб., то есть в два раза больше по сравнению с тем, что платили два года назад. Но клиент говорит: «Я за эти два года получать больше не стал, мои затраты даже выросли. Мне нужно платить больше за бензин, коммуналку, лекарства и т.д. У меня денег на поездку теперь не 36 тыс. руб., как два года назад, а только 30 тыс. руб.».

— Если взять условную путевку за €1 тыс., то сколько из этих денег достается вам?

— В среднем задача по маржинальности у нас — 2% с оборота. В авиации то же самое — у них те же проблемы, что и у нас: обороты большие, а маржинальность крайне невысокая.

Получив деньги, стараемся их сразу же конвертировать в валюту и переводить дальше. Держать их в руках рискованно, потому что можно потерять — на курсовой разнице. Кроме того, услуги раннего бронирования подразумевают некие платежи, которые производятся заранее. Так что деньги у нас не лежат.

— Кто из авиаперевозчиков ваши основные партнеры?

— Мы работаем с большинством перевозчиков, в том числе с зарубежными. Наш большой партнер — «Аэрофлот», мы работаем с S7, с «Уральскими авиалиниями», «Оренбургскими авиалиниями», «Россией». Большинство регулярных перевозчиков имеют плюс-минус близкие условия. Туроператоры сейчас в значительной степени стали строить полетные программы на регулярной перевозке, так как в этом случае меньше жестких обязательств.

— Эксклюзивных соглашений нет?

— Они возникают по отдельным направлениям в разные промежутки времени. Допустим, нужна «Аэрофлоту» конкретная загрузка на Мальдивы — мы договорились и получили какие-то спецтарифы, а «Аэрофлот» закрыл определенную квоту мест — мы ее должны загрузить. Кто первый пришел, тот и получил квоту. Раньше «Аэрофлот» делал тендеры...

— Сейчас тендеров нет?

— Нет, они отказались от этой идеи, как-то не пошло.

— Кто кого уговаривает сейчас — авиакомпании к вам ходят или вы к ним?

— То мы, то они. Мы все друг друга достаточно хорошо знаем, понимаем, кто, что и когда может сделать. Поэтому если возникает потребность у одной или другой стороны, начинается обмен мнениями, а дальше заказчик сидит и думает, насколько ему это интересно. И принимает решение на основании анализа некоего собственного рынка продаж, ситуации, которую он в динамике видит.

— У авиакомпаний и отельеров не самые простые времена, поменялись условия, на которых с вами работают перевозчики и гостиницы?

— У нас планирование теперь не идет на несколько лет вперед. Никто не понимает, каким будет рубль, куда дернется экономика, вообще говоря, куда можно будет летать, а куда нельзя. В связи с этим, конечно, механизм по оценке и по принятию решений немножко утерян.

Сейчас горизонт планирования — год вперед с корректировкой за несколько месяцев до начала сезона. То есть мы говорим нашим партнерам, что в следующем году планируем такие-то объемы, но окончательно договоримся уже за несколько месяцев до сезона, когда все будет более понятно. Потому что сейчас очень сложно сказать, насколько летом национальная валюта будет иметь покупательную способность и смогут ли люди поехать за рубеж.

— В чем заключается ваша стратегия выживания? Будете работать в меньших объемах или искать какие-то варианты?

— Есть несколько вариантов развития событий. Оптимистичный — Египет есть и Турция есть. Пессимистичный — нет ни Египта, ни Турции, выездного потока вообще нет. Есть разные бизнес-планы. Вы про какой из них спрашиваете? Баррель нефти по $25 или хотя бы по $40? Самый пессимистичный сценарий — это падение рынка в десять раз. Выезд из страны можно закрыть в два счета, что происходило уже в России. Это не такая большая проблема, как кажется на первый взгляд. В принципе, к этому мы идем семимильными шагами.

Конечно, у нас есть утвержденная стратегия развития. Мы в том числе будем предлагать направления внутреннего туризма. Этот рынок относительно недорогой, к тому же страна у нас большая, ездить есть куда.

— Население России — примерно 146 млн человек. Сколько людей путешествуют внутри страны?

— Оценить это очень сложно. Например, ваша поездка выходного дня в подмосковный отель — это туристическая поездка? А экскурсионный тур по Золотому кольцу на автобусе? А если вы на своем автомобиле поехали в Ярославль? Вот таких оценок практически нет. Чиновники пытаются оценить по проданным билетам в краеведческий музей, но опять же: если местные школьники пришли в этот музей на экскурсию, это считается туризмом? Сложно дать адекватную оценку. [Премьер-министр Дмитрий] Медведев оценивал объем внутреннего туризма в 2015 году в 50 млн человек.

— Многие говорят о внутреннем туризме, включая сторонних инвесторов — Владимир Потанин, например: у него есть отели в Сочи, он осенью не исключал, что создаст туроператора...

— Возможность инвестирования в этот бизнес любых структур нами только приветствуется. К чему это приведет, давайте посмотрим. Дать денег не подразумевает сделать бизнес. Потанин готов — давайте посмотрим. Возможно, речь шла о создании какой-то госкорпорации? Всех манит возможность освоить какие-то бюджеты. Наверное, я бы тоже что-то такое сказал, будь у меня знакомый дядя в верхах.

— Вы сейчас продаете туры в Сочи и Крым?

— Мы сейчас смотрим, что мы можем организовать в этом направлении. Пока продаем только туры в Санкт-Петербург и Екатеринбург. На курорты Краснодарского края и по другим направлениям, надеюсь, запустим продажу в ближайшее время. Мы пытаемся сейчас осознать, как создать правильно тот продукт, который нужен.

В целом спрос есть. Сезон 2015 года в Крыму и в Сочи был очень неплохим, кроме того, эти курорты будут постепенно повышать качество своих услуг. А повышение качества подразумевает повышение стоимости. Сочи вырастет примерно на 15% в рублях, мне кажется. Но это экспертная оценка: если попросите доказать — не докажу. Анапа, думаю, сильно не вырастет. А вот цены в Крыму поднимутся где-то на 20%.

— Может ли черноморское побережье России заменить Турцию?

— В целом вопрос отдыха на нашем черноморском побережье упирается не в людей, не в отели, а в климатические особенности, поскольку сезон там короткий. И это не позволяет нормально окупать любые капиталовложения. Для окупаемости требуется круглогодичная загрузка — тогда это экономически начинает быть интересным.

Продавать путевки можно 12 месяцев в году, вопрос не в этом. Все-таки отдых на побережье подразумевает возможность купания. То есть мы говорим о температуре воды от 22 градусов. Теперь открывайте интернет и смотрите, когда на Черном море температура выше 20 градусов.

— Вы не можете так организовать досуг туристов, чтобы им было интересно приезжать круглый год?

— Это не вопрос. Но это не то, ради чего вы едете. Пойти в бар и поиграть в бильярд вы можете и дома. А отдых на море подразумевает солнце, песок, купание. Если этого нет, то экскурсия, конечно, вам поможет на первый-второй день, а потом вам станет скучно.

— То есть вы убедительно доказали, что масштабного внутреннего туризма быть не может. На что же вы собираетесь переориентироваться?

— Вы когда последний раз были в Санкт-Петербурге? Белые ночи, музеи, бары, финны пьяные на улице...

— Но кто будет покупать путевку, если не нужен чартер, а языковая среда привычна?

— Вы куда угодно можете сами поехать, проблемы как таковой нет. Но в теории вам нужны определенные гарантии проживания, качества. Это как поход в ресторан. Зачем ходить в ресторан, если можно приготовить еду самому, и это будет дешевле? Любите готовить сами — готовьте, проблем нет. Но если вы хотите пойти в ресторан, чтобы вокруг вас суетились, бегали, это тоже ваше право.

— В случае поездки в Петербург вы вряд ли получите €20–25 с €1 тыс.?

— Маржинальность внутренних поездок, конечно, ниже, чем зарубежных — она будет где-то 1%.

— Это совсем копейки.

— Совсем копейки, да. С другой стороны, и рисков меньше. Визу не дали, кто отвечает? Оператор. Почему не дали визу? Пойдите в посольство и спросите, почему вам не дали визу. Виноват все равно оператор. Мы говорим: «Страхуйтесь». «Не будем страховаться, навязанная услуга — не хотим, принципиально не хотим». «Почему не хотим?» «Не хотим — и все. Здоровье страховать тоже не хотим». Но если что-то произойдет с клиентом, кто будет бегать и им заниматься? Туроператор. Почему? Ну как же, он же привез, он за него отвечает. В России же человек сам пойдет в аптеку и купит лекарства. Он ведь дома.

— Если бы вы решили выйти из этого бизнеса, то смогли бы продать его? Раньше вы говорили, что ваш основной актив — это технологии...

— Это много чего. В том числе и технологии. Это какие-то ноу-хау, знание рынка. Наверное, наши основные активы — это бренд, софт и многолетние отношения с рынком.

— Кто-то интересуется покупкой этого всего?

— Вряд ли. Во что инвестировать? В то, что неизвестно куда движется? В любой сделке, которая сейчас случается, надо искать подоснову. Просто так инвестировать в непонятную отрасль, которой стал туризм, рискованно. А рисковать, не имея на то никаких серьезных видимых причин, люди не готовы.

Возможно, в будущем туроператорству в том виде, в каком оно существует сегодня, места на рынке вообще не будет. Но у меня должно возникнуть такое видение, что да, пора закрываться. На сегодняшний момент мы предлагаем продукт, который востребован.

— Изначально у TEZ Tour было три собственника: вы, Александр Синигибский и гражданин Турции Левент Айдын. Айдын вроде бы продал свою долю?

— Мы с Синигибским не являемся единичными владельцами TEZ Tour. У компании очень разветвленная структура собственности. В разных странах она абсолютно разная.

— Никто из ваших 8 тыс. партнеров не собирается закрываться?

— Они не сообщают. У них есть открытый договор, просто по нему перестают поступать заявки. При перезаключении договоров на следующий год мы видим, сколько «мертвых»...

— Как вам кажется, большим будет сокращение числа турагентств?

— Я думаю, на 25–30%.

— Одна из претензий к рынку со стороны правительства — в том, что деятельность турагентств в отличие от операторов никак не регулируется. Как вы думаете, нужны дополнительные правила?

— Наверное, имеет смысл оградить потребителей от злоупотреблений, когда агентства собирают деньги, а потом куда-то с ними пропадают. Как это правильно сделать, сказать сложно. По сути, есть желание хотя бы понимать, что человек, который тебе продает тур, — это не мошенник, который просто деньги забрал и убежал с ними в кусты. И у нас как у оператора тоже есть такое желание.

Но думаю, что реестр турагентств не защитит потребителя. Можно страховать компании, давать какие-то банковские гарантии, но банки и страховщики у нас валятся так быстро, что не успеваешь даже глазом моргнуть.

— На строительном рынке обсуждается возможность создания санатора для девелоперов на случай появления обманутых дольщиков. В туристической отрасли такое возможно?

— Это очень интересная идея, но мы не в розовых очках здесь сидим. Наверное, есть схемы освоения общественных денег под видом санации, но у нас нет серьезных лоббистов, и государственных денег у нас практически никогда не было. Поэтому никто в это не лезет.

Три партнера

Tez Tour был основан в 1994 году выпускниками Московского инженерно-физического института Александром Синигибским, Александром Буртиным и турецким бизнесменом Левентом Айдыном.

Идея развивать туристический бизнес появилась у Синигибского и Буртина после отдыха в Турции в 1993 году. На тот момент партнеры пять лет руководили небольшой фирмой по ремонту квартир, писал Forbes. Для развития нового бизнеса предприниматели выкупили участок в два гектара в курортном местечке Сиде. Долгое время партнеры использовали турецкую землю в качестве залога при получении кредитов.

С бизнесменом Айдыном Буртин и Синигибский познакомились через друзей. Российские предприниматели предложили турецкому коллеге открыть фирму по приему туристов из России. Формально компания работала в Турции, а в Москве действовал ее филиал. По сообщению Forbes, за первый же год работы компания отправила отдыхать в Турцию 6,5 тыс. туристов.

В 2012 году Айдын, на тот момент — директор турецкого офиса, продал свою долю российским партнерам.

Tez Tour отправляет туристов из России и Украины, Болгарии и Румынии, Белоруссии, Казахстана и прибалтийских стран по 18 направлениям, среди которых: Австрия, Греция, Доминикана, Мексика, ОАЭ, Таиланд, Турция, Шри-Ланка и другие. Больше 50% оборота компании складывалось за счет Турции и Египта, рассказал в интервью РБК Александр Буртин.

Финансовые показатели Tez Tour не раскрывает. По словам Буртина, выручка холдинга не достигает 4 млрд руб., прибыль в среднем составляет 2% от оборота.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
В Москве завели новое дело о госизмене Политика, 11:19
Что нужно сегодня для успешной работы в e-com РБК и Яндекс Реклама, 11:13
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59
В Кельне снова начали дело о пропаже экс-владельца OBI Хауба Общество, 10:59
Reuters узнал, что Иран не будет «немедленно реагировать» на ночную атаку Политика, 10:57
Военная операция на Украине. Главное Политика, 10:56
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
В Башкирии погибли пять человек в аварии с поливальной машиной Общество, 10:49
СК провел обыски у журналистки «Фонтанки» Общество, 10:48
В Мексике футболиста отстранили за попытку помешать сопернику лазером Спорт, 10:43
Иран заявил об отсутствии ущерба от последней израильской атаки Политика, 10:42
Сбербанк назвал топ-5 самых торгуемых среди своих клиентов акций Инвестиции, 10:29
Есть ли у рупии шанс стать мировой валютой — The Economist Pro, 10:29
В Литве начались военные учения США «Удар меча» Политика, 10:25