Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

ВТБ сделает ставку на клиентов с зарплатой до 40 тыс. руб.

Почему банк решил поменять стратегию
Первый зампред ВТБ Печатников: ВТБ начнет выдавать кредиты до зарплаты и рассрочки
ВТБ намерен активизировать работу в массовой рознице, запустив кредиты до зарплаты и рассрочки. В сегменте состоятельных клиентов банку уже трудно расти, а в низкобюджетном есть потенциал, объясняет зампред ВТБ
ВТБ VTBR ₽0,02074 +4,93% Купить
Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости
Фото: Светлана Шевченко / РИА Новости

ВТБ к 2024 году подготовится к выходу в сегмент массовой розницы, работа с менее обеспеченными клиентами станет частью новой стратегии группы, рассказал журналистам заместитель председателя правления госбанка Анатолий Печатников. Речь идет о продуктах, которые сейчас в основном предлагают микрофинансовые организации (МФО), и о рассрочках. Целевая аудитория — клиенты с доходом до 40 тыс. руб. в месяц. По данным Росстата за февраль, средний уровень зарплаты в России составил 65,1 тыс. руб.

«Мы запускаем новые формы кредитования, кредиты на малые суммы, материальные и нефинансовые программы для семей с детьми и пенсионеров. Будем развивать рассрочки, кредиты до зарплаты, сберегательные продукты для массового сегмента», — сказал Печатников. Он уточнил, что новые кредитные продукты будут продвигаться всеми банками группы: помимо ВТБ в нее входят недавно присоединенные «Открытие» и крымский РНКБ, у ВТБ также осталась неконтрольная доля в Почта Банке.

ВТБ начал оформлять «кредиты-малыши»
Финансы
Фото:Михаил Гребенщиков / РБК

Изменение стратегии и активизация работы в массмаркете необходимы ВТБ, чтобы продолжать расти в рознице, пояснил топ-менеджер.

«Видим серьезный потенциал роста в этой сфере, так как по состоятельному сегменту наша рыночная доля по числу активных клиентов среди банкиризированного населения (тех, кто пользуется банковскими услугами. — РБК) уже больше 30%, там объективно есть предел роста», — сказал Печатников. По его словам, доля ВТБ в массмаркете гораздо ниже — около 7%, поскольку банк, например, меньше представлен в небольших населенных пунктах и преимущественно охватывает города с населением от 100 тыс. человек. Задача группы — нарастить присутствие до «справедливой доли» в 25%, но к какому году будет достигнут этот целевой параметр, Печатников не раскрыл.

Какие шаги по выходу в низкобюджетный сегмент уже сделала группа ВТБ

ВТБ 21 апреля сообщил о старте выдач нового типа кредитов для клиентов — физических лиц. Это «кредит-малыш» на сумму от 5 тыс. до 30 тыс. руб. сроком до 11 месяцев. До запуска этого продукта банк анализировал именно рынок микрофинансов, пояснял замруководителя департамента кредитного розничного бизнеса ВТБ Евгений Благинин.

14 марта Почта Банк, доля в котором есть у ВТБ, учредил микрокредитную компанию «Финпост», следует из выписки ЕГРЮЛ. Уставный капитал компании — 5 млн руб., основной вид деятельности — микрофинансирование.

Как решение ВТБ оценивают эксперты

ВТБ не первый банк, решивший выйти в сегмент микрокредитования. В мае 2021-го Сбербанк стал предлагать клиентам займы до зарплаты на сумму от 1 тыс. до 30 тыс. руб. со сроком погашения один месяц. Похожие продукты есть в линейке Альфа-банка и Почта Банка.

Программа развития РБК Pro Освойте 52 навыка за год
Программа развития — удобный инструмент непрерывного обучения новым навыкам для успешной карьеры

В последние годы закредитованность населения в России выросла, качественных заемщиков стало меньше, и это дает основания для обострения конкуренции банков и МФО, замечает управляющий директор «Эксперт РА» по валидации Юрий Беликов. Он, впрочем, считает, что банки не заинтересованы бороться за всю клиентскую базу МФО, а пытаются «собрать сливки» в виде заемщиков «с хорошей платежной дисциплиной, пусть и по микрозаймам».

ВТБ пока намерен предлагать новые продукты в массмаркете только действующим клиентам, отметил Печатников: «Пока предложения будут адресованы преимущественно нашим клиентам. Хотя у нас небольшая рыночная доля в массовом сегменте, эта аудитория — миллионы человек». Он добавил, что кредиты обычно не являются продуктом для привлечения новых заемщиков в банк.

Выход ВТБ в сегмент кредитования малообеспеченных граждан Беликов считает стратегически правильным. «Ставка на рост за счет премиальных и просто состоятельных клиентов сейчас действительно едва ли могла себя оправдать. Состоятельный сегмент уже окучен и разделен. А переманивать таких клиентов из одного банка в другой сложно с учетом их консервативности», — заключает эксперт.

ВТБ раскрыл рекордный убыток за 2022 год
Финансы
Фото:Владимир Астапкович / РИА Новости

Аналитик инвестбанка «Синара» Ольга Найденова тоже считает этот шаг позитивным с точки зрения оценки инвестиционной привлекательности ВТБ.

«Инвесторы недолюбливали ВТБ, в частности, из-за довольно высокой доли единоразовых доходов, крупных сделок, заметно снижавших предсказуемость результата. Такая розница — это механизм, который должен формировать предсказуемый финансовый результат», — объясняет она, добавляя, что вклад этого сегмента в прибыль вряд ли будет большим. Объем розничного кредитного портфеля ВТБ заметно превышает совокупный портфель займов МФО физлицам — 5,1 трлн руб. по итогам первого квартала (данные отчетности банка) против 291 млрд руб. на конец 2022 года (данные ЦБ по рынку МФО, .pdf).

«Экспансия в микрокредитный сегмент, по-видимому, имеет определенный смысл. Из-за ухудшения ситуации в экономике и роста неопределенности российские банки в прошлом году заметно снизили долю одобрений потребительских кредитов. И запуск микрокредитных продуктов может быть предназначен для того, чтобы сохранить тех клиентов, которым было отказано в получении классического кредита, а также для привлечения новых, в том числе переманивания их у МФО», — рассуждает аналитик «Финама» Игорь Додонов. Расчет также может состоять в том, что при улучшении экономической ситуации в стране эти клиенты смогут перейти в более высокую категорию и претендовать на обычные кредитные продукты, добавляет он.

«В то же время в сегменте микрокредитов уже работают несколько крупных банков, в том числе и системно значимых. Некоторые предлагают собственные микрокредитные продукты, другие имеют дочерние МФО. Так что занять значительную долю этого рынка, думаю, будет непросто», — замечает Додонов. Сложно сказать, насколько это выгодный сегмент для банков, поскольку просрочка в МФО гораздо выше, и если микрокредитные компании могут компенсировать это сверхвысокими ставками, то ставки по потребительским кредитам в банках ограничиваются регулированием ЦБ, заключает эксперт.

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Банки"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Следователи нашли схрон с оружием террористов из «Крокуса» Общество, 10:31
Бах заявил о решении России и Украины не бойкотировать Олимпиаду Спорт, 10:26
В клубе КХЛ назвали имя нового главного тренера после провального сезона Спорт, 10:23
Совокупный убыток СПБ Биржи сократился почти вчетверо в 2023 году Инвестиции, 10:23
Минэнерго Украины сообщило о последствиях массированной атаки Политика, 10:21
Doge, Pepe и быстрое обогащение: почему «выстрелили» мемкоины Pro, 10:19
В Армении запретили трансляцию передач Владимира Соловьева Технологии и медиа, 10:15
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
The Korea Herald извинилась за карикатуру о теракте в «Крокусе» Общество, 10:15
Как подключить оплату картами за несколько часов РБК и БСПБ, 10:13
Конституционный суд обязал районные рассматривать дела о домашнем насилии Общество, 10:11
В Петербурге продлили антикоронавирусные ограничения Общество, 10:05
В Garantex прокомментировали расследование США и Британии против биржи Крипто, 10:05
Крипта от Telegram: почему популярность детища Дурова стремительно растет Pro, 09:53
Лавров заявил об «осаде» российских посольств на Западе Политика, 09:46