Перейти к основному контенту
Экономика ,  
0 

У Malaysia Airlines появился план «реанимации» после потери двух «Боингов»

Кабинет министров Малайзии утвердил самую масштабную реструктуризацию авиакомпании Malaysia Airlines со времен ее создания в середине 1970-х годов, пишет Financial Times со ссылкой на источник, знакомый с планами правительства. Программа «реанимации» перевозчика, у которого в этом году потерпели катастрофу два пассажирских лайнера, предполагает, что будет сокращено около четверти сотрудников, часть дальнемагистральных рейсов будет свернута. Власти также примут новый бизнес-план, чтобы спасти некогда одну из самых высококлассных авиакомпаний мира, которая после двух катастроф находится на грани банкротства.
У Malaysia Airlines появился план «реанимации» после потери двух «Боингов»

Malaysia Airlines, еще недавно известная во всем мире исключительно благодаря высококлассному сервису на борту (в прошлом году входила в семерку лучших мировых авиакомпаний по качеству обслуживания, по версии британской компании Skytrax), приобрела дурную славу после бесследного исчезновения рейса MH 370, летевшего из Куала-Лумпура в Пекин в марте нынешнего года (на борту находились 239 человек), и крушения Boeing 777 под Донецком, в котором погибли все находившиеся на борту 283 пассажира и 15 членов экипажа.

Главной целью «коренного обновления» Malaysia Airlines называется достижение «устойчивой коммерческой рентабельности» в течение четырех-пяти лет, говорит источник FT. Финансовые проблемы авиакомпании, на самом деле, начались задолго до потрясших мир катастроф. Прибыли авиаперевозчик не получал на протяжении последних трех лет: совокупный убыток с 2011 по 2013 год составил более 4 млрд малайских ринггитов (около $1,3 млрд). Последним прибыльным годом для Malaysia Airlines был 2010-й, когда она заработала около $75 млн.

В плачевной финансовой ситуации Malaysia Airlines, которую раньше называли «пятизвездочным отелем с крыльями», оказалась из-за растущего влияния малобюджетных авиакомпаний на азиатском рынке. Еще десять лет назад лоукостеры в Азии просто не существовали, а сегодня на них приходится около 50% пассажирского трафика. Крупнейший лоукостер региона AirAsia базируется в «домашнем» для Malaysia Airlines аэропорту Куала-Лумпура. Но, будучи государственной компанией, Malaysia Airlines вынуждена выполнять рейсы по неприбыльным внутренним маршрутам.

Эксперты неоднократно обвиняли государственного гиганта в экономической «неповоротливости». Эта же причина заставляет их сомневаться и в успехе нынешнего «перерождения». Главная финансовая проблема Malaysia Airlines заключается в накопленном с 2002 года долге, который сформировался из-за неприбыльных маршрутов и огромного числа сотрудников, и сейчас составляет $4 млрд, сказал Mashable авиационный аналитик Шукор Юсоф из малайзийской Endau Analytics.

Среди ближайших планов Malaysia Airlines — сокращение около четверти из нынешних 19,5 тыс. сотрудников. Несмотря на то что правительство обещает помочь им с трудоустройством, для премьер-министра Малайзии Наджиба Разака это станет серьезным «тестом», отмечает FT, поскольку любые попытки сокращения работников встретят сопротивление влиятельных авиатранспортных профсоюзов.

Malaysia Airlines давно обвиняли в чрезмерно раздутом штате: 19,5 тыс. человек, работающие в авиакомпании, обслуживают 108 воздушных судов. Для сравнения, «соседская» Singapore Airlines имеет в своем воздушном парке 103 самолета и на 5 тыс. меньше сотрудников, и компания прибыльна.

Ранее в августе государственный инвестиционный фонд Малайзии Khazanah Nasional, которому принадлежит 69% акций авиакомпании, объявил о национализации Malaysia Airlines. Фонд предложил выкупить доли у миноритарных акционеров (в общей сложности 31% акций) по цене в $0,08 за акцию, что на 29% выше средней стоимости бумаг на бирже за предыдущие три месяца. Правительству придется потратить на выкуп около 1,38 млрд ринггитов ($429 млн). По данным источников Reuters, уже с завтрашнего дня торговля акциями компании на Малайзийской бирже будет прекращена, а управляющий инвестиционный фонд объявит полный план реструктуризации.

Сегодня авиакомпания опубликовала последний отчет о своей финансовой деятельности. По итогам II квартала операционная выручка Malaysia Airlines снизилась на 7%. Убыток компании во II квартале вырос в 1,7 раз по сравнению с прошлым годом и составил 307 млн ринггитов ($97,6 млн). В I квартале этого года компания потеряла 443 млн ринггитов ($140,7 млн).

Крушение самолета на Украине свело на нет все усилия Malaysia Airlines по преодолению последствий первой трагедии с пропажей самолета, отмечается в отчете. Руководство компании указывает, что в полной мере оценить финансовые последствия обеих катастроф удастся только во второй половине года. Там же говорится, что только украинское крушение авиалайнера привело к мгновенному падению средних недельных показателей по бронированию билетов на 33%. «Тот факт, что обе катастрофы произошли в течение столь короткого отрезка времени ухудшил ситуацию и нанес серьезный ущерб бренду авиакомпании и ее деловой репутации, которая необходима для проведения запланированной реструктуризации», – говорится в отчете Malaysia Airlines.

Другие планы малайзийского правительства по обновлению компании пока не известны, но эксперты полагают, что авиакомпания не сможет выйти в прибыль без смены ключевого руководства и полного ребрендинга. Пока же отношение пассажиров к Malaysia Airlines оставляет желать лучшего: как пишет Mashable, ссылаясь на сообщения и фотографии в соцсетях, самолеты авиакомпании летают практически пустые. Об этом свидетельствуют и операционные результаты самой компании: в июле 2014 года пассажиропоток на внутренних рейсах упал на 22% по сравнению с июлем 2013 года, а количество перевезенных пассажиров в целом — на 11,4%, до 1322 человек.

Если Malaysia Airlines решится на ребрендинг, это будет не первый случай в истории коммерческой авиации, когда авиакомпании прибегают к подобной мере для своего спасения. В 1997 году небольшой американский лоукостер ValuJet был вынужден объединиться со значительно меньшей региональной авиакомпанией AirTran Airways и взять себе ее название. ValuJet вошла в историю авиации США как самая стремительно выросшая компания — всего через год после своего первого рейса в 1993 году она получила прибыль в размере $21 млн и успешно разместила акции на NASDAQ.

Однако через несколько лет под воздействием финансовых трудностей и сильного давления со стороны американских СМИ после катастрофы рейса 592 из Майами в Атланту, на борту которого погибли все 110 человек, компании пришлось пойти на решительные меры. Причиной той аварии были признаны многочисленные недостатки в обеспечении безопасности полетов авиакомпании. AirTran Airways успешно существует и по сей день (будучи «дочкой» крупнейшего лоукостера в мире Southwest Airlines). Авиакомпания выполняет более 1000 рейсов ежедневно и гордится тем, что имеет в эксплуатации самый молодой воздушный флот самолетов Boeing среди всех авиаперевозчиков мира.

Алена Сухаревская

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 24 апреля
EUR ЦБ: 99,56 (+0,2)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Курс доллара на 24 апреля
USD ЦБ: 93,29 (+0,04)
Инвестиции, 23 апр, 16:46
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 08:37
ЦСКА в дерби со «Спартаком» без трех ключевых игроков. Интриги тура РПЛ Спорт, 08:30
США расширили санкции против Ирана за кибератаки Политика, 08:25
Губернатор Смоленской области рассказал о последствиях атаки дронов ВСУ Политика, 08:22
Clearstream отказался поддержать выкуп заблокированных бумаг у россиян Финансы, 08:11
Власти обсудили «дискуссионный вопрос» маршрута ВСМ Москва — Петербург Бизнес, 08:00
Над регионами центральной части России уничтожили восемь дронов ВСУ Политика, 07:56
Говорим красиво и убедительно
Видеоуроки В. Вишневского и 40 других курсов в Уроках Легенд
Подробнее
Мосгорсуд усомнился в деле о похищении певца Авраама Руссо Общество, 07:49
Какие «самые четкие» предупреждения повез в Китай Энтони Блинкен Политика, 07:40
Минкульт исключил гонорары у уехавших авторов «Мастера и Маргариты» Общество, 07:36
Финдиректору Whoosh выдали предупреждение из-за слов о росте тарифов Бизнес, 07:24
В Одессе раздались взрывы Политика, 07:15
Какие рыночные активы смогли обогнать инфляцию за квартал Pro, 07:01
Власти обсудили список новых национальных проектов Экономика, 07:00