Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Билет в космос: зачем S7 купила «Морской старт»

Российская компания S7 Group станет владельцем морской платформы для запуска космических аппаратов Sea Launch. Владельцы рассчитывают заработать на коммерческих запусках, эксперты сомневаются в успехе проблемного проекта
Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch
Морская платформа для запуска космических аппаратов Sea Launch (Фото: Damian Dovarganes/AP)

О подписании договора, согласно которому S7 получит в собственность корабль Sea Launch Commander, на котором доставляются ракеты-носители на плавучий космодром на экваторе, платформу Odyssey, с которой осуществляются запуски, наземное оборудование в базовом порту в Калифорнии и сам бренд Sea Launch, было объявлено в Мексике в рамках Международного астронавтического конгресса IAC-2016 в Гвадалахаре.

Сделка будет закрыта через полгода. Она должна получить одобрение Директората по контролю оборонной торговли (DDTC) и Комитета по иностранным инвестициям США (CFIUS). Основной владелец S7 Group Владислав Филев заявил, что компания стала обладателем космодрома за $160 млн. «В пяти юрисдикциях, куча разных договоров, в разных валютах, в общем, примерно $160 млн», — приводит слова Филева о стоимости сделки ТАСС.

Продавцом выступила госкомпания РКК «Энергия», пытавшаяся выйти из проекта еще с 2014 года. Sea Launch («Морской старт») была создана еще в 1995 году как международный консорциум для осуществления коммерческих космических запусков. Основная роль в проекте принадлежала России (в лице ракетно-космической корпорации «Энергия») ​и американской компании BoeingCommercial Space Company (дочернее предприятие аэрокосмической корпорации Boeing), имевших на старте проекта 25 и 40% акций соответственно. Еще 15% в совокупности было у украинских КБ «Южное» и ПО «Южмаш» (разрабатывали и производили ракеты-носители «Зенит»), 20% — у норвежской судостроительной компании Aker Kværner. Инвестиции в запуск проекта составляли $3,5 млрд.

Амбициозный проект оказался тем не менее убыточным. В 2009 году компания Sea Launch прошла через процедуру банкротства, долги компании составляли до $1 млрд при стоимости активов от $100 млн до $500 млн. Проблемы были связаны с недостаточной интенсивностью запусков при высокой стоимости обслуживания проекта.

После этого проект стал фактически российским: совет директоров SLC принял решение отдать главную роль Ракетно-космической корпорации (РКК). После реорганизации, последовавшей за решением суда летом 2010 года, 95% акций компании досталось «дочке» РКК «Энергия» Energia Overseas Limited, 3% — американской Boeing, 2% — норвежской Aker Solutions.

В 2014 году запуски с Sea Launсh и вовсе прекратились — на фоне конфликта с Украиной запуски ракет «Зенит» украинского производства, под которые было смонтировано все оборудование, на плавучем космодроме стало невозможным. Вице-премьер правительства Дмитрий Рогозин сообщал о переговорах с партнерами из стран БРИКС о совместной реанимации проекта, однако это не дало результата.

В марте 2016 года в СМИ появились сообщения, что владелец S7 Владислав Филев — выпускник Ленинградской академии Военно-космических сил — заинтересован в покупке космодрома. Его сравнивали с Илоном Маском.

После объявления о сделке Филев заявил, что рассчитывает заработать на этом проекте, а S7 станет не только авиационной, но и космической компанией. «Приобретение космодрома — это «входной билет» для нас в космическую индустрию. Космическая инфраструктура развивается очень стремительно, это очень интересное направление бизнеса, которое имеет хорошие долгосрочные перспективы», — приводятся слова Филева в официальном пресс-релизе. По его словам, к концу 2018 года он планирует расконсервировать проект и рассчитывает осуществить до 70 коммерческих запусков за 15 лет после этого.

Не все эксперты разделяют оптимизм бизнесмена. Филев не сможет получить коммерческую выгоду из этого проекта каким-то другим путем, кроме перепродажи другой стране, считает научный руководитель Института космической политики Иван Моисеев. По его словам, частному инвестору требуются какие-то иные основания для приобретения «Морского старта», чем использование по его прямому назначению.

Капвложения в разработку новой ракеты взамен «Зенита» составят порядка $1 млрд, подсчитал эксперт, и Россия обладает всеми ресурсами для создания такой ракеты. «Но «Морской старт» ранее не показал коммерческой эффективности, не нашлось столько полезных нагрузок, а окончательный крест на проекте поставил российско-украинский конфликт с прекращением выпуска ракет «Зенит». Рынок поделен, и частному игроку сложно туда войти. Мы не можем найти заказчиков даже на «Протон», — сказал Моисеев.

Более оптимистично настроен профессор кафедры аэрокосмических систем МГТУ им. Баумана Егор Щеглов. Он считает, что проект может стать выгодным, если будет подходящая ракета. «При старте с экватора в космос ракета сможет поднять наибольшую свободную массу на орбиту. Ранее с «Морского старта» достаточно выгодно запускали американские спутники. При условии наличия ракеты рынком услуг для Филева могли бы стать коммерческие компании, которые запускают спутники связи. Спутниковые операторы постоянно нуждаются в запуске новых спутников, так как старые выходят из строя. Однако после каждого пуска ракету нужно везти в порт, а это может быть довольно далеко, ранее она базировалась в Америке», — рассказал Щеглов. Пока непонятны детали о том, где будет базироваться «Морской старт», экономическую выгоду этого проекта оценить сложно.

По состоянию на 2015 год доля России на мировом коммерческом космическом рынке составляла около 1%. Общегодовая выручка компаний от предоставления коммерческих космических услуг составила около $2 млрд. С учетом государственного заказа за 2015 год российские предприятия получили выручку в размере около $6 млрд (при общем объеме мирового рынка $277 млрд).

Кредит наличными от 

БАНК ВТБ (ПАО). ГЕНЕРАЛЬНАЯ ЛИЦЕНЗИЯ БАНКА РОССИИ № 1000. РЕКЛАМА. 0+

Ставки по кредиту ниже

от 30 тыс. до 40 млн ₽

Оставьте заявку онлайн

Оформить прямо сейчас

Авторы
Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 26 апреля
EUR ЦБ: 98,71 (-0,2)
Инвестиции, 16:51
Курс доллара на 26 апреля
USD ЦБ: 92,13 (-0,37)
Инвестиции, 16:51
Может ли отставка премьера Испании привести к политическому кризису Политика, 21:50
Bloomberg: ЕС запретит реэкспорт СПГ из России, но себе получать разрешит Бизнес, 21:44
Песков заявил, что Путин и бизнес остались довольны съездом РСПП Политика, 21:30
Экспертизы не подтвердили взрыв на Ту-154, в котором летел Качиньский Политика, 21:27
В Батайске из-за конфликта ученика и учительницы приехали мэр и полиция Общество, 21:17
ФИФА и УЕФА выразили обеспокоенность ситуацией в испанском футболе Спорт, 21:15
Синоптик предсказал появление ржавого дождя в Поволжье и на Среднем Урале Общество, 21:11
Онлайн-курс Digiital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
Число жертв убийства в Херсонской области возросло до семи Политика, 21:02
Австрия отказала России в участии в церемонии в Маутхаузене Политика, 20:50
Тренер «Сочи» заявил об отравлении 14 футболистов перед игрой с «Ахматом» Спорт, 20:48
Военная операция на Украине. Онлайн Политика, 20:29
Суд удовлетворил иск ФНС к одному из юрлиц IKEA на ₽12,9 млрд Бизнес, 20:26
«Крылья Советов» победили «Факел» благодаря голу в концовке Спорт, 20:24
Жителя Подмосковья в розыске задержали в Адлере с тушей дельфина Общество, 20:18