Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 3:18 МСК
Экономика страха: почему опасения стали главной темой Давоса-2017 Экономика, 02:09 Си Цзиньпин призвал ООН запретить ядерное оружие Общество, 01:21 Итоги и наказы: о чем Обама говорил на своей последней пресс-конференции Политика, 01:07 Суд в Южной Корее отказался арестовать вице-председателя Samsung Бизнес, 00:47 Трамп рассказал о лозунге для своей президентской кампании 2020 года Политика, 00:47 «Всегда наступают последствия»: главное о последней конференции Обамы Политика, 00:23 Польша направила в МИД Украины ноту из-за запрета на въезд мэру Перемышля Политика, 00:20 Си Цзиньпин рассказал о целях Китая в отношении США и России Политика, 00:04 Неевклидова биометрия: как российские банки теперь распознают клиентов Финансы, 00:00 Минсельхоз предложил компенсировать свиноводам капитальные затраты Бизнес, 00:00 Сбербанк в 2017 году запустит документооборот на основе blockchain Финансы, 00:00 Рестораны «Колбасофф» и Goodman сменили владельцев Бизнес, 00:00 Мордашов заявил о планах увеличить свою долю в TUI до 30% Бизнес, Вчера, 23:53 В Турции после убийства посла России задержали организатора выставки Общество, Вчера, 23:52 Обама рассказал о своих планах после окончания президентства Политика, Вчера, 23:17 «Манчестер Юнайтед» согласовал контракт с лучшим бомбардиром Евро-2016 Спорт, Вчера, 23:12 Обама заявил о необходимости конструктивных отношений с Россией Политика, Вчера, 23:11 FIA одобрила продажу «Формулы-1» американской компании Liberty Media Бизнес, Вчера, 22:52 СМИ узнали число администраторов аккаунта Цукерберга в Facebook Технологии и медиа, Вчера, 22:14 Технический директор ФИФА предложил изменить основные правила футбола Спорт, Вчера, 22:02 Супругу Буша-старшего доставили в больницу вслед за мужем Общество, Вчера, 21:54 Конкурс стратегий: почему либеральная экспертиза оказалась в кризисе Константин Гаазе журналист, политический обозреватель Мнение, Вчера, 21:49 В Москве нашли машину подозреваемых в покушении на предпринимателя Общество, Вчера, 21:38 Путин обсудил с Меркель и Олландом ситуацию на юго-востоке Украины Политика, Вчера, 21:33 Альфа-банк предсказал рост курса доллара до 65 руб. в 2017 году Финансы, Вчера, 21:28 На спутниках европейской системы навигации Galileo сломались атомные часы Технологии и медиа, Вчера, 21:18 Запуск газопровода на Ямале позволит «Газпрому» изменить схему поставок Бизнес, Вчера, 20:53 В Лондон прибыл первый товарный поезд из Китая Технологии и медиа, Вчера, 20:53
24 ноя 2014, 03:00
Анатолий Темкин, Роман Асанкин
ФНС списала с Volkswagen 500 млн руб. за неуплату налогов
Фото: Getty Images
Volkswagen пытается вернуть около 500 млн руб., которые налоговые органы списали у компании, посчитав, что она недоплатила налог на имущество за 2010-2011 годы. ФНС посчитала, что крупнейший и самый именитый зарубежный инвестор в Калужской области неправомерно воспользовалась льготой, предоставленной региональными властями. Первая попытка Volkswagen оспорить решение налоговиков провалилась, спор продолжается в апелляции

Volkswagen должен доплатить в российский бюджет около 500 млн руб. налога на имущество, следует из решения Арбитражного суда Санкт-Петербурга по иску российской «дочки» немецкого автоконцерна к Межрегиональной инспекции Федеральной налоговой службы по крупнейшим налогоплательщикам №8.

Как следует из судебных материалов, решение о доначислении налогов Volkswagen было принято 14 октября 2013 года. После проверки инспекция выписала компании штраф на 95,4 млн руб., доначислила 442,3 млн руб. по налогу на прибыль, НДС и налога на имущество, а также пени за несвоевременную уплату 81 млн руб. Но затем, в марте 2014 года, по жалобе Volkswagen налоговая пересмотрела свои требования.  

ФНС настаивает, что при расчете налогооблагаемой базы в 2010-2011 году Volkswagen неправомерно использовал льготу по налогу на имущество, которая давалась резидентам индустриального парка «Грабцево» на три года. Volkswagen подписал инвестиционное соглашение о строительстве завода в Калуге в 2006 году. Компания считает, что льгота распространяется на все имущество, затраты в создание которого осуществлялись с 2006 по 2009 год, независимо, когда оно было оформлено и введено в эксплуатацию.

Такая льгота предоставляется всем крупным инвесторам. По закону, принятому местными властями в 2003 году, инвестор, в зависимости от вложенной в производство суммы, освобождается от уплаты половины или полностью налога на имущество. Его ставка – 2,2%. 

Арбитраж 3 октября 2014 года отказал Volkswagen в удовлетворении иска, признав правоту налоговиков, говорится в решении суда. Апелляцию, по данным базы арбитражных судов, автопроизводитель пока не подавал.

Администрация Калужской области в курсе этой ситуации, сказал РБК попросивший об анонимности чиновник регионального Министерства экономического развития. По его словам, инвестор сам совершил ошибку, несвоевременно зарегистрировав объекты, созданные в результате инвестиций и лишился права на льготу, утверждает чиновник. По его словам, это единичный и, пожалуй, самый крупный случай налоговых доначислений инвесторам за последние 10 лет, пока действует региональное законодательство о льготах.

«Компания считает позицию налогового органа необоснованной и нарушающей основополагающие гарантии, предусмотренные законодательством об иностранных инвестициях, так как изменение инвестиционной налоговой льготы в рамках длящихся отношений не может ухудшать положение налогоплательщика», заявил представитель Volkswagen. В пресс-службе ФНС на запрос РБК не ответили, так же поступили другие крупные инвесторы Калужской области – Volvo Trucks и PSA Peugeot Citroen. Сейчас Volkswagen оспаривает решение Арбитражного суда Санкт-Петербурга в апелляционной инстанции, дата рассмотрения пока не назначена, сказали в компании.

Завод Volkswagen Group в России

Завод Volkswagen Group Rus расположен в технопарке «Грабцево» в Калуге. Производственная мощность составляет 225 тыс. автомобилей в год, производимые марки – Volkswagen и Skoda. Завод запущен в 2007 году в качестве крупноузлового производства, в 2009‑м приступил к производству полного цикла, включающего сварку и окраску. Общий объем инвестиций – €774 млн, из них €570 млн вложено непосредственно в строительство завода. Концерн Volkswagen AG является крупнейшим иностранным инвестором в российскую автомобильную промышленность.

Налоговые органы крайне редко отказывают крупным инвесторам в региональных льготах, обычно это регулируется договоренностями с местными администрациями, говорит партнер «Пепеляев Групп» Сергей Спасенов. Для этого нарушения должны быть просто вопиющими, полагает юрист. При этом он отмечает, что регистрация прав собственности может затягиваться из-за бюрократии соответствующих государственных органов, обычно суды учитывают это в своих решениях. В большинстве случаях в регионах действует так называемая дедушкина оговорка, при которой условия для заключивших договор с местными властями инвесторов не ухудшаются при изменении законодательства. 

Самым крупным в существующей практике региональных налоговых льгот был скандал 2004 года в Ленинградской области, вспоминает юрист. Тогда из-за ошибки в региональном законодательстве, по которому инвесторам предоставляли налоговые льготы, налоговики доначислили крупным компаниям десятки миллионов долларов. Среди тех, кто тогда пострадал, были Ford и Philip Morris. Местные власти подправили закон задним числом, но инвесторам еще несколько лет пришлось через суды возвращать списанные с них налоги.

Даже если Volkswagen проиграет суд, сумма для компании не критичная, считает Андрей Рожков из ИФК «Метрополь». 500 млн руб. – это примерно 0,2-0,4% от консолидированной выручки Volkswagen в России, при рентабельности по чистой прибыли 3-5%. Хуже – репутационные издержки, которые компания понесет, если налоговые претензии подтвердятся, добавляет аналитик. 

Для областного правительства этот случай почти не наносит никакого ущерба репутации, полагает директор по GR еще одного крупного автопроизводителя. Те, кто работают в России, понимают, что местные власти зачастую не могут повлиять на решения федеральных органов. Представитель PSA Peugeot-Citroen отказался отвечать на вопрос, были ли аналогичные претензии к его компании.