РЖД замахнулись на порт в Греции
Конкурс пройдет в два этапа: на первом участники должны подтвердить свою финансовую состоятельность, на втором кандидаты получат доступ к детальной информации по каждому активу и условиям конкурса.
Президент РЖД Владимир Якунин говорил журналистам в начале мая, что покупка порта Салоники представляет для компании "большой интерес". В начале года он сообщал о желании РЖД купить и греческий порт Пирей, но монополия отказалась от этих планов, "чтобы не распыляться".
РЖД еще в прошлом году заявили о своей заинтересованности в покупке сразу трех греческих транспортных активов: оператора TrainOSE, порта Салоники и ремонтной компании ROSCO. В интервью греческим СМИ Якунин оценивал стоимость всех активов в "сотни миллионов евро": 100 млн евро стоит порт, 30 - TrainOSE, еще 10 млн монополии придется заплатить за ROSCO. Глава РЖД говорил в марте прошлого года, что рассчитывает на помощь государства в финансировании сделки, отметив, что "компания не может реализовывать такие проекты без согласия правительства".
В мае прошлого года Владимир Путин поручил вице-премьеру Аркадию Дворковичу рассмотреть возможность покупки греческих активов. Однако правительство будет принимать решение только после того, как будут окончательно ясны условия сделки, рассказал 5 июня представитель Дворковича.
Греческое правительство, в свою очередь, готово синхронизировать процессы продажи железнодорожной TrainOSE и порта в Салониках, говорил журналистам в феврале его представитель Симос Кедикоглу. "Мы постараемся завершить эти процессы одновременно", - сказал он. Осенью прошлого года HRADF допустил консорциум РЖД и Gek Terna ко второму этапу конкурса на покупку TrainOSE и ROSCO.
Конкурентами РЖД в покупке 100% акций железнодорожного оператора стали французская железнодорожная компания SNCF и румынский частный оператор железнодорожных грузоперевозок Grup Feroviar Roman (GFR). Ремонтную компанию ROSCO, помимо РЖД, хотят купить немецкий концерн Siemens и французская Alstom. Окончательное решение о продаже активов Фонд примет в сентябре, сообщила РБК представитель HRADF Мария Цинариду.
РЖД хотят объединить портовые проекты в Греции с "уже реализуемыми проектами в Сербии, использовать потенциал приобретенной логистической компании GEFCO для увеличения объемов перевозок по соответствующему транспортному коридору", привел выдержку из письма Якунина Владимиру Путину "Коммерсантъ" в июне прошлого года. Однако цели этой покупки больше политические, чем экономические, считает гендиректор агентства "Infoline-Аналитика" Михаил Бурмистров. В условиях убытка РЖД в 10,2 млрд руб. в I квартале текущего года такие инвестиции необоснованны и срок окупаемости неясен, считает эксперт.
Порт Thessaloniki - один из основных портов Греции. В 2013г. грузооборот составил 4,2 млн т и 322,3 тыс. TEU, чистая прибыль - 4,6 млн евро.
TrainOSE S.A. - оператор пассажирских и грузовых железнодорожных перевозок в Греции. Под управлением компании находится 300 железнодорожных маршрутов общей протяженностью 1,5 тыс. км. Ежегодно TrainOSE перевозит 15 млн пассажиров, а грузооборот составляет 4,5 млн т.
ROSCO была создана в 2013г. путем выделения операций по техническому обслуживанию железнодорожного подвижного состава из состава греческой транспортной группы OSE (Организация железных дорог Греции).
Мария Гордеева