Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Счетная палата указала на манипуляции с пенсионными накоплениями граждан

Счетная палата предупреждает о рисках фальсификации заявлений граждан при смене пенсионного фонда. Схемы выявлены в ходе проверки процедур подачи заявлений граждан в электронной форме
Фото: Павел Смертин / ТАСС
Фото: Павел Смертин / ТАСС

Счетная палата выявила на рынке негосударственных пенсионных фондов (НПФ) несколько схем по фальсификации заявлений от граждан на переход из одной организации в другую, говорится в релизе контрольного ведомства.

Риски таких фальсификаций сосредоточены в работе удостоверяющих центров, генерирующих квалифицированную электронную подпись граждан, указывает Счетная палата. Удостоверяющие центры используют агенты (банки и сотрудники НПФ) негосударственных пенсионных фондов для подачи заявлений.

Всего Счетная палата проверила три НПФ, среди которых НПФ «Сбербанк», НПФ «Газфонд пенсионные накопления», НПФ «Электроэнергетики». В качестве агентов Счетная палата проверяла Сбербанк России, «Ханты-Мансийский банк Открытие», ОАО «Номос-Банк», Бинбанк, Газпромбанк, Совкомбанк, Промсвязьбанк, Военную страховую компанию, «Связной Логистика», Сетелем Банк. Период проверки охватывал 2012–2016 годы.

Пресс-служба НПФ «Газфонд пенсионные накопления» заявила, что «в данном контексте речь об НПФ «Газфонд пенсионные накопления» не идет». Как заявил директор по развитию НПФ «Сбербанк» Александр Прокопенков, все договоры, в том числе в электронном виде, заключались в соответствии с действующим законодательством, что подтверждается положительным решением ПФР по этим договорам и внесением изменений в единый реестр застрахованных лиц. «Ключевым агентом фонда является Сбербанк, партнерство с которым несет огромную социальную значимость и ответственность. Именно поэтому мы уделяем особое внимание технологичности и доступности всех процессов, тщательно изучая все юридические аспекты пенсионного законодательства», — уточнил Александр Прокопенков.

Пресс-служба НПФ «Электроэнергетики» не ответила на запрос РБК на момент публикации материала.

Как приходили заявки

Счетная палата выявила, что в ПФР от удостоверяющих центров массово поступали два заявления от одного клиента в один и тот же день (сроки выявления таких нарушений не уточняются). Одно было заявлением о смене пенсионного фонда, а второе — еще об одном переходе, обратном, — в НПФ, откуда клиент намеревался уйти на момент подачи первого заявления, говорится в пресс-релизе Счетной палаты. Также в ПФР поступали дублирующие заявления от одного и того же клиента. Согласно действующему законодательству при поступлении в один день нескольких заявлений от одного застрахованного лица ПФР должен отказать в их рассмотрении, напоминает Счетная палата.

В 2014 году ПФР запустил пилотный проект по подаче заявлений граждан при переводе пенсионных накоплений из одного пенсионного фонда в другой в электронной форме. После этого переходы стали осуществляться в том числе через агентов, сотрудничающих с удостоверяющими центрами.

Как заключила коллегия Счетной палаты, решение о проведении этого пилотного проекта принято ПФР самостоятельно, «с заинтересованными органами не согласовывалось, нормативная база не формировалась, критерии отбора территориальных органов ПФР для участия в пилотном проекте и удостоверяющих центров не устанавливались», указывается в пресс-релизе.

Главный канал

Канал подачи заявления — через агентов, а следовательно, и через удостоверяющий центр — наиболее популярный у граждан. В 2015 году объем таких заявлений составил 67%, а в 2016-м — более 87%, говорится в релизе Счетной палаты. Всего же объем переходной кампании по итогам 2016 года составил 6,5 млн заявлений, свидетельствуют данные ПФР.

Переходная кампания 2016 года вызвала недовольство граждан и участников рынка, так как почти половина заявлений не была рассмотрена ПФР. Как сообщал ПФР, наиболее частая причина отказа — это второе заявление с более поздней датой (56%).

Счетная палата утверждает, что канал подачи заявлений через удостоверяющий центр стал популярным из-за того, что клиентам были практически недоступны сервисы Единого портала госуслуг и личного кабинета застрахованного лица на сайте ПФР. «Возможность подачи заявлений для граждан через портал государственных услуг в полной мере реализована с марта 2017 года, через личный кабинет на сайте ПФР — с августа 2016 года», — утверждается в релизе Счетной палаты.

Как исправить ситуацию?

Действия аккредитованных удостоверяющих центров по передаче заявлений о смене страховщика в ПФР нуждаются в специальной проверке со стороны Минкомсвязи, считают в Счетной палате.

Удостоверяющие центры — серьезный источник проблем, признает президент пенсионной ассоциации АНПФ Сергей Беляков.

Ранее Минтруд по предложению ПФР выдвинул поправки в постановление правительства РФ от 20 декабря 2012 года №1352 «О порядке установления личности и проверки подлинности подписи застрахованного лица при подаче им заявлений по вопросам, связанным с формированием и инвестированием средств пенсионных накоплений, в форме электронных документов», писал РБК со ссылкой на источники, знакомые с инициативой. Эти поправки исключают возможность перевода накоплений через удостоверяющие центры, а значит, убивают агентский канал, пояснял собеседник РБК в одном из крупных пенсионных фондов.

В пресс-службе Минтруда заявили, что министерству известно о случаях, когда без ведома граждан либо когда граждане были введены в заблуждение недобросовестными участниками пенсионного рынка или их агентами в Пенсионный фонд Российской Федерации были направлены заявления о переводе пенсионных накоплений граждан в те или иные НПФ.​ «Несомненно, что данные случаи недопустимы и могут стать предметом внимания и реагирования Минкомсвязи России, правоохранительных и надзорных органов», — утверждают в пресс-службе Минтруда.

В настоящее время отделения ПФР приостановили прием электронных заявлений от удостоверяющих центров до получения результатов их проверки соответствующими государственными органами в соответствии с представлением Счетной палаты РФ.

Одновременно ПФР и ЦБ в настоящее время ведут работу по жалобам застрахованных лиц на неправомерный перевод средств пенсионных накоплений в НПФ.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "НПФ"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 18 апреля
EUR ЦБ: 100,28 (+0,34)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Курс доллара на 18 апреля
USD ЦБ: 94,32 (+0,25)
Инвестиции, 17 апр, 16:37
Почему гречку называют суперфудом: все преимущества продукта РБК и Мистраль, 14:04
Shkulev Media купил долю в онлайн-сервисе психологии Технологии и медиа, 14:04
«Желтый» уровень погодной опасности объявили в Москве из-за ветра Город, 14:02
Как детские травмы влияют на жизнь взрослого Pro, 13:59
Названы города России с самой дорогой и дешевой коммуналкой в 2024 году Недвижимость, 13:44
Посольство в Германии не получало информацию о задержании двоих россиян Политика, 13:41
Как оценить эффективность складской логистики — 6 показателей Pro, 13:39
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Из Буркина-Фасо за подрывную деятельность выслали трех дипломатов Франции Политика, 13:35
Росздравнадзор проверит частного нейрохирурга после данных о пострадавших Общество, 13:33
Западный инвестор онлайн-казино на Украине пожаловался на вымогательство Бизнес, 13:33
МИД заявил об ожидании от Армении разъяснений по соглашениям с США и ЕС Политика, 13:26
Новый Булычев: каким получился фильм «Сто лет тому вперед» Life, 13:10
Как новый сервис Chat&Sign меняет бизнес-процессы российских компаний Отрасли, 13:10
L'Equipe сообщила, что Головин пропустит остаток сезона из-за травмы Спорт, 13:07