Прямой эфир

К сожалению, ваш браузер
не поддерживает
потоковое видео.

Попробуйте

установить Flash-плеер
Лента новостей 19:02 МСК
Первый чартер в Турцию отправится 2 сентября Общество, 18:47 Ставка на молодых: как инвесторам заработать на поколении центениалов Деньги, 18:47 Путин пожелал Исламу Каримову доброго здоровья Политика, 18:36 НПФ увидели риск превращения пенсионных накоплений в «донора» для бюджета Финансы, 18:35 «Газпром» предупредил о риске снижения выручки из-за новых налогов Бизнес, 18:24 В США назвали «шуткой» заявление России о ликвидации пресс-секретаря ИГИЛ Политика, 18:11 В эфире узбекского ТВ зачитали поздравление Каримова с днем независимости Общество, 18:07 Лучшие предложения рынка наличной валюты  18:00   USD НАЛ. Покупка 65,25 Продажа 65,35 EUR НАЛ. 72,75 72,81 Турецкий DenizBank отменил комиссию за снятие рублей по картам Сбербанка Бизнес, 17:43 В центре Москвы обнаружили старинное нефтехранилище Общество, 17:39 Саудовская Аравия пообещала не устраивать нефтяной потоп на рынке Экономика, 17:33 «Спартак» объявил об уходе трех российских футболистов Футбол, 17:27 ЦБ предсказал рост доступности кредитов в банках Финансы, 17:25 АФК «Система» продала 50% «СГ-транса» за 6 млрд руб. Бизнес, 17:25 Москва высказала Анкаре обеспокоенность ее действиями в Сирии Политика, 17:21 Федеральный суд Швейцарии отклонил апелляцию российских паралимпийцев Другие, 17:19 Регионы кандидатов «Единой России» получили помощь из бюджета Москвы Политика, 17:17 Военные завершили недельную внезапную проверку боеготовности Политика, 17:16 Семьи жертв крушения MH17 попросили ЕС помочь следствию Политика, 17:12 Недельная инфляция в России вернулась к нулевому значению Экономика, 17:04 Киев согласился закачать в подземные хранилища 17 млрд куб. м газа Экономика, 16:59 МИД сравнил действия США в Сирии со стрельбой «в неизвестном направлении» Политика, 16:58 Русские в Нью-Йорке: как вывести стартап на американский рынок Алексей Гирин Управляющий партнер Starta Capital Мнение, 16:43 В Подмосковье возбудили дело против избившего врача мужчины Общество, 16:41 МИД России призвал Турцию не атаковать сирийскую оппозицию и курдов Политика, 16:22 Активисты рассказали о штрафах водителям за остановку по требованию ГИБДД Общество, 16:07 Украина расширила список персональных санкций против России Политика, 15:49 «Брошенный товарищами» в горах турист рассказал об одиночном походе Общество, 15:46
23 дек 2014, 09:40
Иван Голунов
Крылья Родины: как в России делают бизнес на беспилотниках
Стоимость вертолетного БПЛА в 2–4 раза превышает стоимость аппарата самолетного типа, но имеет ряд важных преимуществ Фото: Антон Беркасов для РБК
«​Первое в мире кафе, где еду доставляют не официанты, а беспилотники, открылось в Москве», – восторгается ведущий вечерних новостей японской телесети Nippon News. Зрители наблюдают в прямом эфире, как беспилотный летательный аппарат (БПЛА) компании CopterExpress забирает заказ из ближайшей пиццерии и по воздуху доставляет прямо на столик SkyCafe
Опубликовано в журнале РБК №12-1 за 2014 год

Стоимость любой пиццы вместе с доставкой – 1 тыс. руб., клиентов у кафе, расположенного на территории бывших цехов АЗЛК, пока немного: за месяц беспилотник обслужил 26 заказов. Но уже есть постоянные клиенты: механики из соседнего автосервиса заказывали доставку пиццы трижды. Владеет CopterExpress и SkyCafe 28-летний Олег Понфиленок, который пытался запускать такой проект в Сыктывкаре и был оштрафован судом на 50 тыс. руб. за нарушение воздушного пространства города.

Владелец CopterExpress и SkyCafe Олег Понфиленок уверен, что к 2018 году доставка грузов беспилотниками сможет составить конкуренцию обычным курьерам Фото: Антон Беркасов для РБК

Можно, но нельзя

Проекты использования БПЛА для доставки грузов есть у многих компаний. 
В декабре 2013 года крупнейший американский интернет-магазин Amazon объявил о планах создания подразделения Prime Air, которое будет доставлять клиентам заказы с помощью беспилотных летательных аппаратов. Позже подобные планы анонсировали Google, почтовые компании DHL и Deutsche Post, ресторанная сеть Domino's Pizza. Последняя даже сняла видео доставки своей пиццы по воздуху, набравшее на YouTube более 1,6 млн просмотров. Правда, позже выяснилось, что это был вирусный рекламный ролик, такой услуги у Domino's Pizza пока нет.

Единственная в мире компания, реально доставлявшая свою продукцию клиентам с помощью беспилотников, – российская «Додо Пицца», которая в июне 2014 года отгружала пиццу с помощью аппаратов CopterExpress гуляющим на центральной площади Сыктывкара. За день работы было выполнено шесть заказов на общую сумму 3270 руб. Событие заметили более 300 российских и иностранных СМИ, а также Ространснадзор и Сыктывкарская транспортная прокуратура. За нарушение воздушного пространства и оказание услуг воздушных грузоперевозок без лицензии правоохранительные органы просили оштрафовать Понфиленка на 1 млн руб., но суд ограничился штрафом в 50 тыс. руб.

Увлечение Олега беспилотниками неслучайно: его основной бизнес – компания «Лайв Бюро», которая предоставляет оборудование для проведения различных мероприятий. «Клиенты часто интересовались, можно ли сделать панорамную съемку сверху. Мы купили легкий беспилотник, на нас посыпались заказы на съемки и рекламу», – вспоминает предприниматель в интервью журналу «РБК». В начале 2013 года он выделил этот бизнес в компанию CopterExpress, но его основной идеей стала организация экспресс-доставки в мегаполисах: «Города страдают от пробок, курьеры везут посылку полторадва часа, хотя беспилотник смог бы доставить ее за 15 минут».

Ключевая проблема – высокая цена услуги. Пеший курьер за доставку заказа получает 60–100 руб., себестоимость доставки груза весом до 3 кг на расстояние 3 км с помощью БПЛА составляет 500 руб., говорит Понфиленок. По его оценке, со снижением стоимости самих беспилотников к 2016 году себестоимость услуги снизится до 200 руб., а в 2018-м составит не более 100 руб. в нынешних ценах. К тому времени, надеется предприниматель, будут готовы законы, регламентирующие работу БПЛА.

Сейчас лицензию на воздушные грузоперевозки может получить только летательное средство, зарегистрированное в Росавиации. Однако, согласно инструкции Минтранса, сверхлегкие воздушные суда с массой конструкции менее 115 кг не подлежат государственной регистрации. «Мы в «серой зоне»: запрета нет, штрафы выписывают, в получении лицензии отказывают», – поясняет Понфиленок.

В конце 1990-х белорусские инженеры во главе с Владимиром Чудаковым (на фото) создали беспилотник с вертикальным взлетом и посадкой – им удалось найти свое место на мировом рынке Фото: Антон Беркасов для РБК

Полеты без правил

Беспилотники создают опасность для движения воздушных судов и объектов, над которыми они пролетают, к тому же нет накопленного опыта эксплуатации таких устройств и статистики по их аварийности, рассказывает сотрудник Росавиации. «Когда писали правила, никто не догадывался, что могут возникнуть такие проблемы. Если следовать букве закона, то даже воздушный шарик с открыткой является грузоперевозкой без лицензии. Но эта проблема не только в России, в США и других странах беспилотные летательные аппараты точно так же запрещены», – добавляет он.

В 2013 году американский конгресс поручил Федеральному управлению гражданской авиации США (FAA) до 2015 года разработать правила для полетов БПЛА. В ноябре этого года источник газеты The Wall Street Journal в FAA заявил, что, скорее всего, полеты коммерческих беспилотников будут разрешены лишь в дневные часы, на высоте не более 122 м и только в пределах видимости человека, управляющего аппаратом. Такие ограничения позволят использовать беспилотники для видеосъемок и рекламных акций, но ставят крест на планах Amazon и Google. Компании новость пока не комментируют.

В 2015 году Понфиленок намерен создать ассоциацию владельцев беспилотных летательных аппаратов и получить статус саморегулируемой организации, что даст ей право разработать правила и регламенты полетов БПЛА. Он надеется, что в ассоциацию войдут правоохранительные органы, использующие аппараты в своей работе.

В середине 2013 года Министерство внутренних дел РФ создало 12 летных отрядов для использования беспилотной техники, каждый из которых эксплуатирует пятьвосемь легких беспилотников. С их помощью ведется патрулирование во время массовых мероприятий, поиск людей, заблудившихся в лесах, посевов конопли и т.д. На каждый вылет нужно получить разрешение, сообщили в пресс-службе МВД, однако не смогли оперативно ответить, кто выдает разрешения на полет и зарегистрированы ли эти аппараты в Росавиации.

По заказу Минобороны России компания «Транзас» разрабатывает БПЛА «Дозор» (слева), а Zala Aero поставляет аппараты структурам МЧС и МВД Фото: DR

Военный заказ

Военные и силовики – основные покупатели и эксплуатанты беспилотников во всем мире. В России о создании таких аппаратов военные впервые задумались после конфликта в Южной Осетии в 2008 году. Проектом занялся госконцерн «Вега», получивший на разработку 5 млрд руб., но в январе 2010-го во время испытательного полета «Аист» упал и взорвался.

Проект закрыли, а Россия за $153 млн купила 48 беспилотников у израильской Israel Aerospace Industries. С ней же Министерство обороны договорилось о локализации производства в России. Площадкой был выбран Уральский завод гражданской авиации (УЗГА), входящий в госкомпанию «Оборонпром». Согласно отчетности предприятия, в 2011–2013 годах УЗГА должен был поставить Минобороны 10 беспилотников «Форпост» (копия израильского Searcher Mk II) общей стоимостью 9 млрд руб. и 27 более простых аппаратов «Застава» (копия Bird Eye 400) всего за 1,33 млрд руб. Завод не ответил на запрос журнала «РБК» об исполнении этих заказов.

После неудачи с «Аистом» Минобороны обратило внимание на частных российских производителей, в том числе на питерскую компанию «Транзас», у которой есть успешный опыт работы с силовиками. В 2011 году «Транзас» вместе с казанским ОКБ «Сокол» выиграл конкурс Минобороны на разработку беспилотников с большой продолжительностью полета и ударных аппаратов на общую сумму 3 млрд руб. Основной владелец «Транзаса» – бизнесмен Сергей Генералов, контрольный пакет ОКБ «Сокол» принадлежит банку «Международный финансовый клуб», акционерами которого являются Екатерина Игнатова, супруга главы «Ростехнологий» Сергея Чемезова, а также структуры миллиардеров Михаила Прохорова и Виктора Вексельберга. Испытания «Дозора-600» намечены на 2015 год.

Беспилотники среднего и малого класса казанской компании «Эникс» закупают структуры Минобороны и Внутренних войск МВД России, ижевская Zala Aero производит БПЛА по заказу Погранслужбы ФСБ России, МВД и МЧС. «Последние несколько лет наблюдается рост спроса на беспилотные летательные аппараты со стороны коммерческих компаний», – сказали журналу «РБК» в Zala Aero. Среди гражданских клиентов – «Роснефть» и «Транснефть», использующие беспилотники для мониторинга нефтепроводов.

В свою очередь, белорусская «КБ Индела», которая занимается разработкой беспилотных вертолетов, способных поднять груз свыше 25 кг, уже вышла на мировой рынок. «Сегодня все наши заказчики – это только государственные структуры разных стран и разных направлений деятельности», – уточняет главный конструктор и совладелец компании Владимир Чудаков. По его словам, Россия не придала значения проектам беспилотников, посчитав их не очень интересными. «Упустила время, упустила инициативу. Но сильные команды в России есть, и результат у них будет», – полагает он.