Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 7:33 МСК
«Газпрому» и нефтяникам предложили дополнительно заплатить 320 млрд руб. Экономика, 06:48 СМИ узнали о покупке «Абрау-Дюрсо» обанкротившегося кубанского завода Бизнес, 06:30 Минэкономразвития раскритиковало идею расширения полномочий ФАС Политика, 05:45 Путину предложили отдать «Ростелекому» строительство сети для госорганов Политика, 05:40 Власти Колумбии заключили мир с повстанцами после 50 лет конфликта Политика, 05:12 Rusal сократила чистую прибыль почти на 70% за год Бизнес, 04:39 Захватывающее банкротство: кто и зачем взял заложников в офисе Ситибанка Общество, 04:08 ФАС проверит «Газпром» и НОВАТЭК на махинации при торгах газом на бирже Политика, 03:58 В США сообщили об опасном сближении иранских катеров со своим эсминцем Политика, 03:56 Германия задумалась об уходе с турецкой базы Инджирлик Политика, 03:29 США призвали Россию участвовать в наказании виновных в химатаках в Сирии Политика, 03:12 Пассажирский самолет с отказавшим двигателем приземлился в Риге Общество, 02:05 В России арестовали имущество информатора WADA о допинге Политика, 01:46 Число жертв землетрясения в Италии приблизилось к 160 Общество, 01:01 Пентагон сообщил о возможных гражданских жертвах при ударе США в Сирии Политика, 00:40 СМИ узнали о задержании захватчика банка начальником московской полиции Общество, 00:10 Сеть «Эльдорадо» выставлена на продажу Бизнес, 00:00 «Ростов» разгромил «Аякс» в Лиге чемпионов Футбол, Вчера, 23:36 Ученые обнаружили ближайшую к Земле потенциально обитаемую планету Политика, Вчера, 23:31 СМИ сообщили о возможном избежании наказания захватившим банк в Москве Общество, Вчера, 23:22 Танковый щит Турции: как Анкара поставила Москву в сложное положение Политика, Вчера, 23:01 Приговор с предупреждением: почему власти стали суровее к националистам Политика, Вчера, 22:22 Захвативший банк в Москве предприниматель сдался полиции Общество, Вчера, 22:09 Из здания захваченного банка в Москве освободили последнего заложника Общество, Вчера, 22:04 Захвативший отделение банка в Москве освободил третьего заложника Общество, Вчера, 21:58 Связанные с Пригожиным компании заподозрили в создании картеля Бизнес, Вчера, 21:12 Захвативший банк в Москве записал видеообращение к Путину Общество, Вчера, 21:10 Полиция сообщила об освобождении двух заложников в захваченном банке Общество, Вчера, 21:00
18 сен 2014, 01:01
Угроза издателям: кого затронут новые поправки в закон о СМИ
Фото: Depositphotos
Крупнейшим российским издательским домам с общей аудиторией почти 60 млн человек, четырем эфирным вещателям — СТС, «Домашнему», «Перцу» и Disney, а также зарубежным телеканалам, распространяющимся через кабельные сети, придется прекратить свое существование либо изменить структуру собственности, если Госдума примет поправки в закон «О СМИ». Они запрещают иностранцам с февраля 2016 года владеть более 20% в любых российских СМИ.

Запрет и прямой, и косвенный

Депутаты Вадим Деньгин (фракция ЛДПР), Владимир Парахин («Справедливая Россия») и Денис Вороненков (КПРФ) внесли в среду, 17 сентября, в Госдуму поправки в закон «О СМИ». Законопроект устанавливает новые ограничения к учредителям СМИ. Сейчас иностранное юрлицо или российское юрлицо, доля в котором иностранного юрлица составляет 50% и более, не могут учреждать теле- и радиоканалы. Запрещено им и выступать учредителями российских компаний, если те осуществляют теле- и радиовещание в более чем половине субъектов РФ либо на территории, на которой проживает не менее половины населения страны. Все эти запреты действуют и в отношении иностранных граждан, лиц без гражданства и россиян с двойным гражданством.

Авторы поправок предлагают распространить ограничения на все СМИ. Помимо теле- и радиоканалов под них попадут также периодические печатные и сетевые издания. Предельно допустимый порог иностранного владения при этом будет снижен до 20%.

Главным же нововведением является запрет иностранцам владеть в российских СМИ свыше 20%, управлять ими или контролировать их не только напрямую, но и косвенно. Действующая редакция закона «О СМИ» допускает опосредованное владение иностранцами теле- и радиокомпаниями через цепочку российских юрлиц.

Например, учредителем распространяющегося через кабельные сети телеканала Discovery Channel (свидетельство о регистрации СМИ — ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) выступает ООО «Дискавери Коммьюникейшнс». В нем, по данным СПАРК, 49% принадлежит британской DNE Publishing Music Ltd, а 51% — ООО «Дискавери Холдинг». В свою очередь, его учредителями выступают все та же DNE Publishing Music Ltd (99%) и Discovery Communications Europe Ltd (1%).

Внесенные в Госдуму поправки делают незаконным подобное участие иностранцев в российских СМИ сверх оговоренной нормы через цепочки любой длины, констатирует партнер Коллегии юристов СМИ Федор Кравченко. Депутат Деньгин это подтверждает: иностранный конечный бенефициар сможет владеть только 20%.

Вероятность принятия законопроекта очень велика, утверждает источник РБК, близкий к руководству Госдумы. В Минкомсвязи эти поправки не поступали и министерство свой отзыв на них не давало, говорит замминистра Алексей Волин. Не знакомы с текстом документа и в Роскомнадзоре, который регистрирует СМИ и, по замыслу депутатов, будет отслеживать, соблюдаются ли новые ограничения.

Предполагается, что поправки, если они будут приняты, вступят в силу с января 2016 года. При этом привести свои учредительные документы в соответствие с новыми требованиями СМИ должны к 1 февраля 2016 года, а к 15 февраля они должны предоставить в Роскомнадзор сведения, подтверждающие, что такая работа выполнена. Если это не будет сделано, ведомство должно через суд приостановить деятельность СМИ. Российские бенефициары, контролирующие СМИ через иностранные компании, будут иметь отсрочку до 2017 года.

Угроза издателям

Поправки затрагивают прежде всего компании, работающие в трех сегментах: эфирном и тематическом ТВ, а также прессе.

Сейчас в российском эфирном ТВ присутствуют только два иностранных стратегических инвестора. Шведская Modern Times Group владеет 37,9% российского телехолдинга «СТС Медиа», управляющего СТС, «Домашним» и «Перцем». Кроме того, около 35% акций головной компании «СТС Медиа» – зарегистрированной в американском штате Делавэр CTC Media Inc. — торгуются на NASDAQ. Еще одним стратегическим инвестором является американская Walt Disney Co., осенью 2011 года купившая за $300 млн 49% канала «Семерка», на частоте которого вскоре был запущен канал Disney.

Значительно шире иностранные вещатели представлены в сегменте тематического ТВ, распространяющегося через кабель и спутник. Русскоязычные версии своих каналов есть у Discovery Communications (Discovery, Animal Planet, Eurosport и др.), той же Modern Times Group (TV 100, «TV 1000 Русское кино», Viasat History), Viacom (Nickelodeon, Paramount Comedy, MTV), Sony Entertainment Television (Sony Turbo, Sony Sci-Fi) и др.

Наконец, сегодня иностранцы являются ключевыми игроками в прессе. Именно они формируют тройку лидеров издательских домов по суммарной аудитории своих журналов. Федеральное агентство по печати в своем последнем отраслевом докладе приводит такие данные исследовательской компании TNS Russia на конец 2013 года: ИД Burda (российская «дочка» немецкой Hubert Burda Media) — 17,8 млн человек, ИД Hearst Shkulev Media (50% у американской Hearst Corp.) — 13,5 млн, ИД Sanoma Independent Media (в группу входят несколько компаний, принадлежащих финской Sanoma Corp. и ее иностранным партнерам) — 11,6 млн. Кроме того, иностранцам принадлежат такие российские издательства, как Bauer Media, «Эдипресс-Конлига», Axel Springer Russia, Bonnier Publications, Conde Nast. Суммарная аудитория всех журналов этих издателей достигает почти 60 млн человек.

По примеру Lagardere

Все опрошенные РБК медиакомпании отказались комментировать внесенные поправки либо не ответили на запрос.

«Ничего не закроется, время у всех есть», — полагает Деньгин. По его мнению, никто ничего продавать не будет: «Рынок слишком сладкий и дорогой».

Между тем ограничения на участие иностранцев в российских СМИ уже приводили к уходу из России стратегических инвесторов. В конце 2011 года французская Lagardere продала за $162 млн кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиа группы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM», «Радио 7» и др.). Отказ от дальнейшей работы в России Lagardere объяснила тем, что в 2011 году запрет иностранцам владеть более 50% в российских СМИ распространился с телеканалов и на радиостанции. Впрочем, о том, что французы готовы продать свой радиобизнес, стало известно раньше, чем изменился закон «О СМИ».

Принятие этого законопроекта ударит по успешным и еще не принадлежащим государству медиакомпаниям, убежден Кравченко. Кроме того, он обращает внимание, что поправки ставят вне закона международные проекты с участием РФ: телерадиовещательную организацию Союза России и Белоруссии и телерадиокомпанию СНГ «Мир». Это приведет к выходу России из соответствующих международных соглашений, отмечает юрист.

Впрочем, из-за «крайне низкого уровня юридической техники» в поправках остается много дыр и лазеек, признает Кравченко. Например, законопроект запрещает иностранцам учреждать СМИ, быть их редакциями или вещателями, но умалчивает о предусмотренной законом «О СМИ» фигуре издателя, что позволило бы компаниям с иностранным участием сохранить этот статус.

Сергей Соболев, Дарья Луганская, Михаил Рубин, Cветлана Бочарова

Кто может пострадать от закона о 20%

Телевидение

В эфирном ТВ сегодня есть лишь два международных стратегических инвестора: шведская Modern Times Group, которая владеет 37,9% телевизионного холдинга «СТС Медиа» (каналы СТС, «Домашний» и «Перец»), и американская Walt Disney Co., которой принадлежит 49% канала Disney. Кроме того, сейчас на NASDAQ торгуется около 36% головной компании «СТС Медиа», зарегистрированной в американском штате Делавэр, – CTC Media Inc. Официальные представители «СТС Медиа» и канала Disney отказались комментировать внесенные в Госдуму поправки. Зато иностранные вещатели широко представлены на тематическом ТВ: через кабельные сети и спутник сегодня в России распространяются русскоязычные версии таких каналов, как Discovery, TV 1000, Universal Channel, Nickelodeon, Sony Sci-Fi и др. Учредителями этих СМИ в соответствии с действующей редакцией закона о СМИ являются российские юрлица, но их владельцами – иностранные компании. Например, учредитель зарегистрированного в Роскомнадзоре электронного СМИ Discovery Channel (свидетельство ЭЛ № ФС 77-49139 от 26 марта 2012 года) – ООО «Дискавери Коммьюникейшнс», 49% которого принадлежит зарегистрированной в Великобритании DN Publishing Music Ltd, 51% – ООО «Дискавери Холдинг». Его владельцем, в свою очередь, выступает все та же DN Publishing Music Ltd. Представитель группы Discovery в России отказался от комментариев.

Радио

В радиовещании зарубежных стратегических инвесторов сегодня нет. Примечательно, что французская группа Lagardere, в конце 2011 года продавшая кемеровскому холдингу «Сибирский деловой союз» 100% Европейской медиагруппы (радиосети «Европа Плюс», «Ретро FM» и др.), своей причиной ухода из России назвала как раз изменения в российском законодательстве. Запрет иностранцам владеть свыше 50% в электронных СМИ распространялся изначально только на телеканалы, радиостанции попали под это ограничение только в 2011 году.

Интернет

В интернете самые популярные интернет-ресурсы не являются СМИ. Не имеют свидетельства о регистрации СМИ в Роскомнадзоре и русскоязычные сайты западных медиакомпаний. К примеру, в соответствующем реестре не значится сайт Русской службы BBC – bbc.co.uk/Russian.

Печатные издания

Иностранные инвесторы широко представлены в печатных изданиях. ИД Burda (журналы «Лиза», Playboy, Ooops!, «Отдохни» и др.) на 100% принадлежит немецкой группе Hubert Burda Media. Свои полностью подконтрольные подразделения в России есть у американского ИД Conde Nast (журналы Vogue, GQ, Glamour, Tatler и др.) и немецкого ИД Axel Springer (Forbes, OK!, Geo и др.). Основным владельцем компаний, образующих ИД Sanoma Independent Media (Cosmopolitan, «Домашний очаг», Harper’s Bazaar, Grazia, Men’s Health, National Geographic, The Moscow Times, «Ведомости» и др.), является финская Sanoma Corp. А американской Hearst Corp. принадлежит 50% в ИД Hearst Shkulev Media (Elle, Maxim, Marie Claire, Psychologies, «Антенна–Телесемь», StarHit и др.). Представители Conde Nast, Sanoma Independent Media, Axel Springer отказались от комментариев. Другие ИД не ответили на запрос РБК.

Как в России менялись требования к работе СМИ