Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Великобритания раскрыла дату отказа от ставки LIBOR 19:19, Финансы Власти Германии потребовали отозвать 22 тыс. автомобилей Porsche 19:19, Бизнес Мария Шарапова получила приглашение на крупный турнир в США 19:14, Спорт В Москве на оборонном предприятии «Маяк» произошел пожар 19:06, Общество Адвокат Мары Багдасарян назвал ее задержание «подстроенным» 19:00, Общество ФНС перенесла на год публикацию финансовых данных о компаниях 18:58, Экономика ФАС нашла нарушения в аукционе Минобороны на 792 млн руб. 18:52, Политика «Одноклассники» покажут пользователям собственные сериалы и шоу 18:47, Технологии и медиа Ассоциация европейского бизнеса осудила новые антироссийские санкции 18:42, Политика «Где на Западе ровня Путину?»: чем известен преемник Чуркина в ООН 18:39, Политика Президент «Зенита» отреагировал на жест футболиста в адрес болельщиков 18:39, Спорт Власти потребовали от ИНИОНа выехать из здания в Москве за семь дней 18:37, Общество Пока не Китай: почему не срабатывают индийские реформы 18:34, Мнение Кадыров заявил о готовности уйти с поста и охранять мечеть в Иерусалиме 18:33, Политика Алексей Хотин предложил свой план спасения «Югры» 18:25, Финансы Путин назвал «шлифование мастерства» целью учений с Китаем 18:15, Политика АвтоВАЗ сократил убытки в шесть раз в первом полугодии 18:09, Бизнес Суд принял иск гуковских шахтеров к главе ВЦИОМа за фразу о «2% дерьма» 18:09, Общество Путин сравнил санкционную политику США с «бесконечным хамством» 17:55, Политика Приглашенные в отставку: карьера иностранных реформаторов на Украине 17:53, Фотогалерея  В Киеве сторонники Саакашвили подрались с полицией 17:45, Политика Эксперты предрекли России роль чистого заемщика 17:45, Экономика Социологи оценили шансы Савченко на президентство 17:33, Политика Путин пожалел о «принесенных в жертву» отношениях России и США 17:31, Политика Toyota представила новый внедорожник Fortuner для России 17:30, Авто Путин подписал закон об ужесточении ответственности для самогонщиков 17:27, Общество На юго-востоке Санкт-Петербурга загорелся ангар с химическими реактивами 17:06, Общество Анатомия ICO: токены приравняли к выпуску обычных акций 17:06, Финансы 
В национальной платежной системе произошел первый масштабный сбой
Война санкций, 29 апр, 2015 11:19
0
В национальной платежной системе произошел первый масштабный сбой
В работе Национальной системы платежных карт (НСПК) ночью, 29 апреля, произошел крупный сбой. В течение пяти часов не обслуживались операции по картам MasterCard и Visa. НСПК объяснила сбой проблемами с сетью.
Фото: ТАСС
Что случилось
«Система не работала пять часов — с 2:15 до 7:10 утра, операции по картам через нее не проводились», — рассказал сотрудник банка из топ-20. Сотрудник другого банка добавил, что была проблема с каналами связи и авторизацией. «Нам пришлось задействовать межхостовые соединения, чтобы не останавливать операции по картам, рынок не спал всю ночь, в НСПК очень долго решали проблему. Повезло, что ночью операций не так много, если бы днем случился такой сбой, был бы коллапс», — сказал он.
Позднее, в среду, в НСПК подтвердили наличие проблем в системе минувшей ночью. Как говорится в сообщении пресс-службы Национальной платежной системы, сбой не носил системный или программный характер. С 07:12 мск операции обрабатываются в штатном режиме. «Программное обеспечение (Front-office НСПК) работало и было доступно. Часть банков сохраняла работоспособность с НСПК, операции успешно обрабатывались», — говорится в сообщении. В НСПК уточнили, что более подробная информация будет предоставлена по мере получения результатов анализа причины временной недоступности.
Уже вечером в среду НСПК распространила сообщение, в котором заявила, что «причиной неполадок стал сбой сетевого (коммуникационного) оборудования». «Проблема вызвана неоптимальными межсистемными настройками на канальном оборудовании внешних подключений, находящихся вне периметра НСПК», — говорится в сообщении.
«По сети взаимодействуют серверы НСПК, которые выполняют разные функции, — говорит директор по процессингу Промсвязьбанка Александр Петров. – Видимо, связь прервалась из-за повреждения телекоммуникационного оборудования». Неизвестно, есть ли в сетевой инфраструктуре НСПК резервы, и если есть, то были ли они задействованы оперативно, говорит Петров. «Пять часов для восстановления работы сети — достаточно большой отрезок времени», — добавляет Петров.
«Внешний фактор — очень широкое понятие. Сеть — это по сути провода в земле, их мог повредить, например, бульдозер, здесь возникает вопрос — есть ли у такой масштабной и социально значимой структуры, как НСПК, альтернативные резервы, которые можно задействовать для того, чтобы обеспечить бесперебойность проведения операций», — рассуждает сотрудник банка из топ-10.
Первый сбой в системе
Это первый крупный сбой в работе НСПК. Ранее банки высказывали опасения, что возможны сбои из-за быстрого запуска системы.
«Сейчас мы пожинаем плоды скорости внедрения НСПК», — сказал сотрудник одного из банков. В конце марта некоторые банки предупреждали своих клиентов о возможных сбоях, связанных с переводом платежного трафика на НСПК. Так, Райффайзенбанк распространил сообщение, в котором попросил клиентов «отнестись с пониманием к глобальным для большинства российских банков изменениям и возможным неудобствам, вызванным техническими работами».
О возможных сбоях своих клиентов предупредил и ЮниКредит Банк, он разместил на своем сайте сообщение, в котором говорилось, что «переход на новую платформу может вызвать временные трудности, связанные с обработкой операций по пластиковым картам».
Российские банки были настроены более оптимистично. Опрошенные РБК в конце марта крупные банки, включая Сбербанк, говорили, что переход на НСПК пройдет незаметно и клиенты будут платить картами без проблем. Некоторые банки, такие как Сбербанк, ВТБ24, «Ренессанс Кредит», сообщили о переходе на НСПК на официальных сайтах и пообещали клиентам, что он пройдет безболезненно. «Мы уверены, что после подключения к НСПК процесс обслуживания карт наших клиентов будет максимально стабильным, надежным и комфортным, как и в настоящее время», — приводил Сбербанк слова директора управления банковских карт и расчетно-кассовых услуг Ростислава Яныкина.
«Высокая централизация несет в себе и высокие риски. Наиболее устойчиво работают максимально распределенные системы, с различными вариантами дублирования функций. Использование межхостовых соединений, которые банки выстроили между собой и которые сегодня фактически находятся под запретом, хороший механизм повышения надежности системы в целом», — говорит исполнительный директор ассоциации «Национальный платежный совет» Мария Михайлова.
Не все в НСПК
С 1 апреля в России заработала собственная система обработки платежей по банковским картам, к которой должны подключиться все банки, — она должна гарантировать проведение платежей внутри России вне зависимости от решений иностранных государств. Сейчас все операции по MasterCard идут через эту систему, Visa пока не завершила переход.​
Не все банки полностью перешли в национальную платежную систему по картам MasterCard. Например, операции по картам Ситибанка, у которого процессинговый центр расположен за рубежом, проходят через операционный центр MasterCard. Там осуществляется авторизация операции (запрос на ее проведение), а клиринг (закрытие операции) уже проводится в НСПК. Из-за этого банкоматы Ситибанка не могут принимать карты санкционных банков.
«Поскольку международные платежные системы не работают с санкционными банками, то операции по их картам «отбиваются» уже на первом этапе, при прохождении через MasterCard, и до национальной системы данные даже не доходят», — рассказывал РБК банкир, знакомый с ситуацией.