Перейти к основному контенту
Падение экономики ,  
0 

Российский бизнес испытал резкий спад ожиданий

У российских предпринимателей ухудшилось самочувствие — соответствующий индекс упал до минимума с конца 2014 года. Хуже всего ощущают себя торговля и сфера услуг
Продавец несет коробку с букетами цветов в Москве
Продавец несет коробку с букетами цветов в Москве (Фото: «РИА Новости»)

​​В декабре предприниматели испытали резкий спад ожиданий и деловой активности, свидетельствует опрос, который по заказу Промсвязьбанка и «Опоры России» проводит Magram Market Research. Онлайн-опрос 2 тыс. предпринимателей (60% — микробизнес, по 20% — малый и средний бизнес) делается раз в квартал начиная с третьего квартала 2014 года в 19 крупнейших городах страны​​.

Мария Любимова, директор направления финансовых и социально-экономических исследований компании MAGRAM Market Research, рассказала РБК, что предпринимателям задается около 30 вопросов о фактических результатах квартала (например: «Как изменились продажи?») и об ожиданиях («Как изменятся продажи в будущем?»).

Хорошо не бывает​

На основе опроса рассчитывается индекс Russia Small Business Index (RSBI), показывающий самочувствие предпринимателей. Индекс рассчитывается по различным сферам деятельности (торговля, производство, сфера услуг), размерам бизнеса и его составляющим (продажи, ​​​​кадры, доступ к финансированию, инвестиции). Если значение индекса менее 50, то ситуация ухудшается, если выше 50 — улучшается. За все время исследований сводный индекс ожиданий никогда не падал ниже 50, а индекс деловой активности, наоборот, никогда не поднимался выше 50. Но так низко последний еще не падал: в четвертом квартале 2015 года он составил всего 38,2.

Больше всего предприниматели недовольны продажами (33) — этот показатель рухнул более чем на 10 пунктов к третьему кварталу 2015 года. «Столь резкий спад бизнес-ожиданий предпринимателей для нас был неожиданным, поскольку большинство из них в третьем квартале 2015 года говорили скорее о стагнации, чем падении, — рассказал РБК Константин Басманов, предправления банка «Возрождение», член правления «Опоры России».

Хуже всего себя ощущают предприниматели из торговли (38,2) и сферы услуг (37,7) — они жалуются на падение продаж и рентабельности бизнеса. Напротив, занятые в производстве более оптимистичны (40,1). «Это связано с тем, что на фоне роста стоимости импорта отечественные производители становятся более конкурентоспособными», — считает Александр Чернощекин, замруководителя блока «Малый и средний бизнес» Промсвязьбанка. По его словам, около 10% готовятся начать производство товаров, которые раньше в Россию ввозились из-за рубежа.

Год непростых возможностей: герои РБК — о своем бизнесе в 2015-м
Фотогалерея 
«Негативное воздействие на нас оказало снижение курса рубля и общая экономическая нестабильность»

Евгений Титус возглавил компанию «Эфкон энерджи» (торговая марка Energy8), специально созданную летом 2013 года, для продвижения литий-ионных аккумуляторов собственной разработки на российском рынке. Они активно используются в работе складской техники, приходя на смену тяжелым и менее эффективным свинцовым аккумуляторам.

В 2014 году Energy8 продала 51 накопитель, а в 2015 году надеялась продать 200 штук, увеличив выручку с 20 до 100 млн руб. Но, как рассказал глава компании, эти планы не сбылись.«Рынок сейчас переживает тяжелые времена: негативное воздействие на нас оказало снижение курса рубля и общая экономическая нестабильность, поэтому выручка выросла ниже наших прогнозов», — рассказал РБК Титус. Он не называет объем продаж по итогам года, но говорит, что его рост составил всего 10% к 2014-му

«Наша компания решила использовать это время для создания новых видов продукции и выхода на новые рынки, — рассказывает Титус. — Мы создали новую литий-титанатную батарею Energy8 LTO и новый накопитель для электротехники в аэропортах». По его словам, в 2016 году компания надеется выйти с новой батареей на международные рынки.

Сильнее всего кризисные явления отразились на малом (39,1) и микробизнесе (37,2), отмечает Басманов: «Именно они большей частью заняты торговлей, тогда как производство — это уже средний бизнес (40,3), который имеет больше резервов и является главным бенефициаром девальвации». По его словам, если год назад многие предприниматели говорили, что будут повышать цены вслед за падением рубля, то теперь все не так однозначно. «Столкнувшись с падением продаж, многие стали более аккуратными, стараясь оптимизировать цены внутри ассортимента, на что-то повышая цены, а где-то сохраняя старые», — отмечает Басманов.

Чернощекин говорит, что многие предприниматели с надеждой смотрят на государство: «Власти постоянно пытаются заставить бизнес с госучастием и госструктуры активнее работать с малым бизнесом, в условиях кризиса, когда коммерческий сегмент сокращается, работа с государством может помочь предпринимателям сохранить бизнес». В числе положительных тенденций Басманов отмечает, что предприниматели говорят о росте доступности финансирования: после провала первого квартала 2015 года (36,8) к концу года индекс достиг 41: «Это результат политики Банка России по снижению учетной ставки и соответствующих действий банков».

«Мы надеялись на меньшие потери»​​

Большинство опрошенных РБК предпринимателей признают, что продажи в 2015 году были хуже ожиданий. «Мы не выросли, но хорошо, что не упали», — говорит Василий Мунтян, основатель компании «Рубашка на заказ». Дмитрий Багинский, коммерческий директор сети шинных центров Vianor в Барнауле, также признает, что выручка упала. «Несмотря на то что для меня Новый год как 8 Марта для цветочного магазина, четвертый квартал был очень плохим, — рассказывает основатель «Хариус хаус» Сергей Захаров. — Доходы населения падают, а расходы растут — налицо бережливое потребление». «Падение продаж составило 10–15% по различным группам товаров, — признает Роман Букреев, франчайзи сети магазинов детских товаров «Бегемотик» в Нижневартовске. — Мы этого ожидали, учитывая экономическую ситуацию, хотя надеялись на меньшие потери».

Российский бизнес испытал резкий спад ожиданий

Впрочем, есть и бизнесы, которые показали ​рост выручки. «Мы сохранили выручку в долларовом выражении, несмотря на рост среднего курса в полтора раза», — сообщил РБК Илья Савинов, основатель проекта Torrefacto (доставка и обжарка кофе). — Если нам удастся достичь такого же результата в 2016 году, это будет большая удача». Александра Калошина, производящая платки под брендом Radical Chic, также говорит, что рост выручки был на уровне ожиданий: «Это был естественный рост марки, но нам помогло и то, что мы смогли начать продавать свою продукцию в тех местах, откуда были вынуждены уйти иностранные марки из-за повышения цен».

Предприниматели подтверждают результаты опроса «Опоры России» и Промсвязьбанка о том, что большинство представителей бизнеса стараются не сокращать персонал. «Как говорил Сент-Экзюпери, мы в ответе за тех, кого приручили, — рассуждает Савинов. — Сотрудники — это часть команды, а не расходный материал». В шинных центрах Vianor в Барнауле увольняют только «лентяев», сообщил Багинский. В компании Axel, занимающейся производством и продажей телеметрического оборудования для нефтяников, даже увеличили штат за 2015 год с девяти до 17 человек, рассказал РБК исполнительный директор компании Глеб Каташинский.

Открывать свое дело в кризис рискованно, считают предприниматели. «Я бы не рискнул в таких условиях вложиться в нынешний бизнес», — говорит Василий Мунтян. Сергей Захаров и Илья Савинов также сомневаются, что решились бы на это. «Текущий момент, может быть, и создает какие-то трудности в ежедневном ведении бизнеса, зато дает много новых возможностей по выходу на рынок для молодых компаний, — оптимистична Александра ​Калошина. — Для старта это самое главное».

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Овечкин против Панарина. Кто фаворит плей-офф НХЛ Спорт, 09:00
Сколько приговоров в России вынесли иностранцам и по каким статьям Общество, 09:00
Шойгу анонсировал создание научно-производственного центра дронов Политика, 08:41
В Массачусетсе нашли фрагмент сверхсекретной ракеты-мишени Общество, 08:15
США выведут войска из Нигера Политика, 08:09
В Белгороде и окрестностях объявили ракетную опасность Политика, 07:25
NYT объяснила, почему Carrefour во Франции ставит цены с предупреждениями Общество, 07:23
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Российские военные сбили за ночь 50 украинских дронов Политика, 07:20
В Одессе прогремел взрыв Политика, 06:57
В ООН отреагировали на гибель военкора «Известий» Еремина Политика, 06:53
Уровень воды в тюменском Ишиме превысил критическую отметку Общество, 06:43
Президент Эквадора объявил ЧС на два месяца из-за энергокризиса Общество, 06:37
Ученые объяснили, как уникальная звезда взрывается каждые 80 лет Технологии и медиа, 06:05
WP узнала, что США могут доставить боеприпасы Украине за неделю Политика, 05:59