Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 15:16 МСК
Олимпийских чемпионов предложили хоронить на Федеральном военном кладбище Общество, 15:05 Лучшие предложения рынка наличной валюты  15:00   USD НАЛ. Покупка 64,19 Продажа 64,21 EUR НАЛ. 72,09 72,16 В Москве начали увольнять водителей маршруток за превышение скорости Общество, 14:59 Фридман сравнил акционеров VimpelCom с соперничающими Pepsi и Coca-Cola Технологии и медиа, 14:58 Член рабочей группы АП назвала «перевранными» слова о дешифровке трафика Технологии и медиа, 14:47 Кобзон назвал финансирование Крыма «непосильной ношей» Политика, 14:43 В реабилитационном центре Томска 14 детей заразились кишечной инфекцией Общество, 14:34 Андрей Аршавин исключил возможность возвращения в чемпионат России Спорт, 14:28 Заключенные СИЗО Москвы наняли дежурных для борьбы с очередями Общество, 14:26 SpaceX впервые испытала двигатель для межпланетных перелетов Технологии и медиа, 14:24 В Азербайджане из-за утечки газа загорелась нефтяная скважина Общество, 14:18 В МИДе не увидели «конца» российской операции в Сирии Политика, 14:14 Reuters узнал о рекомендациях ЦБ чиновникам по заявлениям о курсе рубля Финансы, 14:00 Суд смягчил меру пресечения фигуранту дела о контрабанде алкоголя Общество, 13:57 Главу одного из департаментов «Аэрофлота» арестовали по делу о хищении Бизнес, 13:37 Кремль назвал «гипертрофированными» сообщения в СМИ о «пакете Яровой» Политика, 13:36 Черчесов оставил Кокорина и Мамаева вне состава сборной России Спорт, 13:32 Кремль анонсировал подписание указа о назначении нового первого замглавы Политика, 13:26 Лавров рассказал о не слушающихся Обаму американских военных Политика, 13:25 Летний сезон оказался рекордным для отелей Москвы и Петербурга Бизнес, 13:23 Неизвестные сообщили в полицию о бомбе в Даниловском монастыре Общество, 13:20 Кремль назвал неприемлемой риторику США в адрес России по Сирии Политика, 13:18 Глава Минобрнауки предложила привлечь школьников к уборке классов Общество, 13:09 Роналду оскорбил тренера «Реала» после замены в матче чемпионата Испании Спорт, 12:56 Курс евро на завтра  12:46 EUR ЦБ 72.0604 +0.4750 Курс доллара на завтра  12:46 USD ЦБ 64.1506 +0.2864 В управление МВД по Свердловской области пришли с обысками Политика, 12:44 Банки Ирана впервые начали выпуск кредитных карт Финансы, 12:36
Авиакомпании начинают продажу невозвратных билетов
22 июн 2014, 23:23
Елизавета Добкина, Мария Гордеева, Мария Макутина
Авиакомпании начинают продажу невозвратных билетов
Фото: ИТАР-ТАСС
С 21 июня российские авиакомпании могут продавать пассажирам невозвратные авиабилеты. Вслед за авиакомпаниями разрешение властей вводить невозвратный тариф получат и РЖД. Перевозчики обещают, что эти новшества позволят пассажирам летать и ездить дешевле.

Закон о невозвратных авиабилетах вступил в силу в эти выходные, через 60 дней после подписания президентом. Группа "Аэрофлот", чья доля на российском рынке приближается к 40%, в пятницу разослала агентам письмо об изменениях правил применения тарифа.

Тарифы группы "Бюджет" и "Промо" переводятся в категорию невозвратных, а для тарифов группы "Оптимум" экономкласса устанавливается один фиксированный штраф за возврат и отменяется 25-процентный штраф за отказ от перевозки менее чем за сутки, при этом за 40 минут до вылета тариф становится невозвратным. Для тарифов группы "Оптимум" бизнес-класса отменяются штрафы за возврат, один фиксированный штраф остается только в тарифах на дальнемагистральные перевозки.

Представитель "Аэрофлота" подтвердил подлинность письма.

"Трансаэро" введет невозвратные билеты в ближайшее время, они точно будут дешевле обычных, сказал РБК первый заместитель генерального директора компании Дмитрий Столяров. UTair обсуждает внедрение невозвратных билетов, сказал представитель авиакомпании.

Ранее пассажиры имели право отказаться от полета не позднее чем за 24 часа до вылета и получить обратно деньги за билет, а при отказе от полета менее чем за сутки мог быть удержан сбор – не более 25% уплаченной за билет суммы. Риски отказа пассажиров от перевозки закладывались российскими авиакомпаниями в тариф, что вело к увеличению стоимости билетов, ранее объяснял РБК представитель Минтранса.

Для пассажиров выгоднее введение невозвратных тарифов на направлениях, где происходит меньше всего возвратов. За последние три месяца меньше всего возвращали билеты в Тиват (2,8%), Барселону, Стамбул и Сочи (6-8,8%), говорит директор по развитию агентства по продаже билетов Pososhok.ru Кирилл Фаминский. Но перелеты могут и не подешеветь, поскольку перевозчики могут перевести свои минимальные, акционные и промотарифы в разряд невозвратных, не снижая цены, опасается Фаминский.

Невозвратный билет может обойтись на 10-15% дешевле возвратного, говорила ранее РБК аналитик ИК "Регион" Алла Юрова. Если невозвратные билеты будут действительно дешевле прочих, они будут распродаваться почти все, поскольку цена остается ключевым параметром при выборе билета, говорит Фаминский.

Плата за багаж

В пятницу Госдума приняла в первом чтении еще один документ из "лоукост-пакета": законопроект позволит авиакомпаниям брать дополнительную плату за провоз багажа, вес которого превышает 10 кг.

Согласно действующему законодательству норму веса багажа, который можно провозить без дополнительной платы, устанавливает сам перевозчик. Все привыкли к норме в 20 кг, но уже давно приказом профильного министерства норма бесплатного провоза багажа была установлена на уровне 10 кг, однако ведомственный акт оспаривался авиакомпаниями, рассказал на пленарном заседании Думы замминистра транспорта Сергей Аристов.

Невозвратный "Сапсан"

Вслед за авиакомпаниями невозвратные билеты введет и РЖД. В четверг правительство одобрило законопроект о поправках в Устав железнодорожного транспорта, которые позволят РЖД продавать такие билеты, сообщил глава правительства Дмитрий Медведев на своей странице в Facebook. Согласно законопроекту, невозвратными могут быть не более 50% билетов на каждом маршруте.

Это коснется только дерегулируемого сектора, который не субсидируется государством: перевозок в купе, СВ, а также скоростных поездах ("Сапсан", "Аллегро", "Ласточка"), рассказал РБК вице-президент ОАО "РЖД", генеральный директор ОАО "Федеральная пассажирская компания" ("дочка" РЖД) Михаил Акулов. По его словам, невозвратные билеты на поезда будут продаваться на 10-20% дешевле обычных.

Введение невозвратных билетов поможет "пересадить" пассажиров из плацкартных вагонов в более комфортные купе, считает Акулов.

От Sky Express до "Добролета"

16 января 2007 года – в России заработал первый низкобюджетный перевозчик Sky Express, который прекратил свою деятельность в конце октября 2011 года.

29 июля 2009 года – на рынке появился второй лоукостер – "Авианова". Он также прекратил свою деятельность в октябре 2011 года; позднее обе компании были признаны банкротами.

26 октября 2012 года – генеральный директор "Аэрофлота" Виталий Савельев встретился с президентом Владимиром Путиным, который поручил ему создать национального лоукост-перевозчика. Для этого потребовались поправки в законодательство, разрешающие невозвратные билеты, плату за багаж и отсутствие ланчей для пассажиров во время полетов, сообщил Савельев.

25 июля 2013 года – совет директоров "Аэрофлота" одобрил создание "дочки" – "Добролета". В ноябре Виталий Савельев презентовал "Добролет", сообщив, что тарифы компании будут на 40% дешевле, чем у традиционных перевозчиков.

28 февраля 2014 года – правительство внесло в Госдуму поправки в законодательство, разрешающие продажу невозвратных авиабилетов. В третьем чтении депутаты приняли закон 1 апреля.

21 апреля 2014 года – президент подписал закон, разрешающий иностранным пилотам работать членами экипажей российских воздушных судов гражданской авиации.

26 мая 2014 года – "Добролет" начал продажи билетов. Первым пунктом назначения стал Симферополь, за первые сутки продаж было раскуплено больше половины билетов на июнь.

20 июня 2014 года – Госдума одобрила в первом чтении законопроект, который позволит авиакомпаниям брать дополнительную плату за провоз багажа, вес которого превышает 10 кг.

Как экономить и зарабатывать

Типичная бизнес-модель авиакомпаний – низкобюджетных перевозчиков (дискаунтеров, лоукостеров) предполагает максимальную оптимизацию всех расходов, в том числе за счет увеличения количества кресел в салоне, сокращения времени обслуживания в аэропорту, отказа от включения в стоимость билета ряда сервисов, традиционных для большинства авиакомпаний (питание, развлечения, содержание офисов продаж и т.д.). Благодаря такой экономии снижается и стоимость билетов для пассажиров.

В России жестких дискаунтеров нет до сих пор, но ряд авиакомпаний частично перенимают их опыт. Развитию другой части принципов этой бизнес-модели вплоть до недавнего времени мешало российское законодательство, запрещавшее продавать невозвратные билеты и отказывать пассажирам в бесплатном питании на борту. Теперь эти ограничения сняты, но окончательно все препятствия не устранены. Нынешнее соотношение принципов экономии по модели лоукостеров в России и за рубежом выглядит так:

Доступно российским авиакомпаниям: 
– продажа билетов через сайт и call-центр; 
– онлайн-регистрация на рейсы; 
– невозвратные билеты; 
– наем иностранных пилотов; 
– отмена обязательного бесплатного питания на борту; 
– возможность брать дополнительную плату за провоз багажа, вес которого превышает 10 кг (принято Госдумой в первом чтении).

Не доступно российским авиакомпаниям, но доступно зарубежным: 
– дополнительная плата за регистрацию на рейс в аэропорту; 
– плата за изменение имени пассажира в билете; 
– плата за возможность выбрать место в салоне самолета при регистрации; 
– вылет из аэропорта, устанавливающего низкие сборы (часто это бывший военный аэродром, аэропорт вдали от крупных городов и т.д.).