Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Крылья Родины: как в России делают бизнес на беспилотниках
Лента новостей 0:08 МСК
Режиссер бондианы отказался работать над новым фильмом об агенте 007 Общество, Вчера, 23:03 В эфир вышел первый выпуск Top Gear с новыми ведущими Технологии и медиа, Вчера, 22:47 Не беднее министров: сколько тратится на содержание губернаторов Политика, Вчера, 22:12 В Москве чиновника Росреестра арестовали за взятку в $350 тыс. Общество, Вчера, 22:01 МВД Германии отчиталось о 449 нападениях на приюты для беженцев Политика, Вчера, 21:55 Порошенко сообщил о договоренностях по выдаче двух украинцев из России Политика, Вчера, 21:21 В Киеве заявили о желании забрать всех украинцев из тюрем Крыма Политика, Вчера, 21:15 Латвийские военные засекли четыре российских самолетах у своих границ Политика, Вчера, 20:52 Европа под прицелом: с каким посланием Путин выступил в Греции Политика, Вчера, 20:47 В Одессе повторно отправили в СИЗО проходящего по «делу 2 мая» россиянина Политика, Вчера, 20:24 В Мексике похитили нападающего «Олимпиакоса» Общество, Вчера, 20:24 Полицейский автомобиль сбил ребенка в Новой Москве Общество, Вчера, 19:46 Глава штаба Трампа допустил выдвижение женщины на пост вице-президента Политика, Вчера, 19:23 Лавров напомнил Керри о необходимости перекрытия границы Турции с Сирией Политика, Вчера, 19:21 Астахов не подтвердил версию об изнасиловании школьницы в Волжском Общество, Вчера, 18:43 СМИ узнали об участии ОМОНа в задержании сына вице-президента ЛУКОЙЛа Общество, Вчера, 18:12 «Запорожец» против «Кадиллака»: ретро-гонка в Москве. Фоторепортаж Фотогалерея, Вчера, 18:11 Нетаньяху поблагодарил Путина за возврат захваченного в 1982 году танка Политика, Вчера, 17:29 Навальный извинился после утечки персональных данных сторонников ПАРНАС Политика, Вчера, 16:56 Данные проголосовавших на праймериз ПАРНАС оказались в открытом доступе Политика, Вчера, 16:39 Навигационный спутник «Глонасс-М» вывели на расчетную орбиту Технологии и медиа, Вчера, 15:58 Новак допустил новое падение цен на нефть Бизнес, Вчера, 15:56 Концерт Элтона Джона в Петербурге прошел вопреки сообщению о бомбе Общество, Вчера, 15:38 Ливанов заявил о победе над «шарашкиными конторами» в образовании Общество, Вчера, 14:58 В Киеве заявили о гибели пяти военных за сутки Политика, Вчера, 14:53 На вокзале в Париже возобновилось движение поездов Общество, Вчера, 14:12 Десятерых футболистов сборной России проверили на допинг Общество, Вчера, 13:42
23 дек 2014, 09:40
Иван Голунов
Крылья Родины: как в России делают бизнес на беспилотниках
Стоимость вертолетного БПЛА в 2–4 раза превышает стоимость аппарата самолетного типа, но имеет ряд важных преимуществ Фото: Антон Беркасов для РБК
«​Первое в мире кафе, где еду доставляют не официанты, а беспилотники, открылось в Москве», – восторгается ведущий вечерних новостей японской телесети Nippon News. Зрители наблюдают в прямом эфире, как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) компании CopterExpress забирает заказ из ближайшей пиццерии и по воздуху доставляет прямо на столик SkyCafe
Опубликовано в журнале РБК №12-1 за 2014 год

Стоимость любой пиццы вместе с доставкой – 1 тыс. руб., клиентов у кафе, расположенного на территории бывших цехов АЗЛК, пока немного: за месяц беспилотник обслужил 26 заказов. Но уже есть постоянные клиенты: механики из соседнего автосервиса заказывали доставку пиццы трижды. Владеет CopterExpress и SkyCafe 28-летний Олег Понфиленок, который пытался запускать такой проект в Сыктывкаре и был оштрафован судом на 50 тыс. руб. за нарушение воздушного пространства города.

Владелец CopterExpress и SkyCafe Олег Понфиленок уверен, что к 2018 году доставка грузов беспилотниками сможет составить конкуренцию обычным курьерам Фото: Антон Беркасов для РБК

Можно, но нельзя

Проекты использования БПЛА для доставки грузов есть у многих компаний. 
В декабре 2013 года крупнейший американский интернет-магазин Amazon объявил о планах создания подразделения Prime Air, которое будет доставлять клиентам заказы с помощью беспилотных летательных аппаратов. Позже подобные планы анонсировали Google, почтовые компании DHL и Deutsche Post, ресторанная сеть Domino's Pizza. Последняя даже сняла видео доставки своей пиццы по воздуху, набравшее на YouTube более 1,6 млн просмотров. Правда, позже выяснилось, что это был вирусный рекламный ролик, такой услуги у Domino's Pizza пока нет.

Единственная в мире компания, реально доставлявшая свою продукцию клиентам с помощью беспилотников, – российская «Додо Пицца», которая в июне 2014 года отгружала пиццу с помощью аппаратов CopterExpress гуляющим на центральной площади Сыктывкара. За день работы было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 руб. Событие заметили более 300 российских и иностранных СМИ, а также Ространснадзор и Сыктывкарская транспортная прокуратура. За нарушение воздушного пространства и оказание услуг воздушных грузоперевозок без лицензии правоохранительные органы просили оштрафовать Понфиленка на 1 млн руб., но суд ограничился штрафом в 50 тыс. руб.

Увлечение Олега беспилотниками неслучайно: его основной бизнес – компания «Лайв Бюро», которая предоставляет оборудование для проведения различных мероприятий. «Клиенты часто интересовались, можно ли сделать панорамную съемку сверху. Мы купили легкий беспилотник, на нас посыпались заказы на съемки и рекламу», – вспоминает предприниматель в интервью журналу «РБК». В начале 2013 года он выделил этот бизнес в компанию CopterExpress, но его основной идеей стала организация экспресс-доставки в мегаполисах: «Города страдают от пробок, курьеры везут посылку полторадва часа, хотя беспилотник смог бы доставить ее за 15 минут».

Ключевая проблема – высокая цена услуги. Пеший курьер за доставку заказа получает 60–100 руб., себестоимость доставки груза весом до 3 кг на расстояние 3 км с помощью БПЛА составляет 500 руб., говорит Понфиленок. По его оценке, со снижением стоимости самих беспилотников к 2016 году себестоимость услуги снизится до 200 руб., а в 2018-м составит не более 100 руб. в нынешних ценах. К тому времени, надеется предприниматель, будут готовы законы, регламентирующие работу БПЛА.

Сейчас лицензию на воздушные грузоперевозки может получить только летательное средство, зарегистрированное в Росавиации. Однако, согласно инструкции Минтранса, сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции менее 115 кг не подлежат государственной регистрации. «Мы в «серой зоне»: запрета нет, штрафы выписывают, в получении лицензии отказывают», – поясняет Понфиленок.

В конце 1990-х белорусские инженеры во главе с Владимиром Чудаковым (на фото) создали беспилотник с вертикальным взлетом и посадкой – им удалось найти свое место на мировом рынке Фото: Антон Беркасов для РБК

Полеты без правил

Беспилотники создают опасность для движения воздушных судов и объектов, над которыми они пролетают, к тому же нет накопленного опыта эксплуатации таких устройств и статистики по их аварийности, рассказывает сотрудник Росавиации. «Когда писали правила, никто не догадывался, что могут возникнуть такие проблемы. Если следовать букве закона, то даже воздушный шарик с открыткой является грузоперевозкой без лицензии. Но эта проблема не только в России, в США и других странах беспилотные летательные аппараты точно так же запрещены», – добавляет он.

В 2013 году американский конгресс поручил Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) до 2015 года разработать правила для полетов БПЛА. В ноябре этого года источник газеты The Wall Street Journal в FAA заявил, что, скорее всего, полеты коммерческих беспилотников будут разрешены лишь в дневные часы, на высоте не более 122 м и только в пределах видимости человека, управляющего аппаратом. Такие ограничения позволят использовать беспилотники для видеосъемок и рекламных акций, но ставят крест на планах Amazon и Google. Компании новость пока не комментируют.

В 2015 году Понфиленок намерен создать ассоциацию владельцев беспилотных летательных аппаратов и получить статус саморегулируемой организации, что даст ей право разработать правила и регламенты полетов БПЛА. Он надеется, что в ассоциацию войдут правоохранительные органы, использующие аппараты в своей работе.

В середине 2013 года Министерство внутренних дел РФ создало 12 летных отрядов для использования беспилотной техники, каждый из которых эксплуатирует пятьвосемь легких беспилотников. С их помощью ведется патрулирование во время массовых мероприятий, поиск людей, заблудившихся в лесах, посевов конопли и т.д. На каждый вылет нужно получить разрешение, сообщили в пресс-службе МВД, однако не смогли оперативно ответить, кто выдает разрешения на полет и зарегистрированы ли эти аппараты в Росавиации.

По заказу Минобороны России компания «Транзас» разрабатывает БПЛА «Дозор» (слева), а Zala Aero поставляет аппараты структурам МЧС и МВД Фото: DR

Военный заказ

Военные и силовики – основные покупатели и эксплуатанты беспилотников во всем мире. В России о создании таких аппаратов военные впервые задумались после конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Проектом занялся госконцерн «Вега», получивший на разработку 5 млрд руб., но в январе 2010-го во время испытательного полета «Аист» упал и взорвался.

Проект закрыли, а Россия за $153 млн купила 48 беспилотников у израильской Israel Aerospace Industries. С ней же Министерство обороны договорилось о локализации производства в России. Площадкой был выбран Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в госкомпанию «Оборонпром». Согласно отчетности предприятия, в 2011–2013 годах УЗГА должен был поставить Минобороны 10 беспилотников «Форпост» (копия израильского Searcher Mk II) общей стоимостью 9 млрд руб. и 27 более простых аппаратов «Застава» (копия Bird Eye 400) всего за 1,33 млрд руб. Завод не ответил на запрос журнала «РБК» об исполнении этих заказов.

После неудачи с «Аистом» Минобороны обратило внимание на частных российских производителей, в том числе на питерскую компанию «Транзас», у которой есть успешный опыт работы с силовиками. В 2011 году «Транзас» вместе с казанским ОКБ «Сокол» выиграл конкурс Минобороны на разработку беспилотников с большой продолжительностью полета и ударных аппаратов на общую сумму 3 млрд руб. Основной владелец «Транзаса» – бизнесмен Сергей Генералов, контрольный пакет ОКБ «Сокол» принадлежит банку «Международный финансовый клуб», акционерами которого являются Екатерина Игнатова, супруга главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, а также структуры миллиардеров Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга. Испытания «Дозора-600» намечены на 2015 год.

Беспилотники среднего и малого класса казанской компании «Эникс» закупают структуры Минобороны и Внутренних войск МВД России, ижевская Zala Aero производит БПЛА по заказу Погранслужбы ФСБ России, МВД и МЧС. «Последние несколько лет наблюдается рост спроса на беспилотные летательные аппараты со стороны коммерческих компаний», – сказали журналу «РБК» в Zala Aero. Среди гражданских клиентов – «Роснефть» и «Транснефть», использующие беспилотники для мониторинга нефтепроводов.

В свою очередь, белорусская «КБ Индела», которая занимается разработкой беспилотных вертолетов, способных поднять груз свыше 25 кг, уже вышла на мировой рынок. «Сегодня все наши заказчики – это только государственные структуры разных стран и разных направлений деятельности», – уточняет главный конструктор и совладелец компании Владимир Чудаков. По его словам, Россия не придала значения проектам беспилотников, посчитав их не очень интересными. «Упустила время, упустила инициативу. Но сильные команды в России есть, и результат у них будет», – полагает он. 

Другие материалы по теме
ОБСЕ пока отказывается от использования немецких беспилотников на Украине
Робот в каждый дом: как «Амперка» зарабатывает на любителях электроники