Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
«Трансаэро» в кризис решила посоревноваться в ценах с лоукостерами
Лента новостей 3:06 МСК
Путин прокомментировал слова Медведева об индексации пенсий Политика, 02:09 SpaceX в третий раз подряд посадила ступень Falcon 9 на морскую платформу Общество, 01:11 Сотрудник полиции устроил ДТП в Петербурге Общество, 01:05 В США стартовала ракета Falcon 9 с тайским спутником Технологии и медиа, 00:47 При крушении лодки в Средиземном море погибли более 40 беженцев Общество, 00:36 Россия исключила строительство новых трубопроводов в Европу без гарантий Политика, 00:27 Ципрас заявил о готовности Греции стать «мостом» между Россией и ЕС Политика, Вчера, 23:56 «Роснефть» подписала соглашение о поставках нефти в Грецию Бизнес, Вчера, 23:39 Путин ответил на слова Порошенко о возвращении Донбасса и Крыма Политика, Вчера, 23:05 Путин рассказал о желании возобновить отношения с Турцией Политика, Вчера, 22:57 Россия заявила о готовности ответить на угрозу ПРО в Румынии Политика, Вчера, 22:50 Порошенко снял санкции с 29 российских и иностранных журналистов Политика, Вчера, 22:34 Глава ФРС допустила повышение учетной ставки «в ближайшие месяцы» Экономика, Вчера, 22:00 Совбез Ингушетии дал свою версию конфликта в морге Назрани Политика, Вчера, 21:44 Минтруд решил отобрать пособия по безработице у «иждивенцев» Экономика, Вчера, 21:22 Авиакомпаниям рекомендовали заправлять самолеты за пределами Франции Общество, Вчера, 21:00 Tele2 запустил нового оператора мобильного интернета Технологии и медиа, Вчера, 20:24 Государство приготовилось взять под контроль работу интернета Технологии и медиа, Вчера, 20:21 Порошенко назначил своим советником бывшего генсека НАТО Политика, Вчера, 20:10 Порошенко ввел персональные санкции против глав 17 российских СМИ Политика, Вчера, 19:47 Рособрнадзор аннулировал лицензии двух вузов Общество, Вчера, 19:25 Глава полиции Москвы посоветовал сыну топ-менеджера ЛУКОЙЛа явиться в суд Общество, Вчера, 19:24 Роскомнадзор заблокировал сайт магазина органической косметики iHerb Технологии и медиа, Вчера, 19:17 Эксперты усомнились в эффективности для производителей нефти по $50 Экономика, Вчера, 19:07 На eBay выставили на продажу пассажирский Boeing 747 Бизнес, Вчера, 18:54 «Я летать люблю»: кем станет Савченко для украинской политики Политика, Вчера, 18:51 ВТБ получил более 7% «Энел Россия» за долги Бизнес, Вчера, 18:45
18 авг 2015, 09:00
Вера Преловская
«Трансаэро» в кризис решила посоревноваться в ценах с лоукостерами
Фото: ТАСС
Обвал рубля
Греф рассказал акционерам Сбербанка о «новой реальности» Вчера, 12:23 Сбербанк снизит ставки по кредитам для бизнеса Вчера, 10:29 Еще 2889 материалов
С начала лета «Трансаэро» предлагает билеты на некоторые свои рейсы на 10% и даже на 50% ниже рынка. Такая тактика позволит нарастить пассажиропоток, но не решит финансовых проблем компании, считают эксперты

Дешевле, чем лоукостер

В начале августа «Трансаэро» разместила на своем сайте «выгодные ценовые предложения» на рейсы по 58 направлениям. Всего на второй квартал 2015 года авиакомпания обслуживала 151 направление, так что скидки затронули больше трети из них. РБК проанализировал предложения «Трансаэро», сравнив их с минимальными ценами на сайте метапоисковика Momondo (агрегирует информацию других ​​онлайн-агентств и перевозчиков).

Билеты «Трансаэро» по 39 направлениям с вылетом в конце августа оказались дешевле других имеющихся предложений, разница в цене на 30 из них превышает 10%, а по некоторым направлениям, например Москва — Берлин, Москва — Лондон и Москва — Дели, составляет больше 35%. Рейсы из Москвы в Ставрополь или Ростов-на-Дону и вовсе предлагаются со скидкой 50% по сравнению с ценами других перевозчиков в Momondo.

Билеты «Трансаэро» в Сочи на август—сентябрь продаются по цене от 4092 руб., или 8120 руб. в обе стороны. Для сравнения: на сайте Momondo самые дешевые билеты на рейсы Москва — Сочи с вылетом 27 августа и возвращением 7 сентября стоят 10 561 руб. На сайте лоукостера «Победа» («дочка» «Аэрофлота») билеты на те же даты туда-обратно обойдутся в 9151 руб. По словам представителя «Победы», средняя цена авиакомпании на билеты в Сочи в одну сторону составляет 4819 руб.

В числе популярных направлений, на которые также распространяется предложение «Трансаэро», — полеты в Милан (от 9513 руб.) и Париж (от 12 993 руб.). Для сравнения: на сайте Biletix.ru самый дешевый билет в Милан с вылетом 27 августа стоит 10 363 руб., в Париж — 15 097 руб.

«Странная» конкуренция

Предлагать цены по отдельным направлениям на десятки процентов ниже рынка «Трансаэро» стала с началом летнего сезона, говорят сотрудники двух онлайн-трэвел агентств, с которыми пообщался РБК. Дешевые билеты перевозчик, по их данным, продает в основном у себя на сайте. Для «Трансаэро», говорила ранее глава авиакомпании Ольга Плешакова, это основной канал продаж: доля ее собственных продаж в первом квартале 2015 года составила 75% от общего объема реализации.

Как «Трансаэро» просила помощи у государства

В конце сентября 2014 года руководство нескольких российских авиакомпаний, в том числе входящие в пятерку главных перевозчиков страны «Трансаэро» и UTair, обратились в Минтранс за поддержкой. Об этом тогда сообщил ТАСС глава ведомства Максим Соколов. Перевозчики просили госгарантий по кредитам и субсидирования ставки.

В начале декабря, по информации ТАСС, гендиректор «Трансаэро» Ольга Плешакова отправила в правительство письмо, в котором сообщила, что уже до конца 2014 года существует риск приостановки полетов, так как компании нечем платить контрагентам — «Трансаэро» задолжала 2,5 млрд руб. «Роснефти» и почти 2 млрд руб. «Газпром Аэро» за авиатопливо.

Позднее авиакомпания «Трансаэро» опровергла сообщения о скором прекращении полетов из-за долгов. Но уже в конце декабря 2014 года из разработанного Минфином проекта постановления правительства стало известно, что государство выдаст «Трансаэро» гарантию по кредиту в объеме до 9 млрд руб. на срок от трех до семи лет. Кредитором должен был стать банк ВТБ. 24 декабря было принято постановление правительства о предоставлении помощи, а 29 декабря ВЭБ в соответствии с ним оформил в пользу банка ВТБ госгарантию на 9 млрд.

В марте 2015-го в «Ведомостях» появилась информация о том, что «Трансаэро» собирается обратиться за новыми госгарантиями — на 40–50 млрд руб. В конце мая газета писала о том, что могут потребоваться уже 70 млрд. «Трансаэро» до сих пор ведет переговоры о создании синдиката банков-кредиторов, которые бы реструктурировали долг компании. Организацией синдицированного кредита занимается ВТБ. Новые госгарантии пока не предоставлены.

В начале августа «Коммерсантъ» со ссылкой на доклад Минэкономразвития написал, что ведомство не исключает, что проблемные авиакомпании, в том числе «Трансаэро», могут уйти с рынка.

Онлайн-агентствам по продаже авиабилетов заработать на щедрости «Трансаэро» сложно. Компания снизила размер комиссии, которую они могут взимать с каждого билета, утверждают собеседники РБК. Один из них уточнил, что комиссия снижена с 9% до 1,5%. В итоге цены на сайте «Трансаэро» по ряду направлений оказались на 6–8 тыс. руб. ниже, чем у онлайн-продавцов. Агентствам дешевые билеты «Трансаэро» достаются лишь на самые конкурентные внутренние маршруты, заключает он.

Представитель туристического сервиса «Туту.ру» подтверждает, что «Трансаэро» начала снижать цены еще в июне: в частности, рейсы авиакомпании до Санкт-Петербурга, которые можно купить через сервис, подешевели с 4200 руб. (с вылетом в июне) до 3000 руб. (с вылетом в сентябре), до Сочи — с 6300 до 4500 руб., до Симферополя — с 7100 до 5000 руб.​​

«Странную ценовую конкуренцию» со стороны «Трансаэро» заметил и «Аэрофлот», говорит сотрудник авиакомпании. С такой политикой авиакомпания должна нести значительные издержки, ведь в отличие от «Победы» классический перевозчик не может экономить на всем, рассуждает собеседник РБК. У «Победы» новый парк самолетов, они более топливоэффективны, перечисляет он, для всех рейсов закрыто обслуживание через телетрапы, своих касс у «Победы» нет (значит, компания не платит агентскую комиссию), а ее основной канал продаж — собственный сайт. К тому же лоукостер не предоставляет питание на борту, а за багаж более 10 кг и за выбор места берет с пассажира дополнительную плату.

Сотрудник еще одной крупной российской авиакомпании говорит, что «Трансаэро» начала резко снижать цены еще в июне. Официально представители конкурирующих перевозчиков ценовую политику авиакомпании не комментируют.

Представитель «Трансаэро» сообщил лишь, что снизить цены на билеты по ряду направлений удалось за счет уменьшения топливных сборов: так авиакомпания рассчитывает продать больше билетов и нивелировать валютные риски. От других комментариев он отказался. Авиакомпания еще в декабре сообщала, что отменяет взимание топливных сборов на международных рейсах. Эти платежи исчисляются в евро. «В нынешней непростой экономической ситуации, которая в первую очередь вызвана внешними факторами, «Трансаэро» стремится к тому, чтобы ее воздушные перевозки сохраняли привлекательность для клиентов», — объяснялось в пресс-релизе. Сохраняется ли эта льгота для всех международных рейсов и во сколько авиакомпании обошлась такая забота о пассажирах, ее представитель не говорит.

Спасение утопающих

За счет снижения цен «Трансаэро» в высокий сезон могла привлечь максимальное число пассажиров, накопить выручку и перевести в валюту, не дожидаясь нового курсового скачка, рассуждает сотрудник Ассоциации туроператоров России (АТОР). Если стратегия была такой, это позволит компании сэкономить на оплате лизинговых и прочих платежей, номинированных в валюте. По его мнению, «Трансаэро» стоит держать низкие цены до конца высокого летнего сезона.

«Трансаэро» в цифрах

8,6 млрд руб. составил чистый убыток компании по МСФО за шесть месяцев 2015 года

48 млрд руб. — выручка от международных и внутренних перевозок

66,9 млрд руб. — размер общей кредиторской задолженности на 30 июня

106 самолетов состоят в парке «Трансаэро»

2-е место в России занимает компания по объему пассажиропотока

5,8 млн пассажиров перевезла компания в январе–июне

151 направление обслуживала «Трансаэро» во II квартале

36,62% акций компании принадлежит напрямую супругам Плешаковым

61,2 млрд руб. стоил товарный знак «Трансаэро» по состоянию на 30 июня

Более 11 тыс. человек работают в компании

Источник: «Трансаэро»

Ценовая политика «Трансаэро» позволила ей увеличить пассажиропоток, отмечает руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. За первые шесть месяцев 2015 года перевозки авиакомпании составили 5,77 млн человек — всего на 0,4% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. Но отдельно в июне рост составил 5,5% (пассажиропоток — 1,51 млн человек). А по итогам июля компания отчиталась о «рекордных» 1,73 млн пассажиров (плюс 15,3% к июлю 2014 года).

Большие скидки несут для компании риски, считает Пантелеев. Но в сложившейся ситуации эта ценовая политика — единственная возможность для «Трансаэро» обеспечить денежный поток, необходимый для выполнения обязательств. В противном случае риск уйти с рынка для авиакомпании был бы выше, считает эксперт.

«Трансаэро» находится в сложном финансовом положении: при выручке 50,4 млрд руб. ее чистый убыток по итогам первого полугодия составлял 8,58 млрд руб. (во втором квартале она сработала с убытком 2,8 млрд руб.), следует из отчетности компании по РСБУ. При этом чистый долг «Трансаэро» на 30 июня составлял 66,9 млрд руб., из которых 45,8 млрд руб. — краткосрочные обязательства. «Трансаэро» с весны ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, но пока о договоренностях не сообщалось.

«Трансаэро» — второй по пассажиропотоку перевозчик России после «Аэрофлота». Основные владельцы компании — Ольга и Александр Плешаковы (18,39% и 18,23% соответственно), а также компания «Трансаэро-Финансы» (11,51%), зарегистрированная на Кипре START-UP UNVESTMENTS LIMITED (6,48%) и пр. Согласно СПАРК-Интерфакс, номинальным держателем 42,37% акций является Национальный расчетный депозитарий.

За первое полугодие 2015 года компания перевезла более 5,77 млн пассажиров (плюс 0,4% к тому же периоду прошлого года). По итогам 2014 года ее пассажиропоток составил почти 13,2 млн человек. Выручка «Трансаэро» в 2014 году составила 113,76 млрд руб., операционная прибыль — 4,5 млрд руб., убыток — 14,5 млрд руб.

С марта 2015 года «Трансаэро» ведет переговоры о реструктуризации долга. Но для этого ей может потребоваться гарантия на сумму около 70 млрд руб., писали «Ведомости» в конце мая.

 
Другие материалы по теме
Правительство предоставит «Трансаэро» госгарантии на 9 млрд руб.
«Аэрофлот» задумался о сокращении группы до премиум-компании и лоукостера