Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

Эксперты предсказывают исчезновение электричек в ближайшие 5 лет

Электрички как вид пассажирского транспорта могут исчезнуть в течение ближайших пяти лет. Такой прогноз озвучили эксперты Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ. По их мнению, без усиления государственной поддержки перевозчиков ждет банкротство, ОАО "РЖД" - старение подвижного состава, а пассажиров - рост тарифов и отмена поездов.
Фото: РБК
Фото: РБК

На сегодняшний день в России организацию пригородных перевозок осуществляют 26 компаний, акции которых принадлежат ОАО "РЖД", региональной власти и частным инвесторам. Инфраструктурой, подвижным составом, персоналом, ремонтным комплексом владеет "РЖД". Пригородные компании арендуют это имущество на договорной основе.

Тарифы на проезд, учитывая социальную значимость электричек, устанавливаются властями на уровне ниже себестоимости. Финансовые издержки регионы должны брать на себя, однако далеко не все субъекты РФ исполняют обязательства по компенсации убытков перевозчикам, в результате чего многие компании не получают субсидии в достаточном объеме.

К примеру, в 2011-2012гг. на финансирование деятельности ряда пригородных компаний из федерального бюджета было выделено 25 млрд руб., тогда как в период с 2013г. по 2017г. для безубыточной деятельности отрасли необходимое финансирование должно составлять порядка 30 млрд руб. в год. Рассчитанный объем средств значительно превышает текущий уровень поддержки отрасли, подчеркивают эксперты.

"Только две компании - Московско-Тверская ППК и Центральная ППК - имеют удовлетворительные финансовые показатели, остальные находятся в тяжелом положении или на грани банкротства. Ни один перевозчик, кроме Центральной ППК, не может позволить себе приобретение подвижного состава", - отмечает директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий НИУ ВШЭ Илья Долматов.

По мнению эксперта, среди возможных путей решения проблемы - снижение затрат перевозчиков за счет отмены ряда пригородных поездов, рост тарифов для пассажиров и увеличение субсидий.

"Федеральным властям нужно смириться с необходимостью субсидировать пригородное сообщение. Во всем мире власти устанавливают уровень тарифа ниже себестоимости перевозки, делают транспортную услугу доступной пассажирам и компенсируют убытки компаниям-перевозчикам. Сокращение финансирования и нескоординированная политика властей неизбежно приведут к транспортному коллапсу", - уверяет И.Долматов.

В свою очередь начальник Центра по корпоративному управлению пригородным комплексом ОАО "РЖД" Максим Шнейдер отмечает, что доходы перевозчиков по 69 субъектам (без Московского и Санкт-Петербургского узлов) составляют сегодня порядка 15,7 млрд руб. при расходах в 54 млрд руб.

"Чтобы удержать ситуацию хотя бы на существующем уровне, доходы пригородных компаний должны увеличиваться на 24% ежегодно. Если регион понимает, что пригород для него важен, он закладывает в бюджете деньги на оплату услуг пригородных компаний", - говорит М.Шнейдер.

Начальник управления экономики общественного транспорта ГКУ Москвы "Организатор перевозок" Николай Шаров предлагает рассмотреть альтернативные варианты выхода из ситуации.

"Во-первых, необходимо повышать доходность - строить турникеты, формировать сбалансированную тарифную политику. С теми компаниями, которые работают на территории Москвы, мы движемся именно в этом направлении. Во-вторых, нужно совершенствовать нормативно-правовую базу. В-третьих, нужно при изменении правовой базы позволить перевозчику включать в его расходы не только амортизацию подвижного состава, но и инвестиционную составляющую, так как амортизация поезда - это около 30 лет. У банков сейчас нет такого кредитного ресурса, для этого необходимо решение правительства РФ", - комментирует Н.Шаров.

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Мединский заявил о «трех начальниках» у Украины на переговорах с Россией Политика, 22:38
ЦСКА и «Спартак» сыграли безголевую ничью впервые с 2003 года Спорт, 22:29
Стерлигов объявил о разводе с «еретичкой» и отлучении детей от наследства Бизнес, 22:18
Столтенберг заявил, что страны НАТО не передали Киеву обещанную помощь Политика, 22:18
Хуснуллин заявил о хорошем разговоре с Путиным и бизнесом на съезде РСПП Бизнес, 22:06
Молодежная команда СКА во второй раз стала обладателем Кубка Харламова Спорт, 21:57
Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису Политика, 21:50
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит Бизнес, 21:44
Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП Политика, 21:30
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский Политика, 21:27
В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция Общество, 21:17
ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе Спорт, 21:15
Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале Общество, 21:11
Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи Политика, 21:02