Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Правительство добилось права сократить расходы на «майские указы» Путина

Федеральный бюджет на 2015-2017 годы – 10 тысяч страниц общим весов 30 кг – внесен в Госдуму. Чтобы сверстать его, не понадобилось ни вводить налог с продаж, ни повышать уже действующие налоги, хотя еще летом это казалось почти невозможным. Как Минфину это удалось?
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК
Фото: Екатерина Кузьмина / РБК

Налоговые маневры

Заявление главы Минфина Антона Силуанова о том, что правительство может ввести с 2015 года налог с продаж, прозвучало в начале июля, как гром среди ясного неба. На его фоне практически незамеченными остались другие фискальные инициативы правительства. Без особых дискуссий прошло предложение увеличить налог на дивиденды с 9 до 13%, водный налог и платы за пользование лесами, акцизы на сигареты и газ, экспортируемый по «Голубому потоку».

Налог с продаж плохо администрируется, он грозит ростом цен на потребительские товары и уходом «в тень» части бизнеса, все лето твердили представители деловых организаций. Уж лучше увеличивать НДС или НДФЛ на 1-2 п.п. (такая идея тоже обсуждалась в правительстве), говорили они. Но если Силуанов это предлагает, значит «бюджетная система находится в действительно плачевном состоянии», предполагали эксперты.

Настойчивость, с которой в правительстве обсуждали налог с продаж, могла посоперничать разве что с туманными перспективами пополнить с его помощью казну. На заседании комиссии по законопроектной деятельности 8 сентября у Силуанова поинтересовались, какую сумму Минфин рассчитывает собрать и сколько потребуется денег на администрирование налога, рассказывает участник совещания. По его словам, налог давал до 200 млрд руб. в год в региональные бюджеты, но затраты на его администрирование оценивались в 170 млрд руб.

Споры о налоге с продаж прекратились так же внезапно, как и начались. «В условиях замедления экономики было принято решение не увеличивать налоговую нагрузку, за исключением точечных решений», – сказал журналистам накануне передачи бюджета в Госдуму Силуанов. Он считает, что эти меры меняют нагрузку только на отдельных налогоплательщиков. Например, увеличенные страховые взносы в ФОМС будут заметны для работников ТЭК, финансистов и чиновников.

Сэкономили на бюджетниках

В экономике проблемы, страна стоит на пороге рецессии. В такой ситуации ни в коем случае нельзя было повышать налоги, говорит глава Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова. По ее мнению, предложение ввести налог с продаж в такой ситуации стало аргументом для того, чтобы подтолкнуть правительство к сокращению расходов. Минфину это удалось частично.

На следующую бюджетную трехлетку предлагается отказаться от опережающего инфляцию роста зарплат бюджетникам. По словам Силуанова, Минфин предложил сократить темпы роста зарплат в 2015 году «до 5,5%, то есть до уровня инфляции». Ранее, по словам министра, «согласно «дорожной карте», мы обязаны были повышать зарплаты бюджетников на 10–15% в год».

Речь идет о работниках образования, здравоохранения и культуры, которым к 2018 году гарантирован рост зарплат в соответствии с указом президента «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики» №597. Согласно основным направлениям деятельности правительства, утвержденных в докризисном январе 2013 года, средний рост зарплат бюджетников к 2018 году должен составить 1,4-1,5 раза.

Сокращение темпа роста зарплат бюджетникам в 2015 году экономит бюджету 82,7 млрд руб., из них больше половины (50 млрд руб.) – за счет дотаций регионам. Согласно документам Минфина к заседанию правительства 18 сентября, такая же экономия предполагается на 2016 и на 2017 годы.

По словам Силуанова, это делается не столько для того, чтобы снизить нагрузку на бюджет, сколько для того, чтобы «дать отдых региональным бюджетам». Экономию региональных бюджетов в Минфине оценивают в 90 млрд рублей в 2015 году. Кроме того, эта мера позволит, по мнению министра, не «раздувать издержки в экономике». «Мы в последнее время очень здорово разогнали зарплаты бюджетников, на которые ориентируется коммерческий сектор», – поясняет он.

Причина отказа от заявленных ранее темпов роста заработных плат бюджетников в том, что такие непроизводительные расходы не позволяют добиться ускорения темпов роста, поясняет директор Центра макроэкономических исследований Сбербанка Юлия Цепляева. «Выполнять обязательства и обещания, которые были сделаны до того, как появились геополитические риски, может быть, не имеет смысла», – рассуждает эксперт.

Сокращение расходов на «майские указы» на 2015 год не ограничится зарплатами – в следующем году на 10 млрд руб. будут сокращены субвенции регионам на жилье ветеранам ВОВ. Отдельным решением правительство в 2015 году намерено отказаться от индексации зарплат сотрудников центральных аппаратов кремлевской администрации, Белого дома и правительственных ведомств. Экономия от этого шага оценивается в 300 млн руб.

Вооружимся позже

В бюджете на предстоящую трехлетку предлагается экономить и на другом кремлевском проекте – госпрограмме вооружений до 2020 года общей стоимостью более 20 трлн рублей. С 2017 году на 2018 год Минфин намерен перенести военные расходы в сумме более 490 млрд руб. Причем, как подчеркивает Силуанов, в дальнейшем эти деньги будут выделяться уже под новую программу вооружения.
Идею стимулировать экономику за счет наращивания военных расходов в 2011 году поддержал тогда еще президент Дмитрий Медведев. За прямолинейную критику таких расходов министр финансов Алексей Кудрин в сентябре 2011 года был отправлен в отставку. Сменивший в Минфине Кудрина Антон Силуанов воздерживался от жестких высказываний по поводу этой статьи расходов.
Еще в 2013 году Высшая школа экономики, проводившая оценку эффективности расходов федерального бюджета, предлагала Минфину в бюджете на 2014-2016 годы перенести на более поздний срок до 1 трлн рублей расходов на госпрограмму вооружений. В 2014 году в бюджете большая часть оборонных расходов была замещена госгарантиями, которые Минфин намерен прекратить выдавать в 2015 году.
Военная промышленность не подстегивает экономический рост, потому расходы на нее переносятся из-за сложного экономического положения, рассуждает президент Института стратегических оценок и анализа Александр Коновалов. По его словам, оборонная промышленность давала дополнительную выгоду и перекачку технологий до 50-х годов прошлого века.

«Сейчас у властей подход к оборонпрому напоминает взаимоотношения с автоматом по продаже напитков: вы бросаете доллар, вылетает одна банка, бросаете два – вылетает две. Но такой линейной зависимости нет – военная промышленность может освоить любые деньги, но выдать результат с каждым годом все сложнее», – пояснил эксперт.

Последние закрома

Победа Минфина, скорее, тактическая, полагает Акиндинова. Ведь в процессе работы над бюджетом не удалось найти, чем в дальнейшем заместить выпадающие нефтегазовые доходы. Меньшую, чем в 2014 году, правительство получит в 2015 году и «подушку безопасности» на случай проблем в экономике.

Из нераспределенных расходов 2015 года и бюджетных остатков 2014 года Минфин предложил сформировать бюджетный резерв в размере 190 млрд руб. Возможности резервирования явно истощаются – в 2014 году бюджетный резерв с учетом замороженной части накопительной пенсии составлял 343 млрд руб.

Чистый бюджетный резерв следующего года не превысит 70 млрд руб. До заявленного уровня в 190 млрд руб. его удастся пополнить только переходящими остатками из бюджета 2014 года. Для этого Силуанов намерен отказаться от традиционных осенних поправок в текущий бюджет по распределению условно утвержденных расходов.

Возможности использовать скрытые бюджетные запасы, по мнению Минфина, исчерпаны – основным источником для балансирования бюджета уже в 2016-2017 годы станет фронтальное сокращение всех бюджетных расходов на 2%. Ожидаемый эффект от этой меры – 306,5 млрд руб. ежегодно.

Кроме того, в правительстве создана комиссия по повышению эффективности бюджетных расходов во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. По словам Силуанова, уже состоялось два совещания – «договорились пройти большую часть госпрограмм». Это, по его словам, основное условие для реализации другого решения: «Повышать налоги мы, скорее всего, не будем, поэтому нужно сокращать расходы, и делать это нужного заранее».

Бюджет компромиссов

Впрочем, получив право сократить расходы по «майским указам» и «оборонке», а также начав резать неэффективные расходы, бюджет Антона Силуанова не избежит критики. «Я не могу назвать бюджет сбалансированным, который сводится без дефицита, но в котором доля расходов на экономику, образование, здравоохранение и культуру в три раза меньше, чем расходы на оборону, безопасность и трансферты Пенсионному фонду», – говорил ранее глава Минэкономики Алексей Улюкаев.

«В итоге все равно идет повышение налоговой нагрузки», – возмущался в интервью телеканалу РБК президент РСПП Александр Шохин. По его словам, в тени остались «маленькие поправочки»: повышение налога на дивиденды, индексация водного налога в разы, налогообложение имущества, которое полностью амортизировалось, кадастровая оценка налога на недвижимость – «ничего не проработано».

«Чтобы решить проблему с расходной частью, нужно принимать решения на долгосрочную перспективу и осуществлять бюджетный маневр – сдвигать реализацию гособоронзаказа и освобождаемые средства направлять на другие цели», – говорит Акиндинова.

У правительства еще может появиться возможность переписать бюджет. Как сказал Силуанов в начале этой неделе журналистам, если цены на нефть в следующем году резко упадут, Минфин будет вносить в основной финансовый документ «изменения уже в весеннюю сессию исходя из той обстановки, которая сложится в следующем году».

Что говорили о новом бюджете:
 
Дмитрий Медведев, премьер-министр
«Впервые работать над проектом федерального бюджета, трехлетнего бюджета, пришлось в таких сложных обстоятельствах, когда замедление экономического роста усугубилось введением санкций в отношении отдельных отраслей нашей экономики, и мы были вынуждены корректировать и так достаточно напряженный бюджет, закладывая дополнительные средства на поддержку отечественных компаний, предприятий, особенно в тех отраслях, которые подверглись наиболее сильным ограничениям». (government.ru)
 
Алексей Кудрин, экс-министр финансов
«Объем принятых государственных обязательств потребует повышения налогов. Я предупреждал, что нельзя так накапливать обязательства в военной области, повышать пенсионный возраст. Иначе налоги придется повышать. Сейчас в преддверии внесения трехлетнего бюджета битва была серьезная. Пока вроде решили повременить с повышением налогов. Понятно, что будет ситуация так же давить и через год. Нужно снижать расходы, пересматривать обязательства». (РБК-ТВ)
Андрей Макаров, глава комитета Госдумы по бюджету и налогам
«Мы говорим – «мобилизационная экономика». Мы сейчас подготовили очередной налоговый маневр... У нас четвертое фундаментальное изменение налогообложения в нефтяной сфере за пять лет. О каких инвестициях, когда фундаментально меняется система, можно говорить? Главным фактором экономического роста в стране становится Следственный комитет. Но если это так, то обсуждать инвестиционный климат вообще бессмысленно. То, что мы творим с пенсионной системой, то, что мы творим с налоговой системой: мы убиваем остатки доверия, если оно когда-то было». (Из выступления на сочинском форуме)
СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Приставы передали изъятые за пьяную езду машины на нужды военной операции Политика, 03:00
На военной базе в Ираке произошел взрыв Политика, 02:59
«Ъ» связал увольнение ректора Института русского языка с партнерами вуза Политика, 02:10
Над Тульской областью сбили дрон Политика, 02:08
КНДР испытала новую зенитную ракету Политика, 02:00
США ввели санкции против МЗКТ и трех китайских фирм Политика, 01:46
Два человека погибли при атаке дронов на белгородское село Пороз Политика, 01:39
Тайм-менеджмент: как больше успевать
За 5 дней вы пересмотрите свой подход к планированию и научитесь разным инструментам тайм-менеджмента
Подробнее
Власти Украины сообщили о повреждениях в порту Южный под Одессой Политика, 01:31
МВД назвало причины задержания латвийского рэпера Платины в Томске Общество, 01:11
Украинские военные назвали два тяжелых для ВСУ места боев Политика, 01:05
Дрон взорвался возле электроподстанции в Калужской области Политика, 00:52
Дрон атаковал село Истобное в Белгородской области Политика, 00:36
Белый дом выразил готовность немедленно возобновить поставки оружия Киеву Политика, 00:26
Американца осудили за помощь в обходе санкций против украинского олигарха Общество, 00:08