Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
Россия снизила добычу нефти сверх требований по сделке с ОПЕК 15:02, Экономика В Москве прошел митинг ученых. Фоторепортаж 15:02, Фотогалерея Минобороны согласовало эскизный проект перспективного эсминца «Лидер» 14:59, Политика В Роскомнадзор поступило три ложных уведомления о регистрации Telegram 14:59, Технологии и медиа Кремль призвал «адекватно» отнестись к мемориальной доске Сталину в МГЮА 14:38, Общество Евросоюз продлил на полгода секторальные санкции против России 14:31, Политика Власти оценили ущерб от закрытой по поручению Путина свалки в Подмосковье 14:29, Общество Минобороны пообещало спроектировать новый авианосец до 2025 года 14:25, Технологии и медиа Кремль заявил о «занимающих годы» поисках заказчиков убийства Немцова 14:22, Политика В «Почте России» раскрыли мошенническую схему на «сотни миллионов» рублей 14:17, Общество Сенаторы поддержали создание реестра чиновников-коррупционеров 14:06, Политика Два футболиста сборной России перешли в «Зенит» 14:04, Спорт Разработчик пообещал «Адмиралу Кузнецову» 20 лет службы после ремонта 13:59, Политика Сенатор предложил блокировать в России иностранные СМИ на русском 13:59, Общество Совфед поддержал закон о реновации 13:56, Политика Кремль заявил об устойчивой работе президентского ресурса после кибератак 13:48, Политика Совфед одобрил назначение прокурора Бурятии главным военным прокурором 13:40, Политика На митинге ученых потребовали прекратить «удушение науки» 13:31, Общество Депутаты Госдумы предложили отменить роуминг внутри России 13:23, Технологии и медиа Три страны Евросоюза увеличат расходы на оборону 13:22, Политика В ЛНР ответили на сообщения о пленении на Украине российского разведчика 13:21, Политика Поразивший Европу вирус Petya распространился на Индию и Китай 13:19, Общество В центре Москвы снимут часть дорожных знаков 13:14, Авто Власти Подмосковья отказались от создания мусорных полигонов у жилья 13:12, Общество Илья Ковальчук начал переговоры с клубом НХЛ 13:03, Спорт Эксперты исключили связь атаковавшего сети вируса с «семейством Petya» 12:57, Общество
Банки проследят за клиентами в соцсетях
Финансы, 07 окт, 2014 20:05
0
Банки проследят за клиентами в соцсетях
Банки будут оценивать кредитоспособность заемщиков с помощью социальных сетей. По данным РБК, до конца года скоринг по соцсетям запустит Альфа-банк. О запуске пилотных проектов в этой сфере РБК также сообщили представители банков «Хоум Кредит», «Тинькофф кредитные системы» и ОТП
Фото: ТАСС

О том, что Альфа-банк тестирует систему оценки заемщиков с помощью соцсетей, РБК сообщил источник в компании, разрабатывающей этот проект, и подтвердил собеседник в Альфа-банке. «Банк заключил договор на скоринг в соцсетях летом этого года и сейчас завершает внедрение. Планируется запустить проект в промышленную эксплуатацию к концу 2014-го», – сказал источник в компании-разработчике проекта. Пресс-служба Альфа-банка не комментирует эту информацию.

Четверо смелых

И хотя банки неохотно рассказывают о своих планах по скорингу в соцсетях, опасаясь негативной реакции потенциальных заемщиков, представители еще нескольких банков также признались РБК о тестировании подобных проектов.

«В данный момент мы проводим пилотный проект скоринга заемщиков по информации в социальных сетях и адаптируем скоринговую модель под изменившиеся подходы банка к оценке клиентов», - заявил руководитель направления анализа кредитных рисков и процессов одобрения банка «Хоум Кредит» Александр Поляков.

ОТП Банк, как сообщил его зампред правления Сергей Капустин, активно участвует в тестировании новых методов, позволяющих улучшить качество принятия решений. «К таким методам относится и скоринг в социальных сетях», уточнил Капустин.

Использует соцсети в своей работе с заемщиками также ТКС Банк, но пока только в случае, если клиент сам дает свой аккаунт кредитору. Принятие решений в ТКС Банке, говорят его представители, строится на анализе больших массивов данных, и для более точной настройки скоринговых моделей банк стремится максимизировать количество источников информации. По сведениям пресс-службы ТКС, сейчас кредитная организация может использовать социальные сети как инструмент скоринга, если потенциальный клиент сам в своей кредитной заявке указал свои контакты в соцсетях.

«Скоринг в соцсетях одна из составляющих в оценке заемщиков. Мы не преувеличиваем его значение, но чем больше мы знаем информации о клиенте, тем легче нам принять кредитное решение,  сказал РБК председатель совета директоров ТКС Банка Олег Тиньков.  Изучаем, с кем дружит клиент, на что подписан, как давно создан аккаунт. Например, мы смотрим e-mail пользователя: чем длиннее адрес, тем выше кредитный риск. Если адрес короткий, значит, он создан потенциальным заемщиком давно, возможно, еще в студенческие годы, и не менялся последние лет десять».

Длина имеет значение

Тема сбора информации о заемщиках в соцсетях муссируется уже несколько лет, но пока ни один банк в полной мере не реализовал у себя эту идею. Теперь в ситуации, когда темпы роста розничного кредитования стремительно снижаются, банки готовы использовать любые ресурсы, чтобы узнать о клиенте как можно больше информации, которая говорит о его поведении в разных сферах жизни и может повлиять на принятие решения о выдаче кредита. По данным компании Sociohub (предоставляет аутсорсинговые услуги финансовым организациям по скорингу в соцсетях), опубликованным на ее сайте, благодаря соцсетям банк может получить анкетные данные клиента, включая данные о месте учебы и работы, информацию о его социальных связях, в том числе друзьях, интересах, путешествиях, активности как сетевого пользователя. При этом учитываются различные аспекты: сколько времени в день клиент проводит в соцсетях, его окружение (друзья), в каких группах он состоит, где проводит отпуск и другое.

«Мы в первую очередь смотрим на фундаментальные вещи: проверяем, существует ли такой аккаунт, смотрим, насколько он давно зарегистрирован, сколько у него друзей, насколько пользователь активен, отметили в пресс-службе ТКС Банка. Если аккаунт зарегистрирован достаточно давно, у пользователя много друзей, он довольно активен, это дает нам основания полагать, что это реальный человек, который вряд ли является мошенником».

По словам Сергея Капустина из ОТП Банка, в процессе тестирования скоринга с помощью соцсетей изучается, возможно ли анализировать таким образом платежеспособность потенциального заемщика на основании информации о том, кто формирует круг его общения, как долго он присутствует в соцсетях. «Например, если в числе друзей и знакомых человека есть люди с положительной кредитной историей и безупречной платежной дисциплиной, это может стать дополнительным плюсом при принятии решения», пояснил Капустин.

Все эти факторы, по мнению банкиров, могут влиять на платежную дисциплину заемщика. Скажем, если человек отдыхает на дорогих курортах, то это при получении кредита является плюсом, так как подтверждает его высокие доходы. Если же весь день клиент постоянно оставляет комментарии в соцсети  это минус, поскольку может означать, что он мало времени отдает работе. На решение о выдаче кредита, если верить Sociohub, может даже повлиять то, использует ли клиент в онлайн-общении ненормативную лексику или тюремный жаргон.

Соцсети могут быть пригодиться и с точки зрения защиты от мошенничества. Например, с их помощью можно установить, есть ли связь между банковским работником, выдавшим кредит, и должником по этому займу.

Как объяснил гендиректор компании Double Data (предоставляет финансовым организациям решения в сфере обработки большого объема данных, в том числе скоринг по соцсетям) Максим Гинжук, банк получает информацию из соцсетей в течение нескольких секунд после запроса. Найти удается около 60% из числа запрошенных клиентов – это те, кто есть в соцсетях и чьи профили полностью не закрыты от посторонних (система работает только с открытыми данными и не имеет доступа к закрытой информации). При этом точность найденных сведений составляет, по словам Гинжука, 99,8%.

Соцсети – не панацея

Банкиры рассчитывают, что информация из социальных сетей позволит расширить объем анализируемых данных при выдаче кредита и более эффективно управлять процессом одобрения заявок, по возможности минимально снижая уровень одобрения кредитов. Чем больше информации о заемщике, тем ниже риски невозврата кредита и процент ошибки банка в оценке платежеспособности клиента.

«В текущих условиях повышенной закредитованности оценка заемщиков по информации из его анкеты и бюро кредитных историй позволяет снизить риски кредитования, только снизив уровень одобрения, комментирует Поляков из «Хоум Кредита». Поэтому банки разрабатывают новые инструменты для построения скоринговых моделей, которые основываются на косвенной информации о заемщике».

Но соцсети – не панацея. Это скорее дополнительный способ. В первую очередь банкиров интересует возможность подключения к государственным базам данных, таких как база Пенсионного фонда России и Федеральной налоговой службы, которые содержат информацию о реальном финансовом положении заемщика и его платежной дисциплине.

Но пока доступ, к примеру, к базе ПФР имеет ограниченное число кредитных организаций, в первую очередь Сбербанк. Так, в пресс-службе ТКС Банка сказали, что если бы банк имел доступ к этим базам, анализ профилей в соцсетях был бы не нужен. «К сожалению, в отличие от ряда крупных государственных банков у нас отсутствует доступ к базам данных ПФР и налоговой службы, которые позволяют получать самую объективную информацию о финансовом состоянии клиентов. Отсутствие такого доступа делает наши процедуры скоринга более дорогими», пояснили в пресс-службе ТКС Банка.

Кроме того, объем информации, которую банк может получить через соцсети, ограничен, отмечают в ТКС Банке. «Во-первых, часто такая информация ограничена личными настройками доступа, во-вторых, иногда она не отражает реальное положение дел», заключил официальный представитель ТКС Банка.