Правительству предложили пересесть с европейских иномарок на китайские
Беспокойство торговцев автомобилями вызвало недавнее заявление премьер-министра РФ Дмитрия Медведева о том, что российские власти рассматривают возможность введения новых мер по защите автопрома, озвученное сразу после введения запрета на ввоз в Россию ряда продуктов из США, Евросоюза, Канады, Австралии и Норвегии.
«Мы опасаемся, что защитные меры в автопроме будут введены неожиданно, как это было в отношении сельхозпродукции, фактически без консультации с рынком, и хотим превентивно дать свое видение ситуации. Дилерское сообщество выступает против любых ограничений бизнеса и санкций, но если из-за политики они неизбежны, то нужно придумать наиболее безболезненный вариант», – пояснил президент ГК «Фаворит Моторс» (дилер KIA, Ford Chevrolet, Volvo и др.) Владимир Попов.
В середине июля 2014 года Медведев подписал постановление, запрещающее закупать для государственных и муниципальных нужд автомобили иностранного производства. «На приобретение товаров и услуг из федерального бюджета выделяются колоссальные средства, и, конечно, исходя из общих соображений, лучше, когда они достаются отечественным компаниям, а не иностранным производителям», – заявил глава правительства на совещании с вице-премьерами.
Однако иномарки, собранные на территории России, тогда под запрет не попали. Более того, источники «Коммерсанта» среди автодилеров утверждают, что прямой запрет на закупки иностранной техники можно обойти с помощью «сдачи ее госведомствам в аренду или лизинг».
«На случай таких схем и логично ввести полный запрет на любое расширение парка госструктур за счет определенных брендов, перечень которых можно будет утвердить», – говорит Попов.
Аналитики видят в инициативе попытку некоторых дилеров воспользоваться темой ответных санкций и попытаться пролоббировать поддержку сегмента китайских или корейских брендов.
Ранее представитель Минпромторга сказал РБК, что его ведомство не раскроет детали работы над анонсированными премьер-министром мерами по защите автопрома до принятия решения на уровне правительства.
Продажи легковых автомобилей и легкого коммерческого транспорта в России за июль упали на 23% по сравнению с тем же месяцем прошлого года – до 180,7 тыс. машин, свидетельствуют опубликованные 8 августа данные Ассоциации европейского бизнеса. За первые семь месяцев 2014 года спрос на легковые автомобили упал на 10% к январю-июлю 2013 года – до 1,41 млн единиц.
«К сожалению, сжатие автомобильного рынка продолжилось, набрав скорость в июле. В целом тренд тревожный, и маловероятно, что он фундаментально изменится в ближайшее время. Конечно, «Московский автосалон», который откроется в конце августа, должен иметь стимулирующий эффект на продажи автомобилей, особенно принимая во внимание, что осень – сезон высоких продаж. По крайней мере, это то, что происходило обычно. Но разве этот год назовешь обычным?» – сказал председатель Комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.
Евгений Калюков