СМИ узнали возможную причину пожара на пороховом заводе в Казани 24 мар. 23:32, Общество Пенсионный фонд Украины прекратил выплаты через «дочки» российских банков 24 мар. 23:15, Общество Трамп отозвал законопроект об отмене Obamacare 24 мар. 23:09, Политика Минпромторг обнулит налог на добычу олова и редкоземельных металлов 24 мар. 22:54, Бизнес Лукашенко допустил продление безвизового срока пребывания в Белоруссии 24 мар. 22:45, Политика В Латвии сотрудника железной дороги обвинили в шпионаже в пользу России 24 мар. 22:13, Политика СМИ узнали о версии об «иллюзорном состоянии» пилота при крушении Ту-154 24 мар. 22:11, Общество Станислав Черчесов назвал причину поражения от Кот-д’Ивуара 24 мар. 22:00, Спорт В Казани в районе порохового завода произошел пожар 24 мар. 21:22, Общество На Навального попытались напасть возле его штаба в Волгограде 24 мар. 21:13, Политика Хорватия решила спасти свою экономику от краха должника Сбербанка 24 мар. 20:59, Экономика Сборная России по футболу впервые в истории проиграла команде из Африки 24 мар. 20:55, Спорт В Подмосковье обстреляли съемочную группу телеканала «Авто 24» 24 мар. 20:54, Общество Погибших в Чечне бойцов Росгвардии наградят посмертно 24 мар. 20:48, Общество Бывший глава «Вымпелкома» обратился к редакции «Ведомостей» 24 мар. 20:45, Технологии и медиа США ввели санкции против 30 лиц и компаний за поддержку Ирана 24 мар. 20:44, Политика Проект стадиона в Самаре упростят в попытке успеть к ЧМ по футболу 24 мар. 20:43, Бизнес В Нью-Йорке сошел с рельсов пассажирский поезд 24 мар. 19:46, Общество На Украине потушили пожар на крупнейшем военном складе 24 мар. 19:18, Общество Росгвардия ответила на заявление ИГИЛ об ответственности за атаку в Чечне 24 мар. 19:16, Политика «Додо Пицца» подала иск к Delivery Club из-за контекстной рекламы 24 мар. 19:09, Бизнес Футбол. Товарищеский матч. Россия — Кот-д'Ивуар. Онлайн 24 мар. 19:00, Спорт В Нацгвардии назвали причину увольнения убийцы Вороненкова из войск 24 мар. 18:59, Политика Дума одобрила штраф за ввоз в Россию свыше пяти литров крепкого алкоголя 24 мар. 18:54, Экономика AliExpress запустила в России видеотрансляции с рекламой товаров 24 мар. 18:49, Технологии и медиа Власти 24 городов согласовали площадки для митингов Навального 24 мар. 18:44, Политика ЦБ впервые отреагировал на расследование о «молдавской прачечной» 24 мар. 18:33, Финансы Навального повторно предупредили о незаконности акции на Тверской 24 мар. 18:26, Политика
Участники рынка попросили Минэкономразвития вмешаться в спор о концессиях
Бизнес, 20 мар. 21:16
0
Участники рынка попросили Минэкономразвития вмешаться в спор о концессиях
ФАС предлагает изменить закон о концессиях, открыв доступ к торгам всем инвесторам и отменив стопроцентную компенсацию расходов концессионера из госбюджета. Некоторые участники рынка увидели в этом угрозу для крупных инфраструктурных проектов
Фото: Михаил Джапаридзе / ТАСС

Посредник в споре

Участники концессионного рынка, выступающие против инициируемого Федеральной антимонопольной службой (ФАС) изменения закона о концессиях, решили апеллировать к Минэкономразвития, сообщили РБК участники закрытого заседания Инфраструктурного клуба, прошедшего на прошлой неделе (копия итоговой резолюции есть у РБК).

ФАС в настоящее время выступает против возмещения государством 100% затрат частному инвестору (концессионеру), а также требует исключить «непрозрачные и неадминистрируемые требования» из процедуры торгов на заключение концессионных соглашений. Как утверждают в ведомстве, это обеспечит равный доступ к торгам всем потенциальным участникам. ФАС уже заблокировала один крупный дорожный проект, поскольку концессионер должен был получить стопроцентную компенсацию своих расходов из бюджета.

По мнению некоторых участников рынка, предложения ФАС ставят под угрозу реализацию крупных инфраструктурных проектов в стране, в том числе в формате государственно-частного партнерства (ГЧП). ФАС фактически предлагает приравнять концессионные соглашения к госзакупкам, регулируемым федеральным законом 44, говорит глава российской практики по инфраструктуре и проектам ГЧП Herbert Smith Freehills Ольга Ревзина. «ФАС оспаривает возможность [устроителя торгов] установить такие требования, как финансовая состоятельность, опыт привлечения финансирования, пытается запретить возможность подтверждения опыта участника с помощью третьих лиц», — уточняет она.

По словам заместителя руководителя ФАС Рачика Петросяна, этот шаг необходим, чтобы обеспечить бизнесу равный доступ к участию в тендерах. «Порядок проведения торгов в сегодняшнем законе о концессиях требует совершенствования, в частности, исключения возможности предъявлять неадминистрируемые требования к участникам конкурсов, например, к наличию опыта финансирования, незаконность которого подтверждена судом», — пояснил он. Существующие в законодательстве пробелы приводят к тому, что зачастую условия торгов на концессию сформулированы под конкретного участника, объясняет Петросян. Представитель ФАС также отметил, что прежний опыт финансирования не свидетельствует о наличии у участника достаточных средств в момент проведения торгов. ​Ревзина предполагает, что изменение требований может привести к тому, что в конкурсах будут участвовать недобросовестные участники, которые неспособны реализовать эти проекты.

ФАС также предлагает установить в законе о концессионных соглашениях минимальный размер доли финансирования проекта частным инвестором. По мнению ведомства, государство не должно возмещать концессионеру все вложенные средства. Как уточняет Петросян, согласно действующему законодательству, государство вправе принимать на себя часть расходов по концессионному соглашению, но финансовую ответственность должен нести и частный инвестор. Как отмечает Ревзина, в этом случае найти концессионера на крупные проекты будет практически нереально.

«Концессия предусматривает либо стопроцентное финансирование договора со стороны инвестора, либо обоюдное вложение денежных средств инвестора (концессионера) и органа власти (концедента), иными словами — софинансирование. Но никак не стопроцентное финансирование со стороны государства», — пояснил РБК представитель ведомства.

Сотрудник компании «Автодор», которая выступает заказчиком крупным концессионных проектов, воздержался от комментариев. «Представители банка участвуют в дискуссии и присоединяются к коммюнике по результатам заседания», — сообщили РБК в пресс-службе Евразийского банка развития.

Заблокированная дорога

В январе 2017 года ФАС аннулировала результаты конкурса на строительство платной автотрассы Стерлитамак — Магнитогорск.

Тендер на строительство дороги, которая должна разгрузить трассу М5 «Урал» и маршрут Европа — Западный Китай, прошел в конце 2016 года. К участию в конкурсе было допущено пять компаний, победителем стала «Башкирдорстрой». Предполагалось, что 20 млрд руб. на реализацию проекта поступят из федерального бюджета, 4,5 млрд руб. — из региона, 5,8 млрд руб. — от частного инвестора. Некоторые участки на дороге предполагалось сделать платными. По итогам выполненных работ государство должно было выплатить концессионеру около 12,9 млрд руб.

Рассмотрев жалобу одного из участников конкурса — компании «Южноуральская дирекция автодороги», ФАС решила аннулировать результаты конкурса, поскольку расходы на работы должны были полностью покрываться из бюджета. «Расход бюджетных средств Республики Башкортостан в ближайшие 15 лет составил бы в таком случае около 22 млрд руб.», — говорилось в сообщении ведомства. По мнению ФАС, тендер на строительство дороги Стерлитамак — Магнитогорск фактически представлял собой закупку государством работ по строительству в обход процедуры государственного заказа.

«Башкирдорстрой» и комитет Республики Башкортостан по транспорту и дорожному хозяйству обжаловали решение ФАС в Арбитражном суде Москвы. Предварительное судебное заседание состоялось 3 марта, следует из картотеки суда. Следующее заседание назначено на 7 апреля.

По словам Ольги Ревзиной, негативное решение по делу по башкирскому проекту создаст риски для реализации будущих проектов и поставит под угрозу уже существующие проекты. ​Ревзина считает, что если предложения ФАС в части платы концедента будут одобрены, то проверки могут грозить и системе «Платон». «В ходе проверок могут быть выявлены претензии, связанные не с заключением соглашения, а скорее с исполнением проектов», — добавляет она.

Глава ФАС Игорь Артемьев в начале марта заявил, сообщило агентство ТАСС, что концессии, в которых концессионер не несет инвестиционной нагрузки, но получает компенсации из бюджета, являются незаконными. Регулятор будет преследовать и пресекать такие формы мошенничества, предупредил Артемьев.

После этого Минэкономразвития выступило с заявлением о недопустимости принятия решений, подрывающих устойчивость института государственно-частного партнерства, сообщило ТАСС.