Перейти к основному контенту
На старте ,  
0 

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России

Мечта построить собственную яхту привела предпринимателя Андрея Бойцова к созданию дизайн-центра по композитным материалам, выручка которого в 2015 году составила около 12 млн руб.
Предприниматель Андрей Бойцов 
Предприниматель Андрей Бойцов  (Фото: из личного архива)

Математик из Самары Андрей Бойцов занимается бизнесом всю жизнь. В 1990-е он работал финансовым директором в нескольких компаниях, а в 2000-е создал свою фирму, предлагающую юридические и бухгалтерские услуги. Бойцов увлекается парусным спортом — пять лет назад он вместе с товарищем Михаилом Хоробрых загорелся построить яхту и обратил внимание на карбон. Яхту партнеры до сих пор не построили, но смогли создать фирму, которая предлагает карбоновые компоненты крупным российским компаниям.

Стол по цене автомобиля

В первых экспериментах с карбоном Хоробрых и Бойцову помогла альма-матер: Самарский аэрокосмический госуниверситет им. С.П. Королева предоставил лабораторию и отправлял на практику студентов. Благодаря сотрудничеству с вузом первоначальные инвестиции в проект составили всего 2 млн руб. из личных сбережений Бойцова. В лаборатории уже имелась вакуумная установка для формования матрицы изделий из карбона, рассказывает Бойцов: «Часть оснастки оборудования мы изготовили сами, часть докупили». Полный комплекс лабораторного оборудования обошелся бы в €100–200 тыс., а промышленная установка — в €1 млн, утверждает предприниматель.

Первым успехом экспериментаторов стало второе место в конкурсе «Идеи в композите», который в 2013 году проводил «Винзавод» при поддержке ХК «Композит» (структура ГК «Росатом», занимающаяся производством углепластиков и изделий из них). Бойцов и Хоробрых сначала представили проект, а потом изготовили по нему офисный стол из карбона, который «Композит» за 2,5 млн руб. выкупила в свой музей. «Участие в конкурсе позволило вернуть нам стартовые вложения», — говорит Бойцов.

Что такое карбон и зачем ему матрица

Карбон, или углепластик, — это полимерный композитный материал из переплетенных нитей углеродного волокна, скрепленных смолами. Отличается легкостью и высокой прочностью за счет того, что волокна углерода укладываются в несколько слоев в разных направлениях. Карбон легче стали более чем в пять раз, а самого легкого сплава — дюралюминия — почти вдвое. По оценкам исследовательской компании Lux Research, мировой рынок композитных материалов в 2014 году составил около $25 млрд.

Технология изготовления изделий из карбона требует создания матрицы — фактически формы для литья, в которую затем укладываются углепластик и смолы. Готовая форма «запекается» в специальной печи, чтобы изделие обрело необходимую прочность.

Участие в конкурсе привело к Бойцову и Хоробрых первых клиентов. Компания «Рент» из Усинска (Республика Коми) заказала изготовление из карбона топливных баков для «КамАЗов», с помощью которых завозит топливо на месторождения «Роснефти» в регионе. «В условиях Крайнего Севера (резкие перепады температур и низкое качество топлива) обыкновенные баки лопались, а из композитных материалов выдержали», — рассказывает Бойцов. Чуть позже компания «Батискаф» заказала легкие и прочные ласты для подводной охоты из карбона. Рост заказов позволил предпринимателям выйти на текущую окупаемость, поэтому в феврале 2015 года они на паритетных началах зарегистрировали компанию «Роял-Карбон». Сейчас они ежемесячно делают около 30 пар ласт и до 30 топливных баков.

В 2014 году завод «Электродвигатель» из подмосковного Красногорска заказал из карбона крыльчатки (лопасти для обдува) для своих электродвигателей. «У клиента были пластиковые крыльчатки, но они не выдерживали нагрузок и разрушались», — объясняет Бойцов.

Карбоновые цифры

$25 млрд — мировой рынок композитных материалов

12% агрегатов самолета «Сухой суперджет 100» изготовлены из композитных материалов

В 5,2 раза изделие, изготовленное из карбона, легче аналогичного стального

2 млн руб. — стартовые инвестиции в «Роял-Карбон»

12 млн руб. — выручка компании в 2015 году

Источник: Lux Research, «Роял-Карбон»

Товар под клиента

На российском рынке достаточно много компаний, которые работают с карбоном, но «Роял-Карбон» выделяется на их фоне скоростью создания модели изделия и собственным производством, что позволяет контролировать качество. «Дизайн-центры такого класса с возможностью ставить производственный процесс в быстрые сроки и на высоком качестве в России большая редкость», — отмечает Александр Бауров, руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Объединенной ракетно-космической корпорации.

Поиском клиентов основатели «Роял-Карбон» занимаются на различных выставках, конкурсах и конференциях, поэтому 10% бюджета компании — представительские расходы. «Мы стараемся участвовать во всех выставках, которые связаны с композитами и машиностроением — там идет прямое и эффективное общение с генконструкторами, начальниками цехов: мы узнаем их проблемы и предлагаем способы их решения, — объясняет Бойцов. — Мы разрабатываем продукт под конкретного заказчика».

«Роял-Карбон» становится соавтором изделия, а интеллектуальная собственность оформляется на заказчика. «Наша интеллектуальная собственность — это наши технологии, — говорит Бойцов. — Общие принципы применения и обработки карбона широко известны, наш вклад — это скорость разработки матрицы изделия и низкая ресурсоемкость этого процесса». По словам предпринимателя, значительную часть себестоимости (до 50%) составляет именно подготовка и тестирование матрицы. «Нам удалось снизить этот показатель вдвое», — утверждает Бойцов. Благодаря этому «Роял-Карбон» работает в среднем с 50-процентной рентабельностью. «Себестоимость пары ласт — 3,2 тыс. руб. (2,5 тыс. руб. — сырье, 700 руб. — работа), а оптовая цена продажи — 6,5 тыс. руб., в розницу — 12 тыс. руб.», — рассказывает Бойцов. По его словам, аналогичный расклад получается и по другим продуктам. В 2015 году выручка «Роял-Карбона» должна составить 12 млн руб.

Углепластик и смолы закупаются в России или Европе. «Если заказчик имеет отношение к Минобороны, то есть требование производить из российского сырья, — рассказывает Бойцов. — Если речь идет о дизайнерских вещах, например о мебели, стеновых покрытиях, то закупаем немецкое сырье, которое по качеству превосходит отечественное».

Пока «Роял-Карбон» в большей степени работает на рынке конечного пользователя: исполняет штучные частные заказы или мелкие партии каких-то комплектующих. В планах Бойцова — начать сотрудничество с государством, которое активно ратует за внедрение композитных материалов в оборонной и атомной промышленности. В принятой в 2013 году «дорожной карте» по развитию отрасли производства композитных материалов в России их применение к 2020 году должно увеличиться до 120 млрд руб. (с 16,6 млрд руб. в 2012 году). Основной спрос на них предъявляют при производстве самолетов, в автопроме и атомной индустрии.

Для госкорпораций «Роял-Карбон» готов работать как инжиниринговый центр. По словам Бойцова, сотрудничество с компанией подтвердили концерн «Алмаз-Антей» и НПО «Сатурн», а также предприятия ГК «Роскосмос». Компания привлекла грант Фонда Бортника в 2 млн руб. для организации опытного мелкосерийного производства деталей для авиационных двигателей. «Портфолио работ «Роял-Карбон» было направлено на предприятия, входящие в Объединенную ракетно-космическую корпорацию для изучения», — подтвердил руководитель направления по взаимодействию этой корпорации с инновационными структурами Александр Бауров. Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн», заявил РБК, что о полноценном сотрудничестве можно будет говорить только после реализации пилотного проекта.


Взгляд со стороны

Эксперты

«Компания может не выдержать конкуренции»

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Олег Мальсагов, советник по развитию ректора Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики

У «Роял-Карбон» уже есть выручка, компания на самоокупаемости, а значит, спрос на их продукцию есть. Сейчас они занимаются инжинирингом, узкоспециализированным мелкосерийным производством, и берут тем, что делают кастомизацию. Пока рынок небольшой, они существуют в своей нише. Это одновременно и плюс, и минус: как только в рынок зайдут компании с другими объемами и компетенциями, то «Роял-Карбон» может просто не выдержать конкуренции. С учетом того, что рынок развивается, а команда умеет зарабатывать деньги, привлечение инвестиций может быть правильным решением. Например, для того чтобы обновить парк оборудования или самостоятельно потянуть большой долгосрочный проект. Если говорить о перспективах в целом, то рынок растет, ниша композитов не заполнена, и в конечном итоге все будет зависеть от того, какую стратегию выберет компания.

«Они могут замахиваться на сложные задачи»

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Аркадий Селезнев, руководитель трека Aerospace акселератора GenerationS Российской венчурной компании

«Роял-Карбон» — классическая инжиниринговая компания. Они берут хорошо изученные материалы, используют их в новых областях и получают неплохие результаты. Но рынок, на котором они работают, растет на глазах. И мы не знаем, где та грань, где инжиниринговый стартап превращается в инновационный. У стартапа хорошие компетенции, сплоченная команда, поэтому они могут замахиваться на сложные задачи.


Клиенты

«Я полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся»

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Александр Бауров, руководитель направления по взаимодействию с инновационными структурами Объединенной ракетно-космической корпорации

Аэрокосмическая отрасль нуждается в композитных материалах. Но нужно учитывать здоровый консерватизм наших технологов и большой уровень ответственности за продукцию. Тем не менее полагаю, с «Роял-Карбон» нам сработаться удастся, поскольку это слаженная команда с большим заделом не только в области карбона, но и разнообразных решений на базе композиционных материалов. Пока они действуют как дизайн-центр по композитам, перенимая западную технологию и доводя конкретные устройства, задействованные в цикле создания материала, под нужды заказчика.

«Их технология не является уникальной»

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Дмитрий Иванов, директор по инновационному развитию НПО «Сатурн» (входит в ГК «Ростехнологии»)

До тех пор пока «Роял-Карбон» не сделает первую опытную деталь, пока мы не проведем ее испытания и пока они не сформируют свое предложение по цене, говорить об интересе к этой компании преждевременно. Их технология не является уникальной на рынке, но малых и средних предприятий, которые работают на рынке высокотехнологичных услуг, крайне мало. Команду отличает то, что люди хотят работать и готовы ради этого что-то делать. Насколько это действительно так, посмотрим по результатам переговоров и испытаний первой опытной детали.

Конкурент

«Спрос смещается с индивидуальных решений на серийные»

Карбоновая мечта: как заработать на композитных материалах в России
Екатерина Камаренко, коммерческий директор компании «КБ 1901» (специализируется на производстве автомобильных комплектующих и деталей)

Рынок композитных материалов в России растет последние восемь лет, поэтому мы наблюдаем и рост выручки. Но рынок состоит из двух сегментов. Первый — это коммерческий, к которому мы относим себя. Он работает с заказами с рынка. Второй сегмент — производственный, уходящий корнями в советскую эпоху, который почти никак не пересекается с нами. Мы можем делать промышленные изделия, решать задачи, стоящие, например, перед авиаотраслью, но они к нам не обращаются. Стоит отметить, что сейчас спрос явно смещается с индивидуальных решений на технологичные и серийные изделия.


Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Инвестиции"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 23 апреля
EUR ЦБ: 99,36 (-0,21)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
Курс доллара на 23 апреля
USD ЦБ: 93,25 (-0,19)
Инвестиции, 22 апр, 16:37
В Екатеринбурге на машину обрушилась стена Политика, 15:13
Власти Калининграда объяснили, почему считают Канта российским философом Политика, 15:12
Участники «Би-2» с семьями подали документы на молдавское гражданство Общество, 15:08
Один из лучших чешских хоккеистов в истории НХЛ завершил карьеру Спорт, 15:07
Экс-полковник СБУ вернулся к работе после покушения на его жизнь Политика, 15:03
Доля криптобиржи Binance в объеме торгов биткоином снизилась на 25% Крипто, 15:02
В Генпрокуратуре назвали недостаточными меры по противодействию террору Общество, 14:58
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
ФСБ задержала омского священнослужителя за икону с Бандерой Общество, 14:48
Муж Блиновской заявил об угрозах расторгнуть с ним контракт о службе Общество, 14:39
Аэропорт Минвод отменил рейс после сообщения о дефекте на полосе Общество, 14:35
Погибшая российская волейболистка перед смертью рассталась с парнем Спорт, 14:35
Прокуратуру попросили проверить Минтранс из-за очередей на КПП в ДНР Общество, 14:31
Инъекции с отравой: три неочевидных риска для компании при работе с ИИ Pro, 14:31
Ставку российской пятиборки с нейтральным статусом отдали юниорке Спорт, 14:25