Перейти к основному контенту
Бизнес ,  
0 

Сергей Иванов обсудит с нефтяниками отказ от экспорта через Прибалтику

В среду спецпредставитель президента Сергей Иванов обсудит с нефтяниками переориентацию экспорта нефтепродуктов из Прибалтики в российские порты. Белорусские компании также могут обязать перенаправить потоки, говорят участники совещания
Cпецпредставитель президента Сергей Иванов
Cпецпредставитель президента Сергей Иванов (Фото: Олег Яковлев / РБК)

«Не кормить» чужие порты

Экс-глава президентской администрации, спецпредставитель президента по природоохранной деятельности, экологии и транспорту Сергей Иванов, который только в середине августа занял этот пост, планирует в среду, 28 сентября, провести совещание с участием топ-менеджеров нефтегазовых компаний, «Транснефти» и РЖД о перспективах перенаправления экспорта нефтепродуктов из портов Прибалтики в российские порты. Об этом РБК рассказали три собеседника, близких к компаниям, приглашенных на это совещание.

Источник в окружении Иванова подтвердил РБК, что совещание стоит в его графике, но отказался комментировать повестку и список участников. О совещании также сообщил «Интерфакс» со ссылкой на свои источники.

Президент «Транснефти» Николай Токарев на встрече с президентом Владимиром Путиным 12 сентября сообщал, что Россия уже к 2018 году сможет полностью перебросить экспорт нефтепродуктов через порты Прибалтики (Вентспилс и Рига) в сторону российских портов — Усть-Луга, Приморск и Новороссийск. По его данным, в 2015 году через Прибалтику российские компании экспортировали 9 млн т нефтепродуктов, а в 2016 году этот объем снизится почти вдвое — до 5 млн т.

По словам одного из собеседников РБК, на совещании у Иванова планируется выработать меры для повышения привлекательности перевалки нефтепродуктов через российские порты, чтобы обеспечить более выгодную экономику для нефтяных компаний. В частности, планируется разработать систему понижающих коэффициентов к тарифам РЖД для транспортировки российских и транзитных грузов, которые идут в Усть-Лугу, Приморск и Новороссийск вместо Прибалтики, говорится в материалах «Транснефти», подготовленных к этому совещанию (у РБК есть копия).

«Транснефть» также планирует предложить транспортировать по остаточному принципу грузы по системе «труба плюс железная дорога» в экспортном направлении, в том числе в Прибалтику, отдавая приоритет тем грузам, которые идут через российские порты, говорит один из собеседников. Кроме того, в материалах к совещанию содержится предложение о применении повышающих коэффициентов при транспортировке по РЖД грузов в сторону портов Прибалтики. Трубопроводная монополия предлагает расширить нефтепродуктопровод «Север» с 15 млн до 30 млн т в год, чтобы уже к 2018 году загрузить терминалы в Высоцке и Приморске до их проектных мощностей.

Источники РБК в двух российских нефтяных компаниях поддерживают инициативу по перенаправлению грузов в российские порты. По словам собеседника РБК, близкого к «Роснефти», компания «не собирается кормить порты стран, поддержавших европейские санкции против России, и готова постепенно переориентировать свои грузы в российские порты к 2018 году». Он утверждает, что в этом году компании предлагали приобрести долю в одном из прибалтийских портов «практически за бесценок» под условие направлять туда свои грузы, но «Роснефть» отказалась.

Перевод всего объема экспорта нефтепродуктов в российские порты Балтики может обеспечить их загрузку дополнительно на 9 млн т в год. При этом через три терминала в Ленинградской области и Петербурге (Усть-Луга, Высоцк, Петербургский нефтяной терминал) можно отправлять дополнительно до 20 млн т нефтеналивных грузов в год, указывает источник, близкий к другому участнику совещания.

Если Россия перебросит 4 млн т нефтепродуктов из Прибалтики в свои порты в 2016 году, то ежегодная выгода составит около $16 млн, говорит главный редактор информационно-аналитического агентства Portnews Виталий Чернов. К 2018 году, когда через российские порты должны экспортироваться все 9 млн т, дополнительные доходы составят $33 млн, добавляет генеральный директор «INFOLine-Аналитики» Михаил Бурмистров.

Сергей Иванов обсудит с нефтяниками отказ от экспорта через Прибалтику

На текущий момент транзит российских грузов в направлении прибалтийских портов составляет около 49 млн т в год, говорится в пояснительной записке к совещанию (у РБК есть копия): помимо нефтепродуктов экспортируются также уголь, калийные и азотные удобрения и другие грузы. «В результате российские терминалы недополучают порядка $1,3 млрд выручки ежегодно. При этом происходит субсидирование экономики прибалтийских государств, ведущих по отношению к России недружелюбную политику», — говорится в документе.

Но Россия продолжает снижать экспорт через Прибалтику. По итогам первого полугодия 2016 года через ее порты было перевалено 20,95 млн т российских грузов, что на 7,69% меньше, чем годом ранее, замечает Чернов.

Российские корни

Несколько российских компаний могут потерять прибыль в случае переориентации экспорта из Прибалтики в российские порты. Это касается не только нефтепродуктов, но и других товаров. Сейчас «Уралхиму» принадлежит контрольный пакет терминала по перевалке минеральных удобрений Riga Fertilizer Terminal в Рижском порту. «Еврохим» владеет терминалом «Еврохим Силламяэ» в Эстонии, «Акрон» и «Кузбассразрезуголь» также владеют эстонскими терминалами. Объем перевалки только минудобрений через порты Прибалтики, по данным PortNews, за шесть месяцев 2016 года вырос на 3,1%, до 3,7 млн т.
Представителей «Еврохима» и «Уралхима» на совещание к Иванову не позвали, оно касается только нефтяников, сообщили РБК источники в этих двух компаниях (официально их представители это не комментируют).

Стимул для Белоруссии

На совещании у Иванова также может быть поднят вопрос об увеличении экспорта белорусских грузов через российские порты, рассказали РБК два источника, близких к участникам совещания. Об этом же говорится в материалах «Транснефти». Монополия предлагает закрепить в межправсоглашении, регламентирующем беспошлинные поставки нефти из России для переработки на белорусских НПЗ, обязательства Белоруссии по экспорту определенных объемов нефтепродуктов через российские порты.

Сегодня более 90% экспорта нефтепродуктов из Белоруссии уходит в направлении Прибалтики и черноморских портов Украины, говорит источник, близкий к одному из участников совещания. В 2015 году Белоруссия транспортировала через Прибалтику 8,5 млн т нефтепродуктов (за восемь месяцев 2016 года — еще 5,67 млн т). Объемы перевалки крупнейшего литовского нефтеналивного терминала Klaipedos Nafta в 2015 году выросли на 18,5%, до 6,42 млн т. Klaipedos Nafta даже объявил о планах инвестировать около €10 млн в расширение мощностей терминала в Клайпеде специально под белорусские грузы.

Помимо этого Белоруссия отгружает на экспорт калийные и азотные удобрения через Литву.

Россия в 2016 году обещала увеличить поставки нефти в Белоруссию на 4,3%, с 23 млн до 24 млн т. Но в середине июня Минэнерго анонсировало сокращение поставок почти на 40% в третьем квартале и дальнейшее снижение в четвертом квартале. Это произошло на фоне спора о ценах на российский газ. По данным «Белстата», Белоруссия за семь месяцев 2016 года импортировала 12,7 млн т российской нефти.

Источник, близкий к белорусской стороне, сообщил РБК, что поставлять нефтепродукты через российские порты на запад логистически дороже, так как это удлиняет путь. Он сообщил, что такая переориентация возможна при условии льгот — предоставлении скидок от РЖД и гарантированного доступа к трубопроводным мощностям. Он также считает, что изменение межправсоглашения, предполагающее переориентацию белорусских грузов из Прибалтики в российские порты, противоречит концепции Единого экономического пространства и договоренностям в рамках Союзного государства России и Белоруссии.

Помощник министра энергетики Белоруссии Ирина Титович сообщила РБК, что представителей этого ведомства не приглашали на совещание к Иванову, и перенаправила вопросы в «Белнефтехим». Представитель «Белнефтехима» сказала, что о встрече у Иванова в компании также ничего не знают. Президент Белоруссии Александр Лукашенко еще в 2012 году заявлял о намерении перенаправить грузы с прибалтийских терминалов в порты Ленинградской области и Калининграда, но до сих пор этого не произошло.

Ранее премьер-министр Латвии Марис Кучинскис назвал решение «Транснефти» прекратить перевалку нефтепродуктов через Вентспилс и Ригу «вызовом для экономики Латвии». По его словам, страна будет повышать качество сервиса своих перевозчиков, чтобы привлечь другие грузы из Китая, Белоруссии, Казахстана.

Представители «Роснефти», ЛУКОЙЛа и РЖД отказались от комментариев. Представитель «Транснефти» не ответил на запрос РБК.

При участии Натальи Дербышевой

Авторы
Теги
Магазин исследований Аналитика по теме "Нефть"
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 29 марта
EUR ЦБ: 99,71 (-0,56)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Курс доллара на 29 марта
USD ЦБ: 92,26 (-0,33)
Инвестиции, 28 мар, 16:51
Состоялось заседание экспертного совета по диверсификации ОПК Пресс-релиз, 14:00
Sarex запустил программу переноса данных из Autodesk BIM 360 и ACC Пресс-релиз, 13:50
Почему центробанки продолжают закупаться золотом и что будет с ценами Pro, 13:42
У метро «Калужская» появятся сквер и городская площадь Город, 13:38
Шакро Молодой вышел на свободу Общество, 13:33
Дело об оскорблении мигрантами самарского губернатора закрыли Общество, 13:29
Песков прокомментировал обращение о признании Пугачевой иноагентом Политика, 13:29
Здоровый сон: как легче засыпать и просыпаться
Интенсив РБК Pro поможет улучшить качество сна и восстановить режим
Подробнее
Дома рядом с вузами: дорога займет не больше 30 минут РБК и ПИК, 13:28
Суд Новосибирска арестовал олимпийского чемпиона по делу о мошенничестве Спорт, 13:20
ПСБ выдал почти миллиард рублей ипотеки на покупку квартир в Мариуполе Пресс-релиз, 13:17
Страх против жадности: кого криптотрейдинг приводит к долгам и апатии Pro, 13:17
Ключ к оборотам: как зарабатывать больше на маркетплейсах Тренды, 13:14
В Таджикистане задержали девятерых человек по делу о теракте в «Крокусе» Общество, 13:12
Суд отказал Жукову в правах на фонограмму «Ну где же вы, девчонки?» Бизнес, 13:10