Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 16:54 МСК
Гройсман пообещал дать украинцам повод для гордости дорогами Общество, 16:36 В офисе украинской инвесткомпании Dragon Capital прошли обыски Политика, 16:28 В Новой Москве более двух тысяч человек остались без света Общество, 16:23 ФАС прекратила административное дело против Google Технологии и медиа, 16:19 Английского футболиста дисквалифицировали на полтора года за ставки Спорт, 16:03 Лучшие предложения рынка наличной валюты  16:00   USD НАЛ. Покупка 56,75 Продажа 56,90 EUR НАЛ. 61,68 61,91 Исполняющим обязанности главы «Союзмультфильма» стал соавтор «Фиксиков» Технологии и медиа, 15:59 СМИ узнали о написанной в МИД Польши записке об отношениях с Россией Политика, 15:51 Караулову этапировали из Москвы в Вологодскую область Общество, 15:48 Ткачев предупредил о потере $3 млрд сельским хозяйством при сильном рубле Экономика, 15:40 Активиста Дадина оштрафовали на 15 тыс. руб. за пикет у здания МВД Политика, 15:38 Власти не одобрили закрытие «Почтой России» пунктов доступа в интернет Общество, 15:26 Костин сообщил о «палках в колесах» от украинских властей Финансы, 15:14 При взрыве на молокозаводе АК «АЛРОСА» в Якутии погибли два человека Общество, 15:08 Чайка заявил об изъятии у Хорошавина имущества на сумму 1,8 млрд руб. Политика, 15:02 Юрий Чайка потребовал для прокуратуры права санкционировать аресты Общество, 15:01 В Госдуму внесен законопроект о тюремном сроке для похитителей невест Общество, 14:47 Суд заочно арестовал двух экс-владельцев Пробизнесбанка по делу о хищении Финансы, 14:43 Олланд призвал кабмин Франции обеспечить разгромное поражение Ле Пен Политика, 14:40 Глава Левада-центра опроверг ангажированность опроса о рейтинге Медведева Политика, 14:37 После допинга: как атлеты возвращались в спорт Фотогалерея, 14:31 В Костромской области в школе произошел пожар Общество, 14:27 Футболиста основного состава «Барселоны» отстранили от тренировок Спорт, 14:22 Дать Родине в долг и заработать: началась продажа «народных» облигаций Финансы, 14:20 Выбирай сердцем: как российская кардиофлешка добралась до Зимбабве Свое дело, 14:15 Порошенко заявил о создании «оси добра» Киев — Минск Политика, 14:09 ФСИН опровергла данные об избиении в колонии фигуранта «болотного дела» Политика, 14:08 Путин исключил переселение из пятиэтажек силой Экономика, 13:59
28 ноя 2016, 15:11
Дмитрий Крюков, Анастасия Демидова, Роман Маркелов
Российские ретейлеры подвели предварительные итоги «черной пятницы»
Фото: Евгения Новоженина/РИА Новости
Продажи участников акции «Черная пятница» по сравнению с обычными днями выросли в разы. При этом в некоторых случаях магазины искусственно завышали цены в преддверии распродажи, чтобы затем предложить красивые скидки, рассказали собеседники РБК

Кратный рост

Распродажи в формате «черная пятница», вопреки названию, проходили в России с четверга по воскресенье, то есть с 24 по 27 ноября, а отдельные магазины продлили их вплоть до 30 ноября. В 2016 году в интернете проводились две параллельные распродажи: «Блэк Фрайдэй», организатором которой выступила одноименная компания, и «Настоящая черная пятница» — проект интернет-агентства Expert Town, связанный с Ассоциацией компаний интернет-торговли. В первой акции, по данным сайта blackfridaysale.ru, приняли участие почти 300 площадок. Во второй — около 200, отметили в пресс-службе «Настоящей черной пятницы». При этом многие магазины участвовали в обеих акциях одновременно.

За первые два дня, то есть 24–25 ноября, без учета партнерских площадок сайт realblackfriday.ru посетили более 750 тыс. человек, рассказал РБК генеральный директор Expert Town Леонид Довладбегян. По его словам, больше всего пользователи интересовались смартфонами и гаджетами: на эту категорию пришлось 14% внутренних переходов на сайте. На втором и третьем месте по популярности были бытовая техника (12% переходов) и компьютеры и планшеты (9%). Электроника, женская одежда, сумки и аксессуары набрали по 8%.

В «Блэк Фрайдэй» оперативную статистику на момент публикации предоставить не смогли.

За несколько дней до старта «Настоящей черной пятницы» руководитель проекта Мария Тимофеева прогнозировала, что крупные ретейлеры смогут увеличить продажи по сравнению с обычными днями на 50–​100%, тогда как для средних и небольших магазинов этот показатель может достигать 400–600%.

Опрошенные РБК торговцы в целом подтвердили этот прогноз. В частности, вице-президент по операционной деятельности компании «Эльдорадо» Павел Новак заявил, что по сравнению с обычным днем оборот вырос на 70%. Число посетителей на сайте Media Markt 24 ноября по сравнению с четвергом неделей ранее увеличилось на 167%, а заказов — на 216%, сообщили РБК в пресс-службе ретейлера. Представитель «М.Видео» отметил, что за три дня, с 24 по 27 ноября, покупатели сделали на сайте магазина 58 тыс. заказов, что на 70% больше, чем в обычные дни.

Пятница в кредит

«Черной пятницей» воспользовались не только ретейлеры, но и микрофинансовые организации. По сравнению с обычными днями ноября компания «МигКредит» выдала займов на 11%, онлайн-сервис Webbankir — на 35%, а «Е заем» — на 60% больше, рассказали РБК представители компаний. Рост по сравнению с прошлогодней акцией у последних двух организаций составил 27 и 15% соответственно. По словам гендиректора Webbankir Андрея Пономарева, это связано с тем, что многие клиенты воспринимают онлайн-кредитование как второй кошелек и данная услуга носит импульсный характер.

В пресс-службе интернет-магазина Ozon отметили, что в дни акции количество заказов увеличилось в среднем на 50%. Таким образом, нынешняя «черная пятница» поставила рекорд по принятым заказам, сообщил РБК представитель компании, впрочем, не раскрывая конкретных цифр.

О рекордных продажах за всю историю существования компании заявил и генеральный директор интернет-магазина Kupivip Владимир Холязников. По сравнению с обычными днями выручка, по его словам, выросла в три раза. Аналогичную динамику подтвердили и в другом одежном онлайн-ретейлере — Lamoda.

В целом количество покупок в онлайн-магазинах, оплаченных через «Яндекс.Кассу» в «черную пятницу», выросло на 34% по сравнению с обычным днем и вдвое — с прошлым годом, отметил представитель сервиса «Яндекс.Деньги».

Фотогалерея «Черная пятница»: как мир пережил ноябрьское безумие. Фоторепортаж «Черная пятница» — начало рождественского сезона распродаж — традиционно пришлась на конец ноября. В этот день магазины предложили своим покупателям максимальные... Показать 10 фотографий

Красивые и нечестные

Сергей Колесняк, директор по электронной коммерции сети «Связной», чьи онлайн-продажи по сравнению со средним показателем ноября увеличились в 2,2 раза, отметил также рост среднего чека по сравнению с 2015 годом на 40%, до 10 тыс. руб. Колесняк объясняет это тем, что основной спрос пришелся на более дорогие, в том числе флагманские, смартфоны и аксессуары к ним. Кратный рост продаж (от трех до 15 раз) по отдельным позициям топовых смартфонов подтвердил и представитель Inventive Retail Group, которая развивает в России сети Samsung, Sony и re: Store.

Добиться увеличения среднего чека смогли далеко не все участники акции. В целом, по данным платежного сервиса PayU, средний чек по сравнению с прошлогодней «черной пятницей» снизился на 23%, до 3218 руб. За год чек не изменился, указывают аналитики «Яндекс.Деньги», при этом указывая еще меньшую сумму — 2725 руб.

У «Эльдорадо» и Ozon чек остался без изменений, отметили в пресс-службах магазинов. У дистрибьютера премиальных косметических брендов «Эквилибриум Лэб» он уменьшился вдвое — с 11,8 тыс. до 6 тыс. руб., а у образовательного сервиса Skillbox — на 40%, или на 19 тыс. руб., рассказали РБК их представители.

«Мы проводили нашу «черную пятницу» честно. Снизив цены на 40%, мы, собственно, потеряли в среднем чеке, но приобрели в количестве заказов», — объясняет директор по маркетингу Skillbox Дмитрий Лукашов. По его словам продукт продавался фактически по себестоимости, но компания надеется заработать на повторных покупках: по статистике свыше 60% клиентов со временем приобретают второй учебный курс.

Заокеанские распродажи

«Черная пятница» пришла в Россию из США, где она традиционно проходит в последнюю пятницу ноября, следующую за Днем благодарения. В 2016 году онлайн-продажи американских магазинов составили $3,34 млрд, что на 21,6% больше, чем в 2015 году, подсчитала исследовательская компания Adobe Digital Insights. При этом 36% покупок были сделаны с мобильных устройств. Данных по офлайн-продажам пока нет.

Доверие к «черной пятнице» у российского потребителя меньше, чем у покупателя в США, считает руководитель проекта Hi-Tech Mail.Ru Дмитрий Рябинин. Он объясняет это тем, что скидки выше 30% для российского ретейла чаще всего означают осознанный убыток. В результате, в отличие от более маржинальных американских сетей, которые предлагают честные скидки, почти все российские магазины в той или иной степени сначала завышают цены, а потом якобы делают скидку, рассказывает Рябинин.

«В этом году такие искусственные завышения доходят почти до 100% от рекомендованной производителем цены, в результате чего получаются красивые скидки около 50%. Ранее таких наглых манипуляций мы не фиксировали и связываем это с усложнившейся ситуацией на рынке из-за кризиса спроса», — говорит Рябинин.

Существование искусственных скидок признает и Довладбегян: после обращений покупателей несколько предложений магазинов пришлось снять с сайта «Настоящей черной пятницы». Но, по ощущениям организатора, таких скидок, напротив, стало меньше, чем в прошлые годы. Ретейлеры начинают осознавать, что для получения хороших результатов от распродажи необходимо договариваться с вендорами, выбирать действительно актуальный ассортимент и делать предложения с большой глубиной скидки, добавляет Довладбегян.​

С точки зрения потребителя бороться с искусственными скидками сложно. Если ретейлер официально поднял цену на продукт и уже с нее сделал скидку, то фактически он ничего не нарушает, говорит руководитель антимонопольной практики юридической компании Sameta Андрей Астанин. Другое дело, если недостоверная информация о размере скидки или о продуктах, на которые она распространяется, была предоставлена в рекламе. В таком случае потребитель может подать жалобу в ФАС, резюмирует Астанин.

В ФАС России не поступали жалобы потребителей на предоставление ретейлерами недостоверной информации при проведении распродажи «Черная пятница», и соответствующие проверки не планируются, заявил РБК представитель службы. При этом, по его словам, рассмотрение подобных жалоб потребителей отнесено к компетенции Роспотребнадзора. В свою очередь, представитель Роспотребнадзора ответил РБК, что ценовая политика не входит в показатели, которые контролируются ведомством.