Перейти к основному контенту
Финансы ,  
0 

Верховный суд поддержал нефтетрейдеров в споре о налоговых льготах

Верховный суд разрешил давний спор экспортеров и перевозчиков нефти о налоговых льготах — цена в контракте является окончательной независимо от последующих решений ФНС. Эксперты предрекают рост цен на перевалку экспортной нефти
Фото: Сергей Карпухин / Reuters
Фото: Сергей Карпухин / Reuters

16 ноября Верховный суд (ВС) рассмотрел иск нефтяного перевозчика «Транснефть-терминал» (дочерняя структура «Транснефти») к компании «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» о компенсации доначисленных налогов и вынес решение в пользу ответчика.

Суть дела заключалась в том, что ФНС доначислила ​истцу — «Транснефть-терминалу», который заключил с «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» договор на перевалку нефти, НДС 18% к цене перевозки, и тот обратился в суд, чтобы возместить эти расходы за счет заказчика. ВС ему в этом отказал (резолютивная и мотивировочные части решения еще не обнародованы).

Третьими лицами, не заявившими самостоятельных требований, к процессу были привлечены нефтетрейдеры Gunvor SA и Litasco, а также «Роснефть» и «Газпром Нефтехим Салават», общие экономические интересы которых были затронуты в этом деле.

Решение Верховного суда, вставшего на сторону «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед», а также поддерживавших ее позицию трейдеров, считают опрошенные РБК юристы, приведет к тому, что теперь перевозчики будут крайне осторожно применять нулевую ставку НДС при транспортировке экспортируемой нефти.

Трехлетние тяжбы

Контракт между истцом и ответчиком был заключен несколько лет назад. Согласно ему, в 2012 году «Транснефть-терминал» производил перевалку дизельного топлива заказчика на терминале «Шесхарис» (Новороссийск). Нефтепродукты предназначались к отправке за рубеж, и к услугам перевалки стороны договорились применить ставку НДС 0% (ст. 164 НК). В результате они согласовали тариф в размере $10 без НДС за перевалку 1 т жидкого топлива. Общий объем услуг перевалки в рамках контракта составил более $15 млн. Для подтверждения права на льготу «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» передал «Транснефть-терминалу» документы, подтверждающие фактический экспорт топлива (ст. 165 НК).

В 2014 году налоговая инспекция провела проверку «Транснефть-терминала». По ее результатам ФНС сочла, что компания не может подтвердить экспортный характер услуг документально, и доначислила налог в размере свыше $2 млн. «Транснефть-терминал» оспорил решение ФНС в суде, но проиграл.

Тогда компания решила попытаться компенсировать свои расходы за счет «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед». После двух лет тяжб кассационная инстанция в конце концов решила спор в пользу «Транснефть-терминала».

Но «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» подал жалобу в Верховный суд. С аналогичной самостоятельной жалобой в ВС обратился в рамках этого же спора трейдер Gunvor SA, которого СМИ называли аффилированным с «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед».

Фото: Александр Натрускин / THI / Reuters

В границах кодекса

Налоговый кодекс содержит целый ряд условий, которые должны быть соблюдены, чтобы компания могла претендовать на нулевую ставку НДС при транспортировке предназначенной к экспорту нефти (ст. 164 и 165).

«Нулевая ставка применяется к услугам по транспортировке нефти, предназначенной на экспорт, — поясняет партнер TertychnyAgabalyan Марат Агабалян. — Но простого подтверждения, что нефть действительно вывезена за рубеж, недостаточно для использования льготы. Сделка должна соответствовать ряду критериев, установленных НК. Но эти критерии размыты и нечетки, соблюсти их сложно, а иногда и просто невозможно. Одна оплошность — и налоговая инспекция доначислит налог».

В случае с «Транснефть-терминалом» причиной решения ФНС о доначислении налога стало то обстоятельство, что терминал «Шесхарис», через который происходила перевалка нефти, находится за пределами Новороссийского морского порта. Между тем Налоговый кодекс определяет процесс перевалки следующим образом: «Под перевалкой в целях настоящей статьи понимаются погрузка, выгрузка, слив, налив, маркировка, сортировка, упаковка, перемещение в границах морского, речного порта». Именно условие о границах ФНС и сочла невыполненным.

«Выиграть у ФНС в суде также очень сложно, — говорит Агабалян. — До решения ВС компании могли требовать у контрагентов возмещения убытков на основании решения ФНС о доначислении налога. Теперь Верховный суд закрыл эту возможность. Поэтому применять нулевую ставку перевозчики станут с крайней осторожностью».

Что давала льгота

Позиция нефтетрейдеров с самого начала состояла в том, что зафиксированная в контракте цена является окончательной, даже если впоследствии ФНС сочтет, что ставка НДС была сторонами определена неверно. «Грозная тень Налоговой службы незримо присутствует в зале и мешает судам», — заявил представитель «Порт Юнион Ойл Экспорт лимитед» в Верховном суде.

Применение ставки НДС 18% в контрактах на перевалку ведет к удорожанию общей стоимости транспортировки. Учитывая объемы рынка, речь может идти о внушительных суммах, считают эксперты. По данным сайта Ассоциации морских портов России, объем перевалки экспортных грузов в портах за четыре месяца 2017 года составил 197 млн т. Из этого количества более половины составляют нефть и нефтепродукты.

По оценке аналитика компании «Алор Брокер» Кирилла Яковенко, примерный объем вывезенных из России морем нефти и нефтепродуктов составит в 2017 году 350 млн т. При среднегодовой цене $52 за баррель нефти марки Brent выручку экспортеров можно оценить примерно в $130 млрд в год. Стоимость (с учетом перевалки) доставки этого объема экспортных нефти и нефтепродуктов в порт составит около $11,5 млрд, считает Кирилл Яковенко.

Схожим образом оценивает объем рынка старший директор EMEA FitchRatings Максим Эдельсон: «Стоимость транспортировки нефти и нефтепродуктов от нефтехранилища до порта может достигать 10% от экспортной цены сырья в зависимости от расстояний. Общий годовой объем услуг по отрасли оценивается минимум в $10 млрд без НДС. Несложно подсчитать, что применение льготного налогообложения позволяет участникам нефтяного сектора экономить более $1,5 млрд в год».

Победителей нет

Участвовавшие в судебном процессе в качестве третьих лиц нефтетрейдеры и экспортеры не ответили на запрос РБК о том, как решение под делу «Транснефть-терминала» повлияет на их интересы. В ФНС России тоже отказались давать ему оценку. «Это корпоративный спор между компаниями, ФНС России в нем не участвовала», — сообщили РБК в пресс-службе налогового ведомства.

Решение суда затрагивает экономические интересы всех компаний, участвовавших в процессе экспорта нефти — трейдеров, добывающие компании, перевозчиков, говорит юрист компании «Лемчик, Крупский и партнеры» Екатерина Соколова. «НДС — косвенный налог, который компании выставляют друг другу по цепочке», — поясняет она. «Каждая компания, которая участвует в транспортировке сырья, добавляет к начальной стоимости услуг не только свою прибыль, но и НДС», — говорит руководитель группы разрешения налоговых споров Goltsblat BLP Александр Ерасов. При этом она начисляет налог с выручки и принимает к вычету сумму «входящего» НДС, уплаченную контрагентам-поставщикам. Разницу между двумя этими величинами компания уплачивает в бюджет.

В данном случае «Транснефть-терминалу» пришлось заплатить доначисленный налог из собственных средств. Соответственно, прибыль компании уменьшилась на эту сумму.

Впрочем, и для формально выигравших трейдеров решение Верховного суда не носит однозначно позитивного характера. Отказ перевозчиков от использования нулевой ставки НДС по услугам транспортировки и перевалки нефти приведет к удорожанию этих услуг на сумму добавленного налога, то есть на 18%.

«Применение ставки НДС 18% невыгодно трейдерам и экспортерам нефти, — считает руководитель департамента налоговой безопасности, международного планирования и развития «КСК групп» Роман Шишкин. — Крупные трейдеры, работающие в секторе нефтяного экспорта России, зарегистрированы за рубежом. Они просто не смогут возместить уплаченный в России НДС».

«Иностранные компании, зарегистрированные за рубежом, разумеется, НДС в России не уплачивают, — говорит Александр Ерасов. — И НДС, предъявленный им в составе общей стоимости услуг перевозки, для них является просто увеличением цены на 18%».

По мнению Романа Шишкина, решение ВС будет иметь прецедентный характер. «Это первый спор между трейдером и перевозчиком, который рассмотрел Верховный суд. До сих пор была практика противоречивой, четкие ориентиры отсутствовали. По данному делу апелляционная инстанция дважды выносила прямо противоположные решения. И оба раза эти решения были отменены в кассационной инстанции», — резюмирует эксперт.

«Решение ВС, безусловно, будет определяющим для решений судов в аналогичных спорах между компаниями», — соглашается Екатерина Соколова.

НДС преткновения

О том, кто должен платить НДС, экспортеры и перевозчики нефти спорят с середины 2000-х годов, рассказывает Александр Ерасов. Перед погрузкой на танкер экспортное сырье доставляется до порта железной дорогой либо по системе нефтепроводов. По поводу того, в каких случаях к цене перевозки сырья до порта и перевалки на танкер нужно добавлять НДС, компании судились как с ФНС, так и между собой.

Судебная практика была весьма противоречива. В 2009 году президиум Высшего арбитражного суда (ВАС) рассмотрел спор между компаниями «Газпромнефть» и «Транснефть». Основанием для спора, как и сейчас, было решение ФНС о неправильно примененной ставке налога, но ситуация была обратной — стороны применили ставку 18%. Тогда ВАС счел ее применение необоснованным и обязал «Транснефть» вернуть полученный от экспортера НДС. После решения ВАС в суды стали поступать иски от экспортеров нефти к перевозчикам, которые удовлетворялись судами.

В 2011 году в гл. 21 Налогового кодекса были внесены поправки — изменились критерии сделки, при которых допускается применение нулевой ставки налога. Споры между перевозчиками и экспортерами вспыхнули с новой силой, поскольку ФНС продолжила выносить решения о неправильно примененной ставке налога.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 19 апреля
EUR ЦБ: 100,53 (+0,25)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Курс доллара на 19 апреля
USD ЦБ: 94,09 (-0,23)
Инвестиции, 18 апр, 16:37
Губернатор Ставрополья исключил угрозу жизни летчикам упавшего Ту-22М3 Общество, 11:09
Внутренний рынок конечен. Где ждут российские IТ-решения Pro, 10:59
В Кельне снова начали дело о пропаже экс-владельца OBI Хауба Общество, 10:59
Reuters узнал, что Иран не будет «немедленно реагировать» на ночную атаку Политика, 10:57
Военная операция на Украине. Главное Политика, 10:56
В Башкирии погибли пять человек в аварии с поливальной машиной Общество, 10:49
СК провел обыски у журналистки «Фонтанки» Общество, 10:48
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
В Мексике футболиста отстранили за попытку помешать сопернику лазером Спорт, 10:43
Иран заявил об отсутствии ущерба от последней израильской атаки Политика, 10:42
Сбербанк назвал топ-5 самых торгуемых среди своих клиентов акций Инвестиции, 10:29
Есть ли у рупии шанс стать мировой валютой — The Economist Pro, 10:29
В Литве начались военные учения США «Удар меча» Политика, 10:25
NASA сообщило о взрыве уникальной звезды в 2024 году Общество, 10:24
Российский призер Олимпиады в плавании Морозов завершил карьеру Спорт, 10:20