Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 5:09 МСК
Google запустит конкурента Uber и Lyft Технологии и медиа, 04:24 Создатель Boeing-747 Джо Саттер скончался на 95-ом году жизни Общество, 04:05 СМИ рассказали о неготовности России к совместным с США ударам по Алеппо Политика, 03:31 СМИ сообщили об увольнении Сечиным директора НПЗ «Роснефти» после хищений Бизнес, 03:19 Постпред России в ООН допустил фабрикацию выводов о сирийском химоружии Политика, 02:52 Минфин предложил обсудить повышение налогов для снижения дефицита бюджета Экономика, 02:40 Обама станет приглашенным редактором ноябрьского номера журнала Wired Общество, 02:35 Глава Минприроды назвал города с худшей экологической ситуацией Общество, 01:56 В США подтвердили нанесение авиаудара по пресс-секретарю ИГИЛ Политика, 01:35 Саакашвили рассказал об угрозе «проедания» очередного транша МВФ Украине Экономика, 00:53 Антидопинговые агентства 17 стран призвали к реформе WADA Политика, 00:32 Посольство России назвало недопустимым снос памятника морякам в Латвии Общество, 00:19 Бизнес с Каримовым: чем важен Узбекистан для российской экономики Экономика, 00:06 Обама сократил тюремные сроки 111 заключенным Общество, Вчера, 23:38 Российские ученые опровергли получение сигнала от внеземной цивилизации Общество, Вчера, 23:09 Собянин пообещал месяц бесплатных поездок по МЦК Общество, Вчера, 22:48 Пресс-секретаря «Исламского государства» убили в Алеппо Политика, Вчера, 22:04 Турецкий танк попал под обстрел в Сирии Политика, Вчера, 21:44 WSJ рассказала о неготовности США к операции Турции в Сирии Политика, Вчера, 21:41 СМИ сообщили о неготовности Германии к соглашению по «Северному потоку-2» Экономика, Вчера, 21:36 Новый министр образования объявила об увольнении своих заместителей Политика, Вчера, 21:07 В московском регионе выпал град размером с куриное яйцо Общество, Вчера, 21:07 В Кремле приготовились к отставке губернатора Петербурга Политика, Вчера, 21:01 Тишина в Ташкенте: что происходит в Узбекистане на фоне болезни Каримова Политика, Вчера, 20:48 Счетная палата заявила о незаконном выводе из России 1,2 трлн руб. Финансы, Вчера, 20:17 Reuters узнал о несогласии Турции на перемирие с курдами в Сирии Политика, Вчера, 20:16 Эволюция чудовищ: что заставляет диктаторов меняться Экономика, Вчера, 20:11 Суд вернул правозащитникам иск к Google о восстановлении «забытых» ссылок Общество, Вчера, 20:10
Ferrari получит независимость впервые за полвека
30 окт 2014, 18:41
Александр Ратников
Ferrari получит независимость впервые за полвека
Фото: REUTERS 2014
Автомобильный концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) в 2015 году избавится от Ferrari. 10% акций легендарной марки будут выведены на биржу, а оставшиеся 80%, принадлежащие FCA, будут распределены между его владельцами (еще 10% контролирует сын основателя марки Пьеро Феррари). Это означает, что совместная история Ferrari и Fiat, начавшаяся в конце 1960-х годов, подойдет к концу. Биржа встретила новость одобрением – котировки акций FCA на NYSE выросли сразу на 15%

Автомобильный концерн Fiat Chrysler Automobiles (FCA) 29 октября объявил, что в середине 2015 года на биржу будет выведено 10% акций Ferrari. В том же пресс-релизе есть и другое сообщение, куда более важное для легендарной итальянской марки. FCA намерен передать оставшиеся после IPO доли в Ferrari в размере 80% акций собственным акционерам. Таким образом, после 45 лет сотрудничества пути Fiat и Ferrari разойдутся .  

Ferrari существовала под эгидой туринского автопроизводителя с 1969 года. Именно тогда основатель компании Энцо Феррари продал часть своего предприятия Fiat, позволив последнему довести свою долю в компании до 50%. В 1988 году концерн увеличил количество подконтрольных ему акций до 90%.

Деньги в обмен на легенду

Как отмечают аналитики, стоимость всей компании Ferrari может достигать €4–6 млрд. В мае глава FCA Серджио Маркионне заявлял со ссылкой на аналитиков, что стоимость Ferrari может достигать €4,3 млрд. Правда, эта оценка учитывает ежегодные продажи марки на уровне 7 тыс. автомобилей. В случае их увеличения до 10 тыс., чего планирует достичь Маркионне, операционная прибыль Ferrari возрастет до €1 млрд, а стоимость компании составит и вовсе €10–12 млрд. Для сравнения, в прошлом году Ferrari отчиталась о чистой прибыли в €246 млн при продажах на уровне €2,3 млрд. Во время конференции с инвесторами глава FCA подчеркнул, что Ferrari стоит «существенно» дороже. Капитализация всего FCA по состоянию на 30 октября составила $12,16 млрд.

Сам бренд Ferrari много лет входит в список самых ценных и узнаваемых. Например, в начале октября Forbes оценил его в $1,1 млрд и поместил на 15 место в рейтинге из 50 самых дорогих спортивных команд. В 2013 году консалтинговая компания Interbrand поместила Ferrari на 98-е место в рейтинге 100 самых дорогих торговых марок. Уже в начале этого года другая исследовательская компания – Brand Finance – назвала Ferrari «самым влиятельным брендом». Правда, стоимость бренда, по мнению аналитиков Brand Finance, составила лишь $4 млрд. Это в несколько раз меньше, чем у самого дорогого бренда, которым была признана Apple. Ее торговую марку оценили в $104,6 млрд. Комментируя очарование Ferrari, глава Brand Finance Дэвид Хей заявил: «Вздыбленного жеребеца на желтом фоне знают по всему миру. Даже там, куда еще только предстоит провести дорогу. У себя на родине и по всему земному шару Ferrari вызывает не просто лояльность к бренду, а культ, почти религиозное поклонение и верность, влияние этой торговой марки бесспорно».

Новые старые родители

Что заставляет FCA расстаться со столь ценным активом, который приносит концерну стабильную прибыль? Ответ содержится в том же пресс-релизе, в котором FCA объявила о намерении отделить Ferrari. Речь идет о масштабных будущих проектах – Ferrari не нашлось в них места. «В то время как мы работаем над нашим бизнес-планом на 2014–2018 годы, чтобы максимально нарастить капитализацию нашей компании, для FCA настала пора отделить Ferrari», – приводятся в сообщении слова Маркионне.

Расставание с Ferrari станет историческим событием не только для этой компании, но и для Fiat. Правда, сам Fiat уже далеко не тот итальянский концерн, который во второй половине XX века оказывал Ferrari финансовую и техническую поддержку. 13 октября на бирже NYSE в Нью-Йорке начались торги акциями компании Fiat Chrysler Automobiles. Она объединяет Fiat и принадлежащие ему итальянские марки, включая Ferrari, а также американский Chrysler и его бренды – например, Jeep. Фактически речь идет об автомобильном концерне, созданном на основе поглощения Chrysler туринской компанией.

Оно началось еще в 2009 году с намерения Fiat и Chrysler создать глобальный автомобильный альянс, во многом по образцу Renault и Nissan. В то время подобный союз выглядел по меньшей мере странно – Chrysler был вынужден просить защиты от кредиторов, а правительство США вложило в автопроизводителя по меньшей мере $8 млрд. Сам Fiat в начале и середине 2000-х переживал далеко не лучшие времена – с начала 2000-х годов концерн был убыточен. На этом фоне сотрудничество Fiat и Chrysler, по мнению некоторых аналитиков, было похоже на ситуацию, когда один тонущий камень пытаются спасти, привязав его ко второму камню.

Однако вхождение Fiat в капитал Chrysler, которое началось в 2009 году и продолжалось до января 2014 года, и, что важнее, техническое сотрудничество двух концернов позволили им переломить негативные тенденции. Fiat предоставил Chrysler доступ к своим разработкам экономичных двигателей, а в обмен получил доступ к дилерской сети американской компании и вернулся на рынок США. Chrysler, в свою очередь, получил возможность продавать свои автомобили с помощью дилеров Fiat. Со временем Chrysler превратился в едва ли не основного источника прибыли для Fiat. Чистая прибыль группы Fiat по итогам 2013 года составила €1,95 млрд. Без Chrysler Fiat понес бы убыток в €441 млн.

Появившийся в 2014 году концерн FCA стал результатом обмена акций Fiat на доли в объединенной компании, которые и были размещены на бирже. FCA намерен нарастить продажи до 7 млн автомобилей ежегодно к 2018 году. Для этого необходимы инвестиции в €48 млрд. Если все пойдет по плану Маркионне, то выручка концерна должна возрасти до €132 млрд.

Одним из обстоятельств, которое может помешать реализовать эти цели, является значительный чистый промышленный долг FCA. По состоянию на 30 сентября он достигал €11,4 млрд, а пенсионные обязательства FCA составляют еще около €8 млрд. Это очень значительные цифры для компании, операционная прибыль которой в этом году составит от €3,6 млрд до €4 млрд.

Продажа акций Ferrari, которая произойдет частично в США, а частично на какой-либо из европейских площадок, должна принести FCA существенную прибыль. Кроме того, концерн выпустит конвертируемые бонды на $2,5 млрд. Как отмечает Reuters, по условиям выпуска этих долговых обязательств их покупатели также получают право на выкуп акций Ferrari. Примерно треть конвертируемых бондов на общую сумму в $765 млн будет приобретена семьей Аньелли, которая через инвестфонд Exor является крупнейшим акционером Fiat. Exor принадлежит треть FCA. Среди других крупных владельцев концерна – инвестфонды Vanguard International Growth Fund, Baillie Gifford & Co, а также Norges Bank.

Чтобы сократить долговую нагрузку, FCA продаст еще около 100 млн своих акций, которыми сейчас распоряжается компания, либо которые были получены в результате выкупа у инвесторов, которые не согласились на слияние с Chrysler. По подсчетам Маркионне, к середине 2015 года задолженность FCA должна сократиться на €4 млрд.

Жертва реорганизации

Радикальные перемены в судьбе FCA уже вызвали видимые перестановки в руководстве Ferrari. В сентябре стало известно об уходе со своего поста президента Ferrari Луки ди Монтедземоло. Именно с ним связаны успехи Ferrari в Формуле-1 в конце 1970-х годов, а также в начале 2000-х. Во время его руководства компанией Ferrari одноименная команда смогла выиграть в Формуле-1 в общей сложности 14 титулов в конце 1990-х – начале 2000-х годов.

Монтедземоло был видной фигурой в мировом автоспорте. Считается, что его уход из Ferrari накануне размещения акций FCA в Нью-Йорке был вызван разногласиями с Маркионне. Последний якобы настаивал на увеличении продаж легендарной марки и расширении ее модельного ряда, в том числе за счет создания внедорожной модели. Монтедземоло же настаивал на сохранении текущих показателей, опасаясь, что рост продаж или джип Ferrari (что для основателя марки граничило бы со святотатством) может фатально навредить ее имиджу. Формально же уход Монтедземоло был объяснен отсутствием побед Ferrari в высшей лиге автоспорта. В последний раз гонщик в красной машине становился чемпионом Ф1 в 2007 году.

Будут ли пользоваться акции Ferrari спросом у инвесторов, пока неизвестно, однако фондовый рынок отреагировал на новости о разделении FCA и Ferrari положительно. На торгах NYSE 29 октября акции FCA подорожали на 15% – до $11,15 за акцию.

Независимая Ferrari будет конкурировать с целым рядом производителей суперкаров: как с принадлежащими крупным автомобильным концернам (например, Porsche, находящийся под контролем Volkswagen), так и с одиночками, вроде заклятого соперника на автодромах Формулы-1 McLaren. В последние годы он активно развивает собственное автомобильное производство.