Бизнес ,

Настоящее будущее: спутники новой волны

Рынок небольших спутников коммерческого назначения — дешевых в производстве и запуске — привлекает немалые инвестиции. Перспективные компании на нем уже стоят сотни миллионов долларов, но участники ждут большего
Настоящее будущее: спутники новой волны

​Статья написана в рамках спецпроекта «Настоящее будущее» журнала РБК

Ракета «Антарес», 28 октября 2014 года направлявшаяся на Международную космическую станцию из центра полетов Уоллопс, взорвалась через несколько секунд после старта. Вместе с ракетой погиб космический корабль Cygnus («Лебедь») и полезный груз весом более 2 т. Помимо оборудования и провианта для МКС в огне сгорели несколько десятков спутников.

Один из них, Arkyd-3, разработала компания Planetary Resources, которая тестирует космические технологии с целью в один прекрасный день научиться добывать полезные ископаемые на астероидах, а еще 26 — Planet Labs, мировой лидер мониторинга земной поверхности с помощью небольших, чуть больше 10 кг, космических аппаратов. Обе эти компании, как и десятки других, — представители нового поколения покорителей космоса.

Первый подход к освоению космоса возник в государстве, участвующем в холодной войне. Инженеры ставили перед собой амбициозные цели и решали их, но не задумывались ни об экономической эффективности, ни даже о повторяемости собственных достижений. Запустив первый спутник, первого человека в открытый космос и первого — на Луну, они обнаружили в какой-то момент, что в отсутствие огромных, в проценты ВВП, бюджетов все эти подвиги обречены оставаться в прошлом. Вслед за первым разочарованием они задумались о том, что, в принципе, космос можно завоевывать не только радением государства и оборонных корпораций.

Так появился второй подход: капиталистические мегапроекты Илона Маска и Джеффа Безоса. Бюджет NASA сократился в разы, но большая его часть идет внешним подрядчикам, которые создают ракеты и космические корабли, строят спутники и космодромы, выигрывают гранты на создание отдельных технических решений. Технологические миллиардеры, пошедшие в безвоздушное пространство, ставят себе грандиозные инженерные задачи, например посадить использованную ракету обратно на Землю или создать с нуля за десять лет работающий транспорт на орбиту, и ищут соразмерных заказчиков. Заказчик у них все равно государство, но принципы работы совсем другие, и цены на их услуги на порядок ниже, чем 15 лет назад.

Дешево и много

Но в космосе есть и другая ниша, менее «громкая» и более доступная. Она возникла благодаря закону Мура, гарантировавшему, что крохотный чип в конце 2015 года имеет больше вычислительных мощностей, чем весь спутник образца 1957 года. Идеология этих компаний — недорого запустить в космос много дешевых спутников, обновляя группировку в случае неминуемых потерь, и придумать, что делать с данными, которые поступят на Землю.

Важные принципы новой индустрии — это скромность и прагматичность. Вместо того чтобы использовать дорогие и дефицитные устройства «космического и военного назначения» — покрытые тройной броней микросхемы из арсенала спутника ГЛОНАСС или разведчика ЦРУ, они собирают устройства из доступных коммерческих деталей, тех самых, которые становятся частями китайского смартфона. Это не преувеличение: инженеры уже посылали в космос настоящий смартфон (Google Nexus), чтобы посмотреть, как он будет себя вести в агрессивном космическом пространстве. Обычные детали выживают, конечно, хуже, чем засекреченные шедевры оборонного комплекса, но не в сто раз — а стоят они иногда в сто раз дешевле.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

Самый дешевый функциональный спутник стандарта CubeSat (сечение 10х10 см) стоит несколько тысяч долларов — оплатить его создание способен любой университет, в котором найдется несколько студентов-энтузиастов. Спутник, имеющий коммерческий смысл, стоит больше — сотни тысяч или первые миллионы, но это все равно радикально меньше, чем классический аппарат, собранный в Airbus или в сибирском Железногорске (более $200 млн).

Запуск стоит больше, но все равно не миллионы, как в случае с навигационными спутниками, а десятки тысяч долларов, потому что маленькие спутники распихиваются в каверны, неизбежно остающиеся при попытке занять круглую ракету большим космическим аппаратом. Кроме того, множество компаний экспериментирует с принципиально новыми системами запуска спутников, рассчитанными как раз на легкие устройства. Гонять ради таких ракету «Днепр» или Falcon Илона Маска — расточительность.

Большие инвестиции

Компании новой спутниковой волны объединяет еще одно свойство. Они верят в то, что не только космос, но и Земля фундаментально недоисследованы. Что десятки камер, работающих в разных спектрах 24 часа в сутки семь дней в неделю, позволят собрать и проанализировать данные, которые кардинально изменят целые отрасли. Не только картографию, но и сельское хозяйство, морские перевозки, прогнозы погоды, мониторинг парниковых газов и многие другие вещи, о которых никто пока даже не догадывается. От того, насколько они правы, будет зависеть их успех.

Пока что операторы и производители спутников нового поколения собрали многократно больше инвестиций, чем выручки. Большая часть спутников, которые составят славу новой индустрии, еще не запущена, но посадочные места на ракетах уже зарезервированы, а в планшеты заряжены космические карты.

Рынок верит, что у отрасли все будет хорошо. Два года назад мировой лидер производства генетически модифицированных продуктов Monsanto Company за $1,1 млрд купил поставщика сельскохозяйственной аналитики The Climate Corporation, который обрабатывает большой объем спутниковых данных. Год спустя Google купил компанию SkyBox за $0,5 млрд. Один из самых успешных разработчиков маленьких спутников, Planet Lab, привлекал летом деньги, исходя из оценочной стоимости «много больше, чем полмиллиарда», рассказывал после закрытия раунда один из инвесторов, основатель фонда Data Collective Мэтт Око.

Спутниковая отрасль​ ни в каком смысле не является цельной. Одни компании занимаются разработкой полезной нагрузки спутников, другие — авионикой и запусками, третьи пытаются придумать дешевый способ отправлять на орбиту маленькие аппараты. Четвертые учатся анализировать, переупаковывать и продавать спутниковые данные, которые растут как снежный ком.

Все это разные профессии. Один из первых стартапов, успешно запустивший на орбиту собственные спутники, немецкий RedEye вышел из бизнеса, потому что не научился продавать данные в достаточно привлекательном виде. Он был выкуплен более удачливым конкурентом, и теперь его спутники обслуживают, среди прочего, аграрные прогнозы Climate Corp.

Кто производит
«новые» спутники?

Компания Planet Labs, производитель спутников Dove (на фото) за последние два с половиной года привлекла более $180 млн инвестиций

Planet labs

Штаб-квартира: Сан-Франциско,
Калифорния
Основана: 2010 год

Самая успешная компания на рынке спутникового мониторинга Земли, запустившая в открытый космос больше ста спутников. Большая часть из них — это аппараты Dove, представляющие собой «тройной CubeSat», размером 10х10х30 см (последняя стая спутников была запущена с Международной космической станции в июле 2015 года). Группировка Planet Labs позволяет предоставлять заказчикам изображения любой точки на земле с разрешением 3–5 м. Летом Planet Labs купила канадского конкурента, BlackBridge, вместе с пятью спутниками RapidEye.

За последние два с половиной года компания привлекла больше $180 млн, причем в последнем раунде была оценена больше чем в $500 млн. Одним из инвесторов (в декабре 2013 года) стал Юрий Мильнер.

Tyvak Nano-Satellite Systems

Штаб-квартира: Сан-Луис-Обиспо, Калифорния
Основана: 2011 год

15 лет назад исследователи из Калифорнийского политехнического и Стэнфордского университетов создали стандарт CubeSat для небольших дешевых спутников, пригодных для академических и учебных целей. Со временем «кьюбсаты» изменили и рынок спутников: начиная с 2014 года большая часть космических аппаратов нового стандарта запускается в коммерческих и любительских, а не исследовательских целях.

Компания Tyvak основана одним из создателей стандарта CubeSat, Жорди Пуич-Суари. Она занимает специальную нишу в спутниковой индустрии, обеспечивая технологическое сопровождение только космической части предприятия. Если кто-то хочет запустить на орбиту спутник, а затем собирать, обрабатывать и продавать информацию при помощи собственных датчиков, он может отдать собственно сборку спутника на откуп Tyvak. Компания строит космический аппарат вокруг сенсоров заказчика, запускает его в космос, выводит на орбиту и даже страхует. Но эксплуатацию аппарата и сам запуск (в ракете) осуществляют другие компании.

Generation Orbit Launch Services

Штаб-квартира: Атланта, Джорджия
Основана: 2011 год

Внутренний стартап в составе компании SpaceWorks Enterprises, основанный выпускником Технологического института Джорджии Энтони Пипликой, делает ставку на то, что запуски наноспутников (это космические аппараты массой 1–10 кг) станут большим рынком. Чтобы захватить его, в GO (так сокращают в компании слова Generation Orbit) разрабатывают системы запуска с воздуха: ракета должна вылетать из-под крыла самолета и выводить на орбиту небольшой груз до 435 кг. Технология уже выиграла несколько отраслевых призов и заслужила небольшой контракт NASA ($2,1 млн).

Spire Global

Штаб-квартира: Сан-Франциско
Основана: 2012 год

Американская компания разрабатывает два продукта. Один из них — система мониторинга судов, тем более необходимая, уверяют в компании, что, удалившись на 50 миль от берега, корабль фактически попадает в коммуникативную пустыню. Другой — система мониторинга погоды, построенная на анализе прохождения сигнала спутников GPS через атмосферу Земли. В конце сентября компания запустила свою первую полноценную орбитальную группировку — четыре аппарата. За несколько лет инвесторы, включая фонд генерального директора Mail.Ru Group Дмитрия Гришина, вложили в компанию $29 млн.

Skybox Imaging

Штаб-квартира: Маунтин-Вью, Калифорния
Основана: 2009 год

Компания, привлекшая $90 млн инвестиций, а затем купленная Google за $0,5 млрд, продает съемки земной поверхности, ее фотографии отличаются от снимков конкурентов высоким разрешением — 0,9 м. Качеством изображения она конкурирует с традиционными​ поставщиками, такими как лидер рынка DigitalGlobe, но каждый запущенный спутник обходится на порядок дешевле
 (по оценкам самой компании, около $20 млн) и живет шесть лет. SkyBox планирует довести свою группировку
до 24 аппаратов.

Urthecast

Штаб-квартира: Ванкувер, Британская Колумбия

IPO: 2013 год

Одна из сравнительно немногих публичных компаний на небольшом молодом рынке. Продает фотографии с камеры, прикрепленной к Международной космической станции, и возможность ею частично управлять. Космонавты Олег Котов и Сергей Рязанский пытались приладить камеры Urthecast во время самого длинного в истории станции выхода в открытый космос. В дальнейшем компания планирует запустить собственную группировку спутников из 16 аппаратов.

Курс евро на 28 марта