Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 13:50 МСК
Прибыль РЖД в первом полугодии выросла на 72% Бизнес, 13:33 Водителя оштрафовали за пересекший сплошную линию блик фары Общество, 13:24 Курс евро на завтра  13:21 EUR ЦБ 72.5013 -0.2983 Курс доллара на завтра  13:21 USD ЦБ 64.9072 -0.1738 На свадьбе в Грузии отравились 200 человек Общество, 13:12 Франция заподозрила иностранцев в краже секретных документов о подлодках Бизнес, 13:09 Кремль допустил встречу Путина и Обамы на саммите G20 в Китае Политика, 13:08 Илья Яшин выпустил доклад о коррупционерах в «Единой России» Политика, 13:05 Более 60% россиян назвали нехватку денег главной проблемой для семьи Общество, 13:03 «Яблоко» сняли с выборов в Петрозаводске Политика, 13:01 Лучшие предложения рынка наличной валюты  13:00   USD НАЛ. Покупка 64,90 Продажа 64,92 EUR НАЛ. 72,60 72,61 Франция требует остановки переговоров о зоне свободной торговли с США Экономика, 12:47 Суд признал банкротом поставщика АвтоВАЗа Бизнес, 12:41 Кремль назвал голословными обвинения во взломе избирательных сетей в США Политика, 12:35 Кремль не нашел подтверждений сообщений о смерти Каримова Политика, 12:24 Google подала новый иск к ФАС Технологии и медиа, 12:18 Песков прокомментировал предложение Сечина продать «Башнефть» «Роснефти» Бизнес, 12:11 Цена акций «Аэрофлота» достигла 100 руб. впервые с мая 2008 года Бизнес, 12:10 Сборная Аргентины потеряла Лионеля Месси из-за травмы Футбол, 12:08 Полиция Москвы объявила в розыск сбившего двух человек водителя Mercedes Общество, 12:04 К Apple подали коллективный иск по поводу зависания экранов iPhone Технологии и медиа, 11:47 СМИ опубликовали видео с места взрыва у посольства КНР в Бишкеке Политика, 11:39 ФБР заподозрило российских хакеров во взломе систем подсчета голосов Технологии и медиа, 11:35 Инвесторы поставили на укрепление доллара Финансы, 11:19 Суд взыскал с IKEA свыше 500 млн руб. в пользу российского бизнесмена Бизнес, 11:15 ФСБ задержала на Дальнем Востоке поставщиков оружия Политика, 11:09 «Решения принимает клиент»: правила Евгении Тюриковой из Сбербанка Деньги, 11:04 СМИ сообщили о публичной казни в КНДР двух высокопоставленных чиновников Политика, 10:32
29 апр 2015, 11:19
Татьяна Алешкина
В национальной платежной системе произошел первый масштабный сбой
Фото: ТАСС
Война санкций
Германия призвала к новому договору с Россией о контроле над вооружениями 25 авг, 21:44 Илюмжинова отказались допустить на рейс в Нью-Йорк 25 авг, 14:41 Еще 2418 материалов
В работе Национальной системы платежных карт (НСПК) ночью, 29 апреля, произошел крупный сбой. В течение пяти часов не обслуживались операции по картам MasterCard и Visa. НСПК объяснила сбой проблемами с сетью.
Что случилось
«Система не работала пять часов — с 2:15 до 7:10 утра, операции по картам через нее не проводились», — рассказал сотрудник банка из топ-20. Сотрудник другого банка добавил, что была проблема с каналами связи и авторизацией. «Нам пришлось задействовать межхостовые соединения, чтобы не останавливать операции по картам, рынок не спал всю ночь, в НСПК очень долго решали проблему. Повезло, что ночью операций не так много, если бы днем случился такой сбой, был бы коллапс», — сказал он.
Позднее, в среду, в НСПК подтвердили наличие проблем в системе минувшей ночью. Как говорится в сообщении пресс-службы Национальной платежной системы, сбой не носил системный или программный характер. С 07:12 мск операции обрабатываются в штатном режиме. «Программное обеспечение (Front-office НСПК) работало и было доступно. Часть банков сохраняла работоспособность с НСПК, операции успешно обрабатывались», — говорится в сообщении. В НСПК уточнили, что более подробная информация будет предоставлена по мере получения результатов анализа причины временной недоступности.
Уже вечером в среду НСПК распространила сообщение, в котором заявила, что «причиной неполадок стал сбой сетевого (коммуникационного) оборудования». «Проблема вызвана неоптимальными межсистемными настройками на канальном оборудовании внешних подключений, находящихся вне периметра НСПК», — говорится в сообщении.
«По сети взаимодействуют серверы НСПК, которые выполняют разные функции, — говорит директор по процессингу Промсвязьбанка Александр Петров. – Видимо, связь прервалась из-за повреждения телекоммуникационного оборудования». Неизвестно, есть ли в сетевой инфраструктуре НСПК резервы, и если есть, то были ли они задействованы оперативно, говорит Петров. «Пять часов для восстановления работы сети — достаточно большой отрезок времени», — добавляет Петров.
«Внешний фактор — очень широкое понятие. Сеть — это по сути провода в земле, их мог повредить, например, бульдозер, здесь возникает вопрос — есть ли у такой масштабной и социально значимой структуры, как НСПК, альтернативные резервы, которые можно задействовать для того, чтобы обеспечить бесперебойность проведения операций», — рассуждает сотрудник банка из топ-10.
Первый сбой в системе
Это первый крупный сбой в работе НСПК. Ранее банки высказывали опасения, что возможны сбои из-за быстрого запуска системы.
«Сейчас мы пожинаем плоды скорости внедрения НСПК», — сказал сотрудник одного из банков. В конце марта некоторые банки предупреждали своих клиентов о возможных сбоях, связанных с переводом платежного трафика на НСПК. Так, Райффайзенбанк распространил сообщение, в котором попросил клиентов «отнестись с пониманием к глобальным для большинства российских банков изменениям и возможным неудобствам, вызванным техническими работами».
О возможных сбоях своих клиентов предупредил и ЮниКредит Банк, он разместил на своем сайте сообщение, в котором говорилось, что «переход на новую платформу может вызвать временные трудности, связанные с обработкой операций по пластиковым картам».
Российские банки были настроены более оптимистично. Опрошенные РБК в конце марта крупные банки, включая Сбербанк, говорили, что переход на НСПК пройдет незаметно и клиенты будут платить картами без проблем. Некоторые банки, такие как Сбербанк, ВТБ24, «Ренессанс Кредит», сообщили о переходе на НСПК на официальных сайтах и пообещали клиентам, что он пройдет безболезненно. «Мы уверены, что после подключения к НСПК процесс обслуживания карт наших клиентов будет максимально стабильным, надежным и комфортным, как и в настоящее время», — приводил Сбербанк слова директора управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Ростислава Яныкина.
«Высокая централизация несет в себе и высокие риски. Наиболее устойчиво работают максимально распределенные системы, с различными вариантами дублирования функций. Использование межхостовых соединений, которые банки выстроили между собой и которые сегодня фактически находятся под запретом, хороший механизм повышения надежности системы в целом», — говорит исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова.
Не все в НСПК
С 1 апреля в России заработала собственная система обработки платежей по банковским картам, к которой должны подключиться все банки, — она должна гарантировать проведение платежей внутри России вне зависимости от решений иностранных государств. Сейчас все операции по MasterCard идут через эту систему, Visa пока не завершила переход.​
Не все банки полностью перешли в национальную платежную систему по картам MasterCard. Например, операции по картам Ситибанка, у которого процессинговый центр расположен за рубежом, проходят через операционный центр MasterCard. Там осуществляется авторизация операции (запрос на ее проведение), а клиринг (закрытие операции) уже проводится в НСПК. Из-за этого банкоматы Ситибанка не могут принимать карты санкционных банков.
«Поскольку международные платежные системы не работают с санкционными банками, то операции по их картам «отбиваются» уже на первом этапе, при прохождении через MasterCard, и до национальной системы данные даже не доходят», — рассказывал РБК банкир, знакомый с ситуацией.