Пожалуйста, отключите AdBlock!
AdBlock мешает корректной работе нашего сайта.
Выключите его для полного доступа ко всем материалам РБК
Лента новостей
СМИ сообщили о задержании в Москве активистов за листовки Навального 14:09, Общество CNN удалил материал о связях Трампа с российским фондом 13:41, Технологии и медиа Мутко прокомментировал возможные санкции против России за Сочи-2014 13:31, Спорт Более 5 тыс. жителей Крыма остались без электричества из-за грозы 13:09, Общество «Система» предложила решить спор с «Роснефтью» независимой экспертизой 12:55, Бизнес Экс-топ-менеджмент госпредприятия Украины заподозрили в присвоении $5 млн 12:11, Финансы СМИ рассказали о начале изучения в Кремле отношения россиян к Навальному 12:07, Общество СМИ сообщили о переходе в «Зенит» двух новичков стоимостью €70 млн 12:02, Спорт Число жертв отравления алкоголем в Подмосковье выросло до пяти 11:57, Общество Поезд насмерть сбил женщину с ребенком на руках в Подмосковье 11:24, Общество В Армении перевернулся автобус с военнослужащими 10:20, Общество Россия подписала с Латакией соглашение о прекращении огня в Сирии 09:19, Политика Иванку Трамп допросят по делу о плагиате дизайна обуви 08:20, Общество В США полицейский по ошибке застрелил своего коллегу-афроамериканца 07:16, Общество Глава СДПГ сравнил действия Трампа и Путина с авторитарными режимами 06:17, Политика В Китае после схода оползня под завалами оказались более ста человек 05:14, Общество В США торнадо повредил «самолеты судного дня» 05:08, Общество Жителям США надоело расследование конгресса о России 04:38, Политика В Венесуэле при нападении на здание парламента пострадали четыре человека 03:56, Политика МИД Катара ответит на требования арабских стран 03:22, Политика В России школьники отметили выпускной. Фоторепортаж 03:15, Фотогалерея В Донбассе начало действовать «хлебное перемирие» 02:48, Политика Moody’s впервые за два года повысило рейтинг Греции 02:45, Экономика В Минобороны рассказали о выведенном на орбиту спутнике 02:12, Технологии и медиа Трамп учредил комиссию по защите американских выборов от хакеров 01:51, Политика Жертвами взрывов в Пакистане стали 40 человек 01:48, Политика SpaceX вывела на орбиту первый болгарский телекоммуникационный спутник 01:16, Технологии и медиа NYT сообщила о переговорах между США и Сирией о похищенном американце 00:51, Политика
Власти решили помочь РЖД за счет пенсионных фондов
Финансы, 03 июл, 2015 17:59
0
Власти решили помочь РЖД за счет пенсионных фондов
Минэкономразвития агитирует негосударственные пенсионные фонды вкладывать деньги в облигации госкомпаний - "Роснефти" и РЖД. Фонда национального благосостояния на все проекты не хватит - тут пенсионные деньги и пригодятся.
Фото: ТАСС

На вторник, 7 июля, в Минэкономразвития назначена встреча с участием представителей негосударственных пенсионных фондов и РЖД, рассказал РБК топ-менеджер крупного НПФ, который приглашен на это совещание. Представитель РЖД подтвердил факт запланированной встречи, но отказался от подробных комментариев. На совещании будут обсуждать возможность инвестирования пенсионных накоплений «в инфраструктурные проекты, реализуемые ОАО «РЖД», указано в приглашении (есть у РБК), подписанном замминистра экономического развития Николаем Подгузовым.

Цель совещания — убедить пенсионные фонды вкладывать в инфраструктурные проекты через длинные финансовые инструменты, говорит знакомый с позицией РЖД источник. «Сейчас фонды вкладывают пенсионные деньги в короткие инструменты с гарантированной доходностью. На встрече представители ведомства хотят продемонстрировать, что есть такие же инструменты с доходностью выше инфляции, но длинные», — рассказал РБК источник, знакомый с позицией РЖД.

Где взять 145 млрд рублей

У РЖД есть четыре инфраструктурных проекта: приобретение локомотивов, строительство восточной части БАМа, а также железнодорожных веток к портам северо-запада России и Азово-Черноморского бассейна. Финансировать эти проекты планируется с помощью средств Фонда национального благосостояния (ФНБ) через инфраструктурные облигации. В декабре 2014 года премьер-министр Дмитрий Медведев распорядился выделить 100 млрд руб. из ФНБ на четыре инвестпроекта РЖД по следующей схеме: монополия выпускает облигации в пользу ВТБ, а банк их выкупает на средства, которые ему выделяет ФНБ.

В марте 2015 года совет директоров РЖД принял решение разместить 11 выпусков инфраструктурных облигаций на общую сумму 145 млрд руб. В этом году будет размещена только часть этих бумаг, говорил ранее РБК представитель монополии. Согласно данным на сайте компании, уже размещено 45 млрд руб. 

Ранее ТАСС со ссылкой на источник в кабинете министров сообщал, что у РЖД могут возникнуть проблемы с получением средств из ФНБ. Источник РБК, близкий к РЖД, признает, что компания получила первый транш денег из ФНБ через размещение инфраструктурных облигаций, но следующие транши задерживаются.

Возможно, сейчас Минэкономики ищет потенциальных инвесторов, говорит источник, близкий к РЖД. «Раз РЖД госкомпания, то и инвесторов для крупных и важных проектов должно искать государство», — говорит источник, знакомый с позицией РЖД.

Крупнейшие инвестпроекты РЖД Еще 4 фото
Фотогалерея

Первый транш денег из ФНБ железнодорожники получили с большим трудом. Правительство должно было выделить его в начале января, но первые выпуски инфраструктурных облигаций в пользу ВТБ на 30 млрд руб. монополии удалось разместить лишь в апреле. Это привело к коллапсу у основных поставщиков локомотивов — «Трансмашхолдинга» миллиардеров Искандера Махмудова и Андрея Бокарева, «Синары» и «Уральских локомотивов» Дмитрия Пумпянского. Проблемы из-за неподтвержденного заказа возникли у производителей локомотивов и их поставщиков, на которых работают около 40 тыс. человек, рассказывали РБК в начале февраля два источника в отрасли. В конце января руководство входящего в «Трансмашхолдинг» Новочеркасского электровозостроительного завода заявило, что сократит производственный план на этот год в полтора раза относительно изначального и в апреле уволит более 440 рабочих. В роли спасителя выступил банк ВТБ, который 20 февраля объявил о том, что выдал кредиты на общую сумму 15 млрд руб. все тем же «Трансмашхолдингу», «Синаре» и «Уральским локомотивам». Предприятия должны были вернуть кредит после того, как в начале второго квартала получат аванс от РЖД, объясняли тогда РБК источники, близкие к одному из производителей и РЖД. 1 июля РЖД разместили облигации еще на 15 млрд руб.

Пенсионные деньги в реальный сектор

Это уже не первая встреча, которую проводят чиновники для обсуждения инвестиций в инфраструктурные проекты, рассказали РБК три топ-менеджера крупных пенсионных фондов. По их словам, предыдущее состоялось примерно полторы недели назад. «Представителей негосударственных пенсионных фондов пригласили на встречу с Подгузовым для обсуждения инвестиций в реальный ректор. Однако он не пришел, а другие представители министерства долго расспрашивали, во что мы инвестируем и готовы ли инвестировать в инфраструктуру», — рассказывает один из участников совещания. «Мы заверили, что готовы, если доходность этих проектов будет гарантирована», — говорит другой участник того же совещания.

Говорить о вложениях пенсионных денег в проекты реального сектора начали весной этого года. Когда правительство спорило о том, сохранять или ликвидировать накопительный компонент пенсионной системы, одним из основных аргументов сторонников ее ликвидации было отсутствие инвестиций в реальный сектор экономики со стороны пенсионных фондов. «Накопления не работают как длинные деньги, потому что большая часть денег размещается в ОФЗ или банковские депозиты», — говорил ранее РБК источник в соцблоке правительства.

По итогам совещания 1 апреля 2015 года президент Владимир Путин поручил правительству и Банку России разработать и представить механизмы направления средств НПФ на финансирование долгосрочных инвестиционных проектов. Минфин и ЦБ сейчас работают над тем, чтобы убрать барьеры, мешающие НПФ инвестировать в инфраструктуру. К примеру, ведомство предлагает снять ограничения по максимальной доле инфраструктурных облигаций в портфеле НПФ. А ЦБ вводит портфель удерживаемых до погашения активов, которые не будут переоцениваться ежедневно и, значит, не будут зависеть от колебаний рынка. Минфин также хочет ввести обязательную минимальную долю инфраструктурных облигаций в портфеле НПФ, но Банк России категорически против, знают два источника РБК, близких к правительству и регулятору.

«Пока Минфин и ЦБ занимаются такой работой, Минэк проводит совещания, где напоминает фондам о необходимости инвестиций в инфраструктуру, а также встречи с потенциальными эмитентами», — говорит собеседник РБК из крупного НПФ. Как писали «Ведомости», 15 июня Подгузов провел совещание с участием вице-президента «Роснефти» по экономике и финансам Святослава Славинского, на которое были приглашены все крупнейшие частные пенсионные фонды. «Роснефть» предложила НПФ через инфраструктурные облигации профинансировать ее проекты средствами пенсионных накоплений.

«Фактически Минэкономразвития сейчас занимается road-show государственных эмитентов», — комментирует топ-менеджер НПФ.

В Минэкономразвития отказались комментировать совещание, которое состоится во вторник. Помощник министра Елена Лашкина сказала только, что в ведомстве ежедневно проводятся рабочие совещания, информация о тех, о которых они «готовы сообщать СМИ, размещается на сайте либо в виде анонса, либо в виде релиза».

Право или обязанность

«По законодательству облигации РЖД под инфраструктурные проекты — это обычные корпоративные облигации. Обязать покупать их никто не может. Поэтому компании нужно заинтересовать инвесторов, предложить привлекательные условия, в другом случае фонды имеют право их не покупать», — говорит заместитель генерального директора УК «Паллада Эссет Менеджмент» Александр Баранов.

Инвестиции в инфраструктуру сейчас для НПФ — обязанность, говорит топ-менеджер одного из крупных НПФ. «Это необходимо, чтобы не было претензий со стороны противников накопительной пенсионной системы. Минэкономразвития начало активно предлагать НПФ инвестировать в различные инфраструктурные инструменты, чтобы показать социальному блоку, что держит руку на пульсе», — говорит он.

«Мы готовы участвовать в различных инфраструктурных проектах, которые предлагает Минэкономразвития, при условии, что они будут соответствовать стандартам риск-менеджмента, принятым фондом, и будут отвечать интересам наших клиентов как с точки зрения доходности, так и качества», — заверила гендиректор НПФ Сбербанка Галина Морозова.​